Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Автор: Пирлик Андрей Иванович
Должность: учитель труда технологии
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 10
Населённый пункт: г. Бикин, Хабаровскийкрай
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ

СТОЛЯРНОГО ДЕЛА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Работая над темой могу отметить, что формирование жизненных компетенций

обучающихся

с

нарушением

интеллекта

осуществляется

в

ходе

всего

учебно-

воспитательного процесса: внеклассных, общешкольных мероприятий, факультативных

курсов, но в первую очередь через проведение уроков. На уроках труда (технологии)

формированию

жизненных

компетенций

способствует

и

содержание

учебной

дисциплины, и та деятельность, которую осуществляют обучающиеся в соответствии с

содержанием осваиваемого профиля столярного дела.

Представьте себе урок, где вы не просто слушаете учителя, а делаете что-то своими

руками, создавая из обычного куска дерева что-то полезное и красивое. Это не просто

урок труда, это настоящая школа жизни, где учимся не только обращаться с

инструментами, но и становиться более уверенными, ответственными и готовыми к

общению. О том, как уроки столярного дела помогают обучающимся с нарушением

интеллекта адаптироваться в обществе, мы и поговорим.

Работа с деревом открывает двери к развитию целого комплекса социально-

трудовых навыков, которые пригодятся каждому, независимо от того, кем он решит стать

в будущем.

Что дети приобретают на уроках столярного дела?

Умение работать в команде. Часто над одним проектом трудится несколько

человек. Это учит их слушать друг друга, договариваться, распределять обязанности и

помогать товарищам. Выполняя совместный проект обучающиеся учатся ценить вклад

каждого и понимать, что вместе можно достичь большего. Это бесценный опыт для

будущей работы и жизни в коллективе.

Ответственность за результат. Когда ты сам чертишь, пилишь, шлифуешь и

собираешь изделие, ты несешь полную ответственность за то, что получится. Это

воспитывает внимательность, аккуратность и стремление довести дело до конца. На

уроках труда дети учатся не бросать начатое и гордиться своим трудом.

Развитие коммуникативных навыков. На уроках мы не только работаем, но и

общаемся. Обсуждаем идеи, задаем вопросы, делимся опытом. Учитель направляет,

помогает найти общий язык, разрешить спорные моменты. Это тренирует способность

четко выражать свои мысли, слушать и понимать других.

Умение решать проблемы. В процессе работы неизбежно возникают трудности:

что-то не получается, инструмент не слушается, идея требует корректировки. Столярное

дело учит не паниковать, а искать решения, пробовать разные подходы, быть

изобретательными. Это развивает гибкость мышления и способность адаптироваться к

меняющимся условиям.

Формирование самооценки и уверенности в себе. Когда ты видишь, как из твоих

рук выходит готовое изделие, ты чувствуешь гордость и удовлетворение. Это повышает

самооценку и придает уверенности в своих силах. Ученик понимаешь, что способен

создавать, творить и добиваться результатов.

Развитие терпения и усидчивости. Работа с деревом требует терпения и

сосредоточенности. Не всегда все получается с первого раза. Дети учатся не сдаваться,

повторять попытки и доводить начатое до совершенства. Эти качества очень важны для

достижения любых целей в жизни.

Понимание ценности труда. Когда ты сам вкладываешь силы и время в создание

чего-либо, ты начинаешь ценить труд других людей. Понимаешь, сколько усилий

требуется для производства даже самых простых вещей.

Как это помогает в социальной среде?

Все эти навыки, приобретенные на уроках столярного дела, в дальнейшем будут

напрямую влиять на способность обучающихся с нарушением интеллекта успешно

адаптироваться в обществе. Формирование умения работать в команде делает их

ответственными работниками и надежными партнерами. Они смогут находить общий

язык с разными людьми, эффективно сотрудничать для достижения общих целей, будь то

рабочий проект или организация семейного досуга. Развитие способности слушать и

слышать, идти на компромисс, поддерживать товарищей – все это фундамент крепких

отношений в любом коллективе.

Ответственность за результат проявляется не только в аккуратности при работе с

инструментами, но и в выполнении обещаний, в добросовестном отношении к своим

обязанностям.

Развитие коммуникативных навыков позволяет школьникам увереннее чувствовать

себя в любой ситуации, где требуется общение. Они могут четко и аргументированно

излагать свои мысли, обсуждать проблемы, находить общий язык с людьми разных

возрастов и профессий. Это помогает строить здоровые отношения с близкими, находить

общий язык с товарищами и даже успешно проходить собеседования.

Умение решать проблемы делает обучающихся с нарушением интеллекта более

адаптивными и устойчивыми к жизненным вызовам. Вместо того чтобы опускать руки

перед трудностями, мы учим анализировать ситуацию, искать нестандартные решения,

проявлять изобретательность.

Формирование самооценки и уверенности в себе – это, пожалуй, один из самых

важных аспектов. Когда ребёнок видит, что можем создавать что-то своими руками, что

его усилия приносят видимый результат, он начинаем верить в себя. Эта внутренняя

уверенность транслируется во все сферы жизни, делая его более смелыми в принятии

решений, в выражении своего мнения и в стремлении к новым достижениям.

Развитие терпения и усидчивости помогает не только в работе с деревом, но и в

достижении любых долгосрочных целей. Мы понимаем, что успех редко приходит

мгновенно, и готовы прикладывать необходимые усилия, преодолевая препятствия. Это

качество незаменимо при обучении, в дальнейшей трудовой деятельности, карьере и в

личной жизни.

Понимание ценности труда формирует уважительное отношение к окружающим и

к материальным благам. Ученики начинают ценить не только свой труд, но и труд других

людей, будь то мастер, создавший мебель, или рабочий, построивший дом. Это

способствует формированию более зрелого и ответственного взгляда на мир.

Таким образом, уроки столярного дела – это не просто обучение ремеслу. Это

комплексная подготовка к жизни, где каждый ученик получает не только практические

навыки, но и бесценный багаж социально-трудовых компетенций. Эти навыки становятся

прочным фундаментом для успешной адаптации в обществе, для построения гармоничных

отношений, для достижения личных и профессиональных целей. Работа с деревом учит

нас быть не просто исполнителями, но и творцами своей жизни, способными справляться

с вызовами, сотрудничать с другими и гордиться своими достижениями.