Автор: Каминская Елена Витальевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 5 города Тюмени
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Особенности коррекции звукопроизношения при различных формах дизартрии
Введение
Среди
детей
дошкольного
возраста
распространенным
речевым
нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному
росту.
Дизартрия
(речедвигателыюе
расстройство)
—
нарушение
произносительной
стороны
речи,
обусловленное
недостаточностью
иннервации
речевой
мускулатуры.
Дизартрия
является
следствием
органического поражения центральной нервной системы, при котором
расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не
программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Ведущими
дефектами
при
дизартрии
являются
нарушение
звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения
речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи
при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая. Это определило тему
исследования: «Особенности коррекции звукопроизношения при различных
формах дизартрии».
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Выделить особенности звукопроизношения при различных формах
дизартрии.
2. Определить программу коррекции звукопроизношения при различных
формах дизартрии.
3
1.
Особенности звукопроизношения при различных формах дизартрии
Особенности звукопроизношения при различных формах дизартрии
представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика звукопроизношения при различных формах дизартрии
Вид дизартрии
Характеристика звукопроизношения
Бульбарная
Артикуляция гласных
приближена к нейтральному звуку э.
Артикуляция согласных упрощена; смычные и Р заменяются
щелевыми.
Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют
глухие
плоскощелевые
звуки.
Нередки
избирательные
расстройства артикуляции в соответствии с избирательным
распределением вялых параличей. Речь замедленна, неплавная,
монотонна, резко утомляет больного.
Псевдобульбарная
Тембр речи изменён по типу закрытой гнусавости, особенно
гнусавы гласные заднего ряда (У, О) и твёрдые согласные со
сложным артикуляторным укладом (Р, Л, Ш, Ж, Ц). Артикуляция
гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и Р
заменяются на щелевые (П,Ф,Т,С,Р). Щелевые согласные со
сложной формой щели превращаются в плоскощелевые. В
первую очередь страдает артикуляция согласных со сложными
укладами, в артикуляции которых принимают участие мышцы
кончика и краёв языка (Р, Л, Ш, Ж, С, З, Ц, Ч). Артикуляция
твёрдых согласных страдает больше, чем мягких.
Ребёнок
старается преодолеть описанные расстройства под
контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию
гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости
голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, а также к упрощению
стечений согласных, недоговариванию концов слов, замедлению
темпа речи, нарушениям её плавности и модулированности.
Экстрапирамидная
Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны
с расстройствами сегментными: звуковая сторона речи нарушена.
Нарушена внятность и членораздельность речи в целом..
Мозжечковая
Статическая
и
динамическая
атаксия
речевых
движений
обнаруживается в фонетической структуре речи явлениями
интенции, адиадохокинезии, гипо- и гиперметрии, асинергии, что
делает речь недостаточно внятной и искажает её нормативные
характеристики.
Корковая
апраксическая
постцентральная
Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые
фонематические обобщения, со смешениями, прежде всего
шумовых признаков слоговых согласных: способа образования,
места образования, глухости-звонкости, твёрдости-мягкости. Эти
расстройства не постоянны (мост, пост, бпост, ност, пфост,
тост..) и зависят от контекста.
Корковая
Распад ритмических слоговых структур слов, с превращением их
в цепи открытых ударных слогов (бабушка по-бп-у-шка; встреча
4
апраксическая
премоторная
фэ-сэ-тэ-рэ-ча и пр. ). При этом возрастает напряженность речи и
степень её вокализации; темп речи замедляется, появляются
персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на
смычные, звонких на глухие,мягких на твёрдые; стечения
согласных
нередко
упрощаются,
а
аффрикаты
ч/ и
ц
расщепляются
(ч/ --
г/ ш,
ц
–
т
с).
Мезэнцефально -
диэнцефальная
Снижение речевой активности имеет 5 условно выделяемых
степеней, наиболее тяжёлая из них – акинетический мутизм с
полной анартрией. По мере развития акинетической анартрии
речь становится всё более лаконичной, всё менее внятной и
членораздельной.
Эмоциональная
стимуляция
нормализует
речевые возможности детей.
Таким образом,
2.Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией.
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии проводится
комплексно [5, с. 64]:
Неврологом предлагается медикаментозное лечение:
1) Сосудистые
препараты –
винпоцетин
(нарушения
памяти,
головокружение,
головная
боль,
состояния
после острого
нарушения
мозгового кровообращения), кавинтон (афазия, апраксия, двигательные
расстройства), инстенон (дизартрия), глиатилин (дизартрия), циннаризин
(ишемические
нарушения
мозгового
кровообращения),
стугерон
(головокружение, нарушение памяти,нарушение мозгового кровообращения).
2)
Ноотропы - ноотропил
(нарушение
памяти,
головокружение,
нарушение поведения), пантогам (при умственной недостаточности, при
подкорковых гиперкинезах
различной
этиалогии,
при
расстройстве мочеиспускания), пантокальцин ( при умственной отсталости и
задержке психического развития), энцефабол ( при нарушении поведения),
пикамилон
(острое
нарушение мозгового
кровообращения,
вегетососудистая дистания, астенические состояния).
3) Метаболические препараты - кортексин
(
улучшают
обмен
веществ),
актовигин
(
улучшает
моторные
функции),
церебролизин
5
(снижение памяти, операции на головном мозге, психические заболевания),
церебролизат (ослабление памяти, травмы мозга).
4) Витамины – нейромультивит ( витамины группы В),мильгамма
( витамины группы В).
5) Седативные средства - Ново – пассит ( повышенная возбудимость,
снижение внимания, памяти), успокой (при повышенной возбудимости),
персен ( при повышенной возбудимости),тенотен (детский) ( снижение
внимания, повышенная возбудимость, снижение памяти).
Выделяют два основных этапа коррекции звукопроизношения при
дизартрии:
1 этап - подготовительный:
а) развитие слухового внимания;
б)
развитие
речевой
моторики,
проведение
подготовительных
артикуляционных
упражнений
для
развития
подвижности
органов
периферического речевого аппарата (губы, язык).
2 этап - формирование правильной речи:
а) устранение неправильного произношения;
б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной
речи детей.
в)
Развитие
у
детей
умения
дифференцировать
(различать)
в
произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
На первом
этапе должны быть привлечены к работе различные
ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в
каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые
(когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например,
прикладывая руку к горлу («жужжание гортани при произнесении звонких
согласных).
Занятия
по
формированию
правильного
звукопроизношения
в
следующей последовательности [4, с. 138]:
1. Постановка звука;
6
2. Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;
3. Закрепление звуков в словах;
4. Закрепление звуков в предложениях;
5. Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по
артикуляции;
6.
Закрепление
звуков
в
разговорной
речи.
Для занятий вам потребуются широкое зеркало, чтобы ребенок мог видеть
одновременно свое и ваше лица, тетрадь, чайная ложка, лучше, конечно,
медицинский шпатель.
Существуют
три
основных
способа
постановки
правильного
произношения:
1) Вы показываете перед зеркалом ребенку, как правильно произнести
звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и сознательно пытается
воспроизвести этот звук, подражая вам. Многие дети, подражая, сразу
произносят правильный звук, но это при условии, что у него уже
сформированы
речевые
средства
(достаточно
подвижны
мышцы
артикуляционного аппарата, слуховое внимание).
2) Если правильный звук не удается получить по подражанию,
прибегают к помощи каких либо приспособлений (шпатель, шарик на
палочке, спичка, соска и т.п.)
3) Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку
более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, показывая ему
в зеркале и словесно объясняя.
Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При
нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в
работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в
определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те,
моторные координации которых наиболее просты. Или выбирается звук,
наиболее легко поддающийся коррекции, например звук, который отраженно
произносится правильно [6, с. 109].
7
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их
различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный
уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его
автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи. Необходима
тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать
самого
себя,
улавливать
разницу
между
своим
произношением
и
нормализованным звуком.
Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии.
Наиболее распространенным является метод так называемой фонетической
локализации, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает
необходимую позицию для того или иного звука. Используются зонды,
плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание
ребенка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет
движения самостоятельно при некоторой помощи логопеда и без нее [1, с.
94].
При
работе
над
звукопроизношением
опираются
на
знание
артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушений
звукопроизношения
у
каждого
ребенка
(кинетический
анализ)
и
на
специфические приемы постановки отдельных звуков.
Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический
и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы
устанавливаются
межанализаторные
связи
между
движением
артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух,
зрительным
образом
артикуляционного
уклада
данного
звука
и
двигательным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной
работы основаны на закономерностях развития фонетико-фонематической
системы языка в норме [6, с. 111].
При формировании звукопроизносительных умений и навыков в
различных
ситуациях
речевой
коммуникации,
предупреждении
и
преодолении вторичных нарушений речи логопед проводит работу по
8
автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных
навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и
предложениях.
Для
автоматизации
используется
прием
одновременного
проговаривания звука и изображения его символа — писание и говорение.
Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным
действием [2, с. 31].
Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с
похлопыванием пальцами или постукиванием ногой.
Затем новый звук закрепляется в различных слогах.
Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным,
убыстряя темп упражнений.
При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные
компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные
движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки
произносятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой
над ее выразительностью. Работа проводится путем подражания. Ребенка
учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания
высказывания,
равномерно
чередовать
ударные
и
безударные
слоги,
выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов
[6, с. 112].
Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от
характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. При
сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная
программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу,
развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим
строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение
или коррекцию нарушений письменной речи [7, с. 88].
9
В других случаях проводится работа над звукопроизношением и
уточнением фонематического слуха.
Во всех случаях основной задачей логопедической работы при
дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не
только формирование правильного произнесения звуков. Используются
приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над
артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а
также над личностью ребенка в целом. Наиболее часто встречается
псевдобульбарная
дизартрия,
при
которой
важное
значение
имеет
применение
дифференцированного
массажа
(расслабляющего
и
укрепляющего) с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах
артикуляционного
аппарата,
а
также
артикуляционной
гимнастики.
Логопедическая работа включает развитие речевого дыхания, интонационно-
методической стороны речи, фонематического восприятия [6, с. 113].
Работа с лицами, страдающими дизартрией, проводится в различных
типах логопедических учреждений: детских садах и школах для детей с
тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата (последствиями полиомиелита и церебральным
параличом), в речевых отделениях психоневрологических больниц. При
более
легких
(стертых)
формах
дизартрии
работа
проводится
в
поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ.
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая
логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от
взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога,
логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и
массажиста, специалиста по лечебной физкультуре [3, с. 81].
Таким образом, коррекция звукопроизношения это поэтапный процесс
направленный на устранение последствий нарушений артикуляционного
аппарата, выработку правильной артикуляционной позы и формирование и
закрепление правильных артикуляционных навыков.
10
3.
Программы логопедической работы при дизартрии
Порядок логопедической работы при различных формах дизартрии
представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Этапы логопедической коррекции различных форм дизартрии [7, с. 21]
Бульбарная дизартрия
- формирование установки на коррекцию произносительной
стороны речи;
- преодоление гипотонуса в мимической и артикуляционной
мускулатуре;
- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация фонетической окраски звуков;
- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие контроля над произносительной стороной речи.
Псевдобульбарная
дизартрия
- формирование установки на коррекцию произносительной
стороны речи;
- преодоление гипертонуса в мимической и артикуляционной
мускулатуре;
- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация фонетической окраски звуков;
- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие контроля над произносительной стороной речи.
Подкорковая /
экстрапирамидная
дизартрия
- формирование установки на коррекцию произносительной
стороны речи;
- снижение степени проявления синдрома ригидности в
мышцах речевой моторики;
- формирование синхронной деятельности отделов дыхания,
голосообразования, звукопроизношения;
- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация фонетической окраски звуков;
- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие контроля над произносительной стороной речи.
Мозжечковая дизартрия
- формирование установки на коррекцию произносительной
стороны речи;
- формирование синхронной деятельности отделов дыхания,
голосообразования, звукопроизношения;
- развитие подвижности мышц речевого аппарата;
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация фонетической окраски звуков;
- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие контроля над произносительной стороной речи.
Таким
образом,
программа
логопедической
коррекции
речи
определяется формой дизартрии.
11
Заключение
Выделяют два основных этапа коррекции звукопроизношения при
дизартрии:
1 этап - подготовительный:
а) развитие слухового внимания;
б)
развитие
речевой
моторики,
проведение
подготовительных
артикуляционных
упражнений
для
развития
подвижности
органов
периферического речевого аппарата (губы, язык).
2 этап - формирование правильной речи:
а) устранение неправильного произношения;
б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной
речи детей.
в)
Развитие
у
детей
умения
дифференцировать
(различать)
в
произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
На первом
этапе должны быть привлечены к работе различные
ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в
каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые
(когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например,
прикладывая руку к горлу («жужжание гортани при произнесении звонких
согласных).
Занятия
по
формированию
правильного
звукопроизношения
в
следующей последовательности:
1. Постановка звука;
2. Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;
3. Закрепление звуков в словах;
4. Закрепление звуков в предложениях;
5. Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по
артикуляции;
6. Закрепление звуков в разговорной речи.
12
Порядок постановки звуков определяется согласно онтогенезу.
Основными способами постановки звуков являются: по подражанию,
от артикуляционного уклада и механический.
13
Список литературы
1.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие для
студентов вузов/Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
2.
Винарская Е.Н. Дизартрия /Е.Н. Винарская. - М.:АСТ: Астрель, 2006.
3.
Волосатова
Е.
Л.
Основные
положения
дифференциальной
диагностики стертой дизартрии и дислалии в отечественной логопедии
[Текст] / Е. Л. Волосатова, Л. А. Дружинина // Педагогический опыт: теория,
методика, практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф.
(Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 345–348.
4.
Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст]:учеб. пособие
для
вузов/Л.И.Белякова, Н.Н.Волоскова.-М.: Владос, 2009.
5.
Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: метод.
пособие/[ред.Ю.Ф.Гаркуша].-М.:НИИ Шк. технологий, 2008.
6.
Дошкольная логопедическая служба/ред. О.А. Степанова. - М.:ТЦ
Сфера,2006.
7.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей
[Текст]:кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. -
Екатеринбург: ООО «Книго-Мир»,2011.
8.
Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.: пособие для логопедов
и студ. дефектол. фак. пед. вузов авт.- сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец,
Л.Г. Парамонова; ред. Л. С. Волкова.-М.:Владос.-(Библиотека учителя-
дефектолога ).- Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны
речи: в 2 ч.- Ч.2. Ринолалия. Дизартрия.-2006
9.
Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2002. - 448 с.
Пр