Напоминание

"Психология поведения в школе"

Автор: Колодина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №10
Населённый пункт: г. Химки
Наименование материала: статья
Тема: "Психология поведения в школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация: Данная статья посвящена изучению психологии поведения

в школьной среде. Рассматриваются основные аспекты психологических

механизмов, в частности стресс, влияющий на поведение учащихся в школе.

Обсуждаются факторы, определяющие поведенческие реакции учеников, а

также

методы

и

стратегии,

которые

могут

быть

использованы

для

эффективного управления и коррекции поведения в образовательной среде.

Ключевые

слова: психология

поведения,

школа,

ученики,

поведенческие реакции, педагогика, коррекция поведения.

PSYCHOLOGY OF BEHAVIOR AT SCHOOL

Abstract: This article is devoted to the study of the psychology of behavior

in a school environment. The main aspects of the psychological mechanisms

influencing stress as the influence of students’ behavior at school are considered.

The factors determining the behavioral reactions of students are discussed, as well

as methods and strategies that can be used for effective management and correction

of behavior in an educational environment.

Keywords: psychology of behavior, school, students, behavioral reactions,

pedagogy, behavior correction.

Психологическое изучение девиантного поведения тесно связано с

понятием дисциплины, которая играет ключевую роль в регулировании

поведения людей в обществе. Дисциплина представляет собой соблюдение

установленного порядка, правил и норм, что является неотъемлемой частью

функционирования

общества

и

организаций.

Проблема

дисциплины,

особенно в контексте учебных заведений, и дисциплинированного поведения

учащихся, всегда привлекала внимание и оставалась актуальной, вызывая

стресс и неоднозначные реакции [1].

Дисциплина, с одной стороны, представляет собой форму организации,

но также может восприниматься как принуждение. С другой стороны,

школьная дисциплина играет роль организующего начала, создающего

условия для эффективного обучения школьников. Однако, когда дисциплина

рассматривается как цель взаимодействия с учениками, это может приводить

к нарушениям в развитии личности ребенка и вызывать стресс у педагогов,

влияя на их профессиональное развитие [2].

Важно отметить, что дисциплина должна быть инструментальной и

служить высшей цели. Современные подходы к воспитанию подчеркивают

необходимость

интеграции

дисциплины

в

общую

сверхцель

образовательного процесса. Цели воспитания определяются социальными

факторами и особенностями общества, а также учитывают возрастные

особенности детей [3].

Хотя общие представления о дисциплине связаны с соблюдением

правил учреждения, каждый человек и группа участников учебного процесса

вкладывают в это понятие свой собственный личностный смысл [5]. Для

школьников

дисциплина

ассоциируется

с

послушанием,

порядком,

пунктуальностью и с выполнением установленных правил, что может

вызывать стресс и требовать адекватной реакции [9].

Психологическая сущность дисциплинированного поведения связана

как с внешними проявлениями (выполнение требований, предъявляемых

другими), так и с внутренними установками (выполнение собственных

стандартов). Внешняя дисциплинированность может быть обусловлена

страхом наказания или желанием избежать осуждения, в то время как

внутренняя установка на дисциплинированность предполагает осознанное

поведение независимо от внешних обстоятельств [4].

В контексте школьной среды, дисциплина и стресс представляют собой

важные аспекты, взаимосвязанные с организацией поведения учащихся.

Дисциплина в школе отражает соблюдение установленных правил и норм,

играя

ключевую

роль

в

поддержании

порядка

и

эффективности

образовательного процесса. Одновременно, стресс, как психологическое

состояние, может возникать учащимся в результате различных факторов,

включая требования дисциплины, социальные ожидания, и переживание

негативных ситуаций в учебной среде. Взаимодействие между дисциплиной

и стрессом в школе представляет собой сложную динамику, которая требует

внимательного изучения и понимания для разработки эффективных стратегий

поддержки учащихся и создания благоприятной образовательной среды [6].

Стресс может оказывать негативное влияние на поведение школьников,

проявляясь через раздражительность, агрессию, ухудшение академических

результатов, снижение мотивации к учебе, а также через физиологические

проявления, такие как головные боли, бессонница, усталость и другие

симптомы [7].

Психологический стресс в школе может привести к развитию

различных проблем поведения, таких как уклонение от учебы, пропуск

занятий, алкоголь и наркотики, а также к повышенному уровню агрессии и

конфликтов со сверстниками.

Для снижения негативного влияния стресса на поведение школьников

необходимо создать поддерживающую и безопасную образовательную среду,

обеспечивать психологическую поддержку и помощь учащимся, развивать

навыки управления стрессом и эмоциональной саморегуляции, а также

содействовать

формированию

позитивного

отношения

к

учебе

и

саморазвитию [8].

В рамках статьи было проведено исследование о влиянии стресса на

поведение учащихся в школьной среде.

В исследовании приняли участие 43 человека в возрастной категории

16-18 лет, 24 выпускника 9 класса и 19 выпускников 11 класса средней

общеобразовательной школы №24. Главной задачей исследования являлось

выявление уровня стресса выпускников перед выпускными экзаменами.

В эмпирическом исследовании были применены следующие методики:

1.

Методика «Психологической готовности к ЕГЭ/ОГЭ» М.Ю.

Чибисовой.

2.

«Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»,

Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина.

Методики

были

специально

подобраны

для

проведения

с

выпускниками школ, чтобы выявить уровень стресса, с которым сталкивается

каждый учащийся, который сдаёт итоговую аттестацию по выпуску из

школы.

При проведении методики «Психологической готовности к ЕГЭ/ГИА»

было задействовано 2 класса- 9 и 11. Выпускникам были предложены анкеты

с вопросами, на которые нужно дать ответы по пятибалльной шкале.

Цель методики в выявлении уровня психологической подготовки к

выпускным экзаменам.

Диагностика уровня стресса проходила следующим образом:

Диагност раздаёт всему классу бланки с вопросами, где учащиеся

должны

оценить

своё

согласие

или

несогласие

с

приведёнными

утверждениями и таким образом отразить своё мнение.

После проведения тестирования проводится анализ результатов, где

подсчитывается сумма баллов, обведённых учащимися. Также диагностом

учитывается то, что некоторые утверждения считаются в обратном порядке.

Оценка результатов проводится по следующей таблице:

Таблица 1- Стимульный материал

Сумма баллов от 1-5 говорит о очень низком уровне психологической

готовности к ЕГЭ/ОГЭ. От 6 до 10- низкий уровень, от 11 до 15-средний, от

16 до 20- выше среднего, от 21 до 25- высокий уровень психологической

готовности.

Далее

была

составлена

сравнительная

таблица

и

график

психологической устойчивости между учащимися 9-го и 11-го классов.

Таблица 2 – Результаты исследования

Учащиеся 9-го класса

Результат

учащегося

Учащиеся 11-го

класса

Результат

учащегося

Участник №1

7

Участник №1

11

Участник №2

12

Участник №2

4

Участник №3

14

Участник №3

5

Участник №4

6

Участник №4

8

Участник №5

9

Участник №5

15

Участник №6

18

Участник №6

5

Участник №7

14

Участник №7

13

Участник №8

7

Участник №8

17

Участник №9

16

Участник №9

3

Участник №10

11

Участник №10

8

Участник №11

21

Участник №11

5

Участник №12

15

Участник №12

21

Участник №13

11

Участник №13

14

Участник №14

13

Участник №14

4

Участник №15

17

Участник №15

12

Участник №16

24

Участник №16

7

Участник №17

9

Участник №17

10

Участник №18

14

Участник №18

12

Участник №19

16

Участник №19

9

Участник №20

6

Участник №21

10

Участник №22

17

Участник №23

12

Участник №24

11

Средний показатель

12,9

9,6

Учащиеся 9-го класса

Учащиеся 11-го класса

0

2

4

6

8

10

12

14

Столбец2

Рисунок 1- график психологической готовности учащихся

Данный график показывает, что уровень психологической подготовки

учащихся 9-го класса выше, чем у 11-го. Стрессоустойчивый потенциал у

одиннадцатиклассников ниже, чем у девятиклассников.

Итак, исходя из результатов проведённой методики можно сделать

вывод, что угнетённое психическое состояние наблюдается в обоих классов,

однако

одиннадцатиклассники

более

взволнованны

по

отношению

к

выпускным экзаменам. Это может быть связано с большим давлением

преподавателей и родителей при поступлении в ВУЗ, страхом перед

проведением

самим

экзаменом,

страхом

неудачи

при

завале

экзаменационных работ, неуверенности в собственных знаниях.

В рамках нашей работы мы применили «Шкалу оценки уровня реактивной и

личностной тревожности», Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина. Данная методика

позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное

свойство, и как состояние. Целью методики является выявление ситуативной

и личной тревожности.

Были получены следующие результаты методики учащихся 9-го и 11-

го классов:

Учащиеся 9-го класса

Учащиеся 11-го класса

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Ситуативная и личностная тревожность выпускников

(средние значения в %)

Высокий

Средний

Низкий

Рисунок 2- шкала тревожности выпускников

Результаты показали, что высокий уровень тревожности, а именно

69%, имеют выпускники 11-го класса, 23%- средний уровень, и только 8%

имеют низкий уровень тревожности. У девятиклассников преобладает

средний уровень тревожности- 61%, 24%- высокий, 15%- низкий.

Таким образом, можно отметить, что у одиннадцатиклассников

вероятность нервного срыва выше, чем у девятиклассников, однако и у

девятиклассников наблюдается угнетение психики.

Подводя итог по методике, можно сделать вывод, что выпускники

обоих классов в напряжении, им тяжело справляться и с ситуативной, ни с

личностной тревожностью. Наблюдается дискомфорт и напряжённость, так

как ученики находятся в условиях стрессовой ситуации, которая может

вызывать эмоциональный срыв.

В результате проведенного эмпирического исследования мы еще раз

эмпирически подтвердили основные положения, рассмотренные нами на

теоретическом уровне исследования об особенностях стрессоустойчивости

старшеклассников. Угнетённое психическое состояние наблюдается в обоих

классов, однако одиннадцатиклассники более взволнованны по отношению к

выпускным экзаменам. Это может быть связано с большим давлением

преподавателей и родителей при поступлении в ВУЗ, страхом перед

проведением самим экзаменом, страхом неудачи при завале экзаменационных

работ, неуверенности в собственных знаниях. По методике, можно сделать

вывод, что выпускники обоих классов в напряжении, им тяжело справляться

и с ситуативной, ни с личностной тревожностью. Наблюдается дискомфорт и

напряжённость, так как ученики находятся в условиях стрессовой ситуации,

которая может вызывать эмоциональный срыв.

У учащихся 9 класса преобладает низкий показатель по шкале

эмоциональной устойчивости зрелости, способности контролировать свои

эмоции.

Также

низкие

результаты

получены

по

шкале

жестокости-

чувствительности, что свидетельствует о том, что человек более склонен к

миролюбивому поведению и не проявляет агрессивности в конфликтных

ситуациях. Как было отмечено нами ранее, старшеклассники постоянно

находятся

в

ситуации

напряженности,

эмоционального

дискомфорта,

определенной настороженности.

Необходимо обозначить, что вся современная жизнь является крайне

стрессогенной, в связи с повышенным ритмом жизни, амбициозностью

окружающих людей, к этому списку можно добавить еще не одну сотню

неблагоприятных факторов.

Для подростков такая проблема становится особенно актуальной,

иногда ситуация настолько сложная, что он перестает с ней самостоятельно

справляться.

Выделим рекомендации выпускникам по снижению стресса:

Организация режима дня. Планирование занятий, отдых, работу и

социальную жизнь в установленном режиме, поможет обеспечить баланс

между ними. Это снизит сильные перепады настроения и улучшить

настроение в целом.

Спорт — это отличный способ снизить уровень стресса.

Достаточный сон. Недостаток сна может увеличить уровень

стресса. Нужно спать не менее 7-8 часов в день, чтобы чувствовать себя

бодрым и отдохнувшим.

Избегание вредных привычек. Алкоголь, наркотики и курение

высоко оцениваются как факторы, соответствующие стрессу. Нужно избегать

их

или

искать

свои

подсказки,

чтобы

сделать

уровень

стресса

контролируемым.

Общение. Нужно стараться остаться в контакте со своими

друзьями и близкими, чтобы получить опору и эмоциональную поддержку в

трудные периоды. Обмен опытом и идеями может помочь решить тревожные

проблемы.

Время на себя. Нужно выделять время для себя и заниматься

любимыми занятиями. Это также может помочь снизить уровень стресса и

улучшить настроение.

В заключении статьи можно отметить, что понимание взаимосвязи

между дисциплиной и стрессом играет важную роль в образовательном

процессе. Стресс, вызванный различными факторами в школьной среде,

может оказывать значительное влияние на поведение учащихся, и важно

осознавать этот аспект при разработке образовательных стратегий.

Исследования показывают, что эффективное управление стрессом

учащихся может способствовать улучшению их академических результатов,

социальной адаптации и общего благополучия. Психологическая поддержка,

развитие навыков саморегуляции и стратегий преодоления стресса играют

важную роль в формировании позитивного образовательного опыта.

Для создания благоприятной образовательной среды необходимо

учитывать не только аспекты дисциплины, но и стресса, который может

возникать у учащихся. Интеграция психологических знаний о влиянии

стресса на поведение в педагогическую практику поможет эффективнее

поддерживать учащихся и способствовать их успешному обучению и

развитию.

Список литературы

1.

Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников :

учебное пособие для студентов высших педагогических учебных

заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В.Куренкова.

– Москва : Академия, 2022. – 208 с.

2.

Бородина, Н. Б. Исторический аспект профилактики делинквентного

поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт / Н. Б.

Бородина, И. А. Мушкина, О. П. Садилова // Социальная педагогика. –

2014. – № 6. – С. 121-128.

3.

Воробьева, К. А. О новых проявлениях девиантного поведения

подростков в информационном пространстве / К. А. Воробьева //

Воспитание школьников. – 2018. – № 8. – С. 41-47.

4.

Воспитание трудного ребѐнка. Дети с девиантным поведением :

учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожкова. – Москва :

ВЛАДОС, 2013. –240 с. – (Коррекционная педагогика).

5.

Годовникова, Л. В. Индивидуально-психологические особенности

трудных подростков / Л. В. Годовникова // Социальная педагогика. –

2015. – № 3. – С. 27-31.

6.

Гонеев, А. Д. Работа учителя с трудными подростками : учебное

пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.

Д. Гонеев, Л. В. Годовникова. – Москва : Академия, 2008. – 240 с.

7.

Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В.

Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М. : Просвещение 2018. –

256 с.

8.

Гумель, Е. Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня

притязаний личности старшеклассника [Текст] / Е. Б. Гумель //

Гуманитарные научные исследования. – 2018. – № 6. – С. 17-19.

9.

Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И. В.

Дубровина. – М. : Сфера, 2018. – 528 с.