Напоминание

Коррекционная работа по формированию синтаксической структуры предложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Автор: Журавлёва Анастасия Андреевна
Должность:
Учебное заведение: Томский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Коррекционная работа по формированию синтаксической структуры предложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Коррекционная работа по формированию синтаксической

структуры предложения у детей старшего дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи третьего уровня.

Актуальность формирования синтаксической структуры предложения у

детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего

уровня обусловлена тем, что именно этот возрастной период является

сензитивным для развития речи. Несформированность синтаксической

структуры в этом возрасте негативно сказывается на дальнейшем усвоении

школьной программы, обусловливая трудности в чтении и письме.

По данным Министерства просвещения РФ на апрель 2025 года, 87%

детей дошкольного возраста в России имеют нарушения речи. Среди

выделенной категории порядка 78 % приходится на общее недоразвитие речи

третьего

уровня,

что

характеризуется,

в

том

числе,

значительными

трудностями в построении грамматически правильных и развернутых

предложений, в согласовании слов, использовании предлогов и сложных

синтаксических конструкций.

Цель

системы

коррекционных

занятий

скорректировать

синтаксическую структуру предложений старших дошкольников с общим

недоразвитием речи третьего уровня.

Система коррекционных занятий включает в себя 4 основных этапа,

представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Этапы системы коррекционных занятий по формированию

синтаксической структуры предложений у детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи 3 уровня

Занятия с детьми проводились по 30 минут.

На

подготовительном

этапе

системы

коррекционных

занятий

предполагалось создание базы для последующего развития синтаксической

структуры предложений, активизация пассивного словаря, подготовка

восприятия сложных конструкций. Основные задачи и игры данного этапа

коррекционной

работы

представлены

на

рисунке

2.

На

занятиях

подготовительного

этапа

происходит

сближение

логопеда

с

детьми,

установка доверительных дружеских отношений и раскрытие детского

речевого потенциала. Логопед в работе, как правило использует простые

речевые игры, требующие концентрации внимания ребенка, что позволяет

увлечь ребенка легкими заданиями, с которыми, как правило, все дети

старшего дошкольного возраста отлично справляются.

Этапы коррекционной работы

I этап – Подготовительный

II этап – Формирование простого

распространённого предложения

III этап — Овладение конструкциями

сложного предложения

IV этап – Автоматизация полученных

навыков

Рисунок 2 – Подготовительный этап системы коррекционных занятий

На данном этапе стояли задачи на формирование слухового внимания и

фонематического слуха, активизацию предметного и глагольного словаря и

обучение восприятию простых односложных предложений.

Для решения поставленной задачи на формирование фонематического

слуха и слухового внимания логопедом использовались такие игры с

картинками, в которых назывались слова, которые детьми могут не

восприниматься на слух (кот-пот, мУка-мукА, дом-ком, плот-плод, лес-лис,

суп-зуб, луг-лук, и т.п.).

Активизация

предметного

и

глагольного

словаря

логопедом

осуществлялась с помощью сюжетных картинок, на которых изображены

различные действия (девочка играет в мяч, мальчик ловит рыбу, кот спит на

крыше, и др.). С помощью таких игр дети легко определяют правильные

действия и учатся различать глаголы, как действие предмета.

Обучение восприятию простых односложных предложений логопедом

осуществлялась с помощью сюжетных картинок и подвижных игровых

I этап – Подготовительный

Цель этапа: Создание базы для последующего развития

синтаксической структуры предложений, активизация

пассивного словаря, подготовка восприятия сложных

конструкций.

Задача 1: Развитие слухового внимания и

фонематического слуха.

Дидактические игровые задания с

картинками «ком»- «дом»

Задача 2: Активизация предметного и

глагольного словаря.

Рассматривание картинок с

вопросами («Кто это? Что делает?»).

Игровые задания типа «Что делает

Маша?» (учит детей различать

глаголы).

Задача 3: Обучение восприятию простых

односложных предложений

Подвижные игровые задания с

заданиями («Подними мяч»,

«Покажи кубик»).

(«Маша спит», «Кошка пьёт»).

заданий, в которых дети учились воспринимать глаголы как задание к

определенному действию, например, поднять мяч или помыть ложку, или

отнести

книжку

на

полку.

С

помощью

картинок,

дети

учились

самостоятельно целым простым предложением описать картинку.

В завершении подготовительного этапа дети были подготовлены к

следующему

этапу

формированию

простого

распространенного

предложения (рисунок 3), целью которого было сформировать умения

употреблять в речи распространённые конструкции с одним второстепенным

членом.

Рисунок 3 –2 этап системы коррекционных занятий – формирование простого

распространённого предложения

На втором этапе стояли задачи на усвоение согласований подлежащего

и

сказуемого,

обучение

правильному

применению

определений

и

обстоятельств места и времени, а также на расширение объема высказываний

до трех-четырехсловных предложений.

Для

решения

поставленной

задачи

на

усвоение

согласований

II этап – Формирование простого распространённого

предложения

Цель этапа: формирование умения употреблять в

речи распространённые конструкции с одним

второстепенным членом

Задача1: Усвоение согласований подлежащего

и сказуемого

Использование игровых ситуаций

(«Купили кукле платье красное»).

Задача 2: Употребление определений и

обстоятельств места и времени.

Дидактические игровые задания

(«Угадай кто пришёл?», «Чего не

хватает?»)

Задача 3: Расширение объёма высказываний до

трёх-четырехсловных предложений.

Тренировочные упражнения с

использованием сюжетных картин

(«Белая собака бежит быстро», «Дети

гуляют утром»).

подлежащего и сказуемого логопедом использовались речевые игры с

применением интерактивных и компьютерных технологий. С помощью

различных изображений, в том числе сюжетных мини роликов, детям

показывали наглядности для формулирования предложений, правильно

согласовывая подлежащее и сказуемое. С помощью аналогичных методов, а

также используя наглядные действия и речевые примеры детей учили

правильно употреблять определения и обстоятельства места и времени.

Также для этого применялись упражнения «Чего не хватает?» «Угадай, кто

пришел» и т.п. по принципу: «У Кати красное платье», «Петя играет во

дворе», «Оля красит зеленой краской», «Не хватает картинки медведя» или

«Там была картинка со стулом».

Расширение

объёма

высказываний

до

трёх-четырехсловных

предложений стало завершающей задачей второго этапа. С помощью

сюжетных картин и наглядных высказываний логопеда по сюжетам, дети

тренировали

навыки

формулирования

простых

трех-четырехсловных

предложений.

Первые два этапа для детей с общим недоразвитием третьего уровня

были не сложными и очень интересными, так как все дети легко справились с

поставленными

задачами.

При

этом

у

детей

четко

сформировалось

понимание

синтаксической

структуры

простых

предложений.

Дети

научились отличать предметы от глаголов и определений. Детям стало

понятна

последовательность

построения

простых

предложений

и

их

выразительность.

Следующим

этапом

в

формировании

синтаксической

структуры

предложений детей старшего дошкольного возраста стало овладение

конструкциями сложного предложения, представленного на рисунке 4.

Целью данного этапа стало формирование понимания и употребления

различных видов сложных предложений. Основными задачами данного этапа

стали освоение понятий союзов и правильное использование их в речи, а

также составление сложных предложений с разными видами связи.

Рисунок 4 –3 этап системы коррекционных занятий – овладение

конструкциями сложного предложения

Для решения задачи на освоение понятий союзов и правильное

использование их в речи логопедом использовались интерактивные игровые

задания с логопедическими технологиями. Обязательно логопед личным

примером показывал и объяснял значение каждого союза и наглядно

демонстрировал его применение в речи. Задача детей была усвоить и понять

значение союзов в предложениях. Данная задача для многих детей в группе

была очень сложной. Некоторые из детей, не до конца понимали, для чего

необходимы союзы и какую функцию они несут, что соответственно

оказывало влияние на их восприятие и применение союзов в своей речи.

Также для освоения союзов в структуре предложений логопед применял

игровые ситуации с загадками и ребусами, такие как «Куда убежал котёнок,

чтобы спрятаться от собаки?», на которые дети отвечали примерно так:

III этап — Овладение конструкциями сложного предложения

Цель этапа: Понимание и употребление различных видов

сложных предложений

Задача1: Освоение понятий союзов («и», «а»,

«потому что», «чтобы») и умение правильно

использовать их в речи

Совместная работа педагога и

ребёнка над составлением диалогов

(интерактивные игровые задания с

логопедическими технологиями)

Игровые ситуации с загадками и

ребусами («Куда убежал котёнок,

чтобы спрятаться от собаки?»)

Задача 2: Составление сложных предложений

с разными видами связи.

Специальные задания на

установление причинно-

следственных связей («Почему

Миша плачет? Потому что потерял

игрушку»)

«котенок убежал в домик», «котенок спрятался на дереве» «котенок забрался

на высокое дерево»).

Далее дети с логопедом учились составлять сложные предложения с

разными видами связей с помощью специальных заданий на установление

причинно-следственных связей («Почему Миша плачет?» →«Потому что

потерял

игрушку»).

Благодаря

этим

упражнениям,

дети

научились

формулировать логические причинно-следственные связи.

Заключительным четвертым этапом стала автоматизация полученных

навыков, целью которого стало совершенствование сформированных ранее

навыков

построения

правильных

предложений

разных

типов,

представленный на рисунке 5.

Рисунок 5 –4 этап системы коррекционных занятий – автоматизация

полученных навыков

На заключительном этапе стояли задачи на перенос приобретенных

навыков в самостоятельную речь и увеличение активного словарного запаса

и обогащение речи ребенка новыми выражениями.

IV этап – Автоматизация полученных навыков

Цель этапа: Совершенствование сформированных ранее навыков

построения правильных предложений разных типов

Задача1: Перенос приобретенных навыков в

самостоятельную речь

Повторение пройденного материала в

новых ситуациях

(интерактивные игровые задания с

логопедическими технологиями)

Задача 2: Увеличение активного словарного запаса

и обогащение речи ребенка новыми выражениями.

Проведение занятий-игр с

разнообразными заданиями («Рассказ по

картине», «Исправь ошибку»)

Самостоятельные творческие рассказы

детей

Для решения поставленной задачи на перенос приобретенных навыков

в самостоятельную речь логопедом применялись интерактивные игровые

задания с логопедическими технологиями, направленные на повторение

пройденного материала с помощью новых игровых ситуаций и заданий.

Каждое новое задание усложнялось и воспроизводилось с помощью новых

технологий. Дети на протяжении всех заданий удерживали постоянный

интерес. Каждый ребенок, который справился с заданием, поощрялся

одобрением логопеда: «молодец, так держать!», а те, кому еще сложно было

выполнять упражнения, ободрялись поддерживающими фразами «у тебя всё

равно получится, мы еще с тобой обязательно всё наверстаем, не

расстраивайся!».

Далее проводилась работа по увеличению активного словарного запаса

и обогащение речи ребенка новыми выражениями.

Для этого

логопед

проводили игровые занятия с разнообразными заданиями, такими как:

«Рассказ по картине», «Исправь ошибку» и т.п. Также логопед читал сказки,

либо отрывки из сказок с разными выражениями, которые в результате

обсуждали с детьми на предмет того, как каждый ребенок эти фразы

воспринимает.

Коррекционные занятия по увеличению активного словарного запаса и

обогащение речи предполагали следующие виды деятельности:

1. Анализ предложений различной степени сложности.

С детьми начиналась работа с простых конструкций типа «субъект +

предикат»: «Маша читает книгу». Постепенно упражнения усложнялись по

структуре («Кто-то бросил мяч») и вводились дополнительные члены

предложения («Собака громко лаяла», «Пушистый кот лежит на крыше»).

Для

организации

занятий

варьировали

использование

картинок

с

изображениями, игры с заданиями на логопедическом планшете и работу с

сенсорной доской.

2. Работа над основными членами предложения.

Для этого подбирались упражнения, направленные на выделение

подлежащего и сказуемого, например, задавайте ребенку вопросы: «Что

делает кот?» («Кот спит»), «Кто рисует картину?» («Художник рисует

картину»). Это помогает детям осознать основные элементы построения

предложения. Для проведения этих упражнений активно использовали

интерактив. Педагог участвовал в играх с ребенком, а также в работе были

игрушки, картинки, и наглядные пособия со схемами предложений.

3. Развитие умения составлять распространенные предложения.

Далее с детьми работали над предложениями с второстепенными

членами предложений: добавляли обстоятельства, места, время, образы

действий

и

дополнения.

Например,

сначала

дети

строили

простое

предложение «Петя идет домой», затем по заданию добавлялись уточняющие

детали: «Сегодня Петя быстро идет домой». Для организации этих занятий,

логопед использовал наглядные схемы предложений, сенсорную доску и

презентации, чтобы ребенку легче было усвоить принцип построения

предложений.

4. Практическое использование падежных форм существительных.

Детей сначала знакомили с правилами изменения существительных по

падежам и числам. Например, задания вида: «Измени слово „стул“ по

вопросам: стул – (нет чего?) стула, стол – (подойти к чему?) к столу...».

Сначала дети путались с применением окончаний, но уже спустя некоторое

время дети активно стали их правильно произносить. В работе логопед

применяет

картинки

с

предметами,

а

также

применяет

словесные

наглядности.

5. Формирование согласования членов предложения.

Также шла работа над согласованием прилагательных и глаголов с

существительными по роду, числу и падежу. Детям предлагались задания

вроде: «Подбери подходящее прилагательное к слову «машина» (красивая

машина). Дети согласовывали прилагательные: большой стол, красивая

картина». Домой родителям давали задания, которые логопед вклеивал в

общую тетрадь.

6. Использование упражнений на перестановку членов предложения.

Ребенку давали задание изменить порядок слов в предложениях, чтобы

сохранялся их смысл. Пример: «Девочка рисовала цветы» → «Цветы девочка

рисовала».

Логопед

в

работе

использовал

логопедический

планшет,

наглядные схемы предложений и интерактивные игры.

7. Составление связных рассказов.

Для

составления

коротких,

а

затем

длинных

рассказов

детям

предлагались схемы и картинки, на которые они могли опираться.

Для развития кругозора детей педагоги проводили с детьми экскурсии,

беседы, активные, дидактические и сюжетные игры в соответствии с

тематическим планированием группы, после которых с детьми проводились

обсуждения проведенных мероприятий, на которых дети старались выразить

свою точку зрения.

Каждое занятие начиналось с повторения прошлого занятия, чтобы у

детей имелась возможность вспомнить пройденный материал и закрепить на

практике. Все последующие занятия проводились по принципу от простого к

сложному, что позволяет детям быть более уверенными в собственных силах.

Особое внимание уделялось пониманию детьми и использованию

предложно-падежных конструкций, согласованию слов в соответствии с

родом, числом и падежом. Параллельно велась работа над расширением

типов используемых предложений. Дети поэтапно учились составлять

простые

распространенные

предложения,

а

также

предложения

с

однородными членами и сложносочиненные предложения. В работе с детьми

постоянно применяются наглядности и интерактив, стимулирующие детей к

развернутым ответам.

Важным этапом является формирование навыка построения связного

рассказа. Детям на разных этапах исследования предлагалось пересказывать

короткие тексты, составлять рассказы по картинкам, описывать собственные

впечатления и события. При этом особое внимание уделялось правильности

построения предложений, их логической последовательности и связности.

Педагог моделирует правильные речевые образцы, оказывает помощь в

построении предложений, исправляет грамматические ошибки.

Кроме того, в систему коррекционных занятий с детьми были

включены упражнения на:

– развитие активного и пассивного словаря;

– развитие фонематического восприятия;

– развитие фонетического анализа и синтеза;

– развитие навыков словообразования и словоизменения;

– развитие навыков составления предложений;

В работе с детьми применялись следующие формы и методы работы:

– индивидуальные и групповые занятия;

– дидактические настольные игры;

– сюжетно-ролевые игры;

– дидактические интерактивные игры;

– беседы;

–эстафеты и др.

Таким

образом,

в

коррекционной

работе

активно

используется

индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываются его особенности и

уровень

развития.

Занятия

проводятся

в

игровой

форме,

создается

положительный эмоциональный фон, поддерживается интерес к речевой

деятельности.

Регулярная оценка прогресса позволяет своевременно

корректировать

программу

коррекционной

работы

и

добиваться

оптимальных результатов.