Напоминание

"Знатоки русского языка"

Автор: Тотьмянина Екатерина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Полазненская СОШ №3"
Населённый пункт: п.Полазна, Пермский край
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Знатоки русского языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рабочая программа кружка «Знатоки русского языка»

8 класс

Руководитель: Тотьмянина Е.А.

Раздел 1.

Пояснительная записка.

Нормативная база преподавания предмета.

Рабочая программа кружка «Знатоки русского языка» разработана в

соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской

Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального

компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного

Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004

№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования», федерального базисного учебного плана,

утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации

от 09.03.2004 № 1312, учебного плана МБОУ «Полазненская СОШ №3»,с

учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса,

установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных

организациях».

Сведения о примерной образовательной программе.

С учётом подготовки обучающихся к решению и выполнению олимпиадных

заданий в рабочей программе предусмотрены темы на изучение структуры

заданий Всероссийской олимпиады школьников.

Цели и задачи реализации учебного предмета.

Цели и задачи обучения:

Цели:

знакомство с объектом языкознания, его терминологическим аппаратом и

повышение интереса к языку;

преодоление искусственного разрыва, созданного между средней и высшей

школой.

Задачи:

ознакомление с базовой терминологией языкознания, с важнейшими

сведениями о сущности языка и особенностями его организации;

формирование целостного представления о языке на основе начальных

лингвистических знаний.

Роль курса в формировании ключевых компетенций

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает

особое место: является не только объектом изучения, но и средством

обучения. Как средство познания действительности русский язык

обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей

ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,

формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования

и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных

знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и

влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в

перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе

компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе

формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая

(языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми

умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного

возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение

необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,

его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными

нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу

и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как

науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными

лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения

национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-

культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого

этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование

речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве

русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения,

на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого

этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в

сложных условиях, когда снижается общая культура населения,

расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект

культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности

ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами

литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в

устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая

программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений,

как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск

информации в различных источниках, а также способность передавать ее в

соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и

интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе

перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство

языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый

тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий,

обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности

функционирования этих явлений и называет основные виды учебной

деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного

подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и

в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических

блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие

формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические

единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития

речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы,

отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-

исторический компонент курса русского языка в целом.