Автор: Маскина Анна Ниловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы системно–деятельностного подхода как фактор эффективной реализации ФГОС на уроках английского языка
Маскина Анна Ниловна,
учитель иностранного языка
МБОУ «СОШ№21» Нижнекамского
муниципального района РТ
Методы и приемы системно–деятельностного подхода как фактор эффективной
реализации ФГОС на уроках английского языка.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед,
профессор Лондонского университета).
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Одна из основных задач
модернизации современной российской школы - изменение качества общего
образования,
которое
связывается
с
достижением
новых
образовательных
результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику
деятельности учителя и образовательного учреждения в целом.
Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать
самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно,
опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция и владение
большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения
жизненных
проблем.
Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную
позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,
учить его искать, думать, творить, делать.
Введение ФГОС нового поколения в современной школе обуславливает новые
подходы
к
организации
процесса
обучения,
принятие
за методологическую основу системно-деятельностного подхода, направленного
на
формирование
базовых
компетентностей
современного
человека:
информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Метод
обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их
сам
в
процессе
собственной
учебно-познавательной
деятельности
называется деятельностным методом.
Главная задача системно - деятельностного подхода - это организация процесса
обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика
в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода являетсявоспитание личности ребенка как
субъекта жизнедеятельности
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Системно-деятельностный
подход
позволяет
внедрить
в
учебный
процесс
активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей
учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном
обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют»
фронтальные формы работы.
Одним из эффективных методов, применяемых в нашей практике и реализующих
системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод
проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися
работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный
контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему
мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это
достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося,
создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что
является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к
успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий
позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка,
следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
На уроках иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках
программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики
проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его
окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут
трудиться в процессе работы.
Проблемный метод.Проблемный метод обучения тоже относится к активным
методам. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в
ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и
умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это,
прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности,
активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно
развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность,
нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение
обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в
самостоятельной деятельности. Его суть в том, что действия, которые были начаты,
но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение
связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение
задачи. Обучающийся попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему
творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из
этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и
формируются прочные знания, навыки и умения.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно
применять парную работу.Примеры методик парной работы:
1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и
прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей
записываются в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступают по
теме.
2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или
как подготовку к пересказу текста по плану.
Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану
восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения
теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1
учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1
объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом
учащиеся меняются ролями.
4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации
процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках
оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с
ответами, а другой ученик – без ответов.
5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные
задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов.
Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос,
второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
Примеры методов групповой работы:
1.
Метод
“разрезанной
информации”.
Формируются
команды
учащихся,
каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для
выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить
друг друга и помогать друг другу.
2. Метод “учимся вместе”. В разных группах дети работают над темой или
лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.
3. Метод проектов.
Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для
выполнения и презентации своей работы
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка применимы
следующие приемы:
Прием «Да-Нет» - формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в
единую картину или тему; умение систематизировать имеющуюся информацию;
умение слушать друг друга.
Прием «До-После»
- может использоваться на этапах актуализации знаний
рефлексии.
У
учащихся,
с
помощью
этого
приема
формируется
умение
прогнозировать события, умения соотносить известные и неизвестные факты,
умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.
Прием «Лови ошибку» - является универсальным приемом, активизирующим
внимание учащихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку
может совершить как учитель, так и ученик, выбранный для этой роли. Данный
прием формирует у учащихся умение анализировать информацию; умение
применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать
информацию.
Прием «Телеграмма» - направлен на актуализацию полученного субъективного
опыта. Телеграмма – это очень краткая запись. Учащийся пишет телеграмму
учителю (например, что понял на уроке, а что - нет); однокласснику - пожелание,
совет с точки зрения изученного на уроке.
Описанные
приемы
обучения
(мотивация,
проблемная
подача
материала,
самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных
форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на
каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их
деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и
структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-
урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику
жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия
образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать,
становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на
высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, то
есть готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно
изменяющихся условиях.