Напоминание

Строение земной коры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород

Автор: Луконина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Кирельская ООШ"
Населённый пункт: с Кирельское,Камско-Устьинский район Республика Татарстан
Наименование материала: разработка урока
Тема: Строение земной коры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Разработка урока по географии. 6 класс.

Тема: Горные породы.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о горных породах, их

классификации и способах образования.

Задачи урока:

Образовательные:

• Познакомить учащихся с понятиями "минерал" и "горная порода".

• Изучить классификацию горных пород по происхождению: магматические, осадочные,

метаморфические.

• Рассмотреть примеры различных горных пород и их свойства.

• Определить практическое значение горных пород в жизни человека.

Развивающие:

• Развивать умения анализировать, сравнивать и классифицировать информацию.

• Развивать навыки работы с учебником, географическими картами и иллюстративным

материалом.

• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между процессами

образования горных пород и их свойствами.

• Развивать познавательный интерес к изучению географии.

Воспитательные:

• Формировать бережное отношение к природным ресурсам.

• Воспитывать культуру общения и умение работать в группе.

• Формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты:

Предметные:

• Знание основных понятий: "минерал", "горная порода", "магматические породы",

"осадочные породы", "метаморфические породы".

• Умение различать горные породы по происхождению и внешним признакам.

• Понимание значения горных пород в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные:

Регулятивные:

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

* Планировать свою деятельность на уроке.

* Оценивать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные:

* Участвовать в диалоге на уроке.

* Слушать и понимать других.

* Аргументировать свою точку зрения.

* Работать в группе.

Познавательные:

* Находить и анализировать информацию в различных источниках.

* Сравнивать и классифицировать объекты.

* Устанавливать причинно-следственные связи.

* Делать выводы.

Личностные:

• Проявление познавательного интереса к изучению географии.

• Осознание ценности природных ресурсов и необходимости их бережного использования.

• Формирование ответственного отношения к учению.

Оборудование:

• Учебник географии для 6 класса.

• Коллекция горных пород (магматические, осадочные, метаморфические).

• Мультимедийная презентация по теме урока.

• Географические карты.

• Рабочие листы для учащихся.

• Компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

• Приветствие учащихся.

• Проверка готовности к уроку.

• Создание позитивного настроя.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

• Фронтальный опрос:

• Что такое земная кора?

• Из чего состоит земная кора?

• Что такое минералы? Приведите примеры.

3. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

• Показ фотографий различных зданий, памятников, дорог, изготовленных из горных

пород.

• Вопрос: Что общего у этих объектов? Из чего они сделаны?

• Подведение к теме урока: Горные породы.

• Сообщение цели и задач урока.

4. Изучение нового материала (20 мин.)

Понятие о горных породах:

• Объяснение учителя с использованием презентации.

• Горные породы - это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

• Примеры горных пород: гранит, базальт, известняк, глина, мрамор.

Классификация горных пород по происхождению:

Магматические породы:

* Образуются из магмы, которая поднимается из глубин Земли и застывает на

поверхности или в толще земной коры.

* Примеры: гранит (глубинная), базальт (излившаяся).

* Рассмотрение образцов гранита и базальта. Описание их свойств.

Осадочные породы:

* Образуются в результате разрушения других горных пород под воздействием ветра,

воды, температуры, а также из остатков растений и животных.

* Примеры: песок, глина, известняк, каменный уголь.

Рассмотрение образцов песка, глины и известняк. Описание их свойств.

Разъяснение процесса образования осадочных пород.

Метаморфические породы:

Образуются в результате изменения магматических и осадочных пород под воздействием

высокой температуры и давления в недрах Земли.

Примеры: мрамор (известняк), гнейс (гранит).

* Рассмотрение образцов мрамора и гнейса. Описание их свойств.

* Разъяснение процесса метаморфизма.

Работа с учебником:

• Чтение соответствующих параграфов учебника.

• Выполнение заданий в рабочих листах.

5. Первичное закрепление материала (10 мин.)

Игра "Угадай породу":

• Учитель показывает образцы горных пород, а учащиеся называют их и определяют тип

по происхождению.

Работа в группах:

• Каждая группа получает карточку с описанием горной породы.

• Задача: определить, к какому типу по происхождению относится данная порода, и

объяснить свой ответ.

Вопросы для обсуждения:

• Чем отличаются магматические породы от осадочных?

• Как образуются метаморфические породы?

• Приведите примеры использования горных пород в жизни человека.

6. Подведение итогов урока (3 мин.)

• Рефлексия:

• Что нового вы узнали на уроке?

• Что было наиболее интересным?

• Что вызвало затруднения?

• Оценивание работы учащихся на уроке.

7. Домашнее задание (2 мин.)

• Прочитать соответствующие параграфы учебника.

• Ответить на вопросы в конце параграфа.

• Найти информацию о применении конкретных горных пород в строительстве,

промышленности или сельском хозяйстве.

• (По желанию) Собрать небольшую коллекцию горных пород, встречающихся в вашей

местности, и составить их описание.