Автор: Кольцова Людмила Клавдиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Колобок"
Населённый пункт: пгт Юрья Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приименение современных образовательных технологий по речевому развитию детей дошкоольного возраста"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок»
Информация к педагогическому совету
Тема: «Применение современных образовательных технологий по
речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФОП ДО»
Подготовила: воспитатель подготовительной группы
«Пчёлки» Кольцова Л.К.
Юрья, 2025
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка
в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном
образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в нашем
обществе, и развивать эти функции лучше всего с детства. Современные дети
стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У
ребенка лучший друг - это телевизор или компьютер, а любимое занятие
просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Для многих детей все
труднее становиться нормально, взаимодействовать с другими. В наш век
компьютеризации дети фактически лишены фактора общения, детям мало
читают, с ними мало разговаривают, зачастую дети предоставлены сами себе,
что приводит к недоразвитию речи и нарушение в коммуникативной сфере: у
них наблюдается агрессивные проявления, грубость. Зависть, обиды,
неумение строить дружеские отношения. Многие из них испытывают
трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети
суетливые, крикливые или наоборот, пассивные, общающиеся короткими,
искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с
эмоциональной неустойчивостью. Поэтому у данных детей на лицо
проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они
испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все
могут пересказать литературное произведение, последовательно составить
описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
-Неспособность грамматически правильно построить предложение.
-Недостаточный словарный запас.
-Употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
К компонентам речи ребенка 6-7 лет относятся:
- словарный запас,
- грамматический строй,
- фонетика, произношение,
- связная речь – выходят на новый уровень, ведь они составляют
фундамент для успешной учебы.
Все задачи, которые ставятся перед педагогом по развитию речи детей,
так или иначе ведут к одному самому главному результату : формированию
связной монологической и диалогической речи дошкольника.
Хочу поделиться опытом своей работы именно по этому направлению:
формирование связной монологической и диалогической речи.
Работу строю по трём направлениям:
-чтение художественной литературы;
-использование мнемотаблиц;
-коммуникативно-ситуативные игры.
«Развитие речи детей дошкольного
возраста посредством художественной
литературы»
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу
ребенка».
В.А. Сухомлинский
Задачи:
-способствовать
формированию
интереса
к
книгам,
произведениям;
-воспитывать умение слушать и понимать произведения,
выражать эмоции;
-воспитывать любовь и бережное отношение к книге,
-развивать
элементы
творчества,
формировать
умение
использовать прочитанное в разных видах деятельности;
-развивать
творческие
способности
при
постоянном
обращении с книгой;
-вовлекать
родителей
в
процесс
приобщения
детей
к
художественной литературе.
Результат:
Чтение детям книг способствует развитию всех
компонентов устной речи :
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование грамматического строя речи.
Формирование лексического строя речи (словаря).
Развитие связной речи.
Развитие выразительности речи.
Методы и приемы:
ОД по знакомству с художественной литературой.
Традиция ежедневного чтения ( перед обедом, перед
сном или в вечернее время ).
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей
сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения
главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-
наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Основные задачи мнемотехники:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а
так же с помощью заместителей понимать и рассказывать
знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание,
воображение, память (различные виды) ;
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность,
умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских
задач сказочного, игрового, экологического, этического
характера и др.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е.
преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки,
рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на
символы (образы, т. е. происходит отработка метода
запоминания.
Коммуникативные игры
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ
самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в
позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг
друга. В процессе этих игр ребенок переживает непподельную радость
вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность,
оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать
жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
Значение коммуникативных игр
• Снимают телесные зажимы
• Способствуют эмоциональной разрядке
• Развивают воображение
• Развивают мимику и жесты
• Активизируют внимание
• Учат соблюдать правила
• Знакомят с чувствами и учат их распознавать
• повышают самооценку
Цель коммуникативных игр:
• развитие динамической стороны общения:
легкости вступления в контакт, инициативности,
готовности к общению;
• развитие эмпатии, сочувствия к партнеру,
эмоциональности и выразительности невербальных
средств общения;
• развитие позитивного самоощущения,
уверенности в себе, ощущением собственного
эмоционального благополучия, своей значимости в
детском коллективе, сформированной
положительной самооценки.