Напоминание

Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор: Махмутова Регина Маратовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Кувандык
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения в начальной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения

в начальной школе

На

деятельности

школы

всегда

отражаются

все

изменения,

происходящие в социальной, экономической и политической жизни страны.

Одна из главных задач современной школы – научить детей самостоятельно

учиться. Наши реалии жизни таковы, что в каком бы объеме и какого

качества

знания

ни

получали

бы

учащиеся,

они

устаревают

и

не

соответствуют

потребностям

жизни.

Это

приводит

к

необходимости

сформировать у учеников умение самостоятельно добывать знания и брать

только самую важную и главную информацию из различных источников

информации. Вследствие этого, в начальной школе все чаще начинают

использовать метод проектов. Данный метод вызывает большой интерес

среди педагогов, а также совершенствуется быстрыми темпами.

Метод проектов улучшает, дополняет и расширяет традиционное

обучение,

приобретая

личностно-ориентированную

направленность

обучения, позволяя применить теоретические знания на практике. Данный

метод предполагает самостоятельную деятельность учащихся, которую они

выполняют в течение определенного промежутка времени.

«Метод проектов – это одна из хороших возможностей использовать

жизнь для воспитательных и образовательных целей. Поэтому можно

сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и

практике. Он предоставляет способ, который может показать, как перейти от

словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью».

Результаты проектной деятельности должны быть "осязаемыми". Если

в основе проекта лежит теоретическая проблема, то результатом будет её

решение. А если практическая – готовый продукт, который может быть

использоваться. Внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить

в практической деятельности. А внутренний результат соединяет в себе

знания и умения, которые становятся бесценным опытом для обучающихся.

Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию,

то данная технология предполагает и предусматривает совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов обучения.

Методика работы в проектной деятельности начинается с замысла и

заканчивается предоставлением готового продукта. В этой деятельности у

детей формируются те личностные качества, которые помогут им в

дальнейшем решать не только учебные задачи, но и жизненные задачи, как

того требуют установки стандарта.

Метод

проектов

позволяет

учителю

сделать

процесс

обучения

увлекательным

и

интересным

для

учащихся.

В

результате

данной

деятельности

учащиеся

становятся

активными

участниками

образовательного процесса и более успешно вовлекаются в него.

Очень важно начинать вовлекать младших школьников в проектную

деятельность. Это условие обязательно, так как именно в младшем возрасте

закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Если

это

не

учитывается,

если

этот

возраст

рассматривается

как

малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между

этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Кроме

того использования метода проектов дает ученикам возможность развития

критического

мышления,

умения

самостоятельно

ориентироваться

в

информационном пространстве и развивать творческие навыки.

Темы таких детских проектных работ более эффективно выбирать из

содержания учебных дисциплин или из близких к ним областей.

Создание проектов в начальных классах – достаточно сложный и

объемный процесс, но если педагог заинтересован и готов приложить

достаточно усилий, то организация проектной деятельности будет очень

занимательной, интересной, возможной, а также необходимой частью

образовательного процесса. А уроки литературного чтения в начальной

школе и на начальном периоде образования дают педагогу хорошую

возможность, богатый материал и основу для использования метода проектов

в своей работе и деятельности. Данный предмет является одним из основных

предметов среди дисциплин начальных классов, который формирует

грамотность и способствует общему развитию, а также воспитанию детей.

Он также способствует хорошей успеваемости и результативности в

изучении других дисциплин начальной школы. Так как предметом изучения

литературного чтения является художественное произведение (продукт

литературного творчества), то ученики научатся работать в группе, создавая

различные инсценировки по произведениям. Помимо этого у учащихся

появятся навыки сотрудничества, они станут более самостоятельными при

выполнении заданий, научатся грамотно планировать свою деятельность и

распоряжаться знаниями.

Литературное чтение включает в себя художественные произведения,

которые проверены временем, а также имеющие большую познавательную,

нравственную

и

эстетическую

ценность.

Оно

обогащает

младших

школьников нравственным опытом и формирует представление о добре и

зле, справедливости, благородстве и благоразумии. Литературное чтение

знакомит

школьников

с

различными

культурами

народов

многонациональной России, учит уважению к ним и терпимости.

Метод проектов служит отличным инструментом и помощником в

данном вопросе для учителя. Он поможет наглядному восприятию и

усвоению литературного материала, позволит закрепить все пройденное и

проверить знания и навыки школьников.

Для школьников младшего возраста это является начальным этапом

вхождения в проектную деятельность, началом и основой дальнейшего

овладения данной деятельностью. Содержание проектной деятельности для

младших школьников на уроках литературного чтения формируются путем

отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний. Задачами

проектной деятельности младших классов являются: формирование наглядно

- образного представления об окружающем мире; развитие рефлексии,

внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков,

творческого мышления и воображения.

Проектная деятельность предполагает создание учителем условий для

расширения

познавательных

интересов

детей

и

возможностей

их

самообразования в процессе практического применения знаний в процессе

обучения. Именно поэтому учитель как руководитель проекта должен

обладать высоким уровнем общей культуры, компетенции и комплексом

творческих способностей.

Продемонстрируем пример того, как можно реализовать проект в

начальной школе.

Учитель определяет тему, подбирает соответствующий материал и

демонстрирует его учащимся. Из совместной работы учителя и учащихся

выводится проблема проектной деятельности, над которой и будут работать

дети. Так, при изучении раздела "О родине, о подвигах, о славе" по

литературному

чтению

в

4

классе

(Перспектива

1часть)

учителем

предлагается тема проекта «Театр моды Русичей».

1 этап. «Погружение в проект»

Учитель сообщает детям, что на протяжении изучения раздела "О

родине, о подвигах, о славе" дети будут заниматься проектной

деятельностью. Учитель предлагает самостоятельно придумать тему проекта.

Было решено создать Театр моды русичей, параллельно знакомясь с бытом,

культурой, историей прошлых веков.

Цель проекта: воссоздать образы русских героев того времени.

Задачи:

1) Познакомиться с произведениями данной темы;

2) Осуществить сбор дополнительной литературы о внешнем виде русских

воинов;

3) Создать образ русского воина.

На данном этапе ребёнок учится планированию, а именно: четко

определять цель, ставить задачи, определять результаты.

2 этап. «Организация деятельности»

Так как учебный проект групповой, то класс необходимо разделить на 3

группы и определить цели, задачи каждой группы. Итак,

1 группа будет осуществлять сбор информации;

2 группа будет создавать образы;

3 группа будет предоставлять продукт проекта в виде русского воина.

На втором этапе у обучающегося формируется навык сбора и

обработки информации, материалов.

3 этап «Осуществление деятельности»

После того как спланирована работа можно выступать к реализации проекта.

По данной теме дети изучают информацию, иллюстрации, создают образы.

На этом этапе у детей развивается креативность и критическое

мышление, а также учащиеся учатся анализировать собранную информацию.

4 этап. «Презентация проекта исследования»

На этом этапе происходит защита проекта. Дети выступают перед

аудиторией, это могут быть родители или другие классы. Учащиеся

показывают презентацию, рассказывают о воинах, о том, как они жили, и

какие подвиги совершили. Далее идёт демонстрация костюмов с

параллельной информацией из чего изготавливали костюмы наши предки.

На этом этапе реализуется взаимодействие между одноклассниками,

умение работать в команде.

5 этап. «Оценка проекта по определённым критериям»

На последнем этапе зрители задают вопросы, оценивают костюмы,

обсуждают качество работы. Также можно обсудить плюсы и минусы

данного проекта и проблемы, возникшие во время работы.

У учащихся развивается умение слушать и отвечать на вопросы,

высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, метод проектов вносит разнообразие в учебную

деятельность обучающихся. Обучающиеся учатся самостоятельно добывать

информацию, конструктивно мыслить, работать в команде. Проектная

деятельность открывает широкие возможности: дети могут притворить в

жизнь свои идеи, будут знать к кому обращаться за помощью, как

действовать, чтобы добиться цели.