Напоминание

"Игровые технологии"

Автор: Санкина Инна Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: НЧОУ "Земская гимназия"
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Применение игровых технологий

на уроках физической культуры в начальной школе.

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым

средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности

младшего

школьника,

развития

его

разнообразных

двигательных

способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены

на

развития

творчества,

воображения,

воспитания

инициативности,

самостоятельности

действий,

выработку

умения

выполнять

правила

общественного порядка. Достижению этих задач в большей мере зависит от

умелой организации и соблюдения методических требований к проведению

игр, нежели к их содержанию.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных

игр,

оказывает

комплексное

воздействие

на

совершенствование

координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в

пространстве

и

во

времени,

перестроению

двигательных

действий,

скоростных и скоростно-силовых способностей). Играя в планомерно

подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и

непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко

попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в

командных состязаниях.

Игру можно рассматривать и как своеобразную, предварительную

тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или

как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и

находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему.

Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников

страстное

желание

подвергнуть

проверке

в

условиях

максимального

напряжения свои физические и психические возможности, и при этом

учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных

объемах работы, поэтому необходимо методически правильно подбирать

игры к уроку.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя

достаточно

обширную

группу

методов

и

приёмов

организации

педагогического процесса в форме соответствующих различных игр.

Игра наряду с трудом и учением, одна из основных видов деятельности

человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового

метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие осо-

бенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении

(особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой,

другие

педагогически

существенные

признаки)

от

других

способов

воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо

общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарны-

ми подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым

физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются

организации в соответствии с особенностями данного метода. Так игры на

уроках физической культуры можно применять не только в разделе

подвижные

и

спортивные

игры,

но

и

в

разделах:

гимнастика

и

легкоатлетические упражнения. На уроках гимнастики применяю подвижные

игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих

упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных

положений, навыков лазанье и перелезания. Применение игрового метода на

уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и

совершенствовании

легкоатлетических

упражнений.

Легкоатлетические

упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и

удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится

стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Уроки легкой атлетики

проводятся

преимущественно

на

открытом

воздухе,

благодаря

чему

достигается выраженный оздоровительный эффект.

При использовании игр на уроках физической культуры придерживаюсь

следующего алгоритма.

1.

Выбор игры.

Осуществляется исходя, прежде всего, из целей

предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся,

их физической подготовленности.

2.

Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании

учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и

оборудование,

которые

должны

соответствовать

гигиеническим

нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

3.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры

заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке

вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В

предложение игры входит объяснение её правил и техники действий.

Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В

объяснение входит название игры, её содержание и объяснение

основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение

игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

4.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На

уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на

команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической

подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или

водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так,

например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет,

неактивным

проявить активность, недисциплинированным

стать

организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось

зазнайство,

превышение

власти

командных

ролей

над

второстепенными.

5.

Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь

следующих принципов:

принцип развития игровой динамики;

принцип поддержания игровой атмосферы;

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

принципы перехода от простейших игр к сложным игровым

формам.

6.

Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее

правилами вмести с учащимися, подводим итог игры, определяем

победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по

состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

При проведение игр обязательно ставлю перед собой следующие задачи:

1.

Опираться на достижения предыдущего возраста;

2.

Стремиться

мобилизовать

потенциальные

возможности

конкретного возраста;

3.

Подготовить

почву

для

последующего

уровня

физической

подготовленности учащихся;

4.

Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к

учебной деятельности;

5.

Главное, уважение к личности ребёнка, не убить интерес к

работе, стремиться развивать его.

Результатом

широкого

применения

игровых

технологий

на

уроках

физкультуры стало изменение отношения к предмету.

Они является

проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке

физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным

достоинством игрового метода является возможность введения его во все

виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых

видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном

процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более

интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно

использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и

с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с

товарищами в свободное время.

Игровые технологии на уроках физкультуры.

Одной из главных проблем современного общества является гинодинамия, то есть низкая двигательная

активность. Её последствием является повышение уровня заболеваний. Современные дети предпочитают

вместо прогулки на свежем воздухе и занятия спортом телевизор и компьютер. Чтобы изменить положение

необходимо с раннего возраста приобщать детей к занятиям в спортивном зале и подвижным играм.

Общеизвестно, что основным видом деятельности школьника является игра. Соответственно для успешного

развития физических качеств, формирования навыков, необходимо как можно чаще применять игровые

технологии (подвижные игры). Как показала практика, применение игровых технологий с учетом возрастных

особенностей не теряет актуальность в средней и старшей школе. Игровые технологии являются составной

частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:

- Игровые.

- Догматические, репродуктивные.

- Объяснительно-иллюстративные.

- Развивающие.

- Проблемные, поисковые.

- Программированные.

- Диалогические.

- Творческие

- Саморазвивающие.

- Информационные (компьютерные).

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить

интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со

скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и

подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы,

аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в

нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в

кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной

деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли

преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в

других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр

по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации

можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

- словесные игры,

- игры по ознакомлению с природой,

- по формированию математических представлений и др.

Существует огромное количество игр, но их трудно разделить на группы и дать им точную классификацию,

так как каждая игра может содержать элементы другой игры. Из всего многообразия можно выделить лишь

некоторые подгруппы игр:

- Подвижные игры. Такими играми называют игры исчерпывающие все виды свойственных человеку

движений: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля.

Подобные игры являются универсальным и незаменимым средством физической культуры. Характерной

чертой таких игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в

разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и

творчества. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх

ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое

моральное удовлетворение.

- Игры – состязания - это игры носящие явные признаки соперничества и лидерства. Целью таких игр

является достижение превосходства над остальными. Такие игры помогают самоутвердиться, выявить

скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся.

- Драматические игры – это целые пьесы и диалоги. Чаще всего это продолжительные по времени игры в

которых важен сюжет и ролевая принадлежность. Такие игры приносят огромное удовлетворение детям,

особенно тем, у кого от природы нет тяги к соперничеству и лидерству.

- Хороводные игры – это игры, в которых принимают участие все желающие. Эти игры рассчитаны на

большое количество игроков. Подобные игры повышают настроение, предполагают заучивание песен,

стихотворений и потешек. Данные игры примиряют, способствуют развитию здорового детского коллектива,

учат дружбе и равенству.

- Групповые игры - это такие игры, которые деление всего числа играющих на небольшие группы. Играя в

такие игры группы, могут соревноваться, а могут и совсем не соперничать. Правила, бесспорно,

устанавливает учитель. Такие игры помогают учителю не только разрядить обстановку но дать детям

возможность выбрать соперников или помощников. Вообще выбор в свою команду того, кого захочется, не

приносил никаких разногласий и противоречий.

- Командные игры. Обычно в таких играх участвуют две команды и основа таких игр, несомненно,

соперничество. Играя в командные игры, дети должны выбрать капитанов или командиров, которые будут

отвечать за порядок в команде и правила выполнения заданий. Чаще всего по окончании командной игры

должно произвестись награждение победителей.

- Игры – эстафеты – это игры, в которых принимает участие две или несколько команд, поэтому такие игры

носят характер командных игр. Подобные игры предполагают наличие инвентаря и справедливого жюри.

Игры – эстафеты – это скоростные игры, игры на время или на максимальную скорость команд. Иногда в

таких играх возникают разногласии, недовольство соперников, поэтому необходимо выбрать справедливое и

бесстрастное жюри.

- Подражательные игры - это игры весёлого и игривого характера. Такие игры не требуют выбора команд и

жюри. Участие принимают все без исключения. Обычно это смешилки, дразнилки, пантомимы, которые

помогают детям открыть свои актёрские способности. К этим играм так же относятся имитации и отгадки. Для

проведения таких игр выбирают ведущего, которого меняют после непродолжительного времени или после

выполнения определённых действий.

- Игры на развитие внимания - эти игры созданы для поднятия настроения, развития внимания и реакции.

Зачастую такие игры требуют озвучивание некоторым инструментами (колокольчик, бубен, свисток…). Такие

игры помогают активизировать учащихся, заставить их мобилизовать всё внимание и выдержку, умение не

только концентрировать своё внимание и зачастую умение держать равновесие.

- Музыкальные игры. Данные игры требуют музыкального сопровождения и необходимой аппаратуры или

музыкального инструмента. Эти игры развивают чувство ритма и такта. Музыкальные игры очень популярны у

младших школьников и не вызывают разногласий и ссор. Единственной помехой может служить врождённое

отсутствие музыкального слуха у некоторых детей. Учителю необходимо подготовиться к таким особенностям

и не создать отрицательного отношения к игре у таких детей. В данном случае целесообразнее позволить

детям выполнять правила так, как они умеют.

Для организации интересного урока или весёлого мероприятия учителю необходимо познакомиться с

основными видами игровых технологий. Продумать весь ход игры. Каждый урок физической культуры в школе

дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости. Неподдельный

интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, побуждает детей к творческому

самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с

другими предметами. Практически на каждом уроке детям приходится работать с мячами, скакалками,

обручами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке физкультуры.

Технология игрового обучения

на уроках физической культуры у младших школьников

Бебенин Виктор Иванович,

учитель физической культуры

МБОУ Первомайская СОШ

Недостаток двигательной активности, как известно, является главной

причиной отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей.

Поэтому

разработка

и

внедрение

педагогических

технологий,

направленных

на

оптимизацию

двигательного

режима,

воспитание

у

школьников

положительного

отношения к занятиям физическими упражнениями и навыков здорового образа жизни

имеет большое социальное значение.

В условиях модернизации современного образования основным приоритетом

педагогического

образования

становится

подготовка

компетентного,

мобильного

специалиста, способного не только адаптироваться в современной системе образования,

но и творчески участвовать в ее развитии, проявлять инициативу, самостоятельность,

быть подготовленным к работе на достойном уровне. С целью достижения обозначенной

задачи

преподавательский

коллектив

школы

активно

внедряет

современные

педагогические технологии в учебный процесс.

Технологизация системы образования – одно из ведущих направлений

реформы современной школы. Но, к сожалению, даже опытному учителю физической

культуры сложно отрефлексировать технологически бурно развивающееся физкультурное

образовательное пространство, выбрать что-то полезное, нужное для совершенствования

своей профессиональной деятельности. Современный учитель физической культуры

должен владеть основными теоретико-методологическими знаниями и нормами по

технологизации своей профессиональной деятельности. Повышение педагогического

профессионализма в сфере физической культуры сегодня невозможно без освоения

учителями

различных

типов

и

видов

образовательных

технологий,

которые

разрабатываются и внедряются в практическую деятельность учителя физической

культуры слабее, чем у других предметников.

В работе с детьми младшего школьного возраста на уроках физической

культуры наиболее целесообразно применение технологии игрового обучения, для этого

учителю необходимо готовиться к проектированию и использованию разнообразных

типов

и

видов

ролевых,

сюжетных,

сюжетно-ролевых,

сюжетно-тематических,

дидактических, организационно-деятельностных и других игр.

Игровые технологии позволяют повысить темпы формирования двигательных

навыков у детей, интерес к занятиям физическими упражнениями. Во время игр ребята

начальной школы всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр

обязывают их к сдержанности. Дети в играх отличаются большой непосредственностью.

Они полностью раскрывают свои положительные и отрицательные черты характера, а это

имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры отличаются большой

эмоциональностью, так как при правильной их организации они всегда доставляют детям

удовольствие, создают хорошее настроение. В них больше чем в других физических

упражнениях участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им

позволяют

их

индивидуальные

возможности.

Одним

из

безусловных

факторов

привлекательности игр является элемент соревнования. Соревновательный метод – это

способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность метода заключается в

использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности

занимающихся.

Обязательным

условием

соревновательного

метода

является

подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны

соревноваться. Даже в простых играх уже имеются ясно выраженные стремления

играющих к победе. Еще более яркий соревновательных характер носят игры, в которых

участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый

участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.

Использование подвижных игр для активизации двигательной активности

младших школьников с целью формирования здорового образа жизни предусматривает

реализацию наиболее рациональных методов организации учебного процесса в начальной

школе. Традиционно на уроках используются три метода: фронтальный, групповой, и

индивидуальный. Это позволяет решить задачу овладения младшими школьниками

базовыми основами двигательной деятельности, однако не всегда удается решить задачу

расширения двигательного опыта учащихся, границ двигательной активности младших

школьников. А использование подвижных игр на любом этапе обучения помогает решать

задачу

воспитания

наиболее

правильного

стереотипа

движений,

содействует

совершенствованию двигательной функции и закладывает основу для подготовки

младших школьников к конкретной игровой деятельности. Использование подвижных игр

предусматривает овладение методикой их проведения, которая включает в себя основные

этапы: выбор игр, подготовка к игре, руководство игрой, окончание игры.

Таким образом, использование игровых технологий на уроках физической

культуры в начальных классах способствует не только развитию жизненно важных

двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости), но и развитию

интеллектуальных, творческих способностей учащихся, морально-волевых качеств. Также

повышается

общий

уровень

физической

подготовленности,

интерес

к

занятиям

физическими упражнениями, что способствует формированию здорового образа жизни.

Список литературы

1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии [Текст] : учеб. пособие / Т.

А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с.

2. Баландин, Г. А., Назарова, Н.Н. Урок физкультуры в современной школе [Текст] / Г. А.

Баландин, Н. Н. Назарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 295 с.

3. Больсевич, В. К. Физическая активность человека [Текст] / В. К. Больсевич. - М., 2000. -

187 с.

4. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ

[Текст] : учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с.

5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие; под редакцией А.

В. Петровского. – М., 1981. – 256 с.

6. Выгодский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для преподавателей / Л.

С. Выгодский. – СПб.: Союз С-П., 1997. - 375 с.

7. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной

деятельности школьников [Текст] / Л. Л. Головина. - М., 1986. - 279 с.

Приложение.

Игры для уроков легкой атлетики.

Вызов номеров.

Играют 2-3 команды. Игроки строятся в колонны и рассчитываются по порядку номеров. Учитель

называет номер и игроки с этим номером, с каждой команды бегут, обегают предмет и

возвращаются в строй. Выигрывает команда, игроки которой побеждали большее количество раз.

Если играют дети младшего школьного возраста, то вместо номеров можно называть игроков

зверушками. Тогда это будет « Эстафета зверят».

Мячом в цель.

Посередине площадки кладут волейбольный мяч. Играющие, с теннисными мячами в руках стоят

в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в волейбольный мяч.

Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара мяч откатился дальше.

Волк во рву.

Играющие выстраиваются на одно стороне площадки. В середине «ров» шириной 2-3 метра. Во

рву водящий (волк). Игроки, разбежавшись, перепрыгивают ров, стараясь « не попасть в лапы

волку». Если игрок заступил или его коснулся водящий, то он выбывает.

Подвижные игры с элементами спортивных игр.

Пионербол.

Играют две команды по 6-8 человек. Команды располагаются по разные стороны от сетки. Мяч

вводится в игру с помощью волейбольной подачи. Игроки противоположной команды должны

поймать мяч, и используя правило трех передач, перекинуть его на сторону противника. С мячом

разрешается делать не более трех шагов. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не

коснется земли, на площадке соперника, или улетит в аут. Игра продолжается до 15 очков, до

двух побед в партии.

Своему ловцу.

Игра напоминает баскетбол. Играют две команды. Каждая старается овладеть мячом и бросить

его по цели. Цель – свой игрок (ловец), стоящий в круге. Ловя мяч, ловец не имеет право

выходить за круг. Круг опоясывает нейтральная зона (1 метр). В эту зону не разрешается

заходить игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается

противоположной команде. За грубую игру – штрафной с 6 метров от ловца. Бросающему может

мешать перехватчик, располагающийся перед ловцом, возле нейтральной зоны. Каждый меткий

бросок ловцу 1 очко. Играют 2 тайма по 10 минут.

Подвижные игры на лыжах.

Удержание равновесия.

Готовится хорошо накатанная лыжня, на которой двумя флажками ограничивается 10-метровый

отрезок. Задача учащихся – пройти 10 метров одноопорным скольжением, делая как можно

меньше скользящих шагов. Побеждает тот, кто сделал меньше шагов.

Общий старт.

На линии старта в первой шеренге стоят мальчики, во второй - девочки. По команде « Марш!»

стартуют мальчики. Ученик, первым достигший финиша, объявляется победителем. Затем

стартуют девочки. В то время, пока девочки проходят дистанцию, мальчики возвращаются на

старт, и наоборот. Длина дистанции, количество повторений варьируются в зависимости от

возраста, ход по заданию.

Переноска палок.

На лыжне флажки по числу учеников. Учащиеся строятся в две шеренги. Учитель на линии

финиша. По команде «Марш!» мальчики передвигаются до флажков установленным ходом,

огибают их, оставляют палки и возвращаются скользящим шагом. Определяется победитель.

Девочки в сторону флажков скользящим шагом, назад установленным ходом. Объявляется

победитель среди девочек.

Быстрый лыжник.

Необходимо подготовить лыжню длиной 60-100м. Ученики разбиваются на группы по 4 человека.

Каждой группе дается отдельный старт. По результатам гонки формируются новые группы,

согласно рейтинга. Гонка финалистов определяет самого быстрого лыжника класса.

Кто меньше.

На учебной площадке, где изучался коньковый ход без палок, ограничить отрезок 30-40 метров.

Ученики двигаются коньковым ходом. Побеждает тот, кто сделает на отрезке наименьшее число

шагов.

Командная гонка.

Гонка проходит по кругу 300-400 метров. Команды по5-8 человек стартуют с интервалом, время

прохождения трассы фиксируется по последнему участнику, завершившему гонку.

Подвижные игры с элементами единоборств.

Наступи на носок.

Стоя лицом, друг к другу и положив обе руки на плечи партнера, по сигналу каждый игрок,

используя обманные движения ногами, старается своей ногой прижать ногу соперника к полу.

Бой кенгуру.

Игрок располагает между ног мяч и сжимает его, стараясь не уронить на пол. По сигналу, каждый

стремится толчками обеих ладоней вынудить противника выронить мяч.

Борьба за шапочку.

Каждый участник поединка надевает головной убор. По сигналу соперники, используя

перемещения, захваты, обманные движения, стремятся завладеть шапочкой соперника и в то же

время сохранить свою собственную.

Борьба на линии.

Игроки стоят на линии в 1 метре друг от друга, захватив за кисть одноименную руку противника.

По сигналу, стремятся перетянуть противника, вынудить сойти с линии.

Петушиный бой.

В круге диаметром 3 метра лицом друг к другу, стоя на одной ноге, а другую, поддерживая рукой

за голень, находятся два игрока. Упираясь плечом и грудью, соперники стремятся заставить друг

друга покинуть пределы круга или коснуться другой ногой пола.

Использование игровой технологии и технологии успеха на уроке с целью повышения

эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой

Игровая деятельность занимает важно место в образовательном процессе. Ценность игровой

деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка,

отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального

поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные

действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на

уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям,

позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной

деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать

ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к

повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому

освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под

давлением жизненной необходимости. Игра – это проявление желания действовать. Игровые

формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для

воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения

гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего

комфортного состояния. Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные

возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии

познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений

ориентироваться в окружающей действительности. Говоря о содействии умственному развитию,

следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции,

мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает

так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из

множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень

важно для развития личности.

Поэтому я и использую на своих уроках физической культуры игровую технологию, которую

сочетаю с технологией успеха. Их сочетание повышает эмоциональность урока, что благотворно

влияет на развитие и здоровье обучающихся.

Можно выделить несколько условий и средств, повышающих эмоциональность урока:

- источником радости должен стать сам процесс обучения: успешное преодоление трудностей,

познание нового, развитие своих способностей;

- обстановка урока и поведение учителя: эстетика зала, спортивная форма, стиль общения,

интерес самого учителя;

- разнообразие приемов и форм проведения, используемых учителем на уроке; установлено, что

однообразная физическая деятельность приводит к снижению восприятия;

- использование игровых и соревновательных методов: повышается эмоциональное состояние,

элемент соревнований всегда создает приподнятое настроение, воспитываются стремление к

победе и коллективизм.

Постоянен интерес человека к игровой деятельности. Этот вид физической активности

восстанавливает физические и духовные силы. Дух соревнования - непременный спутник игры.

Взаимодействие, желание помериться силами, сопереживание рождают азарт и увлеченность.

Положительное отношение школьников к уроку физической культуры невозможно без радостных

переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой,

чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный

дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это

залог положительного отношения к ученью, к школе, к труду. Ситуация успеха становится

фактором развития личности. Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на

уроке:

1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего

урока. ( Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес

к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие – снятие страха – авансирование успеха (объявить о положительных

результатах до того, как они получены, это увеличивает меру уверенности в себе ребенка и

повышает активность.)

3. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего?

Зачем? Мотив сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая

субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее

выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За

дело! Приступаем!)

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические

жесты ).

7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится сверху, она ставит акцент

на деталях выполненной работы.

В МОУ «Новоархангельская средняя общеобразовательная школа» подвижным и спортивным

играм уделяется большое внимание. До недавнего времени результаты выступлений учащихся

нашей школы в спортивных играх в масштабах района были слабыми. Команды не могли пройти

зональные этапы и попасть в финал. Причиной тому была нехватка инвентаря и, вследствие

этого, недостаточное внимание спортивным играм в планировании учебного материала.

В последние пять лет баскетбол, волейбол, мини-футбол, хоккей с шайбой стали вводить, как

обязательные виды, в районную спартакиаду школьников, а соответственно, нужно было

готовить обучающихся к участию в них.. В 2006 году наша школа стала обладателем гранта в

1350 000 рублей, став победителем национального приоритетного конкурса. Значительная сумма

данного гранта была потрачена на спортивный инвентарь, в том числе, и мячи. В планирование

учебного материала были внесены изменения: увеличилось количество часов, отводимых на

спортивные игры. Это стало возможным за счет регионального компонента программы «Омское

Прииртышье».

Особое внимание было уделено подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом

возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование

игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении

и овладении спортивными играми. И ,конечно, подвижные игры, это прекрасная база по

развитию двигательных способностей и умений. В раздел программы « легкая атлетика» я

планировал подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега,

прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей

ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы « спортивные игры»- игры и

эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе

«гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. На уроках лыжной подготовки

планировал и проводил подвижные игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов.

Во внеклассной работе в нашей школе также огромное внимание уделяется спортивным и

подвижным играм. Младшие школьники занимаются в секции общей физической подготовки, где

много времени уделяется играм. Старшеклассники посещают секции футбола, хоккея, в

зависимости от графика районных соревнований, совершенствуют навыки баскетбола,

волейбола, русской лапты, настольного тенниса.

В школе проводятся турниры по волейболу, баскетболу, мини-футболу, настольному теннису,

шахматно-шашечный турнир памяти бывшего директора школы М.А.Спасибухина, « Веселые

старты», состязания спортивных семей, конкурс « А, ну-ка, парни», игра « Зарница» и др.

Это все дало положительный результат. Последние три года команды юношей и девушек выходят

в финал районных соревнований по волейболу, баскетболу, футболу и становятся призерами.

Хоккейная команда неоднократно становилась победителем и призером в различных районных

турнирах. Игроки команды защищают честь района на областных соревнованиях. Школа

показывает высокие результаты в летней и зимней спартакиаде школьников.