Автор: Родикова Юлия Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с № 122"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: План по самообразованию.
Тема: Сенсорное развитие у детей через дидактические игры
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка-детский сад №122» города Магнитогорска
План по самообразованию в младшей группе «Сенсорное развитие у
детей через дидактические игры» с патриотической направленностью
Составила воспитатель
Младшей группы
Родикова Юлия Максимовна
Магнитогорск, 2025
Тема:
«Сенсорное развитие у детей через дидактические игры» с
патриотической направленностью
Актуальность. Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») - категория,
описывающая
непосредственное
восприятие
ощущений,
внешних
воздействий.
Виды сенсорики:
Зрительная. Восприятие и интерпретация визуальных стимулов, таких
как формы, цвета, движения и глубина.
Слуховая. Восприятие звуков и звуковых стимулов, позволяет слышать
речь, музыку, звуки природы и другие звуки окружающей среды.
Осязательная (тактильная). Восприятие тактильных стимулов, таких
как
текстуры,
давление
и
температура,
позволяет
чувствовать
и
воспринимать окружающие предметы и поверхности.
Обонятельная.
Восприятие
запахов
и
ароматов,
играет
роль
в
распознавании и ассоциации с ароматами различных веществ и предметов.
Вкусовая. Восприятие вкусов (сладкий, солёный, кислый и горький),
помогает оценивать пищу и напитки.
Проприоцепция. Чувство расположения и движения частей своего тела
без визуального восприятия, позволяет осознавать положение и движение
конечностей, мышц, суставов и других частей тела.
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается
уникальным, стратегически важным для всего последующего развития
человека. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный
опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На
основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах
предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из
множества других, находить сходства и различия между ними.
Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка,
потому что:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность, воображение
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.
видов памяти.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в
том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё
большее общественное значение и становится задачей государственной
важности. Проблема патриотического воспитания в ДОУ актуальна, так как
современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях
народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают
чужому горю.
Цель:
- Повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного и
патриотического развития детей раннего возраста.
- Формирование представлений о сенсорных эталонах.
- Обучение способам обследования предметов.
- Развитие аналитического
восприятия (выделение элементов:
цвет,
форма, величина).
- Сформировать у детей любовь к родной природе, дому и семье, к
истории и культуре страны.
Задачи:
- изучить педагогическую литературу по данной теме и расширить
знания о сенсорном и патриотическом воспитании детей раннего возраста;
- подобрать материал по развитию сенсорных способностей у детей
дошкольного возраста средствами дидактических игр с патриотической
направленностью;
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта
детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим
материалом;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах
предметов (цвете, величине, форме, количестве).
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе
овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не
отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться
к получению положительного результата и т. д.).
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в
соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии
родителей);
- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы,
консультации,
родительские
собрания,
мастер-классы,
совместную
деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у
детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр с
патриотической
направленностью
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы,
цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления об окружающем мире, об отношении
человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр
и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития
сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились
создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Этапы работы:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. Сбор и
анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на
развитие сенсорных навыков с патриотической направленностью.
4
этап
– создание в группе центра по сенсорному развитию с
патриотической направленностью и оформление картотеки.
Методическая работа
Формы работы
Сроки
Форма отчета
Сбор и анализ информации,
работа
с
методической
и
периодической литературой
Сентябрь 2025 г
Список использованной
литературы
Создание предметно-
развивающей
среды
по
сенсорике окружающей ребенка.
В течение года.
Наличие игр
по
сенсорному развитию с
патриотической
направленностью.
Проведение консультации для
родителей «Развитие сенсорных
способностей у детей
дошкольного возраста через
дидактические игры с
патриотической
направленностью»
Январь 2026г.
Конспект консультации
Подготовка анкет к
анкетированию родителей
Март 2026г.
Анкета
Подготовка
и проведение
родительского собрания
Апрель 2026 г.
Конспект родительского
собрания, фотоотчет о
мероприятии
Работа с детьми
Формы работы
Сроки
Форма отчета
Специальные занятия
по сенсорному
воспитанию
В течение года
Конспекты занятий
Занятия,
в
которых
используют
дидактические
игры
и
упражнения
со
специально
разработанными
пособиями
(вкладыши и решётки, цветные палочки)
В течение года
Конспекты занятий
Сенсорное
развитие, осуществляемое в
процессе обучения рисованию,
(использование нетрадиционных техник
рисования)
В течение года
Работы
детей,
фотоотчет
Дидактические
игры
на развитие
тактильных ощущений:
- «Чудесный мешочек»;
- Альбом на липучках «Наша родина-
Россия»;
- «Определи на ощупь»;
- «Узнай фигуру»;
- «Найди пару» и т. д.
Сентябрь – ноябрь
2025г.
Картотека
Дидактические игры и упражнения для
закрепления понятия формы:
- «Найди предмет указанной формы»;
Декабрь 2025г
Картотека
- «Найди предмет такой же формы»;
- «Какая фигура лишняя?»;
- «Матрёшка»;
- «Волшебный куб» и т. д.
Дидактические
игры
и упражнения на
закрепление понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»;
- «Самая
длинная,
самая короткая»
- «Разноцветные кружки»;
- «В какую коробку?»;
- «Дальше – ближе»;
- «Собери узор»;
- «Восстанови порядок» и т. д.
Январь - Февраль
2026 г.
Картотека
Дидактические
игры
и упражнения на
закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»;
- «Какого цвета предмет?»;
- «Собери гирлянду»;
- «Какие цвета использованы?»;
- «Уточним цвет»;
- «Цветок дружбы» и т. д.
Март 2026г.
Картотека
Анкетирование родителей
Апрель 2026г.
Анкета
Отчет по самообразованию
Май 2026 г.
Отчет
Работа с родителями
Формы работы
Сроки
Форма отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр
и демонстрационного материала.
В течение года
Дидактические
игры
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с
родителями.
В течение года
Конспекты
Подготовить консультацию для родителей «Развитие
сенсорных
способностей
у
детей
дошкольного
возраста через дидактические игры с патриотической
направленностью»
Март 2026г.
Консультация
Анкетирование родителей
Март 2026 г.
Анкета
Проведение родительского собрания
Апрель 2026г.
Протокол
собрания
Список использованной литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной
культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-
Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой
младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч,
2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников под ред. А. М.
Виноградовой, 2011 г.
8. Нравственное воспитание в детском саду под ред. В. Г. Нечаевой, 2014 г
9. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова., О. С.
Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.
10. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты
занятий. М. : Просвещение 2010
11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. //
Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М,
2008г.