Автор: Синюкова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Пеледуй
Населённый пункт: Ленский район, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эпос Олонхо – шедевр нематериального наследия человечества"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй»
«Эпос Олонхо – шедевр
нематериального наследия
человечества»
(проект презентация)
Учитель истории
Синюкова И.Г.
1.
Мы живём в многонациональной стране, и культура каждого народа России несёт
в себе нравственное и этическое богатство. И мы должны ценить и уважать
традицию, культуру всех соотечественников. В своем проекте я хочу представить
древнейшую традицию коренного народа моей малой Родины – республики Саха
Якутия.
2.
Знаток якутского языка, собиратель и переводчик якутской народной поэзии С. В.
Ястремский сказал:
«Якуты - смуглые и смелые дети великой Лены - красавицы Севера, снежных
вершин Верхоянских хребтов, славящихся на весь мир своими морозами, жители
необъятной
тайги
и
бескрайней
тундры
-
поэтический
народ,
накопивший
многовековую мудрость.
Как и всякий народ, он вложил в свое устное творчество все лучшие чаяния и
мечты, особенно полнокровно отразившиеся в эпосе олонхо.
Олонхо - это очаровательный мир, полный поэзии, полный могучих красок…
3.
И действительно Великий народ Саха является автором древнейшего эпического
искусства Олонхо
, которое по признанию ЮНЕСКО является «шедевром устного и
нематериального наследия человечества».
Олонхо
— Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин
«олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных
сказаний.
4.
В олонхо народ саха воспеват свой идеал даёт чёткое объяснение путей к идеалу.
Это: трудолюбие, солидарность, творческая вовлечённость и профессионализм,
миролюбие,
справедливость
и
чистота
духа,
открытость
природе
и
развитие
способностей, устойчивая позиция в жизни.
5.
Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 — 15 000 стихотворных строк,
исполняются
олонхо
народными
сказителями
(олонхосутами).
В
прошлом
создавали якутские олонхосуты еще более крупные олонхо, но они остались не
записанными.
Талант
сказителя
должен
отличаться
многогранностью.
Помимо
актерского
и
певческого
мастерства
сказители
должны
обладать
даром
импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального
сопровождения.
Речи
персонажей
поются
для
каждого
в
особой
тональности,
остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные
олонхо
пелись
в
течение
семи
суток
(дней
и
ночей).
«Нюргун
Боотур
Стремительный»— наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 тысяч
стихотворных строк.
6.
Космогония олонхо выстроена в соответствии с религией Айыы. Действие в олонхо
происходит в трёх мирах — Верхнем (якут. Үөhээ Дойду), Среднем (якут. Орто
Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал
Луук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир,приют тёмных
враждебных
сил,
крона
растет
в
Среднем
мире,
где
живут
люди,
а
ветви
устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.
7.
Верхний мир — это небеса. Они состоят из нескольких «ярусов» (восемь, девять),
каждый из которых является как бы отдельным небом. На небе живут божества
аййы, — добрые и злые. Главную часть неба, его верхние ярусы, занимают добрые
божества во главе с Юрюнг Аар Тойоном.
На широком нижнем кругу
Восьмислойных,
огненно-белых небес,
На вершине
трехярусных светлых небес,
В обители полуденных лучей,
Где воздух ласково голубой,
На престоле, что вырублен целиком
Из молочно-белой скалы…
Говорят – восседает он,
Говорят – управляет он,
Белый Юрюнг Аар Тойон.
8.
Айыы
— божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы —
жители Верхнего мира, прародители народа саха. Айыы не принимают кровавых
жертвоприношений,
и
поэтому
им
преподносят
жертвы
растительного
происхождения и молочные продукты.
9.
Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага. В Среднем мире
живет также множество иччи и мелких духов. Средний ярус в олонхо рисуется в
виде
плоского
круга,
края
которого
изогнуты,
как
носы
охотничьей
лыжи.
Посредине
среднего
яруса
растет
вечнозеленое
восьмиствольное
священное
дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын –
хотун.
10.
В Нижнем мире (Утугэт терде — преисподняя) живут абаасы. Их глава — Арсан
Дуолай. Это во всех отношениях антипод Юрюнг Аар Тойона. ижний ярус находится
за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там
живут
исконные
враги людей
среднего яруса.
Богатыри нижнего яруса
хитры,
коварны и неуловимы.
11.
Абасы (якут. Абааһы) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров.
Согласно некоторым мифам абасы имеют облик человека ростом с лиственницу
или
одноногого,
однорукого, одноглазого
чудовища.
Всё
вредное и
гадкое
—
растения и животные созданы абасами. Они искушают людей, подбивая их на
преступления,
насылают
на
них
бедствия
и
болезни,
многие
из
абасов
могут
лишить
людей
рассудка.
Они
питаются
душами
людей
и
животных.
Часто
родственники больного или умершего приносили в жертву абасам животное, как
бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы.
12.
По ущелью обширный лег перевал,
А за перевалом – провал…
Там крутыми уступами горный путь
Опускается в Нижний мир.
13.
Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Как правило,
главный герой,с самого рождения наделён множеством необыкновенных качеств
(силой, умом, красотой).
Основная его цель — выполнение предназначенного судьбой: борьба за создание
семьи, защита интересов рода, племени или всех людей. Противоборствующей
силой в олонхо является племя Абаасы.
Особое
место
среди
действующих
лиц
олонхо
занимают
мифологические
персонажи: Боги и Богини.
14.
Основная
тема
олонхо
—
это
судьба
эпического
племени
Айыы
аймага,
прародителей людей, установление счастливой и богатой жизни в Среднем мире.
Здесь
необходимо
отметить,
что
одной
из
главных
черт
олонхо,
как
жанра,
является его своеобразный историзм, Олонхо задумано, создано и подаётся, как
своеобразная
история
всего
человеческого
общества
(как
это
часто
бывает
в
эпических сказаниях). Но история эта не реальная, а мифологическая.
Можно выделить три группы сюжетов, на которых основываются сказания.
Первая из них - олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы аймага.
Потомки божеств Айыы, посланные из Верхнего мира, оказываются в Среднем
мире,
с
предназначением
заселить
его,
в
тот
момент,
когда
земля
только
появляется,
и
становятся
ее
первыми
жителями,
людьми
из
племени
"айыы
аймага" (буквально родичи айыы).
В этих сюжетах описывается строение Вселенной, всех трёх её миров, их жители,
предыстория появления первых людей в Среднем Мире, а также изначальная их
жизнь с момента появления на земле, организация ими своего жизненного уклада,
и преодоление препятствий на этом пути.В таких сюжетах подробно описывается
установившийся миропорядок и мифологическая география.
Ко
второй
группе
сюжетов
относятся
сказания
о
деяниях
героев-выдающихся
жителей
Средней
земли,
основателей
могучих
племён
или
родов.
Так,
герой
опубликованного
О.Н.
Бётлингком
олонхо
Эр
Соготох
не
знает
своего
происхождения.
Он
обращается
к
духу-хозяйке
Среднего
мира,
обитающей
в
священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком
предназначении
стать
родоначальником
племени
ураангхай
саха.
Герой
отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с
Абасы (якут. Абааhы) — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и
находит
судьбою
предназначенную
жену.
И
становится
родоначальником
процветающего народа Саха.
Третью
группу
олонхо
объединяет
тема
защиты
племен
"айыы
аймага"
от
разрушительных действий враждебных тёмных сил Абасы. В некоторых сказаниях
богатыря
Айыы,
призванного
стать
защитником,
божества
из
Верхнего
мира,
специально отправляют в Средний мир, по просьбе его жителей. В других же
сюжетах
защитниками
своего
племени
становятся
рожденные
при
чудесных
обстоятельствах дети самих жителей Среднего мира. В каждом конкретном олонхо
указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения. При
этом, целое сказание может описывать историю нескольких поколений героев
одного рода,или состоящих с ними в родстве, вплетая её в контекст всеобщей
истории племён айыы аймага.
15.
Исполнение
Исполнение олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов. При
этом
речевая
часть
изобилует
событиями,
т.к.
развитие
сюжета
передается
речитативом, а прямая речь персонажей — пением.
Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет
ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей,
эмоциональное
состояние
героев,
дающее
толчок
к
дальнейшему
развитию
сюжета и т.д.
Обычно
в
олонхо
выделяются
несколько
разных
мелодий,
характеризующих
различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и
Абасы.
Самостоятельную
музыкальную
характеристику
имеют
так
называемые
герои-
трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как
правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др.
Яркими
мелодиями
наделены
зооморфные
персонажи:
конь
богатыря,
являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через
которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка,
сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.
В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому
существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в
условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения.
Отражая
верования
якутов,
олонхо
являются
свидетельствами
образа
жизни
народа,
борющегося
за
выживание
в
эпоху
политической
нестабильности
в
сложных климатических и географических условиях.
16.
Известные сказители Олонхо
В
начале
20-го века
в
каждом
якутском
селении
насчитывалось по
несколько
олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они
тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других
олонхосутов,
длительные
тренировки
в
пении
и
декламации.
Из-за
этого
им
некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного,
обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого
— «суперзвезды» своего времени, такие, как: Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат,
Тонг Суорун. Из известных олонхосутов более позднего времени можно упомянуть
следующих:
Один
из
основоположников
современной
якутской
литературы
и
поэзии
—
Ойунский, Платон Алексеевич — был страстным любителем и популяризатором
олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый
известный якутский олонхо — Нюргун Боотур Стремительный.
Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола, работавший уже в советское время,
также
был
известным
олонхосутом.
По
мотивам
олонхо
Нюргун
Боотур
Стремительный создал одноимённую драму.
Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр
Егорович Решетников из Таттинского улуса.
17.
Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной культуре.
Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя духовные
ценности,
базовые
представления
об
окружающем
мире,
отражающем
социальный
опыт
народа,
тем
самым
выполняя
одну
из
важных
функций
бытования нематериальной духовной культуры.
Олонхо - явление своеобразное и неповторимое. Его сила и красота - в древности,
в
некой
первобытности,
в
детской
неподдельной
наивности
и
в
девственной
чистоте и красоте восприятия.
Как нигде первозданно сохранился народный эпос у якутов в неповторимой форме
олонхо.
Видимо,
это
и
составляет
его
«вечную
прелесть»,
поражающую
и
удивляющую нас, людей 20 века.
18.
С
олонхо
начинается
якутская
философия
–
жизнеутверждающая,
ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. И как можно больше
людей в современном обществе должны быть приобщены к этой философии
жизни.
Надеюсь
мой
проект
будет
способствовать
углубленному
изучению
и
восприятию
культуры
своего
народа,
воспитание
патриотизма,
нравственных
чувств, любви к нашей малой Родине – Республике Саха - Якутия.