Автор: Саргина Эльвира Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №6
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ГОРНЫЙ
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры как метод обучения
Многофункциональное дидактическое пособие «Окно в мир природы»
Аннотация
В статье автором рассматривается «Календарь природы», как одно из направлений
познавательного развития детей дошкольного возраста. Рассказывается, как можно применить
данное многофункциональное дидактическое пособие в различных образовательных областях.
В этой статье автор делится своим опытом создания и применения данного пособия для детей
всех возрастных групп. Данное пособие побуждает детей к устойчивому познавательному
интересу.
Ключевые слова: познавательное развитие, дети дошкольного возраста, многофункциональное
дидактическое пособие «Календарь природы».
Дети каждый день открывают для себя что-то новое, замечая обыденные для нас вещи: красивый
закат, причудливые облака, необычную птицу на дереве или прекрасный цветок. Они свежим
взглядом окидывают лес и речку, восторженно галдя: «Как красиво!» Дети, как губка впитывают в
себя что-то новое, интересное. С большим интересом и увлечением познают окружающий мир.
Одним из направлений познавательного развития в детском саду является ведение календаря
природы.
В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь природы.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей. У
ребёнка, который только начинает познавать окружающий мир, изменения в природе вызывает
большой интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность-
понаблюдать за ней. При работе с календарём, у детей развивается наблюдательность,
воображение, мышление, память, речь, а также мелкая моторика рук. Формируется эстетический
вкус. Дети учатся внимательно всматриваться в окружающее, устанавливать последовательность и
связь явлений.
В группах нашего детского сада созданы календари природы, и в каждой возрастной группе,
содержание календаря наполняется в зависимости от возраста детей.
Я долго думала, как сделать календарь природы более интересным и полезным, чтобы он
привлекал внимание детей, был простым и мобильным в использовании. Я сделала
многофункциональное дидактическое пособие «Календарь природы» в виде окна, которое
позволяет доступно организовать образовательную деятельность, поддержать естественный,
познавательный интерес у детей, позволяя демонстрировать существующие экологические связи
в природе. Кроме того, оно является декоративно-эстетическим оформлением группы.
Актуальность данного игрового пособия заключается в том, что с его помощью можно надолго
сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений, развивать способность
воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в простейших
изображениях, умение «читать» календарь.
Цель: расширение кругозора детей .
Задачи:
-формировать и расширять представления детей о временах года, их чередовании и характерных
особенностях;
-учить детей наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе, погодой,
сравнивать и обобщать полученную информацию;
-расширять и обогащать словарный запас детей;
-развивать наблюдательность, образное мышление, внимание, память, мелкую моторику рук;
-формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности;
-воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, в различных
образовательных областях: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Ведущий вид деятельности-
познавательно-исследовательский.
Как же работает наш «Календарь природы»?
Основной частью является «окно», к которому прикрепляются карточки, с помощью прищепок.
Игры с прищепками являются очень хорошим упражнением для развития мелкой моторики рук.
Карточки все красочные, ламинированные. Эстетично оформлены и удобны в использовании. В
нашем календаре природы несколько групп карточек.
Первая группа карточек: «Времена года». Четыре карточки с изображением четырёх времён года:
«Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Дети выбирают нужную карточку и прикрепляют её к «окну». С
помощью этих карточек ребята запоминают последовательность смены времён года. Смена
карточек происходит раз в квартал.
Вторая группа карточек: «Признаки времён года». Дети выбирают карточки с изображением
признаков времени года, которое сейчас есть и прикрепляют к «окну». С помощью этих карточек у
детей расширяются и закрепляются представления о признаках каждого времени года. Смена
карточек происходит раз в квартал.
Третья группа карточек: «Явления природы». Это карточки с изображением погоды: «Солнечно»,
«Пасмурно», «Ветрено» и т.д; осадки: «Дождь», «Снег», «Град», «Снег с дождём» и т.д; явления:
«Гроза», «Радуга» и т.д. Дети на прогулке наблюдают за явлениями природы и погодой, а потом
выбирают нужные карточки и прикрепляют из к «окну». Смена карточек происходит ежедневно.
Четвертая группа карточек: «Дни недели и месяца». Карточки «Дни недели» все разного цвета, на
которых изображены кружочки (понедельник-один кружочек, вторник-два кружочка, среда-три
кружочка и т.д.). Со временем дети запоминают цвет карточки каждого дня недели или какой
день недели по счёту, последовательность дней недели. Также закрепляются понятия «вчера»,
«сегодня», «завтра». Дети находят нужную карточку и прикрепляют её к «окну». Смена карточек
«Дни недели» происходит ежедневно.
Карточки с названиями месяцев тоже разного цвета (осенние месяцы-жёлтый цвет, зимние
месяцы-синий цвет, весенние месяца-зелёный цвет, летние месяца-красный цвет). С помощью
этих карточек дети запоминают названия месяцев, последовательность смены месяцев.
Формируются понятия «Весенние месяцы», «Зимние месяцы», «Летние месяцы», «Осенние
месяцы», «Год». Смена карточек «Месяцы» происходит ежемесячно.
Также мы прикрепляем к «Окну» карточки с изображением зимующих в нашем регионе птиц. А
также изображением птиц, которых видели на прогулке, или которые прилетали на кормушку
(зимой). Смена карточек «Птицы» происходит по необходимости.
Детям очень нравится наш календарь природы «Окно». Они с большим удовольствием работают с
ним. Единственным условием является то, что нужно работать с ним систематично. Тогда дети,
выходя на прогулку, уже самостоятельно наблюдают за временами года, признаками, погодой. А
потом, также, самостоятельно выбирают нужные карточки и прикрепляют к «окну». У детей
воспитывается самостоятельность, что также немаловажно.
Так как данное пособие многофункциональное, оно является для педагога настоящим
«помощником». С его помощью можно проводить индивидуальную работу с детьми, беседы,
дидактические игры.
Планируемые результаты: у детей расширяется кругозор, развиваются и уточняются
представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определённые
логические связи и зависимости между ними; обогащается словарный запас; развивается
наблюдательность и устойчивый познавательный интерес; развивается эстетический вкус, чувство
прекрасного, художественное восприятие действительности; воспитывается аккуратность и
систематичность в работе, самостоятельность. Дети учатся любить и беречь природу, развивается
чувство гордости за свой родной край.
Картотека дидактических игр:
1.
«Времена года»
Цель: расширение и закрепление представлений детей о временах года. Воспитание
познавательного интереса.
Игровая задача: правильно выбрать и прикрепить карточки с изображением каждого из времён
года и назвать приметы.
2.
«Путаница»
Цель: развитие у детей наблюдательности и внимания. Расширение и закрепление у детей
представлений о признаках времён года.
Игровая задача: Педагог неправильно прикрепляет карточки с изображением признаков времени
года. Дети находят ошибки и исправляют их.
3.
«Составь рассказ»
Цель: развитие речи детей.
Игровая задача: ребёнку предлагается выбрать время года и составить рассказ (основные
изменения в природе, деятельность людей, игры детей).
4.
«Угадай»
Цель: развитие речи детей. Расширение и закрепление представлений о временах года.
Игровая задача: педагог описывает какое-либо время года. Дети должны отгадать о каком
времени года идёт речь.
5.
«Неделька»
Цель: расширение и закрепление представлений детей о днях недели.
Игровая задача: педагог перепутывает карточки с днями недели. Ребёнок должен составить их по
порядку.
6.
«Подбери картинки»
Цель: расширение и закрепление представлений детей о временах года и их существенных
признаках.
Игровая задача: ребёнок должен найти карточки с признаками заданного времени года и
рассказать.
7.
«Назови перелётных и зимующих птиц»
Цель: расширение знаний детей о зимующих и перелётных птицах.
Игровая задача: ребёнок должен выбрать карточки с изображением зимующих птиц и назвать их.
8.
«Угадай по описанию»
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края.
Игровая задача: педагог описывает птицу. Ребёнок должен отгадать, найти карточку с её
изображением и назвать птицу.
9.
«Когда это бывает»
Цель: расширение и закрепление представлений детей о временах года и их существенных
признаках.
Игровая задача: педагог описывает какое-либо время года. Ребёнок должен отгадать, найти
карточку с изображением этого времени года и назвать его.
Список литературы:
1.
Бурнышова
М.Г.
Развитие
детей
через
экспериментально-
исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка1. Бурнышева, М. Г.
Развитие познавательной активности» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная
педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7
лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в
формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. –
362 с.
4.
Иванова,
А.
И.
Методика
организации
экологических
наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников
дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия
оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В.
Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. –
2009. – № 5. – С. 11–15.
6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в
ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность
старших дошкольни6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская
деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-
Пресс, 2015. – 64с.
8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование.
Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.:
Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа
в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8.
– С. 60–64.
10.
Лосева,
Е.
В.
Развитие
познавательно-исследовательской
деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб:
Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим
миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015,
128 с.
12.
Организация
опытно-экспериментальной
работы
в
ДОУ.
Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных
группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и
перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2
/ сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с