Автор: Котык Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОО ЛНР "ММК ИМ. ГПО "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"
Населённый пункт: Молодогвардейск
Наименование материала: методические материалы
Тема: "Игры на уроках русского языка"
Лингвистические задачи и синтаксические игры
Преподаватель Котык Е.Н.
2025
Лингвистические задачи
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«МОЛОДОГВАРДЕЙСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ГЕРОЕВ ПОДПОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
I. Какое слово вы исключите (учитывая характер приставки)? Почему?
Подорожник Подозрение Подержать
II. Какую пару слов вы исключите? Почему?
Повар – повариха, ткач – ткачиха, электрик – электричка журналист –
журналистка, ученик – ученица, мельник – мельница ростовчанка –
ростовчанин, украинец – украинка, машинист – машинистка
II. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых
а – 2 приставки
б – два корня
в – 2 суффикса
III. Подобрать синонимы к словам затруднение, граница, предместье,
сознаваться, трогать с приставками ПРИ -, ПРЕ-
Омонимы – загадки.
*Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос)
* В тетради я бываю косая и прямая
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)
* Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отверчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать. (Ключ)
Отыщите приставки
1. Определите, какие из данных слов имеют приставку ПО-, приставку ПОД-
или ПОДО- и какие вовсе не имеют приставку.
Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить,
подождать, подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник.
2. Определите, в каких словах имеется приставка НА-, приставка НАД- и где
приставки нет.
Надоить, надоесть, надоконный, надолбить, надоумить, надобность,
надорваться, надолго
Игра-конкурс «Строители»
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом
второго. Например, обы(чай)ка.
МЕ( )ОЛАД ФОР( )НИК ЖЕЛ( )СИН ТАМ( )КА ВАМ( )АТ ДРА( )УРА
КИШ()ЕЙ
КАР( )ЕМЕЦ ВАМ( )АМИДА ВОС( )АРЬ ВОК( )ЕЖЬ ПО( )ОТОК У( )ОВА
ГОР( )ОЛАД НА( )НЯ ЗА( )ЕЦ СВИР( )НИК КАР( )НА ПО( )АТКА АМ( )АК
ГО( )КОТ КОВ( )НЯ КАБ( )ОШКО
Синтаксические игры
«Выбери меня, выбери меня»
Из приведенных ниже сочетаний слов выберите только словосочетания и
отметьте в них главное слово.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции,
после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать
профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более
важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга
интересна, ради жизни, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.
«Будьте внимательны»
Назвать,
распространенное
или
нераспространенное
предложение.
Объяснить. Записать, выделить члены предложения.
1. Настала весна. 2. Дождались весны. 3. Буду геологом. 4. Переписываются
с геологом. 5. Все в сборе. 6. Все в поле. 7. Становится тепло. 8. На дворе
тепло. 9. Было поздно. 10. Это было позже. 11. Начнем заниматься. 12.
Начнем с утра. 13. Отец сердит. 14. Отец дома. 15. Был старостой. 16.
Был в театре. 17. Собирались играть. 18. Собирались на матч. 19. Стала
артисткой. 20. Стала на дороге. 21. Боялся входить. 22. Боялся собаки. 23.
Дал слово. 24. Дал книгу. 25. Пришли на выручку. 26. Пришли на собрание.
«Кто лучше?»
За условленное время на одну из предложенных тем напишите рассказ,
состоящий из возможно большего количества односоставных предложений.
1. Утро в лесу. 2. Весна в деревне. 3. Золотая осень. 4. Строительство.
5. Вечерний город.
Игры-соревнования «Кто больше?» или «Кто быстрее?»
1.
Составьте или подберите из художественной литературы предложения,
где подлежащее выражено:
1)
Прилагательным: Сытый голодного не разумеет. (Посл.)
2)
Притяжательным местоимением: Наши выиграли!
3)
Отрицательным местоимением: Никто не спал в эту ночь.
4)
Неопределённым местоимением: Со мной происходит нечто
странное.
5)
Причастием: Неправдой нажитое впрок не пойдёт. (Посл.)
6)
Числительным: Двенадцать – чётное число.
7)
Словосочетанием: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
8)
Глаголом в н. ф.: Жить – родине служить.
9)
Наречием: Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.
10)
Междометием: Далече грянуло ура. (П.)
1.
За определённое время подберите предложения, где слова автора стоят:
а) перед прямой речью; б) после прямой речи; в) внутри прямой речи.
Сравните пунктуацию в этих примерах.
Материал для викторины
1.
Какие способы связи лежат в основе образования следующих сложных
слов: сталелитейный, угледобывающий, черноморский, тихоокеанский,
громкоговоритель, быстроходный.
2.
В каких предложениях с простым глагольным сказуемым отсутствует
местоимение.
3.
В предложении: У меня волосы дыбом встали от страха – сказуемое
выражено фразеологизмом. Но куда в таком случае девалось
подлежащее?
4.
Почему глагол болеть может иметь дополнения в различных
падежах: болеть (чем?), болеть (о ком?), и болеть (за кого?)
5.
Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих
предложениях: а) Затем странный человек не торопясь обошел
нижние палубы. б) Швейцар решил идти не спеша. в) повертелась лиса
у курятника и ушла несолоно хлебавши.
«Чья радуга ярче?»
Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений, добавьте в
него вопросительные и повествовательные предложения, чтобы рассказ
получился ярким, «ожил».
Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет
невидимка-ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них
есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой.
У них есть помощники – флюгер, показывающий направление ветра,
градусник, определяющий температуру воздуха. И влагомер, который
устанавливает влажность воздуха. Есть еще барометр, измеряющий
атмосферное давление.