Напоминание

"О здоровье здоровым!" из опыта работы в рамках проекта "Тропа здоровья"

Автор: Петрова Марина Авенировна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МАОУДО "ДДЮТ" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чувашия
Наименование материала: Методрекомендации по ЗОЖ
Тема: "О здоровье здоровым!" из опыта работы в рамках проекта "Тропа здоровья"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«О здоровье для здоровых!»

(методические рекомендации для педагогов дополнительного

образования, классных руководителей, родителей)

В последнее время врачи с тревогой отмечают, как «молодеют» с

каждым годом болезни. Несерьезное отношение к своему здоровью у

сегодняшнего школьника может в будущем не позволить ему занять то место

в жизни, о котором он мечтает.

Здоровый образ жизни сегодня это требование времени. Быть

здоровым стало и модно, и престижно. Газеты пестрят заголовками статей о

новых методах лечения самых разных болезней. В любом журнале

обязательно найдется место разделу «Здоровье». На каждом канале есть своя

передача, посвященная только вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Современный человек, строя свой день, свою жизнь, свое здоровье, обязан

идти в ногу со временем.

Наукой доказано, что лишь 20% нашего здоровья формируют гены,

остальные 80% мы создаем сами. Точнее, их создает наш образ жизни: то,

что мы едим, как двигаемся и двигаемся ли вообще, насколько внимательно

прислушиваемся к собственному организму.

«Хочешь быть здоровым – будь им!» - это не пустые слова.

Мобилизовать защитные свойства организма способен каждый – хотя бы

закаливаясь и занимаясь спортом. Известно, например, что Лев Николаевич

Толстой, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строгого

режима: ранний подъем, работа над рукописью, затем обед и отдых, потом

прогулка верхом, вечером чтение, общение с детьми и сон.

«Мышечный голод». Так же, как и недостаток кислорода, опасен для

нашего организма и так называемый «мышечный голод». Французскому

врачу Тиссо, жившему в 18 веке, принадлежат слова: «Движение может по

своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира

не в состоянии заменить действие движения».

Люди активные, тренированные в два раза реже ходят к врачу, чем

те, кто ленится делать зарядку. Человек, регулярно нагружающий свои

мышцы, и нервную систему тренирует, и мозгу поставляет необходимое

количество кислорода. Неслучайно Аристотель проводил уроки со своими

учениками, прогуливаясь по территории созданной им в Афинах школы.

Врачи подсчитали, что для сохранения здоровья человек должен не

меньше 10 часов в неделю посвящать физическим упражнениям. Неважно,

что это будет: коньки, бег, плаванье, велосипедная или лыжная прогулка,

туристический поход или обычная ходьба. Важно, чтобы мы дали организму

возможность активно работать. Активный образ жизни – это не просто

подтянутый вид и тренированные мышцы. Это еще и нормальное давление, и

обмен веществ. У человека с развитыми мышцами крепче становятся кости.

Интенсивное обогащение крови кислородом положительно влияет на всю

систему кровообращения и работу сердца. Тренированный организм лучше

противостоит болезням, инфекциям, колебаниям температуры и влиянию

радиации – у него повышается иммунитет.

Мышцы человека должны постоянно получать нагрузку, чтобы

сохранить упругость и способность к сокращению. Присмотритесь к

спортсменам. Глядя на них, видно, как выступают икроножные мышцы у

бегунов, какие развитые мускулы у пловцов и тяжелоатлетов. Их мышцы от

постоянной тренировки увеличились, стали длиннее и могут теперь

выполнять работу в несколько раз большую, чем мышцы обычного человека.

Чемпионами всем становиться не обязательно, а вот заботиться о

своем здоровье не помешает никому. И спорт – главный помощник в этом.

Стала легендой история о великом русском полководце А.В.Суворове,

которому

гимнастика

помогла

преодолеть

врожденную

слабость

и

болезненность. Экс-чемпион мира по фигурному катанию, известный тренер

Ирина Роднина пришла на каток по совету врача. А вот другой случай. Врачи

не верили, что мальчик, не ходивший до 5 лет, сможет когда-нибудь вести

нормальную

жизнь,

но

тренировки

и

физическая

нагрузка

помогли

А.И.Егорову стать чемпионом Европы по спортивной ходьбе. И таких

примеров сотни.

Пусть «большой» спорт – дело избранных, в обычной жизни действует

олимпийский принцип: «главное – участие». Занятия спортом – в секции по

баскетболу,

в

бассейне

кроме

спортивного

азарта

и

восторга

одноклассников, пришедших поболеть за вас на соревнованиях, подарят

самое важное – необходимый запас энергии. Если же спорт не ваше

призвание, подумайте, хотя бы о минимуме, который может позволить себе

каждый, - об утренней зарядке.

Кто-то считает, что тратить драгоценные минуты на зарядку, когда

того и гляди опоздаешь в школу, - непростительная роскошь. И совершенно

напрасно. Доказано, что именно зарядка помогает проснуться и заставить

организм работать. Время, потраченное на утренние приседания, прыжки и

наклоны, вернется к вам в виде энергии и бодрости. Опыты показали, что

тому, кто начинает свое утро с активной «подзарядки» организма, надо в два

раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад.

Правда, тех, кто считает, что достаточно лениво помахать 5 раз руками над

головой и сделать десяток приседаний, придется расстроить. Это мало

похоже на зарядку. Для того чтобы утренняя гимнастика принесла хоть

какую-то пользу, нужно посвятить физическим упражнениям не меньше 15

минут. Важно с чего-то начать, и, главное, помните: зарядку делают не для

мамы и папы, а для себя!

Детям надо любить уроки физической культуры. «Почему?» -

спросите вы. Физкультура лечит самые разные болезни и состояния, в том

числе повышенное кровяное давление, депрессию, предотвращает развитие

сердечно - сосудистых заболеваний и других «болезней цивилизации». Кроме

того, постоянные физические упражнения значительно облегчают состояние

человека, страдающего хроническими заболеваниями.

Регулярные занятия физкультурой необходимы для того, чтобы

поддерживать себя в форме, быть бодрым даже в старости. Упражнения

доставляют физическое удовольствие («мышечную радость»), улучшают сон

и повышают эффективность работы органов кровообращения и дыхания.

Если вы регулярно занимаетесь физкультурой, у вас обязательно будет

хороший аппетит.

Энергичные физические упражнения тренируют сердце, его

мышечные волокна становятся сильнее и с каждым ударом перекачивают

больше крови. В результате пульс в состоянии покоя замедляется, и система

кровообращения работает более эффективно.

«Силовые» упражнения, например поднятие тяжестей, поддерживают

плотность и крепость костей, увеличивая их насыщение кальцием. В

результате снижается риск старческого ослабления костей и связанных с

этим состоянием переломов и трещин.

У большинства школьников занятия спортом воспитывают не только

силу, ловкость и смелость, но и положительно влияют на формирование

волевых качеств. У таких ребят улучшается дисциплина, изменяется

отношение к труду и учебе. Спорт полезен для здоровья, сохранения высокой

работоспособности, продления жизни. Человек, занимающийся спортом,

очень

скоро

начинает

понимать,

насколько

несовместимы

пагубные

привычки и спортивные достижения. Каждый спортсмен знает, как

неумолимо сказывается прием даже небольшой дозы алкоголя на его

спортивных результатах. Измеряют ли у спортсмена силу мышц, жизненную

емкость легких, скорость бега, высоту прыжка, массу поднимаемой штанги –

все изменяется в худшую сторону под влиянием алкоголя.

Радует, что в последнее время появляется больше молодых людей,

отрицательно относящихся к спиртному и табаку. Они вводят в моду –

хорошую моду – подтянутость, спортивный вид, ориентируются на здоровый

образ жизни. И тем самым противостоят пагубным привычкам, которые

ослабляют волю и отупляют интеллект.

21 век – время компьютеров и Интернета, однако сейчас не только не

уменьшается, но, напротив, возрастает значение спорта, который является

залогом здоровья и основой успеха в любой области науки, культуры и

бизнеса. Как восклицал Пьер де Кубертен в своей «Оде спорту»:

«О спорт! Ты – плодотворность!

Ты преградой встаешь на пути пагубных недугов, извечно

угрожающих людям.

Ты – посредник.

Ты рекомендуешь страждущим, немощным, хворым лучшее из

лекарств. Себя.

Ты примером своих сильных, здоровых, статных, мускулистых,

закаленных,

не

поддающихся

болезням

приверженцев

врачуешь

отчаявшихся.

Ты горячишь кровь. Заставляешь учащенно биться сердце.

Исцеляешь от недугов. Ты – красная строка в «Кодексе здоровья».

Ты утверждаешь: «В здоровом теле – здоровый дух!»

Какой бы путь вы не избрали, спорт всегда будет вашим добрым

спутником,

а

многие

герои

спортивных

состязаний,

постоянно

доказывающие, что нет предела человеческому совершенству, станут для вас

маяком в жизненном океане. И каждый их новый рекорд, каждое новое

достижение, каждая новая победа в мире спорта послужат для вас

вдохновением для достижения успеха.

Таким образом,

физическая активность укрепляет

организм

и предотвращает развитие различных заболеваний.

Начинайте

день правильно! Помните: здоровье, радость

жизни и счастье в ваших руках!

Примерный

режим дня школьника:

7.00. Подъем.

7.00-7.30. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка

постели, туалет.

7.30-7.50. Завтрак.

8.30-13.30. Занятия в школе.

13.00-13.30. Обед.

13.30-14.30. Послеобеденный отдых или сон.

14.30-16.00. Прогулка, игры или спортивные занятия на

воздухе.

16.00-16.15. Полдник.

16.15-17.30. Приготовление домашних заданий.

17.30-19.00. Прогулки на свежем воздухе.

19.00-20.00. Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные

занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным

языком и пр.).

20.00-20.30.

Приготовление

ко

сну

(гигиенические

мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание).

21.00-7.00. Сон.

Я думаю, что вы правильно планируете свой день. Поднимите

руки те, кто соблюдает режим дня?

Правила

на каждый день.

1.Не тревожьтесь о завтрашнем дне.

2.Не волнуйтесь, не сердитесь.

3.Помните: каждый день — новая жизнь.

4.Владейте своими мыслями и поступками.

5.Принимайте свою семью и окружающих такими, какие они

есть.

6.Не ленитесь по отношению к себе, к своему организму,

именно сегодня и каждый день занимайтесь зарядкой, своим

телом, следите за питанием, избегайте всего, что приносит

вред вашему здоровью.

7.Делайте только полезное, хорошее для себя, родных,

близких, друзей, просто для людей.

8.Выглядите

как можно лучше, моложе, разговаривайте

тихим голосом и любезно ведите себя, будьте щедрым на

похвалы.

9.Разумно сочетайте работу с отдыхом. Не перенапрягайтесь и

не

спешите,

хотя

бы

полчаса

проводите

в

покое

и

одиночестве, постарайтесь расслабиться.

10.Больше наслаждайтесь красотой, любите и верьте, что те ,

которых вы любите, любят вас.

Несколько советов для тех, кто хочет вести здоровый

образ жизни:

-

берегите здоровье с юных лет;

-

будьте умеренными во всем;

-

будьте всегда доброжелательны, спокойны и рассудительны;

-

уделяйте

время

своим

увлечениям, это

помогает

расслабиться и делает жизнь разнообразней;

-

не держите зла, чаще улыбайтесь, улыбка помогает снять

напряжение;

-

не разрешайте себе падать духом.

Существует

научно доказанный

факт, что здоровый образ

жизни позволяет людям жить до ста лет и более! А кто из нас не

хочет прожить долгую и активную жизнь? Ну а если вы по какому-

либо показателю не соответствуете, то это значит только одно, -

вам есть куда стремиться и это непременно нужно делать! И

для этого нужен здоровый образ жизни.

Рекомендуемая литература.

1.

Арсланова Р. Забота о глазах // Начальная школа. -2006. -

№8. – С.97-98.

2.

Бутова

С.

Оздоровительные

упражнения

на

уроках

//Начальная школа.- 2006.-№8.- С.98-100.

3.

Долотина О. Марафон здоровья //Начальная школа. – 2006.

- №8. – С.100-104.

4.

Козык Н. Занятия в «Школе здоровья» //Начальная школа. –

2006. - №8. – С.92-96.

5.

Ощепкова Т. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей

младшего школьного возраста //Начальная школа. – 2006.-

№8.- С.90-91.