Напоминание

Развитие речевой активности детей

Авторы: Трифонова Любовь Александровна, Ефимова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речевой активности детей







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Развитие речевой активности детей»

Ведущая роль в развитии речи детей принадлежит взрослым: воспитателю в

детском саду, родителям и близким – в семье. От того, как взрослые говорят с

ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят

успехи детей в усвоение языка.

Очень важно для развития речи детей имеет жизненная обстановка, в

которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их

воспитательные воздействия, а та же собственная активность ребёнка в различных

видах его деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности

детей:

в

режимных

моментах,

в

самостоятельной

игре,

на

специально

организуемых занятиях. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в

режимных моментах и на занятиях. Важное значение для своевременного

развития

речи

ребёнка

имеет

отношение

к

нему

отношение

взрослого.

Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие

ответных

положительных

эмоций

и

разнообразных

реакций.

Без

этого

невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В

младшем

возрасте

общение

является

основной

формой

воспитательного

воздействия. Общение – это такое взаимоотношение взрослого с ребёнком,

которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка на его

обращение.

Важным периодом в развитии речи детей является возраст трёх лет. Задачи

разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без

наглядного

сопровождения,

расширять

активный

словарь,

формировать

грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и

сверстниками.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех

занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметам , движения и т.д, а

так же в повседневной жизни (режимные моменты, самостоятельная игра).

Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской

активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная

деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с

окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –рассматривание. В

процессе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с особенностями

внешнего вида, с повадками, как и что они едят. На повторных занятиях

необходимо активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети

отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всё время дополняет

ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, настраивая детей,чтобы

они повторили за ним.

В процессе наблюдений следует не только константировать то, что

происходит, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей:

учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия.

У детей для развития речевой активности широко используются картинки с

изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это

повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и

различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение

не только повторять слова в след за воспитателем, но и самостоятельно

высказывать

свои

суждения.

Важное

значение

имеет

чтение

книг

с

иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не

только рассматривать картинки, но и рассказ о том, что написано в книге. Это

развивает память, заставляет ребёнка размышлять.

При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации,

рисовании, музыке и т.д., дети встречаются со множеством различных предметов,

материалов.

В

результате

накапливается

словарь:

существительных,

прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи,

пассивный

словарь

постепенно

переходит

в

активный.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и

воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между

собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения

занятия, проводимые по плану. Следует обратить особое внимание на то, что в

этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому в ходе занятий надо

ставить больше вопросов.

Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети

учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и

соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –

либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности.

Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и

повторять за нем все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем

правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для

усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и

фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для

упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических

форм, важными являются приёмы договаривания (потешка , стихотворение) и

подсказывания нужного слова ( ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть

может

испытывать

затруднение

в

употребления

какого-

нибудь

слова,

воспитатель во время помогает ему).

При

использование

всех

перечисленных

приёмов

способствует

своевременному развитию речи детей.