Напоминание

"Как помочь первокласснику"

Автор: Полякова Лариса Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА № 84 ИМЕНИ МИХАИЛА ВЕЛИЧКО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Населённый пункт: город Горловка, ДНР
Наименование материала: Методическая разработка мероприятия для родителей
Тема: "Как помочь первокласснику"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИННАЯ

«КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ»

Методическая разработка мероприятия для родителей

Составитель:

Полякова Лариса Владимировна, педагог-психолог

Горловка 2025 г

Форма работы: психологическая гостиная

Название: «Как помочь первокласснику»

Участники: родители обучающихся 1 класса

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей по

вопросу адаптации первоклассника к обучению в школе; формирование

мотивации на преобразование взаимоотношений между детьми и родителями.

Задачи:

-

Снизить тревожность и волнение в отношениях между родителями;

-

Исключить негативные эмоции;

-

Посредством

групповой

работы

обеспечить

активное

участие

и

взаимодействие родителей между собой;

-

Формировать

умение

общаться

с

детьми,

строить

правильные

взаимоотношения, учиться оценивать детей по их возможностям;

-

Познакомить взрослых с методами поддержки ребенка в самые важные

моменты его жизни.

Аннотация

Методическая

разработка

направлена

на

повышение

психолого-

педагогической грамотности родителей по вопросам адаптации первоклассника

к

обучению

в

школе,

формирование

мотивации

на

преобразование

взаимоотношений между детьми и родителями, на помощь в осознании

родителями негативных последствий родительских запретов. Разработка

предназначена для общеобразовательных школ.

Для

педагогов-психологов,

классных

руководителей

общеобразовательных организаций

Ожидаемые результаты:

-

Повышение

осведомленности

родителей

по

вопросу

адаптации

первоклассника к обучению в школе;

- Осознание важности отношения родителя к развитию личности ребенка;

- Выработка умения действовать согласовано, сотрудничая со школой;

- Снижение тревожности и волнения в отношениях между родителями.

Материалы: 6 шарфиков; плакаты с высказываниями, цитатами; советы

детей родителям; памятки для родителей

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово

II. Основная часть:

1)

Упражнение «Я понимаю»;

2)

Упражнение «Статуя ребенка»;

3)

Эксперимент «Как правильно делать замечания»;

4)

Упражнение «Возвращение ребенка»

III. Подведение итогов:

1)

Упражнение «Слово дня»;

2)

Рекомендации, памятки для родителей первоклассников.

I.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами собрались чтобы еще раз поговорить о наших

первоклассниках, о том, как они приспосабливаются к изменениям в своей

жизни, ведь жизнь у них не такая легкая, как кажется взрослым.

Представьте! Как веточка, принесенная в комнату с мороза, постепенно

просыпается ото сна: тепло согревает ее, она медленно раскрывает свои почки,

стремясь к солнцу, теплу. Наконец на веточках появляются молоденькие

зеленые листочки, которые искренне радуются и улыбаются солнышку. Дети

так же совершенствуют свое тело, «раскрывают» свою душу, все выше и выше

поднимают голову, улыбаются.

Большинство детей переживают это событие, как важный шаг в своей

жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Первые шаги в обучении им

помогают сделать не только родители, но и другие взрослые – учителя. И

именно от тесного сотрудничества семьи и школы зависит, какими будут эти

шаги: легкими и уверенными или тяжелыми, с препятствиями.

Предлагаю послушать индийскую сказку «О ссоре птиц».

«Один Птицелов расстелил в лесу сетку, и в нее попались разные птицы:

вороны, скворцы, голуби. И стали они говорить друг другу:

- Соблазнила нас приманка, вот мы и попались. Давайте подумаем, как

нам вырваться на свободу. Будем стараться все как один, может, и

освободимся. Думали-думали, придумали.

- Давайте, - говорят, - все вдруг махнем крыльями и попробуем взлететь.

Может, нам и удастся поднять сетку.

И правда, удалось-взмахнули крыльями, подняли сетку и полетели

Увидел Птицелов: сетка с птицами летит, прямо диву дался и побежал

вдогонку. Наверху птицы в сетке по воздуху летят, а внизу Птицелов вдогонку

бежит. Бежит и думает:

"Ведь в сетку-то разные птицы попались! Глядишь, и перессорятся. А как

перессорятся, быстро лететь не смогут - сетка их к земле потянет! »

Так оно и произошло. Сначала все птицы тащили сетку дружно, но

немного погодя стали спорить.

Вороны закаркали другим птицам:

- Никто так не стремится, как мы, вороны! И если бы мы ленились, как

вы, сетка давно уже упала бы на землю вместе со всеми нами!

Выслушали их голуби и рассердились.

- Хватит вам, вороны! - Сказали они. - Перестаньте хвастаться! Мы

больше вас стараемся!

Тут в спор вступили все остальные птицы, и начался у них спор. Когда

дружба врозь, работа не идет. Заспорили птицы, перестали пытаться, еле-еле

крыльями машут, вот сетка и стала опускаться на землю. Птицелов подбежал,

схватил веревку от сетки и притянул к себе сетку вместе с птицами.

Забрал птиц и всех в клетки пересажал».

Итак, чтобы не получилось так, как в сказке, и наши дети не попали в

ловушку, мы должны стараться действовать согласованно. Ведь именно

несогласованность, даже противоречивость требований родителей, педагогов и

администрации нередко существенно затрудняет жизнь школьника. Давайте

прислушиваться друг к другу и вместе попробуем помочь первокласснику,

понять ребенка. Конечно, нам кажется, что мы и так лучше любого понимаем

наших детей. Но действительно ли это так?!

II.

1)

Упражнение «Я понимаю»

Начиная фразу словами: "Я понимаю, что ребенок это... (что для вас

ребенок)»

Участники высказываются в большом кругу

-

Преимущественно

положительные

высказывания

о

детях

являются

свидетельством вашей заинтересованности в их состоянии, проявлением

заботы

об

обеспечении

условий

психологического

комфорта

для

их

полноценного здоровья и развития.

- Я убеждена: в школе у вашего ребенка все сложится хорошо, потому что

рядом будете вы – готовы поддержать, помочь и вместе радоваться

школьным достижениям.

Конечно, первый шаг в жизни ребенок делает с помощью своих близких –

мамы, папы, бабушки, дедушки, которые всегда рядом, утешат и поддержат. Но

что значит принимать ребенка безусловно? Это-любить его только потому, что

он есть, следовательно когда он родился, родители ничего не требовали и не

ждали от него. Они просто желали, чтобы ребенок был здоров и счастлив.

А сейчас ребенок вырос, и отношение к нему меняется – это верно. Но,

бывает, настолько, что трудно поверить, что он родителям в радость.

И сейчас для того, чтобы удостовериться, насколько и в какой степени

меняется тон голоса и содержание слов, произносимых родителями, я

предлагаю вам упражнение " Статуя ребенка»

2) Упражнение «Статуя ребенка» для этого нужен один желающий, который

сыграет роль ребенка. (Приложение 2)

Когда желающий выйдет сыграть роль ребенка, предлагаем выбрать

среди присутствующих человека, в котором он видит поддержку. Далее просим

его встать за спиной «ребенка», положить руки к спине «ребенка» и ни в коем

случае не отпускать их во время действия.

Потом делим присутствующих примерно на 6 групп и раздаем фразы,

которые будем говорить во время игры.

Психолог выступает в роли родителя первоклассницы (первоклассника).

3)

Эксперимент «Как правильно делать замечания»

Я предлагаю провести эксперимент (на парте заранее приготовленные

полоски, где написаны типичные выражения, которые используют родители,

когда хотят сделать замечание). Давайте попробуем сделать эти замечания

конструктивно, не обижая ребенка.

(Можно привлечь к эксперименту и классного руководителя).

Примеры замечаний:

Как

не

нужно

говорить?

Что думает в это время

ребенок?

Как правильно сделать

замечание?

Сколько можно сидеть

за компьютером?!

Он подумает, но не скажет:

«Сколько захочу!"

Ты играешь уже час.

Через

10

мин.

заканчиваешь, хорошо?

Сколько

можно

разговаривать

по

телефону?!

Сколько нужно! А сама...

Извини, ты уже давно

разговариваешь. А мне

нужно…

Не

получишь

мороженого, пока не

съешь кашу.

Вам

что

мороженого

жалко?

Сегодня у нас на десерт

— мороженое!!

Сколько можно тебе

повторять?!

Форма

риторического

вопроса, которые дети не

воспринимают

ни

как

вопрос, ни как указание.

Сделай

то

и

то

(конкретно

скажите,

что

вам

нужно

от

ребенка).

Нет,

я

тебе

не

разрешаю идти в парк,

там тебе нечего делать

(потому что ты еще

маловат, чтобы...)

Но я уже не маленький!!

Одному в парке опасно.

Пойдем

в

парк...

в

воскресенье. Возьмем...

Ты

опять

не

прочитал..,

не

выполнил д / з

А что такого?..

Через час я вернусь и

посмотрю,

как

ты

выполнишь.

Не шуметь!!!

Буду!

Давай

послушаем

тишину.

Не лезь в эту лужу!!!

Я

не

лезу.

Я

только

попробую!!!

Лужа

слишком

глубокая! Обойди ее.

Нельзя

рисовать

на

столе (обоях, парте)

А я буду!!!

Вот тебе лист! Рисуй на

нем!!!

Итоги этой работы:

-

Попробуйте проявлять правильную реакцию на поступки ребенка:

помните-поступки-плохие, ребенок-все равно хороший! Это правило номер

один.

-

Сделайте наоборот: вместо того чтобы поругать – похвалите, вместо

наказания – поддержите.

-

Разговаривайте с ребенком: он очень нуждаюсь в этом.

III.

1) Упражнение «Возвращение ребенка»

В конце нашей с вами встречи я предлагаю выполнить следующее

упражнение.

Сядьте

поудобнее,

спиной

обопритесь

на

спинку

стула...

Текст медитации к упражнению «Возвращение ребенка»:

Представьте, что вы на лугу среди сочной зеленой травы. Воздух чистый и

прозрачный. Рядом вы слышите гудение пчел, щебетание птичек. Вдали вы видите

лес и, не спеша, направляетесь к нему.

На вашем пути попадается небольшой ручей. Сядьте на минутку. Вода в

ручье теплая, и вам захотелось окунуть в нее ноги. Сделай это. Почувствуйте, как

теплая вода ласкает ваши ноги. Это позволяет вам расслабиться. Вы чувствуете

полное спокойствие. Теперь посмотрите вокруг. Вы замечаете разнообразное

движение. Птички перелетают с ветки на ветку у вас над головой, бабочки

кружатся возле цветов, насекомые качаются на стеблях травы. Что еще вы

видите?

Теперь идите дальше. Постепенно вы приближаетесь к лесу. Вы видите

тропинку среди деревьев и направляетесь по ней между деревьев. Вдали появляется

поляна. Вы осторожно подходите к ней и видите маленького ребенка, стоящего

посреди поляны. Вы испытываете радость от встречи с ребенком. Но,

приблизившись, вы видите, что ребенок расстроен, в его глазах — слезы. Только

теперь вы замечаете, что ребенок очень похож на вас. Возможно, этот ребенок и

есть вы сами, когда вам было 3-4 года. Возможно, ее бросили в детстве и он не

могла быть счастливым до этой встречи с вами.

Вам становится жаль его. Вы хотите успокоить ребенка, берете его на руки.

И вдруг

он уменьшается в размерах и становится таким маленьким, что

помещается на вашей ладони. А через мгновение ребенок превращается в

частичку солнца. Вы прижимаете ее к своему сердцу, и эта теплая частичка Солнца

входит в ваше сердце и согревает его своим теплом. Вы чувствуете это тепло и

тихую внутреннюю радость за себя и ребенка. Теперь вы никогда не разлучитесь.

С этого момента ваш ребенок будет всегда вместе с вами. Вы будете помогать друг

другу в трудных ситуациях, будете радоваться и переживать счастливые моменты

в жизни. Главное - ваш ребенок вернулся к вам.

Теперь вы можете самостоятельно, не спеша, возвращаться к лугу,

откуда начался ваш путь к лесной поляне. После возвращения, которое будет

длиться 2-3 мин, вы можете открыть глаза и снова оказаться в нашей комнате.

2)

Упражнение «Слово дня»

Сейчас я предлагаю одним словом выразить свое отношение к

проводимым собраниям.

Спасибо! До встречи.

Список литературы:

1.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 188 с.

2.

Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учебное

пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –

М.: Академия, 2008. – 176 с.

3.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –

СПб.: Речь, 2005. – 150с.: ил.

4.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ

«Сфера», 2001. – 240 с.

5.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное

пособие в 2 книгах. – 2-е издание., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд.

Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми.

Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.

6.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения

и коррекционные программы. – М., 1995. – 144 с.

7.

Турищева Л. В. Психологические тренинги для школьников. – Х.:

Изд. группа «Основа», 2009. – 124 с.

Приложение1

ВЫСКАЗЫВАНИЯ (для оформления аудитории):

- Когда-то мы были детьми. Мы видели бабочек. Мы стояли под струями

серебристого водопада. Мы видели все. Мы подносили раковины к уху. Мы

слушали море. У нас было время...

Макс Фриш

-

С твоими делами ничего не случится, они подождут, если ты

захочешь показать радугу ребенку. Но Радуга не начнет ждать, пока ты

доделаешь свое дело до конца.

Джанина Уитмор

-

Фантазия, а не фанатизм!

Настойчивость, а не низость!

Уверенность, а не упрямство!

Усердие, а не сила!

Терпение, а не давление!

Понимание, а не разочарование!

Оригинальность, а не обида!

Надежда, а не норов!

Интеллект, а не ирония!

- Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях

шалунов.»

Ж.-Ж. Руссо

- Выписывать другим рецепты счастья — глупость, а настаивать на их

выполнении этих рецептов счастья — это тиранство

Генри Филдинг

-

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых,

они умеют пользоваться настоящим.

Ж. Лабрюйер

- Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он

меньше всего ее заслуживает.

Э. Бомбек

- Терзают наши семьи ссоры, склоки,

Бурлящий их поток неиссякаем,

Мы не прощаем детям те пороки,

Которые им сами прививаем.

Э. Севрус

- Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети

смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на

жертвы раздражения того, кто наказывает.

И. Кант

- Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.

Ж. Жубер

Приложение 2

УПРАЖНЕНИЕ «СТАТУЯ РЕБЕНКА» (текст)

"Ты - моя маленькая доченька, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в

школу, нам нужно успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень

любознательный, задаешь много вопросов, даже в тот момент, когда, мы

прыгая, идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали

— Мама, а что там такое, посмотри! -говоришь ты.

— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой?

Смотри на дорогу. Перестань глазеть! - отвечаю я.

И в этот момент, как только я произношу эту фразу, ребенок может принять ее

буквально – она закрывает глаза, как сказала мама. (Я достаю шарф, завязываю

«ребенку» глаза) и мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я

встречаю там свою подругу, начинаю обсуждать с ней вчерашний день. Дочка

внимательно слушает, потом говорит:

— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши

развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

(После этой фразы я связываю «дочери» уши) мы выходим из автобуса,

попрощались с подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно смотрю на

часы, чтобы не опоздать.

— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей

пообещала принести ластик, тот, что...

— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь

ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

(Я завязываю рот еще одним шарфиком)

Хватаю ребенка за руку, и мы

двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-

то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого!

Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

(Завязываю руки шарфиком)

И тут дочка начинает прыгать, поднимать ноги. Я схожу с ума и кричу на нее:

— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами!

Стой смирно!

(В этот момент я завязываю ноги)

Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем и начинаю подгонять

ребенка:

— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди

быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать

ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты, как слепая, идешь!

Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

(В этот миг я прошу всех в кабинете произнесут громко те фразы, которые у

них)

Ребенок начинает плакать. Я уже практически кричу на нее:

— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь!

Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!

(На этих словах я очень сильно перевязываю живот) И продолжаю пилить

свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Я недовольна всем, что она делает, забыл о том, что сама же все ей завязала,

так еще хочу, чтобы у нее все получалось, да причем – обязательно хорошо.

Потом я спрашиваю у дочки, что бы ей хотелось развязать. Чаще всего-это

живот, потому что он туго завязан и самое «больное» место. Ей все запретили,

так еще и плакать нельзя, то есть наложили табу на чувства. Ребенку это

труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он

чувствует. Но родители часто способны отнять это право.

Далее я развязываю по очереди то, о чем просит девочка. И когда уже все

развязано, я спрашиваю, что она чувствовала на протяжении всего действия? О

чем она думала? Как оно было, когда все начали приказывать ей?

Слышим слова душевной боли, ненависти к матери, к другим, произносившим

громко фразы.

Спрашиваю, что было поддерживающим моментом, что помогло выдержать

несправедливые слова матери?

Выясняется, что тот человек, который стоял позади и все время поддерживал.

Потом

спрашиваю

о

чувствах

и

мыслях

этого

человека.

Предлагаю

поблагодарить ее за помощь тому, кто ее получал на протяжении всего

упражнения. «Очень часто в жизни это бывает случайный человек. И хорошо,

что он оказывается рядом в нужный момент. А как тому ребенку, у которого

даже такой поддержки нет?»

Благодарю за поддержку, а потом беру руку того, кто выполнял роль ребенка:

«Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при

этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку очень трудно

услышать такие слова от родных мамы и папы, но ведь бывает и так, что эти

слова он услышит и не от близких, а от чужих людей: друзей, учителей... Как

тогда поступить? Как себя вести? Что делать?»

Если вы видите своего ребенка в этом состоянии, первое, что вы можете и

должны сделать, это обнять его, прижать к себе и держать рядом с собой

столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.

При этом вы ни в коем случае не похлопываете ее по спине и не поглаживаете,

будто «это такие мелочи, что до свадьбы все заживет». Вы просто обнимаете

его.

ФРАЗЫ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ «РЕБЕНОК-СТАТУЯ»

- Смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой?

- Смотри на дорогу. Перестань глазеть!

- Ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои

уши!

- Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

- Что у тебя за руки? Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

- Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

-Иди быстрее! Гляди на дорогу, не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой

разговариваю!

Приложение 3

СОВЕТЫ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМ:

1. Не бойтесь быть с нами твердыми: это поможет нам. Мы любим сильных

людей.

2. Часто мы говорим и делаем все, чтобы позлить вас. Не поддавайтесь на

провокации.

3. Не обижайтесь, если мы говорим грубо: мы этого не хотели. Просто нам тоже

бывает больно. Мы хотели бы, чтобы вы знали об этом.

4. Не делайте за нас и для нас то, что мы в состоянии сделать сами. Вы же не

хотите видеть нас в прислугах.

5. Не подвергайте нашу честность слишком частым проверкам и испытаниям.

Это заставляет нас лгать.

6. Относитесь к нам как к друзьям, тогда мы тоже станем великодушными. Мы

учимся подражать вам.

7. Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить.

8. Не пытайтесь избавиться от наших вопросов, потому что ответы на них мы

найдем на стороне и, возможно, неправильные.

9. Мы не можем успешно развиваться без вашей помощи, поддержки и

одобрения.

10. Мы любим вас. Отвечайте нам тем же.

Приложение 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

-

Создавайте атмосферу сотрудничества с детьми;

-

Оказывайте детям психологическую помощь во время выполнения

домашних заданий;

-

Держите тесную связь с учителями, классным руководителем;

-

Помогайте классному руководителю во внеклассных мероприятиях

-

Общайтесь с детьми в выходные дни с целью установления контакта

между вами и детьми;

-

Избегайте авторитарного стиля в воспитании детей! Избегайте прямого

давления на ребенка!

-

А главное, любите детей!