Автор: Махмутова Регина Маратовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Кувандык
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения в начальной школе
Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения
в начальной школе
На
деятельности
школы
всегда
отражаются
все
изменения,
происходящие в социальной, экономической и политической жизни страны.
Одна из главных задач современной школы – научить детей самостоятельно
учиться. Наши реалии жизни таковы, что в каком бы объеме и какого
качества
знания
ни
получали
бы
учащиеся,
они
устаревают
и
не
соответствуют
потребностям
жизни.
Это
приводит
к
необходимости
сформировать у учеников умение самостоятельно добывать знания и брать
только самую важную и главную информацию из различных источников
информации. Вследствие этого, в начальной школе все чаще начинают
использовать метод проектов. Данный метод вызывает большой интерес
среди педагогов, а также совершенствуется быстрыми темпами.
Метод проектов улучшает, дополняет и расширяет традиционное
обучение,
приобретая
личностно-ориентированную
направленность
обучения, позволяя применить теоретические знания на практике. Данный
метод предполагает самостоятельную деятельность учащихся, которую они
выполняют в течение определенного промежутка времени.
«Метод проектов – это одна из хороших возможностей использовать
жизнь для воспитательных и образовательных целей. Поэтому можно
сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и
практике. Он предоставляет способ, который может показать, как перейти от
словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью».
Результаты проектной деятельности должны быть "осязаемыми". Если
в основе проекта лежит теоретическая проблема, то результатом будет её
решение. А если практическая – готовый продукт, который может быть
использоваться. Внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить
в практической деятельности. А внутренний результат соединяет в себе
знания и умения, которые становятся бесценным опытом для обучающихся.
Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию,
то данная технология предполагает и предусматривает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов обучения.
Методика работы в проектной деятельности начинается с замысла и
заканчивается предоставлением готового продукта. В этой деятельности у
детей формируются те личностные качества, которые помогут им в
дальнейшем решать не только учебные задачи, но и жизненные задачи, как
того требуют установки стандарта.
Метод
проектов
позволяет
учителю
сделать
процесс
обучения
увлекательным
и
интересным
для
учащихся.
В
результате
данной
деятельности
учащиеся
становятся
активными
участниками
образовательного процесса и более успешно вовлекаются в него.
Очень важно начинать вовлекать младших школьников в проектную
деятельность. Это условие обязательно, так как именно в младшем возрасте
закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Если
это
не
учитывается,
если
этот
возраст
рассматривается
как
малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между
этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Кроме
того использования метода проектов дает ученикам возможность развития
критического
мышления,
умения
самостоятельно
ориентироваться
в
информационном пространстве и развивать творческие навыки.
Темы таких детских проектных работ более эффективно выбирать из
содержания учебных дисциплин или из близких к ним областей.
Создание проектов в начальных классах – достаточно сложный и
объемный процесс, но если педагог заинтересован и готов приложить
достаточно усилий, то организация проектной деятельности будет очень
занимательной, интересной, возможной, а также необходимой частью
образовательного процесса. А уроки литературного чтения в начальной
школе и на начальном периоде образования дают педагогу хорошую
возможность, богатый материал и основу для использования метода проектов
в своей работе и деятельности. Данный предмет является одним из основных
предметов среди дисциплин начальных классов, который формирует
грамотность и способствует общему развитию, а также воспитанию детей.
Он также способствует хорошей успеваемости и результативности в
изучении других дисциплин начальной школы. Так как предметом изучения
литературного чтения является художественное произведение (продукт
литературного творчества), то ученики научатся работать в группе, создавая
различные инсценировки по произведениям. Помимо этого у учащихся
появятся навыки сотрудничества, они станут более самостоятельными при
выполнении заданий, научатся грамотно планировать свою деятельность и
распоряжаться знаниями.
Литературное чтение включает в себя художественные произведения,
которые проверены временем, а также имеющие большую познавательную,
нравственную
и
эстетическую
ценность.
Оно
обогащает
младших
школьников нравственным опытом и формирует представление о добре и
зле, справедливости, благородстве и благоразумии. Литературное чтение
знакомит
школьников
с
различными
культурами
народов
многонациональной России, учит уважению к ним и терпимости.
Метод проектов служит отличным инструментом и помощником в
данном вопросе для учителя. Он поможет наглядному восприятию и
усвоению литературного материала, позволит закрепить все пройденное и
проверить знания и навыки школьников.
Для школьников младшего возраста это является начальным этапом
вхождения в проектную деятельность, началом и основой дальнейшего
овладения данной деятельностью. Содержание проектной деятельности для
младших школьников на уроках литературного чтения формируются путем
отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний. Задачами
проектной деятельности младших классов являются: формирование наглядно
- образного представления об окружающем мире; развитие рефлексии,
внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков,
творческого мышления и воображения.
Проектная деятельность предполагает создание учителем условий для
расширения
познавательных
интересов
детей
и
возможностей
их
самообразования в процессе практического применения знаний в процессе
обучения. Именно поэтому учитель как руководитель проекта должен
обладать высоким уровнем общей культуры, компетенции и комплексом
творческих способностей.
Продемонстрируем пример того, как можно реализовать проект в
начальной школе.
Учитель определяет тему, подбирает соответствующий материал и
демонстрирует его учащимся. Из совместной работы учителя и учащихся
выводится проблема проектной деятельности, над которой и будут работать
дети. Так, при изучении раздела "О родине, о подвигах, о славе" по
литературному
чтению
в
4
классе
(Перспектива
1часть)
учителем
предлагается тема проекта «Театр моды Русичей».
1 этап. «Погружение в проект»
Учитель сообщает детям, что на протяжении изучения раздела "О
родине, о подвигах, о славе" дети будут заниматься проектной
деятельностью. Учитель предлагает самостоятельно придумать тему проекта.
Было решено создать Театр моды русичей, параллельно знакомясь с бытом,
культурой, историей прошлых веков.
Цель проекта: воссоздать образы русских героев того времени.
Задачи:
1) Познакомиться с произведениями данной темы;
2) Осуществить сбор дополнительной литературы о внешнем виде русских
воинов;
3) Создать образ русского воина.
На данном этапе ребёнок учится планированию, а именно: четко
определять цель, ставить задачи, определять результаты.
2 этап. «Организация деятельности»
Так как учебный проект групповой, то класс необходимо разделить на 3
группы и определить цели, задачи каждой группы. Итак,
1 группа будет осуществлять сбор информации;
2 группа будет создавать образы;
3 группа будет предоставлять продукт проекта в виде русского воина.
На втором этапе у обучающегося формируется навык сбора и
обработки информации, материалов.
3 этап «Осуществление деятельности»
После того как спланирована работа можно выступать к реализации проекта.
По данной теме дети изучают информацию, иллюстрации, создают образы.
На этом этапе у детей развивается креативность и критическое
мышление, а также учащиеся учатся анализировать собранную информацию.
4 этап. «Презентация проекта исследования»
На этом этапе происходит защита проекта. Дети выступают перед
аудиторией, это могут быть родители или другие классы. Учащиеся
показывают презентацию, рассказывают о воинах, о том, как они жили, и
какие подвиги совершили. Далее идёт демонстрация костюмов с
параллельной информацией из чего изготавливали костюмы наши предки.
На этом этапе реализуется взаимодействие между одноклассниками,
умение работать в команде.
5 этап. «Оценка проекта по определённым критериям»
На последнем этапе зрители задают вопросы, оценивают костюмы,
обсуждают качество работы. Также можно обсудить плюсы и минусы
данного проекта и проблемы, возникшие во время работы.
У учащихся развивается умение слушать и отвечать на вопросы,
высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, метод проектов вносит разнообразие в учебную
деятельность обучающихся. Обучающиеся учатся самостоятельно добывать
информацию, конструктивно мыслить, работать в команде. Проектная
деятельность открывает широкие возможности: дети могут притворить в
жизнь свои идеи, будут знать к кому обращаться за помощью, как
действовать, чтобы добиться цели.