Напоминание

Мотивация обучающихся с интеллектуальными нарушениями для овладения швейным делом в условиях образовательной организации

Автор: Ивонина Ирина Михайловна
Должность: учитель труда технологии
Учебное заведение: МАОУ "Адаптивная школа "Спутник"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Мотивация обучающихся с интеллектуальными нарушениями для овладения швейным делом в условиях образовательной организации







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Мотивация обучающихся с интеллектуальными нарушениями

для овладения швейным делом в условиях образовательной

организации»

"Все наши замыслы, все

поиски и построения

превращаются в прах, если у

ученика нет желания учиться"

В. А. Сухомлинский

В ходе многолетнего опыта работы мною было замечено, что

умственно отсталые дети имеют крайне низкую мотивацию к

обучению и сниженный интерес. Я неоднократно задавалась

вопросом, как можно изменить данную ситуацию на уроках

швейного дела.

Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей

системе учебно-воспитательной работы специально-коррекционной

школы VIII вида, так как помогает нашим выпускникам успешно

социализироваться в обществе.

Уроки труда благоприятно влияют на исправление (коррекцию)

недостатков, присущих умственно отсталым детям.

Конечной целью трудового обучения является подготовка

школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в

обществе, развитие и воспитание личности.

Школьники

с

интеллектуальными

нарушениями

часто

сталкиваются с трудностями при выполнении заданий на уроках

трудового обучения. По причине того, что они не могут достигнуть

цели, поставленной педагогом, их интерес к работе на уроке

снижается, тем самым снижается уровень мотивации.

Для

формирования

устойчивой

внутренней

мотивации

необходимо использовать комплексные приемы и инновационные

методы обучения.

Одним из важнейших путей, способствующих повышению

мотивации учебной деятельности у учащихся, является создание

условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение

от выполняемой ими деятельности.

Продуманное оформление мастерской (стенды с поделками,

методическая литература, журналы по рукоделию, комфортная

расстановка рабочих мест) обеспеченные всем необходимым

рабочие

места,

наличие

наглядных

пособий,

раздаточного

материала – все это имеет большое значение для успеха обучения.

Чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности,

аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а

главное - вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими

руками.

Программный материал швейного дела требует усидчивости,

терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно

сложен для некоторых учащихся. Поэтому важно комбинировать

наглядные, практические и игровые методы в обучении. Для

успешного запоминания правил охраны труда, целесообразно

провести занятие в игровой форме.

Работа с учащимися с интеллектуальными нарушениями

подразумевает обязательное использование дифференцированного

подхода к каждому ребенку. Опираясь на способности ребенка,

необходимо предложить ему такой вариант задания, который

сможет в полной мере раскрыть и развить его способности и

творческий потенциал. Для этого в нашей школе мы используем

наглядные пособия, образцы в последовательности изготовления

узлов, инструкционные карты и обучающие видеоматериалы.

Использование

кейс-метода

помогает

развить

логическое

мышление у учащихся. Индивидуальный подход к каждому

ученику позволяет создать «ситуацию успеха», что способствует

значительному

повышению

мотивации

в

классе

в

целом.

Поддерживать мотивацию на должном уровне нам помогает

проведение различных внеклассных мероприятий.

Кружковая работа позволяет ознакомить учащихся с новыми

для них техниками вышивки. Вид работы определяется с учетом

индивидуальных

особенностей

каждого

ученика.

Овладение

приемами вышивки развивает мелкую моторику рук, что позитивно

влияет на общее развитие речи у детей. Обучение детей новому для

них виду творчества, более доступного в понимании, обладает

хорошим воздействием на формирование личности, это заметно

повышает

интерес

к

урокам

трудового

обучения,

улучшает

внимание, желание трудиться.

Другим видом деятельности, направленной на повышение

уровня мотивации школьников является участие в городских и

региональных конкурсах. Участие в таких мероприятиях позволяет

детям легче социализироваться в обществе, укрепить веру в свои

возможности,

почувствовать

себя

нужными,

развивать

взаимовыручку, а также побуждает выполнять более сложную

работу.

Одним из направлений творческого и эстетического воспитания

учащихся является создание школьного театра мод, где дети не

только самостоятельно изготавливают модели одежды, но и учатся

преподносить их зрителям. Данный вид деятельности способствует

развитию эстетического вкуса и способствует развитию крупной

моторики учащихся. Помогает им почувствовать себя более

уверенными,

раскованными

и

научиться

преодолевать

свои

комплексы.

Поддерживать

интерес

к

швейному

делу

помогают

профориентационные мероприятия. Посещение ателье помогает

детям

наглядно

увидеть

особенности

и

условия

работы

специалистов. Экскурсия в магазин тканей позволяет детям

объединить

теоретические

знания,

полученные

на

уроке,

с

объектами в реальной жизни. Систематизировать знания о тканях,

нитях, переплетениях и видах фурнитуры.

Заключительным этапом в обучении швейному делу является

итоговая аттестация. В нашей школе она проводится в виде

экзамена, где учащиеся помимо теоретического ответа по билетам,

защищают свой проект, подготовленный самостоятельно в течении

трех последних месяцев обучения. Выбор изделия для проекта

осуществляется

с

учетом

особенностей

интеллектуального

нарушения ребенка и его интересов.

В завершение хотела бы отметить, что основой успешного

обучения является благоприятный психологический климат в

коллективе. Важно помнить, что любая деятельность ребенка

нуждается в оценке, награде, поощрении, особенно это важно по

отношению

к

слабым

ученикам.

Создание

ситуации

успеха

помогает сделать процесс обучения максимально приятным и

легким для учащихся. Главное помнить, что наша задача не только

научить ребенка, но и помочь ему стать уверенным и счастливым

человеком!