Автор: Карпович Вера Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №141 Выборгского района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Перелетные птицы
Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР в подготовительной
к школе группе.
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: Обобщение и систематизация знаний о перелётных птицах, развитие связной речи.
Задачи:
* Коррекционно-образовательные:
* Активизировать и расширить словарный запас по теме.
* Упражнять в образовании сложных прилагательных (*длинноногий, остроклювый*).
* Закреплять навык согласования числительных с существительными.
* Формировать умение составлять и распространять предложения.
* Коррекционно-развивающие:
* Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
* Развивать общую и мелкую моторику.
* Совершенствовать фонематический слух (определение первого звука в слове).
* Воспитательные:
* Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением перелётных птиц (грач, ласточка, скворец, журавль,
лебедь), разрезные картинки птиц, мяч, картинка «Путаница» (что перепутал художник),
схема для составления описательного рассказа.
Ход занятия (общая длительность 25-30 минут)
1. Организационный момент (2-3 минуты)
Загадка.
«С юга к нам они летят,
Весну встретить так хотят.
Кто весной летит с югов?
Назови-ка их без слов!» (Птицы)
Беседа.
Логопед спрашивает: «Какое сейчас время года? Какие изменения происходят в природе
весной? Какие птицы возвращаются к нам из тёплых краёв? Как их называют одним
словом?» (Перелётные).
2. Основная часть (20 минут)
Игра «Узнай и назови»
Цель: Активизация словаря.
Ход: Логопед показывает картинки птиц. Дети называют их: «Это грач. Это ласточка...».
Упражнение «Какой, какая?»
Цель: Образование сложных прилагательных.
Ход: Логопед просит описать птицу. «У журавля длинные ноги. Значит он какой?»
(Длинноногий). «У цапли длинный клюв. Она какая?» (Длинноклювая).
Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: Практика словообразования с помощью суффиксов.
Ход: Логопед бросает мяч ребёнку и называет слово, ребёнок возвращает мяч, называя
слово ласково.
Птица — птичка
Крыло — крылышко
Скворец — скворушка
Лебедь — лебёдушка
Гнездо — гнёздышко
Физкультминутка «Птицы» (2 минуты)
«Птички в гнёздышке сидят (дети присаживаются на корточки),
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят». («Летят», плавно машут руками).
«Прилетели, посидели, (снова присели)
Дальше полетели».
Упражнение «Сосчитай-ка от 1 до 5»
Цель: Согласование числительных с существительными.
Ход: Логопед просит посчитать птиц на картинках.
Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей.
Одна ласточка, две ласточки... пять ласточек.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие логического мышления, классификация.
Ход: Логопед показывает ряд из 4-х картинок и просит назвать лишнюю, объяснив
свой выбор.
Пример: Грач, скворец, воробей, журавль. (Воробей — зимующая птица).
Развитие связной речи «Расскажи о птице»
Цель: Составление описательного рассказа по схеме.
Ход: Логопед предлагает ребёнку выбрать одну картинку и составить рассказ о птице
по плану-схеме:
1. Кто это?
2. Какая она (размер, цвет)?
3. Части тела (голова, клюв, крылья, хвост).
4. Где живёт (вьёт гнездо)?
5. Чем питается?
3. Заключительная часть (3-5 минут)
Подведение итогов.
Логопед: «О каких птицах мы сегодня говорили? Почему их называют перелётными?
Какое задание вам понравилось больше всего?»
Поощрение. Логопед хвалит детей за старание и активную работу на занятии.