Автор: Киселёва Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ 2
Населённый пункт: Тобольск, Тюменская обл
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Наблюдение на осенней прогулке
Консультация для родителей ДОУ. Зимние прогулки -
наблюдения с детьми дошкольниками 5-7 лет.
Автор: Киселёва Светлана Николаевна, воспитатель МАОУ СОШ 2 г.Тобольск
Описание: Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в
работе с родителями
Цель: составление рекомендаций для родителей по ознакомлению с деревьями зимой и запасах
диких животных и птиц на зиму на прогулках с дошкольниками
Задачи:
рассказать родителям о необходимости расширения познаний дошкольников о деревьях зимой,
запасах диких животных зимой на прогулках с дошкольниками
пропагандировать познавательные прогулки родителей с дошкольниками в зимний период
Зимой происходит много изменений в живой и неживой природе: выпадает снег, улетели
перелетные птицы, спрятались насекомые, легли в спячку некоторые дикие животные, сменили
шубы на теплые дикие животные, окраска шуб диких животных изменилась, погрузились в
«зимний» сон кустарники и деревья.
Ребенок всегда может пронаблюдать изменения, которые происходят с деревьями в разное
время года. Тем самым, он получит познание о смене времен года в зависимости от того, как
выглядят деревья в то или иное время года и что с ними происходит.
Если у вас есть возможность выбрать одно или несколько деревьев, которые растут около Вашего
дома или квартиры и наблюдать за изменениями на его примере - это будет замечательно.
Самое лучшее дерево для наблюдений считается береза. Именно ее дошкольники с легкостью
различают среди других деревьев. Припомните вместе с ребенком, какая была береза летом,
какого цвета были на ней листья, что она была вся в зеленом наряде, осенью листочки
превратились в золотые и стали похожи на монетки, потом они стали облетать. Зимою березка
осталась совсем без листьев, только голые веточки качаются на сильном ветру.
Подумайте вместе с вашим ребенком и порассуждайте, почему все это происходит. Поясните
ребенку, что из земли, которая промерзла, корни березки не могут втягивать воду, зимой солнце
светит мало, греет слабо, поэтому березка сбросила лишние листочки, чтобы не замерзнуть и как
будто бы заснула до весны. Если березка осталась бы с листьями, когда выпал снег, ее ветки могли
сломаться под тяжестью этого снега. С тонких веточек березы снег быстро падает на землю, не
причиняя дереву никакого вреда.
Вместе с Вашим ребенком рассмотрите почки на ветках у разных деревьев: ива, акация, дуб, клен
и другие. Расскажите о том, что сейчас почти совсем крошечные, сверху у них толстая кожица для
защиты от мороза, снега, ветра, холода. Разломите аккуратно одну почту, покажите, что у нее
внутри Вашему ребенку. Расскажите, что если внутри виден маленький зеленый зародыш, значит
это дерево или кустарник живы, только уснули. Когда наступит весна, пригреет яркое солнышко,
из этих спящих почек появятся на березке новые листочки.
Еще Вы можете собрать ветки, которые упали с разных деревьев, чтобы дома устроить весну
среди зимы. Придется запастись терпением, потому что почки «спящие», будут долго распускать
свои листочки.
Можно сделать эксперимент. Положить веточки в теплую воду (30-35 градусов) и подождать 6-12
часов. Потом эти веточки можно поставить в вазочку или бутылку с водой и ждать. Пройдет
совсем немного времени, Вы увидите, как на ветках будут распускаться почки, подарив Вам весну
среди метелей и морозов.
Конечно, кроме лиственных деревьев, есть в городских парках и хвойные. Обратите внимание с
Вашим ребенком на ветки у сосны или ели. Что с ними произошло с приходом зимы? Они также с
зелеными иголками и зимой, и летом. Расскажите Вашему ребенку, что хвоинки – это тоже
листочки у хвойных деревьев. Иголки меньше, чем листья. Воды и солнечного света им тоже
нужно меньше. Поэтому хвоинки остаются на сосне или ели всю зиму. Хвойные деревья тоже
зимою засыпают, но позже, чем лиственные. Просыпаются весною хвойные деревья раньше
лиственных.
Попробуйте вместе с ребёнком научиться распознавать деревья зимой. Летом и осенью нам
помогает форма листьев, а вот зимой задача усложняется. Предложите малышу стать
исследователями, которые определяют виды деревьев и кустов по особенностям ветвей и коры.
Пусть ребёнок внимательно изучит ствол дерева, возможно, заметит остатки сухих семян или
листьев. Например, берёзу легко узнать по характерному рисунку её белой коры, иву – по гибким,
свисающим ветвям, тополь – по своеобразной форме ствола, рябину и шиповник – по
сохранившимся плодам. По количеству оставшихся ягод рябины можно предсказать погоду:
большое количество плодов предвещает суровую зиму, ведь ими питаются многие птицы.
Чтобы закрепить знания и весело провести время, предложите ребёнку игру «Раз-два-три, к
дереву беги!»: называя разные породы деревьев («бегом к дубу», «беги к рябине»), помогите
ребёнку быстрее усвоить особенности каждого вида растений. Затем пусть малыш сам даёт
задания взрослому.
Кроме того, расскажите ребёнку о том, как готовятся к зимовке дикие животные и птицы.
Подведите разговор к белке, которая заранее заботится о пище, собирая орехи и грибы и пряча их
в укромных местах. Ещё одним запасливым обитателем леса является поползень, который прячет
еду в расщелинах стволов. А сова-кукша и вовсе устраивает настоящие складские помещения,
складывая сотни желудей и других продуктов питания прямо на земле возле корней деревьев.
Завершить занятие можно домашней игрой, имитирующей поведение лесных жителей,
готовящихся к холодной зиме.
Пусть ваши зимние прогулки станут увлекательными и познавательными приключениями!