Авторы: Трифонова Любовь Александровна, Ефимова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речевой активности детей
«Развитие речевой активности детей»
Ведущая роль в развитии речи детей принадлежит взрослым: воспитателю в
детском саду, родителям и близким – в семье. От того, как взрослые говорят с
ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят
успехи детей в усвоение языка.
Очень важно для развития речи детей имеет жизненная обстановка, в
которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их
воспитательные воздействия, а та же собственная активность ребёнка в различных
видах его деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности
детей:
в
режимных
моментах,
в
самостоятельной
игре,
на
специально
организуемых занятиях. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в
режимных моментах и на занятиях. Важное значение для своевременного
развития
речи
ребёнка
имеет
отношение
к
нему
отношение
взрослого.
Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие
ответных
положительных
эмоций
и
разнообразных
реакций.
Без
этого
невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В
младшем
возрасте
общение
является
основной
формой
воспитательного
воздействия. Общение – это такое взаимоотношение взрослого с ребёнком,
которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка на его
обращение.
Важным периодом в развитии речи детей является возраст трёх лет. Задачи
разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без
наглядного
сопровождения,
расширять
активный
словарь,
формировать
грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и
сверстниками.
Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех
занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметам , движения и т.д, а
так же в повседневной жизни (режимные моменты, самостоятельная игра).
Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской
активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная
деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с
окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –рассматривание. В
процессе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с особенностями
внешнего вида, с повадками, как и что они едят. На повторных занятиях
необходимо активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети
отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всё время дополняет
ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, настраивая детей,чтобы
они повторили за ним.
В процессе наблюдений следует не только константировать то, что
происходит, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей:
учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия.
У детей для развития речевой активности широко используются картинки с
изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это
повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и
различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение
не только повторять слова в след за воспитателем, но и самостоятельно
высказывать
свои
суждения.
Важное
значение
имеет
чтение
книг
с
иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не
только рассматривать картинки, но и рассказ о том, что написано в книге. Это
развивает память, заставляет ребёнка размышлять.
При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации,
рисовании, музыке и т.д., дети встречаются со множеством различных предметов,
материалов.
В
результате
накапливается
словарь:
существительных,
прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи,
пассивный
словарь
постепенно
переходит
в
активный.
В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и
воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между
собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения
занятия, проводимые по плану. Следует обратить особое внимание на то, что в
этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому в ходе занятий надо
ставить больше вопросов.
Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети
учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и
соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –
либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности.
Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и
повторять за нем все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем
правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для
усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и
фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для
упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических
форм, важными являются приёмы договаривания (потешка , стихотворение) и
подсказывания нужного слова ( ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть
может
испытывать
затруднение
в
употребления
какого-
нибудь
слова,
воспитатель во время помогает ему).
При
использование
всех
перечисленных
приёмов
способствует
своевременному развитию речи детей.