Автор: Соколова Екатерина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Вологодская область город Череповец
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: " Поэзия времен Великой Отечественной войны".
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением отдельных предметов»
города Череповца Вологодской области.
Методическая разработка урока литературного чтения (4 класс).
Тема урока: « Поэзия времен Великой Отечественной войны».
Автор: Соколова Екатерина Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
Череповец 2024 год.
1
Технологическая карта урока литературного чтения, развивающая система Л.В.Занкова.
1.Ф.И.О. учителя: Соколова Екатерина Анатольевна.
2.Класс: четвёртый. Предмет: литературное чтение.
3.Урок открытия новых знаний. Тема урока: Поэзия времен Великой Отечественной войны. Урок – исследование.
4.Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Каждый выбирает по себе», десятый урок.
5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): познакомиться с творчеством поэтов времен Великой
Отечественной войны; осмыслить роль военной поэзии, воспитывать уважение к подвигу советского народа в военное
время.
6.Планируемые результаты:
Личностные: Познавательные:
- сохранять мотивацию учёбе; - использовать знаки, символы, схемы;
- проявлять интерес к новому учебному материалу; - высказывать в устной форме;
- развивать способность к самооценке. -владеть основами смыслового чтения;
- анализировать объекты, выделять главное;
-проводить сравнение, анализ;
-устанавливать причинно – следственные связи;
Регулятивные: Коммуникативные:
- принимать и сохранять учебную задачу: - допускать существование разных точек зрения людей;
- планировать свои действия; - формулировать собственное мнение
- учитывать, выделенные учителем ориентиры действия;
- выполнять учебные действия в материале; - контролировать действия партнёра;
- адекватно воспринимать оценку учителя; - использовать речь для регуляции своего действия.
- оценивать свои действия.
2
7.Оборудование: - музыкальная запись «Священная война»;
- проектор, экран, ноутбук для презентации «Поэзия военного времени»- портреты В.И. Лебедева – Кумача, А.А.
Ахматовой, К. Симонова, Ю. Друниной, М. Джалиля, А.Твардовского, С.Орлова ;
- репродукции плакатов и листовок военной эпохи.
- выставка книг о Великой Отечественной войне.
Характеристика этапов урока.
Этап урока
Цель
Содержание учебного
материала
Методы и
приёмы
работы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Организационный
Проверка
готовности
учащихся
к уроку,
их настроя
на работу.
-
-
Приветствие
учащихся,
проверка их
готовности
к уроку.
Приветствие
учителя,
проверка
своей готовности
к уроку.
Мотивационный
Мотивация на
открытие
новых знаний.
Звучит песня
«Священная война».
Постановка
проблемной
ситуации,
выдвижение
гипотезы.
Выдвигает
предположение
«когда грохочут
пушки, музы
молчат».
Предлагает
обдумать на уроке
данное
утверждение.
Слушают
исполнение
песни. Отмечают
юбилей даты.
Актуализация
знаний.
Сообщение
Организация
постановки
проблемного
Учащимся напоминаю о
заранее разделение на
группы, их функций.
Словесный
Работа по
презентации.
Отмечает, что
урок -
исследование
Дети -
исследователи
сообщают
3
темы и
постановка
целей урока.
вопроса
учащимися
Слайд №1.
Цель
исследования:
определение роли
поэтов. Функции
детей – экспертов
и детей –
исследователей.
О поэтах времён
Великой
Отечественной
войны.
Первичное
усвоение
новых знаний
Работа с плакатом И.
Тоидзе «Родина – мать
зовёт!» Почему этот
плакат часто
сопровождал песню
«Священная война»?
(Призыв к выполнению
воинского долга).
Анализ содержания
текста песни
«Священная война»
Приём
антиципации
(предположения).
Приём
стилистического
анализа текста.
Слайд № 2,3
Использование
словаря.
Помогает,
анализировать
содержание текста
песни и
изображение на
плакате «Родина –
мать зовёт!»
Выяснение
значения
«священная
война» -
справедливая, за
правду.
Исследователи
сообщают
историю
создания песни
«Священная
война»,
определяют
гражданскую
позицию поэта.
Дети –эксперты
анализируют
стихи.
Физминутка
Снять
мышечное
напряжение
учащихся
Репродукция картины в
учебнике «Тоска по
Родине» К.А.
Васильева.
-
Представьте себя
солдатами,
идущими в строю.
Маршируют,
представляя себя
солдатами,
идущими в
строю.
Первичная
проверка
понимания
Анализ
содержания
литературных
Знакомство со
стихотворением А.А
Ахматовой
Приём
стилистического
анализа текста
Подберите
синонимический
ряд. (Стойкость,
Дети –
исследователи
рассказывают об
4
учебного
материала
произведений.
«Мужество».
Знакомство со
стихотворением Юлии
Друниной
«Рукопашный бой».
Знакомство
со стихотворением
Константина
Симонова «Жди
меня».
(подбор
синонимов).
Инсерт (
Чтение
текста с
использованием
условных
обозначений).
Словесное
рисование.
Соотнесение
изображения и
текста.
отвага, смелость,
храбрость.).
Рассматривание
весов правосудия
Фемиды.
Чтение текста с
использованием
условных
обозначений.
Какую картину вы
представили?
Сопоставление с
плакатом того
времени. Анализ
содержания.
А. Ахматовой во
время войны.
Дети – эксперты
делают пометки
рядом со
строкой:
? – непонятное
выражение,
+ - новая
информация,
! – известно,
- - не согласен.
Ученик –
исследователь
читает наизусть
стихи
Ю.Друниной.
Ученик –
исследователь
рассказывает об
истории
создания
стихотворения.
Ученики –
5
Ранее изучали
стихотворение
С.Орлова «Его
зарыли в шар
земной» и
«Моабитскую
тетрадь» Мусы
Джалиля.
эксперты
анализируют
текст.
Повторяют
основную мысль
произведений и
соотносят с
изображениями.
Закрепление
знаний.
Определить
значение
военной
поэзии и
гражданскую
позицию
авторов
стихотворений.
Возвращение к
проблему вопросу (роль
поэтов в войне, их
гражданская позиция),
подтверждение или
опровержение
гипотезы.
Приём
конструирования
текста.
Учитель
предлагает
продолжить
высказывание
«Слово может
убить, слово
может спасти,
слово может
полки за собой
повести…».
Дети составляют
устные
высказывания
на основе
стихотворных
строк,
подтверждая,
что слово –
оружие поэта.
Дети
аргументируют
свою точку
зрения, участвуя
в диалоге.
Оценочная
деятельность
Оценка своей
работы на
протяжении
Учащимся предлагается
заполнить таблицы
самооценки
Самопроверка,
Взаимопроверка,
Самооценка.
Предлагается
проверить
собственную
Выполняют
самооценку на
основе критерия
6
урока.
работу на
протяжении всего
урока (таблица).
успешности
учебной
деятельности
(«волшебная
линейка»),
проверяют свои
знания(таблица)
Рефлексия
Формирование
и развитие
ценностного
отношения к
умению
анализировать
и оценивать
свои
достижения в
учебной
деятельности.
Детям
предлагается
дописать
предложения.
На уроке я узнал
(а), что….
Урок меня
заставил
задуматься о том,
что…..
Анализ
эмоционального
состояния,
полученного от
деятельности.
Домашнее
задание
Закрепить
полученные
знания,
использовать
их в новой
ситуации.
Выполнить задание на
дом по выбору.
Использование
разных по
уровню
сложности
заданий.
Задания на выбор:
1.Записать 5 – 6
пословиц по теме
«Мужество.
Отвага».
2.Подготовить
викторину
«Военная поэзия».
3.Сихи поэтов –
вологжан о войне.
Выполняют
домашнее
задание по
своему выбору.
7
Приложение 1.
Таблица самопроверки по теме «Поэзия времён Великой Отечественной войны». Вставить пропущенные слова.
№ Автор стихотворения
Название стихотворения
Основная мысль
1
Л.И.Лебедев - Кумач
«Священная война»
2
А.А.Ахматова
Весы правосудия. Духовная свобода.
3
«Рукопашный бой»
Ужасы войны.
4
Муса Джалиль
«Моабитская терадь»
5
«Его зарыли в шар земной…»
Вечная память погибшим солдатам.
6
К.Симонов
Воодушевление солдата.
Ключ к проверке.
№ Автор
Название стихотворения
Основная мысль
1
Л.И.Лебедев - Кумач
«Священная война»
Выполнение воинского долга.
2
А.А.Ахматова
«Мужество»
Весы правосудия .Духовная свобода.
3
Ю.Друнина
«Рукопашный бой»
Ужасы войны.
4
Муса Джалиль
«Моабитская терадь»
Гимн стойкости.
5
С.Орлов
«Его зарыли в шар земной…»
Вечная память погибшим солдатам.
6
К.Симонов
«Жди меня»
Воодушевление солдата.
8