Автор: Журавлёва Анастасия Андреевна
Должность:
Учебное заведение: Томский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Коррекционная работа по формированию синтаксической структуры предложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Коррекционная работа по формированию синтаксической
структуры предложения у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи третьего уровня.
Актуальность формирования синтаксической структуры предложения у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего
уровня обусловлена тем, что именно этот возрастной период является
сензитивным для развития речи. Несформированность синтаксической
структуры в этом возрасте негативно сказывается на дальнейшем усвоении
школьной программы, обусловливая трудности в чтении и письме.
По данным Министерства просвещения РФ на апрель 2025 года, 87%
детей дошкольного возраста в России имеют нарушения речи. Среди
выделенной категории порядка 78 % приходится на общее недоразвитие речи
третьего
уровня,
что
характеризуется,
в
том
числе,
значительными
трудностями в построении грамматически правильных и развернутых
предложений, в согласовании слов, использовании предлогов и сложных
синтаксических конструкций.
Цель
системы
коррекционных
занятий
–
скорректировать
синтаксическую структуру предложений старших дошкольников с общим
недоразвитием речи третьего уровня.
Система коррекционных занятий включает в себя 4 основных этапа,
представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы системы коррекционных занятий по формированию
синтаксической структуры предложений у детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 3 уровня
Занятия с детьми проводились по 30 минут.
На
подготовительном
этапе
системы
коррекционных
занятий
предполагалось создание базы для последующего развития синтаксической
структуры предложений, активизация пассивного словаря, подготовка
восприятия сложных конструкций. Основные задачи и игры данного этапа
коррекционной
работы
представлены
на
рисунке
2.
На
занятиях
подготовительного
этапа
происходит
сближение
логопеда
с
детьми,
установка доверительных дружеских отношений и раскрытие детского
речевого потенциала. Логопед в работе, как правило использует простые
речевые игры, требующие концентрации внимания ребенка, что позволяет
увлечь ребенка легкими заданиями, с которыми, как правило, все дети
старшего дошкольного возраста отлично справляются.
Этапы коррекционной работы
I этап – Подготовительный
II этап – Формирование простого
распространённого предложения
III этап — Овладение конструкциями
сложного предложения
IV этап – Автоматизация полученных
навыков
Рисунок 2 – Подготовительный этап системы коррекционных занятий
На данном этапе стояли задачи на формирование слухового внимания и
фонематического слуха, активизацию предметного и глагольного словаря и
обучение восприятию простых односложных предложений.
Для решения поставленной задачи на формирование фонематического
слуха и слухового внимания логопедом использовались такие игры с
картинками, в которых назывались слова, которые детьми могут не
восприниматься на слух (кот-пот, мУка-мукА, дом-ком, плот-плод, лес-лис,
суп-зуб, луг-лук, и т.п.).
Активизация
предметного
и
глагольного
словаря
логопедом
осуществлялась с помощью сюжетных картинок, на которых изображены
различные действия (девочка играет в мяч, мальчик ловит рыбу, кот спит на
крыше, и др.). С помощью таких игр дети легко определяют правильные
действия и учатся различать глаголы, как действие предмета.
Обучение восприятию простых односложных предложений логопедом
осуществлялась с помощью сюжетных картинок и подвижных игровых
I этап – Подготовительный
Цель этапа: Создание базы для последующего развития
синтаксической структуры предложений, активизация
пассивного словаря, подготовка восприятия сложных
конструкций.
Задача 1: Развитие слухового внимания и
фонематического слуха.
Дидактические игровые задания с
картинками «ком»- «дом»
Задача 2: Активизация предметного и
глагольного словаря.
Рассматривание картинок с
вопросами («Кто это? Что делает?»).
Игровые задания типа «Что делает
Маша?» (учит детей различать
глаголы).
Задача 3: Обучение восприятию простых
односложных предложений
Подвижные игровые задания с
заданиями («Подними мяч»,
«Покажи кубик»).
(«Маша спит», «Кошка пьёт»).
заданий, в которых дети учились воспринимать глаголы как задание к
определенному действию, например, поднять мяч или помыть ложку, или
отнести
книжку
на
полку.
С
помощью
картинок,
дети
учились
самостоятельно целым простым предложением описать картинку.
В завершении подготовительного этапа дети были подготовлены к
следующему
этапу
–
формированию
простого
распространенного
предложения (рисунок 3), целью которого было сформировать умения
употреблять в речи распространённые конструкции с одним второстепенным
членом.
Рисунок 3 –2 этап системы коррекционных занятий – формирование простого
распространённого предложения
На втором этапе стояли задачи на усвоение согласований подлежащего
и
сказуемого,
обучение
правильному
применению
определений
и
обстоятельств места и времени, а также на расширение объема высказываний
до трех-четырехсловных предложений.
Для
решения
поставленной
задачи
на
усвоение
согласований
II этап – Формирование простого распространённого
предложения
Цель этапа: формирование умения употреблять в
речи распространённые конструкции с одним
второстепенным членом
Задача1: Усвоение согласований подлежащего
и сказуемого
Использование игровых ситуаций
(«Купили кукле платье красное»).
Задача 2: Употребление определений и
обстоятельств места и времени.
Дидактические игровые задания
(«Угадай кто пришёл?», «Чего не
хватает?»)
Задача 3: Расширение объёма высказываний до
трёх-четырехсловных предложений.
Тренировочные упражнения с
использованием сюжетных картин
(«Белая собака бежит быстро», «Дети
гуляют утром»).
подлежащего и сказуемого логопедом использовались речевые игры с
применением интерактивных и компьютерных технологий. С помощью
различных изображений, в том числе сюжетных мини роликов, детям
показывали наглядности для формулирования предложений, правильно
согласовывая подлежащее и сказуемое. С помощью аналогичных методов, а
также используя наглядные действия и речевые примеры детей учили
правильно употреблять определения и обстоятельства места и времени.
Также для этого применялись упражнения «Чего не хватает?» «Угадай, кто
пришел» и т.п. по принципу: «У Кати красное платье», «Петя играет во
дворе», «Оля красит зеленой краской», «Не хватает картинки медведя» или
«Там была картинка со стулом».
Расширение
объёма
высказываний
до
трёх-четырехсловных
предложений стало завершающей задачей второго этапа. С помощью
сюжетных картин и наглядных высказываний логопеда по сюжетам, дети
тренировали
навыки
формулирования
простых
трех-четырехсловных
предложений.
Первые два этапа для детей с общим недоразвитием третьего уровня
были не сложными и очень интересными, так как все дети легко справились с
поставленными
задачами.
При
этом
у
детей
четко
сформировалось
понимание
синтаксической
структуры
простых
предложений.
Дети
научились отличать предметы от глаголов и определений. Детям стало
понятна
последовательность
построения
простых
предложений
и
их
выразительность.
Следующим
этапом
в
формировании
синтаксической
структуры
предложений детей старшего дошкольного возраста стало овладение
конструкциями сложного предложения, представленного на рисунке 4.
Целью данного этапа стало формирование понимания и употребления
различных видов сложных предложений. Основными задачами данного этапа
стали освоение понятий союзов и правильное использование их в речи, а
также составление сложных предложений с разными видами связи.
Рисунок 4 –3 этап системы коррекционных занятий – овладение
конструкциями сложного предложения
Для решения задачи на освоение понятий союзов и правильное
использование их в речи логопедом использовались интерактивные игровые
задания с логопедическими технологиями. Обязательно логопед личным
примером показывал и объяснял значение каждого союза и наглядно
демонстрировал его применение в речи. Задача детей была усвоить и понять
значение союзов в предложениях. Данная задача для многих детей в группе
была очень сложной. Некоторые из детей, не до конца понимали, для чего
необходимы союзы и какую функцию они несут, что соответственно
оказывало влияние на их восприятие и применение союзов в своей речи.
Также для освоения союзов в структуре предложений логопед применял
игровые ситуации с загадками и ребусами, такие как «Куда убежал котёнок,
чтобы спрятаться от собаки?», на которые дети отвечали примерно так:
III этап — Овладение конструкциями сложного предложения
Цель этапа: Понимание и употребление различных видов
сложных предложений
Задача1: Освоение понятий союзов («и», «а»,
«потому что», «чтобы») и умение правильно
использовать их в речи
Совместная работа педагога и
ребёнка над составлением диалогов
(интерактивные игровые задания с
логопедическими технологиями)
Игровые ситуации с загадками и
ребусами («Куда убежал котёнок,
чтобы спрятаться от собаки?»)
Задача 2: Составление сложных предложений
с разными видами связи.
Специальные задания на
установление причинно-
следственных связей («Почему
Миша плачет? Потому что потерял
игрушку»)
«котенок убежал в домик», «котенок спрятался на дереве» «котенок забрался
на высокое дерево»).
Далее дети с логопедом учились составлять сложные предложения с
разными видами связей с помощью специальных заданий на установление
причинно-следственных связей («Почему Миша плачет?» →«Потому что
потерял
игрушку»).
Благодаря
этим
упражнениям,
дети
научились
формулировать логические причинно-следственные связи.
Заключительным четвертым этапом стала автоматизация полученных
навыков, целью которого стало совершенствование сформированных ранее
навыков
построения
правильных
предложений
разных
типов,
представленный на рисунке 5.
Рисунок 5 –4 этап системы коррекционных занятий – автоматизация
полученных навыков
На заключительном этапе стояли задачи на перенос приобретенных
навыков в самостоятельную речь и увеличение активного словарного запаса
и обогащение речи ребенка новыми выражениями.
IV этап – Автоматизация полученных навыков
Цель этапа: Совершенствование сформированных ранее навыков
построения правильных предложений разных типов
Задача1: Перенос приобретенных навыков в
самостоятельную речь
Повторение пройденного материала в
новых ситуациях
(интерактивные игровые задания с
логопедическими технологиями)
Задача 2: Увеличение активного словарного запаса
и обогащение речи ребенка новыми выражениями.
Проведение занятий-игр с
разнообразными заданиями («Рассказ по
картине», «Исправь ошибку»)
Самостоятельные творческие рассказы
детей
Для решения поставленной задачи на перенос приобретенных навыков
в самостоятельную речь логопедом применялись интерактивные игровые
задания с логопедическими технологиями, направленные на повторение
пройденного материала с помощью новых игровых ситуаций и заданий.
Каждое новое задание усложнялось и воспроизводилось с помощью новых
технологий. Дети на протяжении всех заданий удерживали постоянный
интерес. Каждый ребенок, который справился с заданием, поощрялся
одобрением логопеда: «молодец, так держать!», а те, кому еще сложно было
выполнять упражнения, ободрялись поддерживающими фразами «у тебя всё
равно получится, мы еще с тобой обязательно всё наверстаем, не
расстраивайся!».
Далее проводилась работа по увеличению активного словарного запаса
и обогащение речи ребенка новыми выражениями.
Для этого
логопед
проводили игровые занятия с разнообразными заданиями, такими как:
«Рассказ по картине», «Исправь ошибку» и т.п. Также логопед читал сказки,
либо отрывки из сказок с разными выражениями, которые в результате
обсуждали с детьми на предмет того, как каждый ребенок эти фразы
воспринимает.
Коррекционные занятия по увеличению активного словарного запаса и
обогащение речи предполагали следующие виды деятельности:
1. Анализ предложений различной степени сложности.
С детьми начиналась работа с простых конструкций типа «субъект +
предикат»: «Маша читает книгу». Постепенно упражнения усложнялись по
структуре («Кто-то бросил мяч») и вводились дополнительные члены
предложения («Собака громко лаяла», «Пушистый кот лежит на крыше»).
Для
организации
занятий
варьировали
использование
картинок
с
изображениями, игры с заданиями на логопедическом планшете и работу с
сенсорной доской.
2. Работа над основными членами предложения.
Для этого подбирались упражнения, направленные на выделение
подлежащего и сказуемого, например, задавайте ребенку вопросы: «Что
делает кот?» («Кот спит»), «Кто рисует картину?» («Художник рисует
картину»). Это помогает детям осознать основные элементы построения
предложения. Для проведения этих упражнений активно использовали
интерактив. Педагог участвовал в играх с ребенком, а также в работе были
игрушки, картинки, и наглядные пособия со схемами предложений.
3. Развитие умения составлять распространенные предложения.
Далее с детьми работали над предложениями с второстепенными
членами предложений: добавляли обстоятельства, места, время, образы
действий
и
дополнения.
Например,
сначала
дети
строили
простое
предложение «Петя идет домой», затем по заданию добавлялись уточняющие
детали: «Сегодня Петя быстро идет домой». Для организации этих занятий,
логопед использовал наглядные схемы предложений, сенсорную доску и
презентации, чтобы ребенку легче было усвоить принцип построения
предложений.
4. Практическое использование падежных форм существительных.
Детей сначала знакомили с правилами изменения существительных по
падежам и числам. Например, задания вида: «Измени слово „стул“ по
вопросам: стул – (нет чего?) стула, стол – (подойти к чему?) к столу...».
Сначала дети путались с применением окончаний, но уже спустя некоторое
время дети активно стали их правильно произносить. В работе логопед
применяет
картинки
с
предметами,
а
также
применяет
словесные
наглядности.
5. Формирование согласования членов предложения.
Также шла работа над согласованием прилагательных и глаголов с
существительными по роду, числу и падежу. Детям предлагались задания
вроде: «Подбери подходящее прилагательное к слову «машина» (красивая
машина). Дети согласовывали прилагательные: большой стол, красивая
картина». Домой родителям давали задания, которые логопед вклеивал в
общую тетрадь.
6. Использование упражнений на перестановку членов предложения.
Ребенку давали задание изменить порядок слов в предложениях, чтобы
сохранялся их смысл. Пример: «Девочка рисовала цветы» → «Цветы девочка
рисовала».
Логопед
в
работе
использовал
логопедический
планшет,
наглядные схемы предложений и интерактивные игры.
7. Составление связных рассказов.
Для
составления
коротких,
а
затем
длинных
рассказов
детям
предлагались схемы и картинки, на которые они могли опираться.
Для развития кругозора детей педагоги проводили с детьми экскурсии,
беседы, активные, дидактические и сюжетные игры в соответствии с
тематическим планированием группы, после которых с детьми проводились
обсуждения проведенных мероприятий, на которых дети старались выразить
свою точку зрения.
Каждое занятие начиналось с повторения прошлого занятия, чтобы у
детей имелась возможность вспомнить пройденный материал и закрепить на
практике. Все последующие занятия проводились по принципу от простого к
сложному, что позволяет детям быть более уверенными в собственных силах.
Особое внимание уделялось пониманию детьми и использованию
предложно-падежных конструкций, согласованию слов в соответствии с
родом, числом и падежом. Параллельно велась работа над расширением
типов используемых предложений. Дети поэтапно учились составлять
простые
распространенные
предложения,
а
также
предложения
с
однородными членами и сложносочиненные предложения. В работе с детьми
постоянно применяются наглядности и интерактив, стимулирующие детей к
развернутым ответам.
Важным этапом является формирование навыка построения связного
рассказа. Детям на разных этапах исследования предлагалось пересказывать
короткие тексты, составлять рассказы по картинкам, описывать собственные
впечатления и события. При этом особое внимание уделялось правильности
построения предложений, их логической последовательности и связности.
Педагог моделирует правильные речевые образцы, оказывает помощь в
построении предложений, исправляет грамматические ошибки.
Кроме того, в систему коррекционных занятий с детьми были
включены упражнения на:
– развитие активного и пассивного словаря;
– развитие фонематического восприятия;
– развитие фонетического анализа и синтеза;
– развитие навыков словообразования и словоизменения;
– развитие навыков составления предложений;
В работе с детьми применялись следующие формы и методы работы:
– индивидуальные и групповые занятия;
– дидактические настольные игры;
– сюжетно-ролевые игры;
– дидактические интерактивные игры;
– беседы;
–эстафеты и др.
Таким
образом,
в
коррекционной
работе
активно
используется
индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываются его особенности и
уровень
развития.
Занятия
проводятся
в
игровой
форме,
создается
положительный эмоциональный фон, поддерживается интерес к речевой
деятельности.
Регулярная оценка прогресса позволяет своевременно
корректировать
программу
коррекционной
работы
и
добиваться
оптимальных результатов.