Напоминание

"Дошкольник и книга"

Автор: Баринова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №70" ГБОУ ООШ №23 г. Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань
Наименование материала: проект с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Дошкольник и книга"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ на тему: «Дошкольник и книга»

Автор проекта:

Баринова Елена Владимировна

Вид проекта: практико - ориентированный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта:

дети

старшей

группы, воспитатель, родители.

Актуальность темы: Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает,

переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и

радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке ое и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо

думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники

информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ

общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное

чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Проблема: Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник

и книга», которые заключаются в следующем:

- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не

подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно

глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с

раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот

процесс ненужным в жизни современного человека.

Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как

материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как

самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою

художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с

текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.

Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в

различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и

зачастую обесценивают его.

Сущность проекта:

Данный проект позволяет осуществить одно из приоритетных направлений работы детского сада,

познавательно – речевое развитие воспитанников. Одна из особенностей проводимых различных видов

деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями, это позволяет: родителям

глубже понять своего ребенка; сплотить семью через чтение художественных произведений; вести

индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Цель проекта: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства

образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог

их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в

семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи проекта:

«Познавательное развитие»:

Формировать представления детей о более отдаленном от них

пространстве и времени. Знакомить с историей книгопечатания. Развивать умения устанавливать

причинно-следственные связи между первыми наскальными рисунками и современной литературой.

Формировать

элементарные

представления о первой письменности, о том что жизнь человека во

многом зависит от окружающей среды. Конкретизировать и углубить представления детей о книге и ее

авторе. Способствовать самостоятельному «открытию» детьми свойств бумаги и удобства ее для

книгопечатания. Расширять и обогащать знания детей о книгоиздании, особенностях деятельности

людей в издательских центрах. Познакомить с первым алфавитом.

«Социально-коммуникативное

развитие»:

Уточнять,

конкретизировать

представления

о

последовательности событий в жизни человека, о развитии человеческой цивилизации. Формировать

дифференцированные представления детей о культуре, о народном творчестве, его разновидностях:

устное, декоративно-прикладное, музыкальное. Расширять и систематизировать представления детей о

труде и профессиях людей; показать связи между разными трудовыми действиями и их результатами в

производственных цепочках. Содействовать дальнейшему развитию интереса к содержанию и значению

трудовой деятельности взрослых, углублять представление о социальной ценности труда и его

результатов. Расширять представления детей о труде писателей и иллюстраторов, результатах их труда,

его общественной значимости. Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать

умение

договариваться,

самостоятельно

разрешать

конфликты

со

сверстниками.

Воспитывать

ценностное

отношение

к собственному труду, труду других людей и его результатам, умение

ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца,

стремление сделать его хорошо).

«Речевое развитие»: Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств,

качеств и действий; проводить работу над смысловой стороной слова; расширять запас синонимов и

антонимов, многозначных слов; формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к

ситуации; формировать оценочную лексику. Совершенствовать диалогическую форму речи, умение

вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать,

спрашивать и отвечать, доказывать, рассуждать.

Формировать элементарные знания о структуре

повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и

связность текста. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) учить связно,

последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно

передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.

«Художественно-эстетическое развитие» Углублять читательские интересы детей, показывать

ценность книги как источника новых впечатлений и представлений об окружающем мире,

способствовать усвоению норм и нравственных ценностей, принятых в обществе. Развивать умение

внимательно слушать тексты, вникать в смысл, понимать мотивы поведения героев, задавать смысловые

вопросы и высказываться о прочитанном художественном произведении, выражая свое отношение к

литературным персонажам, их поступкам, развивать собственное толкование в процессе разных видов

детской активности. Вовлекать детей в процесс сочинительства, поощрять первые творческие

проявления. Пробуждать интерес к книжной графике.

Обогащать художественный опыт детей;

содействовать дальнейшему освоению базовой техники рисования, аппликации, лепки, художественного

конструирования и труда; совершенствовать умения во всех видах художественной деятельности с

учетом индивидуальных способностей. Обогащать музыкально-слуховой опыт, расширять музыкальный

кругозор (приобщать к отечественному и зарубежному фольклору, классической и современной музыке,

поддерживать интерес к слушанию детских песен, коротких пьес разных жанров и стилей).

«Физическое развитие»:

Создавать условия, стимулирующие двигательную активность детей;

формировать и совершенствовать основные виды движений, способствовать формированию правильной

осанки. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни и правилах

безопасного поведения; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; развивать интерес к

правилам здоровьесберегающего поведения.

Формы организации проекта:

непосредственно образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги, ситуативное обучение;

мастерская по изготовлению творческих работ;

Формы взаимодействия с родителями:

презентация опыта семейного воспитания;

наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи;

открытые мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;

выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

экскурсия в детскую библиотеку;

книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат»

литературный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать

домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное

воспитание ребенка в семье»;

Оборудование:

библиотека д/с,

костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;

фонотека: аудизаписями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о

царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.

видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-

семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном

крае;

книжный уголок в групповой комнате.

демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных

форм работы с детьми по творчеству писателей;

конспекты образовательной деятельности;

сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

детская художественная литература;

детская познавательная литература.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных викторин, КВН.,

разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и

режимных моментах,

провести анкетирование родителей,

разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями,

обновить развивающую среду,

провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

II этап – основной (практический):

внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и

режимных моментах,

внедрить новые формы работы с детьми,

внедрить перспективный план взаимодействия с родителями,

провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-

педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя,

осуществить контроль реализации проекта.

III этап — заключительный:

оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки

ребенка к школьному обучению»,

провести презентацию проекта в рамках внутрисадовского конкурса «Лучший центр детской

книги»,

оформить выставку «Книга своими руками»

Презентация проекта по темам:

Совместное оформление тематической выставки в центре детской книги на тему «Зима в

произведениях детских писателей»

Творческая выставка «Книга своими руками»

Прогулка выходного дня «Экскурсия в библиотеку»

Арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;

Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

Литературный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

Ожидаемые результаты:

ежедневное чтение детям художественных произведений, проведение бесед по содержанию

произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использование в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

введение в круг чтения детскую периодику; контроль процесса семейного чтения;

контроль за подбором детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развитие у детей индивидуальных литературных предпочтений;

заинтересованность детей чтением с продолжением, побуждение к удерживанию в памяти

содержания прочитанного;

привлечение детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использование их в

процессе группового чтения;

правильное обращение с книгой, концентрированность его внимания на том, кем создана книга,

как называется, кто ее иллюстрировал;

создание

детской

домашней

библиотеки,

обучение

пользованию

книжным и журнальным

фондом публичной детской библиотеки;

выработка потребности ежедневного общения с художественной литературой.

Схема проекта

Образовательные

области

Формы, методы и средства реализации проекта

Познавательное

развитие

Беседы: «Какие бывают книги», «Кто пишет книги», «Что такое

книжное издательство», «Как выбрать материал для книги», «Что

такое переплет», «Чего боится книга»

Эксперименты бумагой и картоном

Использование

компьютерных

презентаций:

«Наскальные

рисунки», «Первые книги»

Игры: «Что из чего», «Составь цепочку», «Чудесный мешочек»,

«Когда это бывает?», «Подбери картинку», «Чей домик?», «Найди

пару», «Разрезные картинки».

Социально-

коммуникативное

развитие

Беседы:

«Вместе читать веселее», «Когда странички дружат?»,

«Вежливый

словарь»,

«Кто

такие

иллюстраторы»,

«История

создания первой книги»;

С/р игры: «Семейные чтения», «Библиотека», «Издательский дом»

«Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

Цикл наблюдений: «Когда книги плачут», «Работа библиотекаря»,

«В мастерской книги»

Чтение художественных произведений: рус. нар. сказки: «Садко»,

«Семь Симеонов - семь разбойников», «Василиса Прекрасная»,

«Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»; скороговорки,

пословицы, поговорки, потешки, загадки, колыбельные. «Мороз и

заяц», «Волк и лиса»; С. Козлов «Зимняя сказка», Пермяк Е. А.

«Сказки и рассказы», энциклопедия «Все наши праздники», книга

для чтения «Родничок», «Хрестоматия для чтения»;

Речевое развитие

Игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

Игры – драматизации

- ребенок, исполняя роль в качестве

«артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса

средств вербальной и невербальной выразительности.

Театрализованные игры – драматизации

Составление описательных рассказов по картинам.

Заучивание стихотворений

Использование пословиц, поговорок, закличек, объяснение их

смысла.

Просмотр и обсуждение мультфильмов «Кот, который гулял сам по

себе», «Пиши-читай», «Гора самоцветов»

Рассказы из личного опыта «Рассказ о прочитанной дома книге»,

«Как мы ходили в библиотеку», «Моя любимая домашняя книга»

Физическое развитие

П/игры «Пугало», «Горелки», «Бой петухов», «Пронеси не урони»,

«Каравай», «Гори, гори ясно!», «Ручеек», «На горе-то калина»,

«Горелки», «Золотые ворота».

Х/ игры: «Овёс», «Улитка», «Березонька», «Каравай».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»,

«По снежному лабиринту».

Ходьба по снежному валу

Игра в снежки.

Художественно-

эстетическое развитие

Рассматривание книжных иллюстраций

Отображение

своих

впечатлений

от

прочитанных

книг

в

продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Конструирование: «Блокнот», «Книжка-раскладушка»

Рисование: «Обложка для книги сказок», «Книга в рисунках».

Коллективная работа детей «Книжное дерево»

Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый», «Львенок и

черепаха»,«Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная

королева», «Приключения Буратино»

Слушание

аудизаписей

детских

произведений

«Волшебник

Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино»,

«Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.

Просмотр видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей