Автор: Ивонина Ирина Михайловна
Должность: учитель труда технологии
Учебное заведение: МАОУ "Адаптивная школа "Спутник"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Мотивация обучающихся с интеллектуальными нарушениями для овладения швейным делом в условиях образовательной организации
«Мотивация обучающихся с интеллектуальными нарушениями
для овладения швейным делом в условиях образовательной
организации»
"Все наши замыслы, все
поиски и построения
превращаются в прах, если у
ученика нет желания учиться"
В. А. Сухомлинский
В ходе многолетнего опыта работы мною было замечено, что
умственно отсталые дети имеют крайне низкую мотивацию к
обучению и сниженный интерес. Я неоднократно задавалась
вопросом, как можно изменить данную ситуацию на уроках
швейного дела.
Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей
системе учебно-воспитательной работы специально-коррекционной
школы VIII вида, так как помогает нашим выпускникам успешно
социализироваться в обществе.
Уроки труда благоприятно влияют на исправление (коррекцию)
недостатков, присущих умственно отсталым детям.
Конечной целью трудового обучения является подготовка
школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в
обществе, развитие и воспитание личности.
Школьники
с
интеллектуальными
нарушениями
часто
сталкиваются с трудностями при выполнении заданий на уроках
трудового обучения. По причине того, что они не могут достигнуть
цели, поставленной педагогом, их интерес к работе на уроке
снижается, тем самым снижается уровень мотивации.
Для
формирования
устойчивой
внутренней
мотивации
необходимо использовать комплексные приемы и инновационные
методы обучения.
Одним из важнейших путей, способствующих повышению
мотивации учебной деятельности у учащихся, является создание
условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение
от выполняемой ими деятельности.
Продуманное оформление мастерской (стенды с поделками,
методическая литература, журналы по рукоделию, комфортная
расстановка рабочих мест) обеспеченные всем необходимым
рабочие
места,
наличие
наглядных
пособий,
раздаточного
материала – все это имеет большое значение для успеха обучения.
Чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности,
аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а
главное - вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими
руками.
Программный материал швейного дела требует усидчивости,
терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно
сложен для некоторых учащихся. Поэтому важно комбинировать
наглядные, практические и игровые методы в обучении. Для
успешного запоминания правил охраны труда, целесообразно
провести занятие в игровой форме.
Работа с учащимися с интеллектуальными нарушениями
подразумевает обязательное использование дифференцированного
подхода к каждому ребенку. Опираясь на способности ребенка,
необходимо предложить ему такой вариант задания, который
сможет в полной мере раскрыть и развить его способности и
творческий потенциал. Для этого в нашей школе мы используем
наглядные пособия, образцы в последовательности изготовления
узлов, инструкционные карты и обучающие видеоматериалы.
Использование
кейс-метода
помогает
развить
логическое
мышление у учащихся. Индивидуальный подход к каждому
ученику позволяет создать «ситуацию успеха», что способствует
значительному
повышению
мотивации
в
классе
в
целом.
Поддерживать мотивацию на должном уровне нам помогает
проведение различных внеклассных мероприятий.
Кружковая работа позволяет ознакомить учащихся с новыми
для них техниками вышивки. Вид работы определяется с учетом
индивидуальных
особенностей
каждого
ученика.
Овладение
приемами вышивки развивает мелкую моторику рук, что позитивно
влияет на общее развитие речи у детей. Обучение детей новому для
них виду творчества, более доступного в понимании, обладает
хорошим воздействием на формирование личности, это заметно
повышает
интерес
к
урокам
трудового
обучения,
улучшает
внимание, желание трудиться.
Другим видом деятельности, направленной на повышение
уровня мотивации школьников является участие в городских и
региональных конкурсах. Участие в таких мероприятиях позволяет
детям легче социализироваться в обществе, укрепить веру в свои
возможности,
почувствовать
себя
нужными,
развивать
взаимовыручку, а также побуждает выполнять более сложную
работу.
Одним из направлений творческого и эстетического воспитания
учащихся является создание школьного театра мод, где дети не
только самостоятельно изготавливают модели одежды, но и учатся
преподносить их зрителям. Данный вид деятельности способствует
развитию эстетического вкуса и способствует развитию крупной
моторики учащихся. Помогает им почувствовать себя более
уверенными,
раскованными
и
научиться
преодолевать
свои
комплексы.
Поддерживать
интерес
к
швейному
делу
помогают
профориентационные мероприятия. Посещение ателье помогает
детям
наглядно
увидеть
особенности
и
условия
работы
специалистов. Экскурсия в магазин тканей позволяет детям
объединить
теоретические
знания,
полученные
на
уроке,
с
объектами в реальной жизни. Систематизировать знания о тканях,
нитях, переплетениях и видах фурнитуры.
Заключительным этапом в обучении швейному делу является
итоговая аттестация. В нашей школе она проводится в виде
экзамена, где учащиеся помимо теоретического ответа по билетам,
защищают свой проект, подготовленный самостоятельно в течении
трех последних месяцев обучения. Выбор изделия для проекта
осуществляется
с
учетом
особенностей
интеллектуального
нарушения ребенка и его интересов.
В завершение хотела бы отметить, что основой успешного
обучения является благоприятный психологический климат в
коллективе. Важно помнить, что любая деятельность ребенка
нуждается в оценке, награде, поощрении, особенно это важно по
отношению
к
слабым
ученикам.
Создание
ситуации
успеха
помогает сделать процесс обучения максимально приятным и
легким для учащихся. Главное помнить, что наша задача не только
научить ребенка, но и помочь ему стать уверенным и счастливым
человеком!