Автор: Баринова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №70" ГБОУ ООШ №23 г. Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань
Наименование материала: проект с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Дошкольник и книга"
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ на тему: «Дошкольник и книга»
Автор проекта:
Баринова Елена Владимировна
Вид проекта: практико - ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта:
дети
старшей
группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы: Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает,
переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.
Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и
радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке ое и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо
думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники
информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ
общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное
чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Проблема: Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник
и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не
подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно
глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с
раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот
процесс ненужным в жизни современного человека.
Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как
материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как
самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою
художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с
текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.
Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в
различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и
зачастую обесценивают его.
Сущность проекта:
Данный проект позволяет осуществить одно из приоритетных направлений работы детского сада,
познавательно – речевое развитие воспитанников. Одна из особенностей проводимых различных видов
деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями, это позволяет: родителям
глубже понять своего ребенка; сплотить семью через чтение художественных произведений; вести
индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Цель проекта: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства
образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог
их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в
семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи проекта:
«Познавательное развитие»:
Формировать представления детей о более отдаленном от них
пространстве и времени. Знакомить с историей книгопечатания. Развивать умения устанавливать
причинно-следственные связи между первыми наскальными рисунками и современной литературой.
Формировать
элементарные
представления о первой письменности, о том что жизнь человека во
многом зависит от окружающей среды. Конкретизировать и углубить представления детей о книге и ее
авторе. Способствовать самостоятельному «открытию» детьми свойств бумаги и удобства ее для
книгопечатания. Расширять и обогащать знания детей о книгоиздании, особенностях деятельности
людей в издательских центрах. Познакомить с первым алфавитом.
«Социально-коммуникативное
развитие»:
Уточнять,
конкретизировать
представления
о
последовательности событий в жизни человека, о развитии человеческой цивилизации. Формировать
дифференцированные представления детей о культуре, о народном творчестве, его разновидностях:
устное, декоративно-прикладное, музыкальное. Расширять и систематизировать представления детей о
труде и профессиях людей; показать связи между разными трудовыми действиями и их результатами в
производственных цепочках. Содействовать дальнейшему развитию интереса к содержанию и значению
трудовой деятельности взрослых, углублять представление о социальной ценности труда и его
результатов. Расширять представления детей о труде писателей и иллюстраторов, результатах их труда,
его общественной значимости. Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать
умение
договариваться,
самостоятельно
разрешать
конфликты
со
сверстниками.
Воспитывать
ценностное
отношение
к собственному труду, труду других людей и его результатам, умение
ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца,
стремление сделать его хорошо).
«Речевое развитие»: Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств,
качеств и действий; проводить работу над смысловой стороной слова; расширять запас синонимов и
антонимов, многозначных слов; формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к
ситуации; формировать оценочную лексику. Совершенствовать диалогическую форму речи, умение
вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать,
спрашивать и отвечать, доказывать, рассуждать.
Формировать элементарные знания о структуре
повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и
связность текста. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) учить связно,
последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно
передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.
«Художественно-эстетическое развитие» Углублять читательские интересы детей, показывать
ценность книги как источника новых впечатлений и представлений об окружающем мире,
способствовать усвоению норм и нравственных ценностей, принятых в обществе. Развивать умение
внимательно слушать тексты, вникать в смысл, понимать мотивы поведения героев, задавать смысловые
вопросы и высказываться о прочитанном художественном произведении, выражая свое отношение к
литературным персонажам, их поступкам, развивать собственное толкование в процессе разных видов
детской активности. Вовлекать детей в процесс сочинительства, поощрять первые творческие
проявления. Пробуждать интерес к книжной графике.
Обогащать художественный опыт детей;
содействовать дальнейшему освоению базовой техники рисования, аппликации, лепки, художественного
конструирования и труда; совершенствовать умения во всех видах художественной деятельности с
учетом индивидуальных способностей. Обогащать музыкально-слуховой опыт, расширять музыкальный
кругозор (приобщать к отечественному и зарубежному фольклору, классической и современной музыке,
поддерживать интерес к слушанию детских песен, коротких пьес разных жанров и стилей).
«Физическое развитие»:
Создавать условия, стимулирующие двигательную активность детей;
формировать и совершенствовать основные виды движений, способствовать формированию правильной
осанки. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни и правилах
безопасного поведения; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; развивать интерес к
правилам здоровьесберегающего поведения.
Формы организации проекта:
непосредственно образовательная деятельность;
организация книжного уголка в группе;
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;
дневные литературные чтения;
создание книг-самоделок, книжные выставки;
тренинги, ситуативное обучение;
мастерская по изготовлению творческих работ;
Формы взаимодействия с родителями:
презентация опыта семейного воспитания;
наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи;
открытые мероприятия с участием родителей;
конкурс семейной рукописной книги;
арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
экскурсия в детскую библиотеку;
книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;
традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат»
литературный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать
домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное
воспитание ребенка в семье»;
Оборудование:
библиотека д/с,
костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;
фонотека: аудизаписями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о
царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.
видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-
семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном
крае;
книжный уголок в групповой комнате.
демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных
форм работы с детьми по творчеству писателей;
конспекты образовательной деятельности;
сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
детская художественная литература;
детская познавательная литература.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных викторин, КВН.,
разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и
режимных моментах,
провести анкетирование родителей,
разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями,
обновить развивающую среду,
провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
II этап – основной (практический):
внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и
режимных моментах,
внедрить новые формы работы с детьми,
внедрить перспективный план взаимодействия с родителями,
провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-
педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя,
осуществить контроль реализации проекта.
III этап — заключительный:
оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки
ребенка к школьному обучению»,
провести презентацию проекта в рамках внутрисадовского конкурса «Лучший центр детской
книги»,
оформить выставку «Книга своими руками»
Презентация проекта по темам:
Совместное оформление тематической выставки в центре детской книги на тему «Зима в
произведениях детских писателей»
Творческая выставка «Книга своими руками»
Прогулка выходного дня «Экскурсия в библиотеку»
Арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;
Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
Литературный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
Ожидаемые результаты:
ежедневное чтение детям художественных произведений, проведение бесед по содержанию
произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
использование в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;
введение в круг чтения детскую периодику; контроль процесса семейного чтения;
контроль за подбором детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
развитие у детей индивидуальных литературных предпочтений;
заинтересованность детей чтением с продолжением, побуждение к удерживанию в памяти
содержания прочитанного;
привлечение детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использование их в
процессе группового чтения;
правильное обращение с книгой, концентрированность его внимания на том, кем создана книга,
как называется, кто ее иллюстрировал;
создание
детской
домашней
библиотеки,
обучение
пользованию
книжным и журнальным
фондом публичной детской библиотеки;
выработка потребности ежедневного общения с художественной литературой.
Схема проекта
Образовательные
области
Формы, методы и средства реализации проекта
Познавательное
развитие
Беседы: «Какие бывают книги», «Кто пишет книги», «Что такое
книжное издательство», «Как выбрать материал для книги», «Что
такое переплет», «Чего боится книга»
Эксперименты бумагой и картоном
Использование
компьютерных
презентаций:
«Наскальные
рисунки», «Первые книги»
Игры: «Что из чего», «Составь цепочку», «Чудесный мешочек»,
«Когда это бывает?», «Подбери картинку», «Чей домик?», «Найди
пару», «Разрезные картинки».
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседы:
«Вместе читать веселее», «Когда странички дружат?»,
«Вежливый
словарь»,
«Кто
такие
иллюстраторы»,
«История
создания первой книги»;
С/р игры: «Семейные чтения», «Библиотека», «Издательский дом»
«Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
Цикл наблюдений: «Когда книги плачут», «Работа библиотекаря»,
«В мастерской книги»
Чтение художественных произведений: рус. нар. сказки: «Садко»,
«Семь Симеонов - семь разбойников», «Василиса Прекрасная»,
«Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»; скороговорки,
пословицы, поговорки, потешки, загадки, колыбельные. «Мороз и
заяц», «Волк и лиса»; С. Козлов «Зимняя сказка», Пермяк Е. А.
«Сказки и рассказы», энциклопедия «Все наши праздники», книга
для чтения «Родничок», «Хрестоматия для чтения»;
Речевое развитие
Игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
Игры – драматизации
- ребенок, исполняя роль в качестве
«артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса
средств вербальной и невербальной выразительности.
Театрализованные игры – драматизации
Составление описательных рассказов по картинам.
Заучивание стихотворений
Использование пословиц, поговорок, закличек, объяснение их
смысла.
Просмотр и обсуждение мультфильмов «Кот, который гулял сам по
себе», «Пиши-читай», «Гора самоцветов»
Рассказы из личного опыта «Рассказ о прочитанной дома книге»,
«Как мы ходили в библиотеку», «Моя любимая домашняя книга»
Физическое развитие
П/игры «Пугало», «Горелки», «Бой петухов», «Пронеси не урони»,
«Каравай», «Гори, гори ясно!», «Ручеек», «На горе-то калина»,
«Горелки», «Золотые ворота».
Х/ игры: «Овёс», «Улитка», «Березонька», «Каравай».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»,
«По снежному лабиринту».
Ходьба по снежному валу
Игра в снежки.
Художественно-
эстетическое развитие
Рассматривание книжных иллюстраций
Отображение
своих
впечатлений
от
прочитанных
книг
в
продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Конструирование: «Блокнот», «Книжка-раскладушка»
Рисование: «Обложка для книги сказок», «Книга в рисунках».
Коллективная работа детей «Книжное дерево»
Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый», «Львенок и
черепаха»,«Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная
королева», «Приключения Буратино»
Слушание
аудизаписей
детских
произведений
«Волшебник
Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино»,
«Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.
Просмотр видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей