Автор: Викторова Марина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №33 им. Л.А. Колосовой ГО "город Якутск"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Якутск
Наименование материала: Статья о роли школьного театра в учебно-воспитательном процессе.
Тема: Школьный театр как вид учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе
Школьный театр как вид учебно-воспитательной деятельности в
общеобразовательной школе
Викторова М.В., учитель литературы МОБУ СОШ №33, г. Якутск
Для чего в школе нужен театр или театральная студия? Классный руководитель,
делая объявление в классе о наборе в театральную студию, конечно, старается охватить
своих
учеников
занятостью,
осуществляет
свою
деятельность
в
рамках
профориентационного направления, несомненно, учитель понимает, что школьный театр
является
мощным
инструментом
социализации
ребенка,
поскольку
развивает
коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, способность к сотрудничеству,
эмпатию и уверенность в себе.
Участвуя в постановках, дети учатся работать в команде,
разрешать конфликты, понимать и принимать социальные роли и нормы, а также лучше
выражать свои мысли и чувства.
В нашей школе театральная педагогика успешно применяется на протяжении всех
лет с основания школы. Школьный театр – это, прежде всего, развитие ребёнка в
деятельностной сфере, поскольку здесь он может показать себя,
раскрыть свои
возможности и творческие способности.
Для меня, учителя литературы и заместителя
директора по воспитательной работе, очень важно то, что может развить театральная
деятельность в ребенке через фантазию и игру: снятие зажатости, эмоциональное
раскрепощение, обучение художественному воображению. И мы, педагоги, помогаем
развить творческий потенциал ребёнка, раскрыть его актёрские способности, даём
каждому ученику возможность познать и проявить себя, сопоставляя его внутреннее
состояние и характер играемого им персонажа. Для того, чтобы донести до зрителя
радость, боль, страдания, счастье и многие другие эмоции и переживания, требуется не
только актёрское мастерство, а гораздо больше – личное отношение актёра ко всему, что
происходит в пьесе, мы учим их не просто, выучив текст, проиграть, а постараться
прожить жизнь своих героев.
Подготовка к спектаклю позволяет ребятам изучать литературные произведения,
тренировать память при заучивании роли, создавать собственные костюмы, и, главное, эта
работа позволяет им общаться и сотрудничать и со своими сверстниками, и более
старшими школьниками. Постепенно к ребенку приходят профессиональные умения
держаться на сцене, говорить, выражать себя через роль, что имеет огромное
воспитательное значение. В школе на протяжении нескольких лет реализуется проект
«Подари сказку детям». Впечатление от яркого красочного новогоднего представления
усиливается, когда зрители видят на сцене в роли сказочных персонажей своих
одноклассников и учеников других классов или параллелей, которые умеют нечто такое,
что отличает их от остальных. Да и эмоции у самих ребят-артистов тоже зашкаливают.
В
рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2023 году школьный театр
«Территория талантов» зарегистрирован и включен во Всероссийский реестр школьных
театров.
Все дети, участвующие в театральных постановках, развивают в себе такие
необходимые для будущей жизни качества как умение взаимодействовать друг с другом,
коммуникативность, стремление делать добро, взаимопонимание. Это совсем другая
сфера общения, поэтому им не надо тянуться ни к сигаретам, ни к дурным компаниям.
Такие ребята больше тянутся к книге, к литературе, к театру, искусству, к творчеству и
проектной деятельности. Для ребят важно ещё и то, что в этой творческой деятельности
огромное участие принимают их родители, которые помогают выучить роль, погрузиться
в нужную историческую эпоху, создать атмосферу, которая требуется для спектакля,
помогают с созданием костюмов. Для детей такая совместная деятельность со взрослыми
очень важна. Таким образом, школьный театр – это содружество родителей, учителей и
учеников школы, т.е. всех участников образовательного процесса.
Результат работы нашего школьного театра «Территория талантов» в 2023 – 2024
уч. году:
Новогодний спектакль для учащихся 1- 11 классов «Приключения Вити и Маши»;
Спектакль «Моцарт и Сальери» по трагедии А.С. Пушкина – I место в XXVIII
республиканском фестивале школьных театральных коллективов «Синяя птица»
им. Ю.Н. Козловского; Кулинский Алексей - победитель в номинации «Лучшая
мужская роль», 04.04.2024 г.;
Спектакль «Моцарт и Сальери» по трагедии А.С. Пушкина – Гран-при в
муниципальном литературно-музыкальном фестивале школьных коллективов
«Театральная весна»; Бок Антон, Кулинский Алексей – победители в номинации
«Лучшая мужская роль», коллектив театра «Территория таланта» отмечен в
номинации «Лучшее хореографическое оформление спектакля», 16.04.2024 г.
Результат работы школьного театра «Территория талантов» в 2024 – 2025 уч. году:
Новогодний спектакль для учащихся 1- 11 классов по мотивам сказки братьев
Гримм «Бременские музыканты»;
XIX республиканский фестиваль школьных театров «Синяя птица». Тема
постановок – 80 лет Великой Победе, патриотизм. Коллектив театральной студии
нашей школы «Территория талантов» удостоился Диплома «Лауреат I степени» за
спектакль В. Жеребцова «Потомок»;
Номинация «Лучшая женская роль 2 плана» - Слепцова Софья.
Размышляя о важности работы в школе театра или театральной студии, можно с
уверенностью сказать, что школьный театр – это не просто студия, где ребята проводят
своё свободное время,
это огромный культурный пласт, который
вобрал в себя
практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, реализовать
гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в
современном
обществе,
уделять
особое
внимание
духовно-нравственному
и
эстетическому воспитанию личности обучающегося.