Автор: Асеева Ульяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Павловский центр Логос
Населённый пункт: поселок Павлово, ленинградская область
Наименование материала: "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей через игру и совместную деятельность"
Тема: Духовно-нравственные ценности через игры
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ленинградской области
«
-
Павловский центр психолого педагогической реабилитации и коррекции
«
»
Логос
СТАТЬЯ
:
по теме
«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей через игру
и совместную деятельность»
:
Автор Асеева Ульяна Михайловна
:
Должность воспитатель
:
«
-
Место работы ГБОУ ЛО Павловский центр психолого педагогической
«
»
реабилитации и коррекции Логос
2025
год
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей через игру
и совместную деятельность
из опыта работы с обучающимися начальных классов с речевыми нарушениями
:
,
Автор Асеева Ульяна Михайловна воспитатель
Введение
,
Современное образование ориентировано не только на развитие интеллекта
,
,
но и на воспитание личности способной к сочувствию ответственности и
.
,
добру Особенно важна эта задача в работе с детьми имеющими речевые
,
,
нарушения ведь им зачастую сложнее выразить эмоции словами рассказать о
.
-
переживаниях и понять чувства других Именно поэтому духовно
-
нравственное воспитание становится неотъемлемой частью коррекционно
.
педагогического процесса Одним из наиболее эффективных инструментов
,
,
является игра и совместная деятельность где ребёнок учится понимать
,
.
чувствовать делиться и помогать
Основные задачи духовно-нравственного воспитания
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
-
стандартом начального общего образования духовно нравственное
:
воспитание направлено на формирование у обучающихся
-
;
основ нравственного поведения
-
,
,
;
уважения к людям труду природе
-
;
патриотических и семейных ценностей
-
.
способности к сопереживанию и дружбе
Для детей с речевыми нарушениями эти задачи требуют особой
,
педагогической поддержки эмоционально насыщенной среды и наглядных
.
форм взаимодействия
Игра как средство духовно-нравственного развития
—
,
Игра
естественная форма проявления детской активности в которой
.
ребёнок учится быть собой и взаимодействовать с другими В игровой
,
,
ситуации дети проживают разные социальные роли учатся договариваться
,
.
соблюдать правила принимать решения и нести за них ответственность
-
,
В своей практике я использую сюжетно ролевые и коммуникативные игры
направленные на развитие нравственных качеств и речевой активности
.
:
одновременно Например
-
«
» —
Игра Волшебные слова
тренирует умение использовать формы
,
.
вежливости выражать благодарность и просьбу
- «
» —
,
Поможем другу
формирует готовность прийти на помощь развивает
.
эмпатию
- «
» —
Сказка наоборот
дети придумывают альтернативное окончание
,
.
знакомой сказки в котором герои совершают нравственный выбор
- «
» —
,
Город добрых дел
совместное создание плаката где каждый ребёнок
.
добавляет свой добрый поступок
,
Такие игры позволяют не только закреплять речевые навыки но и
-
:
,
,
формировать духовно нравственные ориентиры доброту честность
.
отзывчивость
Совместная деятельность как пространство ценностного общения
(
,
,
)
Совместная деятельность трудовая творческая проектная создаёт условия
.
,
для проявления личной инициативы и ответственности Важно чтобы в каждой
:
,
,
деятельности присутствовал нравственный смысл помощь забота
,
.
благодарность поддержка
:
Примеры из опыта работы
-
-
«
»;
создание мини проектов
Добрые дела нашего класса
-
«
»;
участие в акции Поздравим ветерана
-
изготовление поделок и открыток для младших воспитанников или
;
родителей
-
: «
?», «
тематические классные часы
Что такое добро
Учимся понимать друг
».
друга
,
В таких формах работы дети не только выполняют задание но и учатся
,
.
осмыслять поступки видеть в них духовный смысл
Роль педагога
-
Педагог в духовно нравственном воспитании выступает не столько
,
.
,
наставником сколько примером личностной культуры От искренности
,
уважения и такта учителя зависит насколько дети примут эти ценности как
.
свои собственные Особенно значимым является создание эмоционально
,
,
комфортной атмосферы где ребёнок чувствует себя принятым услышанным и
—
.
любимым
несмотря на особенности речи или поведения
Заключение
—
,
Игра и совместная деятельность
это не просто формы организации досуга а
,
,
путь к сердцу ребёнка способ формирования внутреннего мира
.
нравственных ориентиров и духовной зрелости Дети с речевыми
,
нарушениями особенно нуждаются в таких способах выражения где слово
,
.
соединяется с действием а поступок становится выражением добра
—
,
—
Задача педагога
помочь каждому ребёнку осознать что делать добро
,
—
.
радостно а быть добрым
значит быть человеком
Список литературы
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
(
.
).
общего образования утв приказом Минпросвещения РФ
2.
-
Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности
. –
., 2009.
гражданина России
М
3.
.
.
. –
.:
, 1979.
Сухомлинский В А Сердце отдаю детям
М Просвещение
4.
.
.
. –
.:
, 1987.
Макаренко А С Книга для родителей
М Просвещение
5.
.
.
. –
., 1991.
Выготский Л С Воображение и творчество в детском возрасте
М