Напоминание

Перелетные птицы

Автор: Карпович Вера Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №141 Выборгского района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Перелетные птицы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР в подготовительной

к школе группе.

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: Обобщение и систематизация знаний о перелётных птицах, развитие связной речи.

Задачи:

* Коррекционно-образовательные:

* Активизировать и расширить словарный запас по теме.

* Упражнять в образовании сложных прилагательных (*длинноногий, остроклювый*).

* Закреплять навык согласования числительных с существительными.

* Формировать умение составлять и распространять предложения.

* Коррекционно-развивающие:

* Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

* Развивать общую и мелкую моторику.

* Совершенствовать фонематический слух (определение первого звука в слове).

* Воспитательные:

* Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением перелётных птиц (грач, ласточка, скворец, журавль,

лебедь), разрезные картинки птиц, мяч, картинка «Путаница» (что перепутал художник),

схема для составления описательного рассказа.

Ход занятия (общая длительность 25-30 минут)

1. Организационный момент (2-3 минуты)

Загадка.

«С юга к нам они летят,

Весну встретить так хотят.

Кто весной летит с югов?

Назови-ка их без слов!» (Птицы)

Беседа.

Логопед спрашивает: «Какое сейчас время года? Какие изменения происходят в природе

весной? Какие птицы возвращаются к нам из тёплых краёв? Как их называют одним

словом?» (Перелётные).

2. Основная часть (20 минут)

Игра «Узнай и назови»

Цель: Активизация словаря.

Ход: Логопед показывает картинки птиц. Дети называют их: «Это грач. Это ласточка...».

Упражнение «Какой, какая?»

Цель: Образование сложных прилагательных.

Ход: Логопед просит описать птицу. «У журавля длинные ноги. Значит он какой?»

(Длинноногий). «У цапли длинный клюв. Она какая?» (Длинноклювая).

Игра с мячом «Назови ласково»

Цель: Практика словообразования с помощью суффиксов.

Ход: Логопед бросает мяч ребёнку и называет слово, ребёнок возвращает мяч, называя

слово ласково.

Птица — птичка

Крыло — крылышко

Скворец — скворушка

Лебедь — лебёдушка

Гнездо — гнёздышко

Физкультминутка «Птицы» (2 минуты)

«Птички в гнёздышке сидят (дети присаживаются на корточки),

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят». («Летят», плавно машут руками).

«Прилетели, посидели, (снова присели)

Дальше полетели».

Упражнение «Сосчитай-ка от 1 до 5»

Цель: Согласование числительных с существительными.

Ход: Логопед просит посчитать птиц на картинках.

Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей.

Одна ласточка, две ласточки... пять ласточек.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Развитие логического мышления, классификация.

Ход: Логопед показывает ряд из 4-х картинок и просит назвать лишнюю, объяснив

свой выбор.

Пример: Грач, скворец, воробей, журавль. (Воробей — зимующая птица).

Развитие связной речи «Расскажи о птице»

Цель: Составление описательного рассказа по схеме.

Ход: Логопед предлагает ребёнку выбрать одну картинку и составить рассказ о птице

по плану-схеме:

1. Кто это?

2. Какая она (размер, цвет)?

3. Части тела (голова, клюв, крылья, хвост).

4. Где живёт (вьёт гнездо)?

5. Чем питается?

3. Заключительная часть (3-5 минут)

Подведение итогов.

Логопед: «О каких птицах мы сегодня говорили? Почему их называют перелётными?

Какое задание вам понравилось больше всего?»

Поощрение. Логопед хвалит детей за старание и активную работу на занятии.