Авторы: Варлашина Светлана Юрьевна, Буглова Марина Валентиновна
Должность: методист, преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "Пензенский колледж транспортных технологий"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей обучающихся колледжа
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по
развитию способностей обучающихся колледжа
Варлашина С.Ю., преподаватель
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»
Буглова М.В., преподаватель
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»
Чтобы работать успешно, каждый преподаватель должен владеть
педагогическим
мастерством,
поскольку
только
мастерство
может
обеспечить эффективные результаты труда педагога.
Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной
деятельности
преподавателя.
Внешне
оно
проявляется
в
успешном
творческом
решении
самых
разнообразных
педагогических
задач,
в
эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.
С
внутренней
стороны
педагогическое
мастерство
—
это
функционирующая
система
знаний,
навыков,
умений,
психических
процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических
задач. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности
преподавателя,
его
возможностей
самостоятельно,
творчески,
квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
1.
Профессионально-педагогическая направленность личности педагога.
2.
Профессионально значимые знания.
3.
Профессионально необходимые способности, умения и навыки.
4.
Профессиональное творчество.
По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер,
поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих
немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому
педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как
известно, требует творческого подхода к своей работе.
Особенность
педагогического
творчества
обусловливается
особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это
процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических
ситуаций,
связанных
с
формированием
личности,
нравственности,
мировоззрения, убеждений, сознания, поведения обучающихся. В поиске
путей, способов, средств решения этих проблем, в технологии их применения
и проявляется творчество педагога.
Только творчески работающий педагог может успешно обучать и
воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой
педагогический опыт.
Вопросы
педагогического
мастерства
на
всех
этапах
развития
педагогической мысли были предметом пристального внимания и изучения.
Обусловлено это тем, что педагогический процесс представляет собой
наиболее сложную сферу человеческой деятельности. Педагог имеет дело с
развивающейся личностью – самой сложной системой из всех известных до
сих пор систем. Для того, чтобы вторгаться в процесс развития личности,
регулировать его, педагогу мало быть хорошим человеком. Ему еще нужны
специальные знания и умения, которые делают его компетентным, образуя
его педагогическое мастерство.
Педагог должен уметь управлять процессом обучения и воспитания,
что требует от него высокой квалификации. Постоянно обновляющийся
педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего
мастерства.
Учитывая
сложность,
многогранность
и
длительность
процесса
формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить
следующие этапы:
1 этап: профессиональное просвещение;
2 этап- профотбор и профподготовка;
3 этап:- профадаптация;
4 этап- профессиональный рост;
1 этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или
колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и
юношей к той или иной профессии.
2 этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных
заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми
знаниями, умениями, навыками.
3 этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой
они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют
свои знания, умения и навыки.
4 этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов.
В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют
полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё
педагогическое мастерство.
С учётом знаний, способностей и опыта преподавателей, независимо от
их специальности, условно можно разделить их всех на три группы. К первой
относятся творчески работающие педагоги, ко второй - владеющие лишь
массовым опытом, к третьей - неопытные, молодые специалисты, только
начинающие
свою
деятельность
или
случайно
попавшие
в
учебно-
воспитательное учреждение.
Наблюдения показывают, что основной движущей силой начального
образования являются преподаватели - творцы, ищущие и творческие
личности.
Общими признаками деятельности творчески работающих педагогов
являются:
– длительная непрерывная педагогическая деятельность, направленная на
эффективное решение взаимосвязанных цели и задач начального образования
и воспитания;
– использование в интересах школы воспитательных усилий семьи, махали и
общественных организаций;
– учёт условий жизни семьи, возможностей самого ребёнка, его здоровья и
внутреннего мира;
– использование влияния коллектива, его общественного мнения как
средства воспитания каждой личности;
– способность упрощать сложный учебный материал, делать его доступным
для всех;
–
умение
заинтересовать
учащихся
своим
предметом,
научить
их
самостоятельно добывать знания;
– умение изучать и обобщать передовой опыт других учителей;
– умение использовать в своей работе передовые педагогические и
информационные технологии;
– -умение создавать материально-технические, эстетические и психолого-
гигиенические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса и др.
Как видно, в деятельности педагога постоянно присутствуют такие
взаимосвязанные компоненты, как творчество и мастерство, которые
обеспечивают условия для создания передового педагогического опыта.
Понятие «передовой опыт» достаточно давно существует в теории и
практике
образования
и
воспитания.
Передовой
—
значит
лучший,
непохожий на других, новый.
Педагогическое творчество соединяет в себе множество элементов:
стремление к новому, желание не повторяться, выделиться среди других,
искусство перевоплощения и другие, отражающие позитивное отношение
педагога к своему делу.
Педагогическое мастерство - понятие более сложное, оно включает в
себя и творчество как неотъемлемый компонент мастерства.
Эти два понятия тесно взаимосвязаны: педагог не сможет стать
мастером, если в нём нет творческого начала, если он лишь копирует опыт
других. Творчески работающим считается тот учитель, который старается
овладеть секретами педагогического труда и внедряет их в своё работу,
изменив содержание, методы или средства с учётом своих возможностей и
возможностей учащихся.
Передовым опыт педагогов может оставаться достаточно долго, однако
для развития процесса обучения и воспитания его необходимо постоянно
обновлять и обязательно внедрять в широкую практику. Поэтому очень
важно, чтобы каждый учитель умел изучать опыт других педагогов, видеть в
нём положительное и отрицательное, уметь обобщать опыт нескольких
учителей, в том числе - и свой, а также пропагандировать передовой опыт.
Можно предложить следующие показатели определения передового
опыта:
1) средняя успеваемость обучающихся по конкретному предмету;
2) уровень научности знаний студентов, их прочность;
3) методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
4) эффективность использованных методов и средств;
5) технологичность проведённых педагогом уроков и воспитательных
мероприятий и другие.
Конечно,
вышеназванные
показатели
должны
учитываться
в
комплексе, наличие одного или двух из них недостаточно, чтобы признать
опыт того или иного педагога передовым.