Напоминание

Открытый урок

Автор: Ходжаева Майя Хайдаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ ИМ.И.С.БАХА
Населённый пункт: Г.Балтийск
Наименование материала: "Работа над гаммой на начальном этапе обучения игре на скрипке"
Тема: Открытый урок







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Работа над гаммой на начальном этапе обучения игре на скрипке»

преподаватель по классу скрипки Ходжаева Майя Хайдаровна

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования Балтийского городского округа

«Детская школа искусств им. Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска

Перед преподавателем дополнительного образования стоит множество задач, связанных с

планированием и проведением уроков, которые помогут учащимся поэтапно усваивать

учебный материал. Важно не только научить ребёнка играть гаммы, но и сделать этот

процесс интересным и понятным. Как же заинтересовать юного скрипача в выполнении

гамм?

В первую очередь, необходимо объяснить ученику важность освоения техники

исполнения гамм. Это основа, которая пригодится в этюдах, произведениях крупной

формы и виртуозных пьесах.

Вместе с учениками мы размышляем, анализируем и экспериментируем, сравнивая

начальный опыт освоения гамм с достигнутыми результатами.

Игра на скрипке требует не только смычка и пальцев, но и развитого музыкального слуха.

Гамма со штриховыми вариантами может звучать красиво и разнообразно, и когда ученик

это слышит, у него появляется интерес и мотивация к качественному исполнению.

Мы придумываем ритмические и штриховые схемы, записываем их на доске и исполняем,

добиваясь правильного распределения смычка и красивого звукоизвлечения. Это

вовлекает ученика в творческий процесс, который иногда не очень интересен юным

музыкантам.

После освоения гамм и штрихов включаем в программу пьесы малой и крупной формы.

Это становится увлекательно и интересно, учитывая их любознательность и любовь к

анализу своего исполнения. Мы даже придумываем стишки во время пропевания гамм,

например: «Вышел зайчик погулять – вверх идёт звукоряд, в норку спрятался опять» –

пропевается вниз и так далее.

Выбранные произведения должны быть понятными, разобранными и прослушанными.

Важно, чтобы ученик мог услышать, как преподаватель исполняет эти произведения, а

также послушать записи.

Разбор пьес включает ассоциативные восприятия ученика. Ребята очень точно определяют

краски и характер произведений, знакомые и неизвестные штрихи, интервалы и

ритмические особенности. Всё это помогает в дальнейшем изучении игры на скрипке,

требующей тонкого музыкального слуха и душевной организации.

Конечный результат работы на уроке очень важен. Это анализ проделанной работы,

поощрение в виде похвалы и оценки, а также сравнение с образцом. Ученик сам оценивает

свои достижения, называет основные положения учебного материала и степень их

освоения. Он также участвует в планировании дальнейшей работы.

Преподаватель акцентирует внимание на конечных результатах урока, побуждая к

саморефлексии: что нового узнал, чему научился, какие трудности испытал и как их

преодолел, что помогло успешно справиться с заданиями, где ещё можно применить

знания и что нужно узнать и чему научиться, чтобы выполнять задания лучше.

Преподаватель отмечает степень вовлечённости ученика в работу и его интерес к

заданиям. Он также намечает перспективы дальнейшей работы: игра в ансамбле, оркестре,

выступления на концертных и конкурсных площадках. Это мотивирует ученика на

осознанное выполнение домашнего задания на высоком уровне.

Когда мы учим юного музыканта, мы можем помочь ему развить музыкальный слух и

чувство ритма, изучить музыкальную теорию и историю, улучшить его навыки игры на

инструменте, раскрыть его творческие способности и научить выражать эмоции через

музыку.

Патриотическое воспитание детей в России может включать музыкальное воспитание. Это

значит, что дети могут изучать и исполнять музыкальные произведения, которые

рассказывают о истории, культуре и ценностях нашей страны. Это могут быть народные

песни, классические композиции и современные музыкальные произведения,

посвященные важным событиям и людям в истории России. Таким образом, музыка

может стать эффективным способом помочь детям почувствовать любовь и уважение к

своей стране, её истории и культуре.

Литература:

1.А. Григорян. Гаммы и арпеджио. М., Россия, 1993г.

2.К. Родионов. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музгиз, 1995г.

3.В.И. Руденко. Лекции по методике обучения игре на скрипке. М., Дека-ВС, 2018г

4.М. Гарлицкий, К. Родионов, К. Фортунатов Хрестоматия для скрипки 2-3 класса ДМШ.

5.К.А. Фортунатов Избранные этюды для скрипки 1-3 классы Детской музыкальной школы.