Напоминание

Методы и приемы системно–деятельностного подхода как фактор эффективной реализации ФГОС на уроках английского языка

Автор: Маскина Анна Ниловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы системно–деятельностного подхода как фактор эффективной реализации ФГОС на уроках английского языка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Маскина Анна Ниловна,

учитель иностранного языка

МБОУ «СОШ№21» Нижнекамского

муниципального района РТ

Методы и приемы системно–деятельностного подхода как фактор эффективной

реализации ФГОС на уроках английского языка.

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед,

профессор Лондонского университета).

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Одна из основных задач

модернизации современной российской школы - изменение качества общего

образования,

которое

связывается

с

достижением

новых

образовательных

результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику

деятельности учителя и образовательного учреждения в целом.

Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать

самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно,

опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция и владение

большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения

жизненных

проблем.

Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную

позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,

учить его искать, думать, творить, делать.

Введение ФГОС нового поколения в современной школе обуславливает новые

подходы

к

организации

процесса

обучения,

принятие

за методологическую основу системно-деятельностного подхода, направленного

на

формирование

базовых

компетентностей

современного

человека:

информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Метод

обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их

сам

в

процессе

собственной

учебно-познавательной

деятельности

называется деятельностным методом.

Главная задача системно - деятельностного подхода - это организация процесса

обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика

в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода являетсявоспитание личности ребенка как

субъекта жизнедеятельности

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

Системно-деятельностный

подход

позволяет

внедрить

в

учебный

процесс

активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей

учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном

обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют»

фронтальные формы работы.

Одним из эффективных методов, применяемых в нашей практике и реализующих

системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод

проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися

работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный

контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему

мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это

достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося,

создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что

является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к

успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий

позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка,

следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

На уроках иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках

программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики

проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его

окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут

трудиться в процессе работы.

Проблемный метод.Проблемный метод обучения тоже относится к активным

методам. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в

ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и

умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это,

прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности,

активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно

развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность,

нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение

обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в

самостоятельной деятельности. Его суть в том, что действия, которые были начаты,

но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение

связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение

задачи. Обучающийся попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему

творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из

этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и

формируются прочные знания, навыки и умения.

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно

применять парную работу.Примеры методик парной работы:

1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и

прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей

записываются в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступают по

теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или

как подготовку к пересказу текста по плану.

Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану

восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения

теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1

учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1

объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом

учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации

процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках

оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с

ответами, а другой ученик – без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные

задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов.

Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос,

второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1.

Метод

“разрезанной

информации”.

Формируются

команды

учащихся,

каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для

выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить

друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разных группах дети работают над темой или

лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов.

Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для

выполнения и презентации своей работы

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка применимы

следующие приемы:

Прием «Да-Нет» - формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в

единую картину или тему; умение систематизировать имеющуюся информацию;

умение слушать друг друга.

Прием «До-После»

- может использоваться на этапах актуализации знаний

рефлексии.

У

учащихся,

с

помощью

этого

приема

формируется

умение

прогнозировать события, умения соотносить известные и неизвестные факты,

умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.

Прием «Лови ошибку» - является универсальным приемом, активизирующим

внимание учащихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку

может совершить как учитель, так и ученик, выбранный для этой роли. Данный

прием формирует у учащихся умение анализировать информацию; умение

применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать

информацию.

Прием «Телеграмма» - направлен на актуализацию полученного субъективного

опыта. Телеграмма – это очень краткая запись. Учащийся пишет телеграмму

учителю (например, что понял на уроке, а что - нет); однокласснику - пожелание,

совет с точки зрения изученного на уроке.

Описанные

приемы

обучения

(мотивация,

проблемная

подача

материала,

самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных

форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на

каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их

деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и

структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-

урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику

жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность

образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия

образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать,

становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на

высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, то

есть готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно

изменяющихся условиях.