Напоминание

"Приименение современных образовательных технологий по речевому развитию детей дошкоольного возраста"

Автор: Кольцова Людмила Клавдиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Колобок"
Населённый пункт: пгт Юрья Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приименение современных образовательных технологий по речевому развитию детей дошкоольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колобок»

Информация к педагогическому совету

Тема: «Применение современных образовательных технологий по

речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФОП ДО»

Подготовила: воспитатель подготовительной группы

«Пчёлки» Кольцова Л.К.

Юрья, 2025

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка

в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и

описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в нашем

обществе, и развивать эти функции лучше всего с детства. Современные дети

стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У

ребенка лучший друг - это телевизор или компьютер, а любимое занятие

просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Для многих детей все

труднее становиться нормально, взаимодействовать с другими. В наш век

компьютеризации дети фактически лишены фактора общения, детям мало

читают, с ними мало разговаривают, зачастую дети предоставлены сами себе,

что приводит к недоразвитию речи и нарушение в коммуникативной сфере: у

них наблюдается агрессивные проявления, грубость. Зависть, обиды,

неумение строить дружеские отношения. Многие из них испытывают

трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети

суетливые, крикливые или наоборот, пассивные, общающиеся короткими,

искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с

эмоциональной неустойчивостью. Поэтому у данных детей на лицо

проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они

испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все

могут пересказать литературное произведение, последовательно составить

описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

-Неспособность грамматически правильно построить предложение.

-Недостаточный словарный запас.

-Употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция.

К компонентам речи ребенка 6-7 лет относятся:

- словарный запас,

- грамматический строй,

- фонетика, произношение,

- связная речь – выходят на новый уровень, ведь они составляют

фундамент для успешной учебы.

Все задачи, которые ставятся перед педагогом по развитию речи детей,

так или иначе ведут к одному самому главному результату : формированию

связной монологической и диалогической речи дошкольника.

Хочу поделиться опытом своей работы именно по этому направлению:

формирование связной монологической и диалогической речи.

Работу строю по трём направлениям:

-чтение художественной литературы;

-использование мнемотаблиц;

-коммуникативно-ситуативные игры.

«Развитие речи детей дошкольного

возраста посредством художественной

литературы»

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу

ребенка».

В.А. Сухомлинский

Задачи:

-способствовать

формированию

интереса

к

книгам,

произведениям;

-воспитывать умение слушать и понимать произведения,

выражать эмоции;

-воспитывать любовь и бережное отношение к книге,

-развивать

элементы

творчества,

формировать

умение

использовать прочитанное в разных видах деятельности;

-развивать

творческие

способности

при

постоянном

обращении с книгой;

-вовлекать

родителей

в

процесс

приобщения

детей

к

художественной литературе.

Результат:

Чтение детям книг способствует развитию всех

компонентов устной речи :

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи.

Формирование лексического строя речи (словаря).

Развитие связной речи.

Развитие выразительности речи.

Методы и приемы:

ОД по знакомству с художественной литературой.

Традиция ежедневного чтения ( перед обедом, перед

сном или в вечернее время ).

МНЕМОТАБЛИЦЫ

Это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей

сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения

главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-

наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Основные задачи мнемотехники:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а

так же с помощью заместителей понимать и рассказывать

знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание,

воображение, память (различные виды) ;

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность,

умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских

задач сказочного, игрового, экологического, этического

характера и др.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней

изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е.

преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки,

рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на

символы (образы, т. е. происходит отработка метода

запоминания.

Коммуникативные игры

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ

самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в

позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг

друга. В процессе этих игр ребенок переживает непподельную радость

вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность,

оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать

жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Значение коммуникативных игр

• Снимают телесные зажимы

• Способствуют эмоциональной разрядке

• Развивают воображение

• Развивают мимику и жесты

• Активизируют внимание

• Учат соблюдать правила

• Знакомят с чувствами и учат их распознавать

• повышают самооценку

Цель коммуникативных игр:

• развитие динамической стороны общения:

легкости вступления в контакт, инициативности,

готовности к общению;

• развитие эмпатии, сочувствия к партнеру,

эмоциональности и выразительности невербальных

средств общения;

• развитие позитивного самоощущения,

уверенности в себе, ощущением собственного

эмоционального благополучия, своей значимости в

детском коллективе, сформированной

положительной самооценки.