Автор: Луконина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Кирельская ООШ"
Населённый пункт: с Кирельское,Камско-Устьинский район Республика Татарстан
Наименование материала: разработка урока
Тема: Строение земной коры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород
Разработка урока по географии. 6 класс.
Тема: Горные породы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о горных породах, их
классификации и способах образования.
Задачи урока:
• Образовательные:
• Познакомить учащихся с понятиями "минерал" и "горная порода".
• Изучить классификацию горных пород по происхождению: магматические, осадочные,
метаморфические.
• Рассмотреть примеры различных горных пород и их свойства.
• Определить практическое значение горных пород в жизни человека.
• Развивающие:
• Развивать умения анализировать, сравнивать и классифицировать информацию.
• Развивать навыки работы с учебником, географическими картами и иллюстративным
материалом.
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между процессами
образования горных пород и их свойствами.
• Развивать познавательный интерес к изучению географии.
• Воспитательные:
• Формировать бережное отношение к природным ресурсам.
• Воспитывать культуру общения и умение работать в группе.
• Формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты:
• Предметные:
• Знание основных понятий: "минерал", "горная порода", "магматические породы",
"осадочные породы", "метаморфические породы".
• Умение различать горные породы по происхождению и внешним признакам.
• Понимание значения горных пород в хозяйственной деятельности человека.
• Метапредметные:
• Регулятивные:
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
* Планировать свою деятельность на уроке.
* Оценивать результаты своей работы на уроке.
• Коммуникативные:
* Участвовать в диалоге на уроке.
* Слушать и понимать других.
* Аргументировать свою точку зрения.
* Работать в группе.
• Познавательные:
* Находить и анализировать информацию в различных источниках.
* Сравнивать и классифицировать объекты.
* Устанавливать причинно-следственные связи.
* Делать выводы.
• Личностные:
• Проявление познавательного интереса к изучению географии.
• Осознание ценности природных ресурсов и необходимости их бережного использования.
• Формирование ответственного отношения к учению.
Оборудование:
• Учебник географии для 6 класса.
• Коллекция горных пород (магматические, осадочные, метаморфические).
• Мультимедийная презентация по теме урока.
• Географические карты.
• Рабочие листы для учащихся.
• Компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
• Приветствие учащихся.
• Проверка готовности к уроку.
• Создание позитивного настроя.
2. Актуализация знаний (5 мин.)
• Фронтальный опрос:
• Что такое земная кора?
• Из чего состоит земная кора?
• Что такое минералы? Приведите примеры.
3. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)
• Показ фотографий различных зданий, памятников, дорог, изготовленных из горных
пород.
• Вопрос: Что общего у этих объектов? Из чего они сделаны?
• Подведение к теме урока: Горные породы.
• Сообщение цели и задач урока.
4. Изучение нового материала (20 мин.)
• Понятие о горных породах:
• Объяснение учителя с использованием презентации.
• Горные породы - это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.
• Примеры горных пород: гранит, базальт, известняк, глина, мрамор.
• Классификация горных пород по происхождению:
• Магматические породы:
* Образуются из магмы, которая поднимается из глубин Земли и застывает на
поверхности или в толще земной коры.
* Примеры: гранит (глубинная), базальт (излившаяся).
* Рассмотрение образцов гранита и базальта. Описание их свойств.
• Осадочные породы:
* Образуются в результате разрушения других горных пород под воздействием ветра,
воды, температуры, а также из остатков растений и животных.
* Примеры: песок, глина, известняк, каменный уголь.
Рассмотрение образцов песка, глины и известняк. Описание их свойств.
Разъяснение процесса образования осадочных пород.
• Метаморфические породы:
Образуются в результате изменения магматических и осадочных пород под воздействием
высокой температуры и давления в недрах Земли.
Примеры: мрамор (известняк), гнейс (гранит).
* Рассмотрение образцов мрамора и гнейса. Описание их свойств.
* Разъяснение процесса метаморфизма.
• Работа с учебником:
• Чтение соответствующих параграфов учебника.
• Выполнение заданий в рабочих листах.
5. Первичное закрепление материала (10 мин.)
• Игра "Угадай породу":
• Учитель показывает образцы горных пород, а учащиеся называют их и определяют тип
по происхождению.
• Работа в группах:
• Каждая группа получает карточку с описанием горной породы.
• Задача: определить, к какому типу по происхождению относится данная порода, и
объяснить свой ответ.
• Вопросы для обсуждения:
• Чем отличаются магматические породы от осадочных?
• Как образуются метаморфические породы?
• Приведите примеры использования горных пород в жизни человека.
6. Подведение итогов урока (3 мин.)
• Рефлексия:
• Что нового вы узнали на уроке?
• Что было наиболее интересным?
• Что вызвало затруднения?
• Оценивание работы учащихся на уроке.
7. Домашнее задание (2 мин.)
• Прочитать соответствующие параграфы учебника.
• Ответить на вопросы в конце параграфа.
• Найти информацию о применении конкретных горных пород в строительстве,
промышленности или сельском хозяйстве.
• (По желанию) Собрать небольшую коллекцию горных пород, встречающихся в вашей
местности, и составить их описание.