Напоминание

"Кто любит спорт, тот здоров и бодр"

Автор: Орлова Олеся Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ СО Центр помощи детям Агаповского муниципального района
Населённый пункт: п. Магнитный, Агаповский р-н, Челябинская обл.
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Кто любит спорт, тот здоров и бодр"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

Агаповского муниципального района

Рассмотрено на Педагогическом совете

Протокол № 3 от «28» августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор И.Б. Михеева _____________

Приказ № 60 -ОД от 28.08.2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Название - «Кто любит спорт, тот здоров и бодр»

Направленность –физкультурно-спортивная

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 3-18 лет

Педагог дополнительного образования

Марков Сергей Васильевич

п. Магнитный

2025-2026гг.

1

Содержание

Информационная карта ……………………………………………………….3

Пояснительная записка………………………………………………………...4

Учебный план……………………………………………………………………..8

Календарный учебный график…………………………………………………………9

Учебно-тематический план…………………………………………………………..11

Содержание изучаемого курса……………………………………

…………13

Планируемые результаты………………………………………………...…19

Комплекс организационно-педагогических условий……………………..21

Литература………………………………………………..……………………24

Список воспитанников в объединении……………………………………..25

Приложение………………………………………………………………..……26

2

Информационная карта программы

тип программы: модифицированная

направленность: физкультурно-спортивная

уровень организации процесса: комплексная

возрастной уровень реализации программы: 3-18 лет

форма реализации программы: групповая с индивидуальным консультированием

продолжительность реализации программы: одногодичная

3

Пояснительная записка

Физическое

воспитание

является

одной

из

составляющих

культур

общества.

Современный период в истории нашей страны характеризуется глубокими социальными,

экономическими и демографическими изменениями, которые особенно отражаются на

жизни молодого поколения. С каждым годом растет число детей-сирот и детей, оставшихся

без родительского попечения. В стране увеличивается количество государственных

учреждений для детей этой категории.

Главными причинами детского неблагополучия являются кризисные явления в семье:

нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количество неполных семей,

асоциальный образ жизни ряда родителей; падение жизненного уровня, ухудшение

содержания детей, нарастание психо-эмоциональных перегрузок у взрослого населения,

непосредственно отражающихся на детях.

Многие дети, попадающие в Центр помощи детям, имеют склонность к алкоголизму,

наркомании, токсикомании, отличаются жестокостью и подверженностью криминогенным

влияниям. Дети Центра чаще всего имеют отклонения в физическом, умственном и

психологическом развитии. Заболеваемость воспитанников таких учреждений в два раза

выше, чем у сверстников, проживающихся в семьях.

Одно из центральных мест в этом направлении должно занимать физическое

воспитание, которое способствует укреплению здоровья детей, снижает их уровень

тревожности и агрессии.

Актуальности программы

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие

требования к человеку и его здоровью. Поэтому с целью повышения двигательного режима

воспитанников необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и

спорту во внеурочное время. Для полноценного развития детям нужно двигаться, т.е.

выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).

Основной формой работы с детьми являются групповые занятия с индивидуальным

подходом к каждому ребёнку. Дифференцированный подход в обучении и воспитании всех

детей обеспечивает технология личностно-ориентированного обучения. При сообщении

новой, теоретической информации детям используются информационно-коммуникационные

технологии - это создание обучающих мультфильмов, мультимедийных презентаций,

использование электронно-образовательных ресурсов позволяет сделать процесс познания и

обучения интереснее, нагляднее, доступнее.

Отличительная особенность

-

систематизированная структура организации

занятий; направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой

индивидуальности.

Новизна

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной

подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных

способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге,

овладение

техникой

двигательных

действий

и

тактическими

приемами

в

игровой

деятельности. Важным условием выполнения данной программы является сохранение ее

образовательной направленности.

Сегодня

система

дополнительного

образования

детей

является

важнейшей

составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном Российском

обществе.

Неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях

постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности,

приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных

привычек, изменение направления социально – экономического развития государства,

4

ситуация

социальной

нестабильности.

Осознавая всю важность физического воспитания подрастающего поколения, в

настоящее время одним из стратегических направлений образования в России является

проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации в целом. Исследования

показывают,

что

традиционная

организация

образовательного

процесса

создает

у

воспитанников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию

хронических болезней. Все это говорит о том, что необходимо найти пути и выходы

наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья подрастающего поколения.

Приобщение детей к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс

социализации, воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который

закладывается с детства на всю жизнь. В современной социально-экономической ситуации

эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно

этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов

спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни,

становлении познавательной мотивации и способностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на

дополнительное обучение воспитанников на принципах доступности и результативности.

Используются активные методы обучения и разнообразные формы занятия, соревнования.

Цель программы -

улучшение здоровья, физическая реабилитация воспитанников, формирование

основ здорового образа жизни.

Задачи:

Предметные:

1.

познакомить с историей развития физкультуры и спорта, правилам соревнований;

2.

обучить воспитанников технике движений основных видов спорта;

3.

привлечь детей, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по

физической подготовке и играм.

Оздоровительные:

1.

организовать профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата;

2.

укреплять связки нижних и верхних конечностей;

3.

укреплять здоровье воспитанников посредством развития физических качеств.

Личностные:

1.

развивать двигательные физические качества и способности: быстроту, ловкость,

специальную и общую выносливость;

2.

воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;

3.

повышать и воспитывать устойчивую мотивацию к занятиям по офп.

Условия реализации программы

Для своей реализации программа подразумевает модульную систему. Для каждой

возрастной группы определяется специальный модуль, имеющий свой учебно-тематический

план

и

содержание.

План

составляется

педагогом

в

соответствии

с

количеством

теоретических и практических занятий, с учетом разнообразных форм работы и видов

деятельности. Учитываются поставленные перспективная цель и текущие задачи.

Содержание

модулей

определяется

педагогом,

исходя

из

круга

необходимых

теоретических знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники, их

психолого-возрастными

особенностями,

степенью

подготовленностью

к

восприятию

материала, общим кругозором учитываются пожелания, интересы и потребности каждого

ребенка.

Краткие аннотации к содержанию модулей

5

Модуль

«Рекорды

зовут!»

предусматривает

разнообразную

деятельность

в

соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста дошкольников, их

особенностями, состоянием здоровья.

Модуль «Стартуют все!» поможет детям в возрасте 7-10 лет в развитии двигательной

активности, привлечет их к участию в подвижных играх

Модуль «Знай наших!» ориентирован на применение широкого комплекса средств и

методов физической культуры для увеличения уровня физической подготовленности

воспитанников в возрасте 11-18 лет.

Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются

теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в

соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

При подборе средств и методов практических занятий руководитель объединения

должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным,

поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых

включаются упражнения из разных видов.

Упражнения

подбираются

в

соответствии

с

учебными,

воспитательными

и

оздоровительными целями занятия.

Учебно-тренировочный

цикл

по

каждому

разделу

программы

завершается

контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные

нормативы составляются руководителем объединения на основе норм для данной возрастной

группы.

Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям. Их следует

проводить систематически.

Инструкторские

и

судейские

навыки

приобретаются

в

процессе

проведения

участником объединения одной из частей практического занятия с группой (с методической

помощью руководителя объединения) и судейства соревнований. Участникам объединения,

получившим звание судьи и проявляющим интерес к этой работе.

Разнообразие форм и методов, используемых в процессе занятий, позволяет учитывать как

коллективные, так и индивидуальные потребности и способности детей.

Для усвоения программного материала используют следующие формы и методы:

Словесные: рассказ, объяснение, беседа, инструктирование, опрос, разбор, обсуждение,

словесная оценка и т.д.;

Демонстрационные: показ

движений,

демонстрация

наглядных

пособий

(рисунков,

фотографий, плакатов, таблиц), кино- и видео-демонстрация;

Методы разучивания упражнений:

а)

метод

расчлененного

обучения

(выполнение

подготовительных

и

подводящих

упражнений при обучении сложным движениям)

б) метод избирательного обучения (акцентируется отдельный элемент техники выполнения

движения, например отталкивание в прыжке в длину с разбега);

в) метод целостного обучения (выполнение легких и доступных упражнений в целом);

г) метод строго регламентированного упражнения;

д) игровой метод (моделирование различных подвижных игр и эстафет, спортивные игры);

е) соревновательный метод (деление на команды, проведение двухсторонних игр по

волейболу, баскетболу, футболу по упрощенным и стандартным правилам).

Для организации учебной деятельности на тренировочных занятиях применяется:

Фронтальная (общегрупповая) организация деятельности воспитанников:

а) одновременное выполнение упражнений (в колоннах и шеренгах);

б) попеременное выполнение упражнений (чаще практикую задания в парах);

в) посменное выполнение упражнений (одинаковые задания выполняют сразу несколько

человек);

г) поточное выполнение упражнений (задание выполняется поочередно, один за другим).

Звеньевая (групповая) организация деятельности (деление на группы по разным

признакам: полу, физическому развитию, подготовленности);

6

Индивидуальная

организация

деятельности (каждый

воспитанник

выполняет

определенные или заранее подготовленные упражнения; задания разделяются для

сильных и слабых детей);

Круговая форма организации деятельности (упражнения разного вида выполняются

на отдельных станциях с последующей сменой по кругу).

В бесснежное время помимо игровых заданий, упражнений и подвижных игр, в

подготовку детей и подростков включаются и элементы спортивных игр на уменьшенных

площадках и по упрощенным правилам

На всех этапах обучения (ознакомления, разучивания, совершенствования) должен

осуществляться дифференцированный подход.

Использование различных способов дифференцированного обучения обеспечивает

для слабых воспитанников более тщательную работу над элементами техники,

целенаправленному

развитию

двигательных

качеств;

для

сильных

возможность опережающего

обучения и

движению

вперед

к

более

сложным

двигательным действиям.

Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется через итоговый контроль.

Правильно поставленная и организованно проводимая учебно-тренировочная работа

способствует успешной подготовке к сдаче нормативов:

- доклады, рефераты, тесты, викторины, беседы, согласно теоретического курса

данной программы;

- контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы,

быстроты, скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений);

-контрольные упражнения на владение техникой движений (легкоатлетических

упражнений);

- участие в соревнованиях районных, областных соревнованиях;

- выполнение контрольных упражнений.

Возраст воспитанников:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 18 лет. В условиях Центра

помощи детям.

Программа включает в себя теоретические и практические занятия.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Уровень знаний, умений и навыков, полученных по программе в целом и

отдельно

по

каждому

образовательному

модулю,

определяется

систематически

и

объективно.

7

Уч

е

бный план

Срок реализации программы 1 год.

Модуль

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и

контроля

Рекорды зовут!

180

Зачеты, соревнования

Стартуют все!

216

Зачеты

Знай наших!

295

Соревнования

итого

691

8

Кал

е

ндарный уч

е

бный график

К

а

л

е

нд

а

рныйуч

е

бный

гр

а

фик

р

а

зр

а

бот

а

н

в

с

оотв

е

т

с

твии

с

Ф

е

д

е

р

а

льным

З

а

коном

Ро

сс

ий

с

кой Ф

е

д

е

р

а

ции «Об обр

а

зов

а

нии

в

Ро

сс

ий

с

кой Ф

е

д

е

р

а

ции» (от 29 д

е

к

а

бр

я

2012г. №273-ФЗ)

с

уч

е

том тр

е

бов

а

ний С

а

нПиН.

К

а

л

е

нд

а

рный

уч

е

бный

гр

а

фик

опр

е

д

е

л

яе

т

ч

е

р

е

дов

а

ни

е

обр

а

зов

а

т

е

льной

д

ея

т

е

льно

с

ти и пл

а

новых п

е

р

е

рывов при получ

е

нии обр

а

зов

а

ни

я

дл

я

отдых

а

и иных

с

оци

а

льных ц

е

л

е

й (к

а

никул) по к

а

л

е

нд

а

рным п

е

риод

а

м уч

е

бного год

а

.

1.Кал

е

ндарны

е

п

е

риоды

1.1.Д

а

т

а

н

а

ч

а

л

а

обуч

е

ни

я

по прогр

а

мм

е:

01.09.2025г.

1.2.Д

а

т

а

оконч

а

ни

я

обуч

е

ни

я

по прогр

а

мм

е:

30.05.2026г.

2.П

е

риоды обра

з

оват

е

льной д

е

ят

е

льно

с

ти

2.1.П

е

риоды обуч

е

ни

я

П

е

риод

Д

а

т

а

Продолжит

е

льно

с

ть

(колич

ес

тво н

е

д

е

ль)

Н

а

ч

а

ло

Оконч

а

ни

е

1 полугоди

е

01.09.2025

31.12.2025

17

2 полугоди

е

12.01.2026

30.05.2026

19

Итого

36

3.Р

е

жим

з

анятий

3.1. Общий р

е

жим работы Центра помощи детям

Р

а

бочи

е

дни

Воскресенье - четверг

Выходны

е

дни

Пятница, суббота, пр

а

здничны

е

дни,

у

с

т

а

новл

е

нны

е

з

а

конод

а

т

е

ль

с

твом РФ

3.2. П

е

риод

у

ч

е

бной д

е

ят

е

льно

с

ти по программ

е

Колич

ес

тво з

а

н

я

тий в н

е

д

е

лю

6 (в

с

оотв

е

т

с

твии

с

уч

е

бным пл

а

ном)

Дни н

е

д

е

ли

Воскресенье - четверг

Продолжит

е

льно

с

ть з

а

н

я

тий

30-45 мин

П

е

р

е

рыв м

е

жду з

а

н

я

ти

я

ми

1 5минут

9

Н

а

ч

а

ло з

а

н

я

тий

Группа дошкольного возраста:

Вс.– чт. – 17:35

Группа младшего школьного возраста:

Пн. – чт. – 18:10

Вс. -16:00

Группа среднего и старшего школьного

возраста:

Пн. – чт. – 16:45

Вс. – 09:00

Оконч

а

ни

е

з

а

н

я

тий

Группа дошкольного возраста:

Вс.– чт. – 18:05

Группа младшего школьного возраста:

Пн. – чт. – 18:55

Вс. – 17:35

Группа среднего и старшего школьного

возраста:

Пн. – чт. – 17:30

Вс. – 10:35

10

Учебно-тематический план

Предмет

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Модуль

«Знай наших!»

Вводное занятие

1

1

-

Инструктаж

«Меры

предупреждения

травматизма, техника безопасности на

занятия

1

1

-

Передвижения и остановки без мяча

8

1

7

Ловля мяча

8

-

8

Передача мяча

8

-

8

Ведение мяча

8

-

8

Броски мяча

8

-

8

Вырывание и выбивание мяча

8

-

8

Выполнение комбинаций из освоенных

элементов

техники

перемещений

и

владения мячом

8

-

8

Тактика игры

8

-

8

Общая физическая подготовка

8

-

8

Техническая подготовка

14

-

14

Контрольные

упражнения

и

соревнования

3

-

3

Этапы развития отечественного хоккея

2

2

-

Правила игры в хоккей

4

4

-

Основные

компоненты

технико-

тактической

подготовки

и

теоретические

основы

соревновательной деятельности

30

5

25

Психологические аспекты подготовки

хоккеистов

3

3

-

Теория

2

2

-

Техническая подготовка

24

-

24

Тактическая подготовка

24

-

24

Общефизическая подготовка

24

-

24

Соревнования

12

-

12

Развитие футбола в России

2

2

-

Гигиенические

знания

и

навыки.

Закаливание

2

2

-

Правила игры в футбол

2

2

-

Техника игры в футбол

30

-

30

Итого

252

25

227

Модуль

«Стартуют

все!»

Игры с бегом

36

5

31

Игры с мячом

36

5

31

Игры с прыжками

36

5

31

Игры малой подвижности

36

5

31

Эстафеты

36

5

31

Народные игры

36

5

31

Зачет, соревнования

10

-

10

Итого

225

30

195

Модуль

«Рекорды

зовут!»

Вводное занятие

3

-

3

Школа мяча

25

1

24

Гимнастика

40

-

40

Легкая атлетика

41

1

40

11

Спортивные игры. Баскетбол

21

1

20

Спортивные игры. Футбол

21

1

20

Спортивные игры. Пионербол

21

1

20

Подвижные игры

43

0

43

Игровой стретчинг

26

2

24

Зачеты, соревнования

8

-

8

Итого

249

4

242

Всего

726

62

664

12

Содержание изучаемого курса

Модуль «Знай наших!»

БАСКЕТБОЛ

Раздел. 1. Вводное занятие – 1 час

Знакомство с деятельностью объединения «Кто любит спорт, тот здоров и бодр!»: цели и

задачи, порядок и план работы на учебный год.

Раздел 2. Инструктаж «Меры предупреждения травматизма, техника безопасности на

занятия – 1 час

Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 3. Передвижения и остановки без мяча –8 часов

ТБ и правила поведения на занятиях секции баскетбол. Стойка игрока. Перемещение в защитной

стойке; вперед, назад, вправо, влево. Перемещение в защитной стойке; вперед, назад, вправо, влево.

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные

рывки из различных исходных положений

.

Игры и эстафеты с мячом.

Скоростные рывки из

различных исходных положений.

Остановки: двумя шагами, прыжком. ОФП

Прыжки, повороты

вперед, назад. Игра по упрощённым правилам баскетбола

Прыжки, повороты вперед, назад.

Техника перемещений. Игры и эстафеты с мячом.

Сочетание способов передвижений (бег,

остановки, прыжки, повороты, рывки)

Раздел 4. Ловля мяча – 8 часов

Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ловля и передача мяча двумя руками на уровне груди.

Ловля и передача мяча двумя руками с отскоком мяча от пола. ОФП.

Ловля двумя руками

«высокого» мяча (в прыжке). Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов.

Ловля двумя руками «высокого» мяча (в прыжке). ОФП. Передача мяча одной рукой от плеча.

Передача мяча одной рукой сверху (крюком). Передача и броски мяча одной рукой сверху (крюком).

Игры и эстафеты с мячом.

Раздел 5. Передача мяча – 8часов

Передача мяча одной рукой снизу. Передача мяча одной рукой за спиной. Правила соревнований по

баскетболу. Жесты судей. Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Приемы

передачи мяча. Передача мяча одной рукой от плеча. Передача мяча двумя руками сверху. Бросок

одной рукой мяча от плеча в движении. Тактические действия в баскетболе. Бросок одной рукой в

прыжке.

Раздел 6. Ведение мяча – 8 часов

Ведение мяча. Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в

движении). Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Ведение мяча с изменением высоты

отскока (на месте и в движении). Перехват мяча. Ведение мяча в движении с переводом на другую

руку. Игра по упрощённым правилам баскетбола. ОФП. Ведение мяча с изменением направления

движения. Ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности.

Игра по упрощённым правилам баскетбола. Судейство. Ведение мяча с обводкой препятствий.

Раздел 7. Броски мяча –8 часов

Бросок мяча двумя руками от груди с места. Сочетание приемов игры в баскетбол. Бросок мяча

двумя руками от груди с места. Штрафной бросок. Правила соревнований по баскетболу. Жесты

судей. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. ОФП. Бросок мяча одной рукой от плеча в

движении после ведения. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения. Бросок в

кольцо одной рукой сверху в прыжке. ОФП. Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке.

ОФП Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей. Штрафной бросок. Игра по упрощённым

правилам баскетбола.

Раздел 8. Вырывание и выбивание мяча – 8 часов

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении. ОФП. Выбивание мяча из рук

соперника, выбивание мяча при ведении. ОФП. Вырывание мяча из рук соперника. Игра по

упрощённым правилам баскетбола. Судейство. Вырывание мяча из рук соперника. ОФП.

Раздел 9. Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и

владения мячом – 8 часов

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо. Судейство. Сочетание приемов без броска мяча в

кольцо. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических

13

действий. ОФП. Сочетание приемов с броского мяча в кольцо. Игры и эстафеты на закрепление и

совершенствование технических приемов и тактических действий. Сочетание приемов с броского

мяча в кольцо. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и

тактических действий. Сочетание приемов с броского

мяча в кольцо. Штрафной бросок. Игра по

правилам баскетбола. Судейство.

Раздел 10. Тактика игры – 8 часов

Индивидуальные действия в нападении и защите. Групповые действия в нападении и защите:

взаимодействие двух игроков; взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1).

Групповые действия в нападении и защите: взаимодействие двух нападающих против двух

защитников (2Х2), (3Х2). Игра по правилам баскетбола. Взаимодействие в нападении с участием

двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место». Взаимодействие в нападении с участием

трех игроков («тройка», «малая восьмерка»). Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование

технических приемов и тактических действий. Игра по правилам баскетбола. Судейство.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Раздел 11. Общая физическая подготовка – 8 часов

Комплексы

общеразвивающих

упражнений,

направленные

на

развитие

гибкости,

координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры,

направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые

упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты.

Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные

упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение

аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня

лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для

развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

Раздел 12. Техническая подготовка – 14 часов.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение

специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной

техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на

согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом.

Совершенствование

основных

элементов

техники

классических

лыжных

ходов

в

облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой

стойках.

Обучение

преодолению

подъемов

«елочкой»,

«полуелочкой»,

ступающим,

скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом»,

соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с

основными элементами конькового хода.

Раздел 13. Контрольные упражнения и соревнования – 3 часа.

Упражнения

для

оценки

разносторонней

физической

подготовленности

(общей

выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по

ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2

км, в годичном цикле.

ХОККЕЙ

Раздел 14. Этапы развития отечественного хоккея – 2 часа

Возникновение и эволюция хоккея. Зарождение хоккея в России. Этапы развития хоккея.

Первые

чемпионы

страны.

Участие

отечественных

хоккеистов

в

международных

соревнованиях.

Достижения

хоккеистов

России

в

международных

соревнованиях:

чемпионах мира, Европы и Олимпийских играх. Современное состояние и перспективы

дальнейшего развития детского и юношеского хоккея в нашей стране.

Раздел 15. Правила игры в хоккей – 4 часа

Изучение и разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Обязанности судей. Роль

судьи как воспитателя.

Раздел 16. Основные компоненты технико-тактической подготовки и теоретические

основы соревновательной деятельности – 30 часов.

Теоретические основы соревновательной деятельности. Понятие о спортивной технике.

Характеристика

основных

технических

приемов,

целесообразность

и

особенности

14

применения их в различных ситуациях. Технические приемы, применяемые ведущими

игроками мира. Новое в технике хоккея. Рост требований к расширению технического

арсенала.

Индивидуализация

техники.

Значение

контроля

за

уровнем

технической

подготовленности хоккеиста. Общие понятия о стратегии, тактике, системе игры.

Особенности тактики российского хоккея. Тактический план встречи, его составление и

осуществление. Борьба за инициативу – важнейшая тактическая задача и пути ее решения.

Понятие об индивидуальной, групповой и командной тактике. 14 Тактика игры в защите и

нападении.

Тактика

игры

вратаря:

выбор

позиции,

взаимодействие

с

партнерами,

руководство обороной. Значение тактических заданий хоккеистам на игру. Зависимость

тактического построения игры команды от возможностей соперника, размеров поля,

освещения, состояния льда. Значение предстоящей игры и особенности турнирного

положения команды. Сведения о сопернике, тактика игры команды, характеристика игроков.

Определение состава команды. Разбор проведенной игры.

Раздел 17. Психологические аспекты подготовки хоккеистов –3 часа.

Волевые качества хоккеиста: смелость, настойчивость, решительность в достижении цели,

умение

преодолевать

трудности,

взаимопомощь,

организованность,

инициативность,

ответственность перед коллективом. Психологическая подготовка юных хоккеистов, ее

значение для достижения высоких спортивных результатов. Основные методы развития

волевых качеств и совершенствование психологической подготовки хоккеистов в процессе

спортивной тренировки.

ВОЛЕЙБОЛ

Раздел 18. Теория – 2 часа

История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в волейбол

Раздел 19. Техническая подготовка –24 часа

Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба,

бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым

боком вперед. Сочетание способов перемещений. Овладение техникой приема и передач

мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного

подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после

перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной

близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и

после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками

сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из

зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача

двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над

собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя

руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием

мяча снизу в группе.

Раздел 20. Тактическая подготовка - 24 часа

Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с

расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая. Нападающие

удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок

вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).

Овладение

техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача,

прием мяча, отраженного сеткой.

Раздел 21. Общефизическая подготовка – 24 часа

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для

второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии:

игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ).

Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней

подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен

лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при

приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

15

Раздел 22. Соревнования – 12 часов

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости,

координационных,

скоростно-силовых.

Гимнастические

упражнения. Упражнения

без

предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного

сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами

– различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в

положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с

ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.

Соревнования.

ФУТБОЛ

Раздел 23. Развитие футбола в Росси – 2 часа.

Краткая

характеристика

футбола

как

средства

физического

воспитания.

История

возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок Росси по футболу.

Раздел 24. Гигиенические знания и навыки. Закаливание - 2 часа.

Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий

режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена.

Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания

организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры.

Правила купания.

Раздел 25. Правила игры в футбол – 2 часа.

Разбор и изучение правил игры в футбол. Роль капитана команды, его права и обязанности

.

Раздел 26. Т

ехника игры в футбол – 30 часов

Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный

удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения

технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу

внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба;

остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и

внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и

действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком

соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов

игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание

мяча с рук.

Модуль «Стартуют все!»

Раздел 27. Игры с бегом – 36 часов

Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных

игр для здорового образа жизни. Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными

строчками. Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». Комплекс ОРУ в движении «Мишка

на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору». Комплекс ОРУ в

колонне по одному в движении. Игра «Второй лишний». Игра «Краски». Упражнения с

предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси – лебеди». Комплекс ОРУ в движении.

Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий

лишний». Игра «Шишки, жёлуди, орехи».

Раздел 28. Игры с мячом – 36 часов

История возникновения игр с мячом.

Совершенствование координации движений. Перекаты

мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу».

Развитие глазомера и чувства

расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра

«Бегуны и метатели».

Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса.

Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей».

Броски и ловля мяча. Игра «Мяч

соседу». Игра «Подвижная цель».

Раздел 29. Игры с прыжками – 36 часов

16

Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков.

Последовательность обучения прыжкам.

Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие

воробышки».

Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка».Игра

«Лягушата и цапля».

Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало».

Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли».

Раздел 30. Игры малой подвижности – 36 часов

Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.

Упражнения для

формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета.

Комплекс специальных

упражнений «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». Игра «Альпинисты».

Комплекс

упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра «Поезд». Упражнения для исправления

нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Летает – не летает». Игра «Копна – тропинка –

кочки».

Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка.

Игра «Построение

в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг».

Раздел 31. Эстафеты – 36 часа

Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма.

Беговые

эстафеты.

Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками)

.

Эстафеты на развитие

статистического и динамического равновесия.

Раздел 32. Народные игры – 36 часов

Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей.

Разучивание

народных игр. Игра «Калин – банба»

.

Разучивание народных игр. Игра «Чижик»

Разучивание

народных

игр.

Игра

«Золотые

ворота»

.

Разучивание

народных

игр.

Игра "Чехарда".

Раздел 33. Зачет, соревнования – 10 часов

Модуль «Рекорды зовут!»

Раздел 34. Вводное занятие – 3 часа

ОРУ без предметов. Развитие прыгучести. Подвижные игры.

Раздел 35. Школа мяча – 25 часов

Теоретические знания «Как появился мяч?». Разминка в ходьбе, беге. ОРУ с мячом. Метание

малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель. Стойка при метании. Подвижная игра.

Ходьба в колонне по одному с заданиями. Прокатывание мяча разными способами.

Упражнения с мячом в парах (передача и ловля мяча). Ходьба в колонне по одному с

мешочками на голове.

Раздел 36. Гимнастика – 40 часов

Разминка в ходьбе и беге. ОРУ с гимнастической палкой. Ползанье на четвереньках

различными способами. Подлезание под дугу. Лазанье по гимнастической лестнице.

Подвижная игра. Игра малой подвижности. Самомассаж. ОРУ с обручем. Строевые

упражнения. Стойка на лопатках. Прыжки на скакалке. ОРУ с кубиками. Упражнения на

гимнастической скамье. Подлезание под дугу прямо и боком. Подлезание под шнур прямо и

боком. ОРУ на гимнастической скамье. ОРУ с обручем. Прокатывание обруча разными

способами.

Раздел 37 Легкая атлетика – 41 час

Теоретические знания: «Что такое Лёгкая атлетика?». Разминка в ходьбе и беге. ОРУ с

косичкой. Прыжки в высоту разными способами. Прыжки в длину с двух ног. Подвижная

игра. Малоподвижная игра на внимание. Массаж. ОРУ без предметов. Упражнения,

направленные на развитие скоростных качеств. Формирование скорости реакции. Прыжки в

высоту. Спрыгивание с различной высоты с правильным приземлением. Развитие

выносливости.

Беговые

упражнения. ОРУ

с

гантелями.

Беговые

соревновательные

упражнения. Эстафета.

Раздел 38. Спортивные игры. Баскетбол –21 час

Теоретические знания об игре «Баскетбол». Разминка в ходьбе и беге. ОРУ без предметов.

СРУ с элементами баскетбола: ведение мяча на месте, в движении, подбрасывание и ловля

мяча. Подвижная игра с элементами баскетбола. Малоподвижная игра на внимание.

17

Раздел 39. Спортивные игры. Футбол – 21 час

Теоретические знания об игре «Футбол». Разминка в ходьбе и беге. ОРУ без предметов. СРУ

с элементами футбола: ведение мяча, упражнения с мячом на месте и в движении.

Подвижная игра с элементами футбола. Малоподвижная игра на внимание.

Раздел 40. Спортивные игры. Пионербол – 21 час

Теоретические знания об игре «Волейбол». Разминка в ходьбе и беге. ОРУ без предметов.

СРУ с мячом: броски мяча из разных положений в цель. Подвижная игра с мячом.

Упражнения на координацию.

Раздел 41. Подвижные игры - 43 часа

«Вороны и воробьи», малоподвижная игра «Пропавшие ручки», «Ловишки - перебежки»,

«Паровозик», «Землемеры»,

«Собери орехи», «Кто лучше прыгнет»,

«Не оставайся на полу»,

малоподвижная игра «Две подружки», «Кто сделает меньше прыжков», «Охотники и зайцы», «Брось

за флажок», малоподвижная игра «Дерево, кустик, травка», «Попади в обруч», «Сбей кеглю»,

«Колпачок и палочка»,

малоподвижная игра « Дом», «Гуси-лебеди»,

«Тетери»,

«Пройди по

верёвочке», «Хитрая лиса», «Лесная эстафета», малоподвижная игра «Елочка», «Всадник», «Жмурки

с колокольчиком», «Скок-перескок», «Медведи и пчелы», малоподвижная игра «Капуста-редиска»,

«Перелет птиц», «Кто быстрее до флажка», «Кто скорее через обруч к флажку», «Быстро возьми,

быстро положи», малоподвижная игра

,

«Котик к печке подошел», «Попади в корзину», «Мяч над

головой», «Руки вместо ног», «Пройди – не задень», малоподвижная игра «Овощи и фрукты», «Пас

на ходу», «Переноска мячей», «Возьми быстро», «Кто скорее до мяча», малоподвижная игра «По

дорожке».

Раздел 42. «Игровой стретчинг» - 26 часов.

Теория: Инструктаж

по

технике

безопасности. Знакомство

детей

с

героями

необходимой сказки для выполнения упражнений стретчинга.

Практика: Специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и

игровых двигательных действиях и заданиях. Сказки «Солнышко и дождик», «Спать пора»,

«Лесовички», «Кто поможет воробью?», «Волшебные яблоки», «Невоспитанный мышонок»,

«Пусть приходит зима», «Как у слонёнка хвост появился», «Три брата», «Рябинка», «Воробей и

карасик», «Близко и далеко», «Хвастунишка», «Лягушка и лошадка», «Верный слуга», «Чижики»,

«Белая змея», «Ёженька», «Как море стало солёным» и др. (Приложение №5 «Игровой

стретчинг. Сказки»). Практические задания на выполнение серии упражнений стретчинга

Раздел 43 Зачеты, соревнования – 8часов

18

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных

ценностей;

предметные

через

формирование

основных

элементов

научного

знания,

а

метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Личностные

результаты

отражаются

в

индивидуальных

качественных

свойствах

воспитанников:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности

человека;

-

развитие

личностных

качеств,

обеспечивающих

осознанный

выбор

поведения,

снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред

физическому и психическому здоровью;

- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания

ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как

целевой приоритет при организации собственно жизнедеятельности, взаимодействии с

людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих

на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Предметные результаты:

Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,

умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с

организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В ходе реализации программы воспитанники получат знания:

- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании

функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;

- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических

действий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно- силовых,

координационных, выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической

подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;

- жесты судьи спортивных игр;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

сформируют умения:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях

спортивными играми;

- выполнять технические приёмы и тактические действия;

- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях

спортивными играми;

- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;

- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;

- проводить судейство спортивных игр._

Оздоровительные результаты программы кружковой деятельности:

- осознание воспитанниками необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм

поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,

19

произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение

численности детей, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные

мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта

взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение

воспитанников к собственному здоровью.

Формы подведения итогов реализации программы:

- зачеты;

- диагностика уровня воспитанности;

- мониторинг личностного развития воспитанников;

- социометрические исследования;

- диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей;

- тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности

технических умений и навыков;

- анкетирование;

- участие в соревнованиях;

- сохранность контингента;

- анализ уровня заболеваемости воспитанников

20

Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы

Данную программу реализует педагог, имеющий педагогическое образование. В зале, где

проходят занятия, созданы условия проведения деятельности по физической культуре,

которые соответствуют нормам по охране труда, производственной санитарии и

возрастным особенностям детей.

Оборудование спортивного зала для реализации программы:

гимнастическая стенка;

приставные доски к стене;

гимнастические скамейки;

гимнастические маты;

корригирующие дорожки;

обручи разного диаметра;

гимнастические палки;

мячи;

мешочки с песком;

мячи надувные различного диаметра;

шапочки и маски для подвижных игр;

кегли;

ленточки;

флажки.

Формы аттестации и контроля

Педагогическое наблюдение.

Анализ достижений.

Система оценки результатов усвоения программы

Основными критериями оценки уровня физического развития является получение

определенного результата, который оценивается либо в реальных ситуациях его

достижения, либо в специально организованных ситуациях, имитирующих реальные, либо

по результатам выполнения соответствующих заданий.

Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации физического развития

воспитанников и включает:

характеристику достижений и положительных качеств воспитанника;

определение приоритетных задач и направлений физического личностного с

учётом как достижений, так и проблем развития ребёнка.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

при освоении программы

Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются

следующие

методы диагностики: наблюдение, мониторинг, зачет, соревнования.

Диагностические материалы

Для

мониторинга

результативности

работы

по

программе

разработана

медико-

педагогическая

диагностика,

которая

осуществляется

в

три

этапа

(первичное

обследование, текущее изучение, заключительное обследование).

1. Первичная диагностика детей.

21

Медицинскими работниками в начале учебного года проводится диагностика детей с

целью выявления возможных отклонений в физическом развитии при использовании

следующих методов:

методы анамнеза (опроса),

соматоскопии (наружного осмотра),

антропометрии.

Показатели пульса, выносливости, жизненного индекса и другие, позволяют определить

положительный эффект физкультурных занятий в отношении здоровья детей. Он будет,

прежде всего, заключаться в снижении пульса и частоты дыхания по отношению к

исходным данным, а также сокращении времени возвращения показателей частоты пульса

и дыхания к исходным данным.

Инструктором

по

физической

культуре

проводится

диагностическое

занятие

по

определению

исходных

показателей

физического

развития,

двигательной

подготовленности детей.

На основании всех полученных данных составляется объективная оценка текущего

состояния организма ребенка. Результаты проведенных обследований заносятся в

диагностическую карту здоровья ребенка (Приложение 1), где отмечается:

группа здоровья,

уровень физической подготовленности (высокий, средний, низкий),

имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.

Динамика показателей физического развития и физической подготовленности

воспитанников разных возрастных групп используется как эффективное средство для

осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт

профилактики

заболеваний.

Полученные

результаты

позволяют

осуществлять

индивидуальный подхода к физическому воспитанию, а так же поиска путей оптимизации

учебного процесса и сохранения здоровья каждого воспитанника

.

Методы обучения, используемые при реализации программы:

наглядно-зрительные – показ физических упражнений, использование наглядных

пособий, имитация, зрительные ориентиры;

словесные – объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений,

сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная

инструкция;

практические – повторение упражнений без изменения и с изменениями;

проведение упражнений в игровой форме;

игровые.

Основными методами и приемами организации учебно-воспитательного процесса

являются:

- методы развития быстроты движений – игровой метод; метод облегченных внешних

усилий (уменьшение дистанции, высоты и т. д.); метод многократного повторения

скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др.;

- методы развития выносливости – интервальный метод (разновидность повторного

метода, т. е. дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой

интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где

интервалом отдыха служит обычно ходьба либо медленный бег; метод игры скоростей

(заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках

движения) и др.;

- методы развития гибкости – метод многократного растягивания; игровой метод;

музыкально-ритмические упражнения и др.;

22

- методы развития ловкости – повторный и игровой методы;

- показ;

- объяснение;

- пошаговая устная инструкция к выполнению упражнений;

- повторение;

- рассматривание иллюстративного материала;

При этом в работе с детьми преобладают приемы опосредованного обучения (игра,

объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с

инструктором и др.

Во время проведения двигательной активности детей для эмоционального комфорта

используется музыкальное сопровождение.

23

Литература

1. Алямовская В. Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации

физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды,2006.–30 с.

2. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества. –

Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007.– 284с.

3. Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет; планирование и конспекты. –

М.: Сфера, 2008. – 203 с.

4. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для

дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 251 с.

5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. –

М.: АРКТИ, 2010. – 35 с.

6. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы /

Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. –

540 с.

7. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя

дет.сада. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 143 с.

8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: метод.пособие. – М.:

Мозаика-Синтез, 2004. – 225 с.

9. Сочеванова Е.А. Подвижные игры с бегом. Для детей 4-7 лет. –М.: Детство-Пресс, 2012.

– 48 с.

10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. –

М.: Академия, 2013. – 368 с.

11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.:

Мозаика-Синтез, 2011. – 120 с.

12. Фандикова Л.А. Режимы двигательной активности дошкольников. – М.: Прогресс,

2008. – 193 с.

13. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. – К.: Наукова думка, 2009. – 228 с.

14. Шарманова С. Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Состояние,

проблемы, технологические решения. – Челябинск, 2009.– 69 с. 15. Яковлева Л.В.

Физическое развитие детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений.

В 3 ч. / Л.В. Яковлева, Р.А.Юдина. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – Ч. 1.

– 237

24

Список воспитанников объединения

1 группа

п/п

Фамилия, имя, отчество

Дата

рождения

Класс

Диагноз

ПМПК

1.

Бердникова Анастасия Сергеевна

07.04.2020

дошк

по возр

2.

Бердникова Ева Сергеевна

14.09.2021

дошк

7 вид

2 группа

п/п

Фамилия, имя, отчество

Дата

рождения

Класс

Диагноз

ПМПК

1.

Досаев Данил Евгеньевич

01.06.2017

2

7 вид

2.

Досаев Артем Евгеньевич

29.12.2014

3

7 вид

3 группа

п/п

Фамилия, имя, отчество

Дата

рождения

Класс

Диагноз

ПМПК

1.

Майорова Надежда Николаевна

30.10.2009

9

7 вид

3

Майорова Вера Николаевна

28.05.2011

8

7 вид

4.

Матвеева Варвара Сергеевна

12.03.2012

6

-

5.

Бердникова Мария Сергеевна

03.03.2012

7

6.

Алексеева Елена Владимировна

06.07.2011

8

по возр

7.

Алексеева Екатерина Владимировна

12.10.2012

7

7 вид

8.

Досаева Лидия Евгеньевна

30.09.2011

8

по возр

10.

Нугуманова Виктория Николаевна

03.08.2011

8

по возр

11.

Зверева Елена Александровна

10.08.2010

9

7 вид

12.

Иргизбаев Артур Иркенович

25.09.2010

9

по возр

13

Мирясова Полина Николаевна

10.05.2011

8

по возр

25

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕБЁНКА.

Ф.И.О. ребёнка_______________________________________________________________

Возраст ребёнка ____________

Дата ________________

ОБСЛЕДУЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ГРУППА ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

Заболеваемость

Профиль заболеваний

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ:

Норма, выше или ниже нормы

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ

Степень освоенности основных движений:

Уровень развития мелкой моторики и

координации движений (норма, выше ниже)

Качества:_______________________________

Быстрота:______________________________

Выносливость:__________________________

Сила:__________________________________

Ловкость:______________________________

Гибкость:

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ И

ВЗРОСЛЫМИ (НОРМА, ОТКЛОНЕНИЕ)

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

Внимание:_____________________________

Память:________________________________

Мышление:_____________________________

Речь:

ПРИВЫЧКИ И ОСОБЕННОСТИ

РЕБЁНКА, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЕ

ПЕРСОНАЛА

26

Приложение 2.

Карта тестирования показателей здоровья в баллах.

Физические

качества

Физические

упражнения

Баллы Показатели оценки тестирования

Скоростные

Бег на 60 м

0

-не ориентируется в понятиях « старт,

финиш, марш»;

- во время бега может самовольно

прекратить движения;

1

- дистанцию проходит в медленном

темпе

2

- обучающий стартует строго по

сигналу «марш» выполняя стартовый

разгон;

- дистанцию проходит в среднем

темпе;

- финиширование выполняет на

отрезке за 100 м до финиша

3

- обучающий стартует строго по

сигналу «марш» выполняя стартовый

разгон;

- дистанцию проходит за короткий

отрезок времени;

- финиширование выполняет на

отрезке за 100 м до финиша

Координационные Прыжки через

скакалку за 30 сек.

(раз)

0

- не владеет техникой выполнения

упражнения

1

- выполняет прыжки в медленном

темпе с определенной остановкой

после каждого прыжка;

- наблюдается не соответствие

движений рук и ног;

- приземляется на всю стопу;

2

-выполняет упражнение технически

правильно но в медленном темпе;

27

- прыжки длительностью до 1 минуты

3

- упражнение выполняется

технически правильно в быстром

темпе;

- прыжки до 1 минуты с количеством

прыжков 120 и выше;

Челночный бег 3x10 м

(сек.)

0

1

2

3

Скоростно-

силовых

Поднимание туловища

из положения лежа на

спине, руки за головой

за 30 сек. (раз)

0

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется с

помощью учителя;

1

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется

самостоятельно, но количество

подъемов не превышает 10 раз за

один подход;

2

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется

самостоятельно, но количество

подъемов не превышает 30 раз за

один подход;

3

упражнение выполняется б быстром

темпе и количество подходов не

меньше чем 25 за 30 с

Прыжок в длину с

места (см)

0

-не владеет приемом отталкивания и

приземлением

1

- прыжок выполняется технически

правильно, но длинна, не превышает

1метра.

2

- прыжок выполняется технически

правильно, но длинна, не превышает

1м20

3

- прыжок выполняется технически

28

правильно, длинна в соответствии с

возрастными нормами.

Силовые

Подтягивание

туловища из виса на

руках

0

- удерживает свое тело в висе на

руках

1

- технично правильно выполнять

подъем туловища(фат сверху, угол

разгиба в локтевом суставе 90*,

подбородок доходит выше

перекладины, ноги вместе);

- выполняется упражнения с

помощью учителя;

2

- технично правильно выполнять

подъем туловища(фат сверху, угол

разгиба в локтевом суставе 90*,

подбородок доходит выше

перекладины, ноги вместе);

- выполнения упражнения от 2 раз;

3

- технично правильно выполнять

подъем туловища(фат сверху, угол

разгиба в локтевом суставе 90*,

подбородок доходит выше

перекладины, ноги вместе);

- выполнение упражнения по нормам

соответственно возрасту

Сгибание и разгибание

рук в упоре лежа на

полу (раз) за 30 с

0

- не сгибает руки в локтях;

- удерживает тело в горизонтальном

положении(статически)

1

-выполняет упражнение технически

верно;

-кол-во жимов не превышает 2

2

выполняет упражнение технически

верно;

-кол-во жимов не соответствует

нормам в данном классе

3

- удерживает тело в горизонтальном

положении(держит статику);

- сгибание рук происходит под

прямым углом;

29

- возрастные нормативы

выполняются;

Выносливость

6 минутный бег

0

- бег чередуется с ходьбой, но

преобладает ходьба

1

- бег чередуется с ходьбой, но

преобладает бег

2

- бег выполняется в медленном темпе

3

- бег проходит в темпе выше

среднего;

- ускорение на финише начинать на

отрезке 200-300 м.

Гибкость

Наклон туловища

вперед из положении

стоя ноги вместе.

0

- выполняется упражнение с большей

амплитудой, руки касаются

коленного сустава;

1

-выполняется упражнение с большей

амплитудой, руки обхватывают

самую узкую часть ноги(голеностоп);

2

-выполняется упр. без амплитуды,

спокойно дотягиваясь пальцами рук

до пола

3

-выполняется упр. без амплитуды,

спокойно касаясь ладонями рук до

пола

30

31

32

33

34

35

36