Напоминание

Сенсорное развитие у детей через дидактические игры

Автор: Родикова Юлия Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с № 122"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: План по самообразованию.
Тема: Сенсорное развитие у детей через дидактические игры







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №122» города Магнитогорска

План по самообразованию в младшей группе «Сенсорное развитие у

детей через дидактические игры» с патриотической направленностью

Составила воспитатель

Младшей группы

Родикова Юлия Максимовна

Магнитогорск, 2025

Тема:

«Сенсорное развитие у детей через дидактические игры» с

патриотической направленностью

Актуальность. Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») - категория,

описывающая

непосредственное

восприятие

ощущений,

внешних

воздействий.

Виды сенсорики:

Зрительная. Восприятие и интерпретация визуальных стимулов, таких

как формы, цвета, движения и глубина.

Слуховая. Восприятие звуков и звуковых стимулов, позволяет слышать

речь, музыку, звуки природы и другие звуки окружающей среды.

Осязательная (тактильная). Восприятие тактильных стимулов, таких

как

текстуры,

давление

и

температура,

позволяет

чувствовать

и

воспринимать окружающие предметы и поверхности.

Обонятельная.

Восприятие

запахов

и

ароматов,

играет

роль

в

распознавании и ассоциации с ароматами различных веществ и предметов.

Вкусовая. Восприятие вкусов (сладкий, солёный, кислый и горький),

помогает оценивать пищу и напитки.

Проприоцепция. Чувство расположения и движения частей своего тела

без визуального восприятия, позволяет осознавать положение и движение

конечностей, мышц, суставов и других частей тела.

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается

уникальным, стратегически важным для всего последующего развития

человека. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный

опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На

основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах

предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из

множества других, находить сходства и различия между ними.

Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка,

потому что:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность, воображение

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.

видов памяти.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в

том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё

большее общественное значение и становится задачей государственной

важности. Проблема патриотического воспитания в ДОУ актуальна, так как

современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях

народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают

чужому горю.

Цель:

- Повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного и

патриотического развития детей раннего возраста.

- Формирование представлений о сенсорных эталонах.

- Обучение способам обследования предметов.

- Развитие аналитического

восприятия (выделение элементов:

цвет,

форма, величина).

- Сформировать у детей любовь к родной природе, дому и семье, к

истории и культуре страны.

Задачи:

- изучить педагогическую литературу по данной теме и расширить

знания о сенсорном и патриотическом воспитании детей раннего возраста;

- подобрать материал по развитию сенсорных способностей у детей

дошкольного возраста средствами дидактических игр с патриотической

направленностью;

- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта

детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим

материалом;

- формировать умения ориентироваться в различных свойствах

предметов (цвете, величине, форме, количестве).

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе

овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не

отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться

к получению положительного результата и т. д.).

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в

соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии

родителей);

- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы,

консультации,

родительские

собрания,

мастер-классы,

совместную

деятельность.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у

детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр с

патриотической

направленностью

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы,

цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления об окружающем мире, об отношении

человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр

и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития

сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились

создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Этапы работы:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. Сбор и

анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на

развитие сенсорных навыков с патриотической направленностью.

4

этап

– создание в группе центра по сенсорному развитию с

патриотической направленностью и оформление картотеки.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации,

работа

с

методической

и

периодической литературой

Сентябрь 2025 г

Список использованной

литературы

Создание предметно-

развивающей

среды

по

сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие игр

по

сенсорному развитию с

патриотической

направленностью.

Проведение консультации для

родителей «Развитие сенсорных

способностей у детей

дошкольного возраста через

дидактические игры с

патриотической

направленностью»

Январь 2026г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к

анкетированию родителей

Март 2026г.

Анкета

Подготовка

и проведение

родительского собрания

Апрель 2026 г.

Конспект родительского

собрания, фотоотчет о

мероприятии

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Специальные занятия

по сенсорному

воспитанию

В течение года

Конспекты занятий

Занятия,

в

которых

используют

дидактические

игры

и

упражнения

со

специально

разработанными

пособиями

(вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Конспекты занятий

Сенсорное

развитие, осуществляемое в

процессе обучения рисованию,

(использование нетрадиционных техник

рисования)

В течение года

Работы

детей,

фотоотчет

Дидактические

игры

на развитие

тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»;

- Альбом на липучках «Наша родина-

Россия»;

- «Определи на ощупь»;

- «Узнай фигуру»;

- «Найди пару» и т. д.

Сентябрь – ноябрь

2025г.

Картотека

Дидактические игры и упражнения для

закрепления понятия формы:

- «Найди предмет указанной формы»;

Декабрь 2025г

Картотека

- «Найди предмет такой же формы»;

- «Какая фигура лишняя?»;

- «Матрёшка»;

- «Волшебный куб» и т. д.

Дидактические

игры

и упражнения на

закрепление понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»;

- «Самая

длинная,

самая короткая»

- «Разноцветные кружки»;

- «В какую коробку?»;

- «Дальше – ближе»;

- «Собери узор»;

- «Восстанови порядок» и т. д.

Январь - Февраль

2026 г.

Картотека

Дидактические

игры

и упражнения на

закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»;

- «Какого цвета предмет?»;

- «Собери гирлянду»;

- «Какие цвета использованы?»;

- «Уточним цвет»;

- «Цветок дружбы» и т. д.

Март 2026г.

Картотека

Анкетирование родителей

Апрель 2026г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2026 г.

Отчет

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр

и демонстрационного материала.

В течение года

Дидактические

игры

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с

родителями.

В течение года

Конспекты

Подготовить консультацию для родителей «Развитие

сенсорных

способностей

у

детей

дошкольного

возраста через дидактические игры с патриотической

направленностью»

Март 2026г.

Консультация

Анкетирование родителей

Март 2026 г.

Анкета

Проведение родительского собрания

Апрель 2026г.

Протокол

собрания

Список использованной литературы:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая

группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной

культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-

Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой

младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч,

2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников под ред. А. М.

Виноградовой, 2011 г.

8. Нравственное воспитание в детском саду под ред. В. Г. Нечаевой, 2014 г

9. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова., О. С.

Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.

10. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты

занятий. М. : Просвещение 2010

11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. //

Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М,

2008г.