Напоминание

Дидактические игры как метод обучения

Автор: Саргина Эльвира Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №6
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ГОРНЫЙ
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры как метод обучения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Многофункциональное дидактическое пособие «Окно в мир природы»

Аннотация

В статье автором рассматривается «Календарь природы», как одно из направлений

познавательного развития детей дошкольного возраста. Рассказывается, как можно применить

данное многофункциональное дидактическое пособие в различных образовательных областях.

В этой статье автор делится своим опытом создания и применения данного пособия для детей

всех возрастных групп. Данное пособие побуждает детей к устойчивому познавательному

интересу.

Ключевые слова: познавательное развитие, дети дошкольного возраста, многофункциональное

дидактическое пособие «Календарь природы».

Дети каждый день открывают для себя что-то новое, замечая обыденные для нас вещи: красивый

закат, причудливые облака, необычную птицу на дереве или прекрасный цветок. Они свежим

взглядом окидывают лес и речку, восторженно галдя: «Как красиво!» Дети, как губка впитывают в

себя что-то новое, интересное. С большим интересом и увлечением познают окружающий мир.

Одним из направлений познавательного развития в детском саду является ведение календаря

природы.

В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь природы.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей. У

ребёнка, который только начинает познавать окружающий мир, изменения в природе вызывает

большой интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность-

понаблюдать за ней. При работе с календарём, у детей развивается наблюдательность,

воображение, мышление, память, речь, а также мелкая моторика рук. Формируется эстетический

вкус. Дети учатся внимательно всматриваться в окружающее, устанавливать последовательность и

связь явлений.

В группах нашего детского сада созданы календари природы, и в каждой возрастной группе,

содержание календаря наполняется в зависимости от возраста детей.

Я долго думала, как сделать календарь природы более интересным и полезным, чтобы он

привлекал внимание детей, был простым и мобильным в использовании. Я сделала

многофункциональное дидактическое пособие «Календарь природы» в виде окна, которое

позволяет доступно организовать образовательную деятельность, поддержать естественный,

познавательный интерес у детей, позволяя демонстрировать существующие экологические связи

в природе. Кроме того, оно является декоративно-эстетическим оформлением группы.

Актуальность данного игрового пособия заключается в том, что с его помощью можно надолго

сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений, развивать способность

воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в простейших

изображениях, умение «читать» календарь.

Цель: расширение кругозора детей .

Задачи:

-формировать и расширять представления детей о временах года, их чередовании и характерных

особенностях;

-учить детей наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе, погодой,

сравнивать и обобщать полученную информацию;

-расширять и обогащать словарный запас детей;

-развивать наблюдательность, образное мышление, внимание, память, мелкую моторику рук;

-формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности;

-воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, в различных

образовательных областях: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Ведущий вид деятельности-

познавательно-исследовательский.

Как же работает наш «Календарь природы»?

Основной частью является «окно», к которому прикрепляются карточки, с помощью прищепок.

Игры с прищепками являются очень хорошим упражнением для развития мелкой моторики рук.

Карточки все красочные, ламинированные. Эстетично оформлены и удобны в использовании. В

нашем календаре природы несколько групп карточек.

Первая группа карточек: «Времена года». Четыре карточки с изображением четырёх времён года:

«Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Дети выбирают нужную карточку и прикрепляют её к «окну». С

помощью этих карточек ребята запоминают последовательность смены времён года. Смена

карточек происходит раз в квартал.

Вторая группа карточек: «Признаки времён года». Дети выбирают карточки с изображением

признаков времени года, которое сейчас есть и прикрепляют к «окну». С помощью этих карточек у

детей расширяются и закрепляются представления о признаках каждого времени года. Смена

карточек происходит раз в квартал.

Третья группа карточек: «Явления природы». Это карточки с изображением погоды: «Солнечно»,

«Пасмурно», «Ветрено» и т.д; осадки: «Дождь», «Снег», «Град», «Снег с дождём» и т.д; явления:

«Гроза», «Радуга» и т.д. Дети на прогулке наблюдают за явлениями природы и погодой, а потом

выбирают нужные карточки и прикрепляют из к «окну». Смена карточек происходит ежедневно.

Четвертая группа карточек: «Дни недели и месяца». Карточки «Дни недели» все разного цвета, на

которых изображены кружочки (понедельник-один кружочек, вторник-два кружочка, среда-три

кружочка и т.д.). Со временем дети запоминают цвет карточки каждого дня недели или какой

день недели по счёту, последовательность дней недели. Также закрепляются понятия «вчера»,

«сегодня», «завтра». Дети находят нужную карточку и прикрепляют её к «окну». Смена карточек

«Дни недели» происходит ежедневно.

Карточки с названиями месяцев тоже разного цвета (осенние месяцы-жёлтый цвет, зимние

месяцы-синий цвет, весенние месяца-зелёный цвет, летние месяца-красный цвет). С помощью

этих карточек дети запоминают названия месяцев, последовательность смены месяцев.

Формируются понятия «Весенние месяцы», «Зимние месяцы», «Летние месяцы», «Осенние

месяцы», «Год». Смена карточек «Месяцы» происходит ежемесячно.

Также мы прикрепляем к «Окну» карточки с изображением зимующих в нашем регионе птиц. А

также изображением птиц, которых видели на прогулке, или которые прилетали на кормушку

(зимой). Смена карточек «Птицы» происходит по необходимости.

Детям очень нравится наш календарь природы «Окно». Они с большим удовольствием работают с

ним. Единственным условием является то, что нужно работать с ним систематично. Тогда дети,

выходя на прогулку, уже самостоятельно наблюдают за временами года, признаками, погодой. А

потом, также, самостоятельно выбирают нужные карточки и прикрепляют к «окну». У детей

воспитывается самостоятельность, что также немаловажно.

Так как данное пособие многофункциональное, оно является для педагога настоящим

«помощником». С его помощью можно проводить индивидуальную работу с детьми, беседы,

дидактические игры.

Планируемые результаты: у детей расширяется кругозор, развиваются и уточняются

представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определённые

логические связи и зависимости между ними; обогащается словарный запас; развивается

наблюдательность и устойчивый познавательный интерес; развивается эстетический вкус, чувство

прекрасного, художественное восприятие действительности; воспитывается аккуратность и

систематичность в работе, самостоятельность. Дети учатся любить и беречь природу, развивается

чувство гордости за свой родной край.

Картотека дидактических игр:

1.

«Времена года»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о временах года. Воспитание

познавательного интереса.

Игровая задача: правильно выбрать и прикрепить карточки с изображением каждого из времён

года и назвать приметы.

2.

«Путаница»

Цель: развитие у детей наблюдательности и внимания. Расширение и закрепление у детей

представлений о признаках времён года.

Игровая задача: Педагог неправильно прикрепляет карточки с изображением признаков времени

года. Дети находят ошибки и исправляют их.

3.

«Составь рассказ»

Цель: развитие речи детей.

Игровая задача: ребёнку предлагается выбрать время года и составить рассказ (основные

изменения в природе, деятельность людей, игры детей).

4.

«Угадай»

Цель: развитие речи детей. Расширение и закрепление представлений о временах года.

Игровая задача: педагог описывает какое-либо время года. Дети должны отгадать о каком

времени года идёт речь.

5.

«Неделька»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о днях недели.

Игровая задача: педагог перепутывает карточки с днями недели. Ребёнок должен составить их по

порядку.

6.

«Подбери картинки»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о временах года и их существенных

признаках.

Игровая задача: ребёнок должен найти карточки с признаками заданного времени года и

рассказать.

7.

«Назови перелётных и зимующих птиц»

Цель: расширение знаний детей о зимующих и перелётных птицах.

Игровая задача: ребёнок должен выбрать карточки с изображением зимующих птиц и назвать их.

8.

«Угадай по описанию»

Цель: расширение знаний детей о птицах родного края.

Игровая задача: педагог описывает птицу. Ребёнок должен отгадать, найти карточку с её

изображением и назвать птицу.

9.

«Когда это бывает»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о временах года и их существенных

признаках.

Игровая задача: педагог описывает какое-либо время года. Ребёнок должен отгадать, найти

карточку с изображением этого времени года и назвать его.

Список литературы:

1.

Бурнышова

М.Г.

Развитие

детей

через

экспериментально-

исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка1. Бурнышева, М. Г.

Развитие познавательной активности» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная

педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7

лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в

формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. –

362 с.

4.

Иванова,

А.

И.

Методика

организации

экологических

наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников

дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия

оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В.

Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. –

2009. – № 5. – С. 11–15.

6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в

ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность

старших дошкольни6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская

деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-

Пресс, 2015. – 64с.

8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование.

Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.:

Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа

в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8.

– С. 60–64.

10.

Лосева,

Е.

В.

Развитие

познавательно-исследовательской

деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб:

Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим

миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015,

128 с.

12.

Организация

опытно-экспериментальной

работы

в

ДОУ.

Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных

группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и

перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2

/ сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с