Автор: Джанибекова Лилия Тагировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №15 "СКАЗКА"
Населённый пункт: г.Черкесск
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Роль нейроигр и нейроупражнений в логопедической практике"
Статья на тему: «Роль нейроигр и нейроупражнений в логопедической
практике»
Джанибекова Лилия Тагировна
В настоящее время часто встречаются дети, которые не усваивают
дошкольную и школьную программу. У таких детей есть различные
нарушения с речью, памятью, координацией, восприятием, общей и мелкой
моторикой. В связи с этим логопеды ищут и внедряют новые методики для
наиболее продуктивной коррекционной работы. Используемые в
логопедической практике инновационные технологии не рассматриваются
как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым,
наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.
Одной из таких технологий являются нейроигры и нейроупражнения.
Нероупражнения и нейроигры– это специальные игровые комплексы,
помогающие ребёнку решать следующие задачи:
- чувствовать пространство и своё тело;
- развивают зрительно-моторную координацию;
- формируют правильное взаимодействие ног и рук;
- учат последовательно выполнять действия;
- развивают слуховое и зрительное внимание.
Нейроупражнения и нейроигры позволят создать новые нейронные сети
через тело и воздействовать на мозговые структуры, которое является
основой развития интеллекта и речи детей.
Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания,
память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику,
умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. Активизация
межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно
корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные,
интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует
созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков,
закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный
процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие
интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей.
Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не
просто многократно проговаривать материал.
Нейроупражнения и нейроигры, используемые в моей логопедической
практике.
Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание
букв из счетных палочек одновременно двумя руками.
Нейроигра с мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками
соседу.
Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз,
сколько услышит слогов, слов.
Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные
движения (правая рука сверху, затем левая).
Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками
взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на
дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку : если услышишь
звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой –
зеленый.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем
разнообразные виды нейроупражнений. Например, в процессе
выполнения нейроупражнения «Колечко» автоматизируем звуки в
слогах. Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и
произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).
Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение
для развития фонематического восприятия либо для дифференциации
звуков. Инструкция : 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак,
звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С – кулак, звук З - ребро, звук Ц —
ладонь.
Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения : левой рукой
возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте
положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при
автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.
Нейроупражнение «Локоть-колено». Описание нейроупражнения :
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до
колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.
Данное нейроупражнение используется при автоматизации и
дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим
темам.
Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку).
Описание нейроупражнения : 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой
рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если
звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при
автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки,
проговаривая скороговорки [
Некоторые игры осуществляются на балансировочной доске с
использованием игр на удержание равновесия, а так же игры проводятся
с нейроскакалкой.
В процессе работы с балансировочной доской предлагаются игровые
упражнения и задания по активизации и обогащению словаря, развитию
лексико-грамматических категорий, автоматизации звуков, формированию
Игра «Вспомни, произнеси». Цель: активизация и расширение словаря по
лексической теме, развитие вербальной памяти, развитие навыков звукового
анализа, развитие координации. Описание: Ребенок залазает и слазает с
балансировочной доски спереди, сзади, с обеих сторон, произнося слова на
определенную лексическую тему, вспоминает и произносит слова на
определенный звук, отраженно проговаривает слова для автоматизации
звуков.
Благодаря простоте и увлекательности нейроигры и нейроупражнения
являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в
логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный
процесс обучения. Снижает усталость, вырабатывает способность к
контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков
развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).