Напоминание

"Роль стихотворного материала в обучении школьников различным видам речевой деятельности"

Автор: Догузова Майя Тенизовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Гуфтинская СОШ
Населённый пункт: г. Цхинвал Республика Южная Осетия
Наименование материала: статья
Тема: "Роль стихотворного материала в обучении школьников различным видам речевой деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

13

8

РОЛЬ СТИХОТВОРНОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Догузова Майя Тенгизовна

Описание:

Использование поэзии способствует развитию

основных

коммуникативных

умений

чтения,

аудирования, говорения, причем последнее чаще

всего выступает в форме обсуждения содержания

поэтического произведения, которое может вызвать

настоящую

дискуссию

в

группе,

поскольку

проблемы,

затрагиваемые

в

поэтических

произведениях универсальны, носят жизненный

характер, не всегда предполагают однозначное

решение.

Таким

образом,

поэзия

способствует

обучению основным видам речевой деятельности и

позволяет использовать нешаблонные, творческие

типы

упражнений.

При

этом

происходит

достижение цели обучения.

Однако, ясно, что эффективность использования

образов поэзии в значительной степени зависит от

правильно

организованной

последовательности

работы

с

ними

и

выбора

упражнений,

стимулирующих

мыслительную

деятельность

обучающихся и способствующих развитию у них

мотивации.

Приемы

работы

над

поэтическим

текстом могут быть разными и зависеть как от этапа

обучения, так и от той цели, которую ставит перед

собой учитель. При этом одновременно могут быть

реализованы многие задачи, такие, как обучение

13

9

грамматике, фонетике, лексике и переводу. Чтение

стихов их декламация и перевод делают занятия

иностранным

языком

более

содержательными,

мотивационно направленными и повышают интерес

к изучению предмета.

Интенсивному

запоминанию

поэтического

текста

способствует

использование

визуальной

опоры в виде иллюстраций, картинок, рисунков.

Часто,

особенно

на

младшем

этапе,

урок

начинается с фонетической зарин ки. Вместо

отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот

или

иной

звук,

учитель

предлагает

классу

специально отобранные стихи и рифмовки. Затем и

течение

2—3

уроков

необходимо

повторять

стихотворение или рифмовку, кор ректировать

произношение звуков.

Для решения вопросов, связанных с обучением

произношению,

больниц

значение

имеет

сравнительный

анализ

фонологической

базы

изучаемого

и

родного

языков.

При

обучений

произношению основная задача состоит в том........

бы развить речевой слух учащихся. Эта задача

может быть решена только при рациональном

сочетании имитаций с объяснениями. Процесс

имитации распадается в свою очередь на два этапа:

1.

Слушание

образца

речи

учителя

или

магнитофонной записи).

2.

Воспроизведение образца.

Особенно важную роль играет этот вид работы

при

изучении

грамматики

.Неограниченные

13

8

возможности при работе с рифмованными стихами

для отработки грамматических правил позволяют:

1.

Не

только

заинтересовать

учащихся

творческой деятельности ,

но и

привлечь к

активному участию в выполнении упражнений –

формируется внутренняя мотивация школьников,

которая в дальнейшем может обернутся глубоким

интересом к изучению языка в целом.

2.

Креативный подход к грамматике позволяет

избавить от скучного, бесполезного зазубривания

правил-инструкций и, наоборот, развивает память,

мышление, творческие способности учащихся.

Обучение

фонетической

и

грамматической

стороне речи тесно связано с обучением лексике. В

отличие

от

грамматики,

которая

отражает

отношения между классами слов и всегда обобщает,

лексика индивидуализирует высказывание, придает

ему конкретный смысл. На интересующем нас

лексическом

уровне

функционируют

такие

единицы, как: слова, фразеологические и другие

устойчивые словосочетания, клише, этикетные и

речевые формулы. Многие методисты рекомендуют

разбивать стихотворный материал на «темы» для

постепенного усвоения учащимися лексического

материала. В конечном счете использование поэзии

при обучении лексики позволяет сформировать

навыки:

1)

правильно выбирать слова, словосочетания в

соответствии с коммуникативным намерением;

2)

правильно сочетать слова в синтагмах и

13

9

предложениях;

3)

владеть лексико-смысловыми и лексико-

тематическими ассоциациями;

4)

узнавать

и

понимать

изученные

слова,

словосочетания в речевом потоке, графическом

тексте;

5)

раскрывать

значения

слов

с

помощью

контекста;

Давая

ученикам

коммуникативные

задания,

можно не только подвести их к восприятию темы,

но и цели урока. Можно использовать рифмовки

как lead

-in, так как от тематической рифмовки

легко построить «мостик» к теме урока с помощью

наводящих вопросов.

Итак, исходя из выше изложенного, можно

сделать вывод'.

1.

Использование учителем поэзии на уроках

может помочь созданию и поддержанию особого

климата и, следовательно, повышению у учащихся

мотивации.

2.

Метод работы с поэтическими произведениями

на уроках английского языка уникален тем, что

позволяет в условиях неязыковой среды сохранить

и

усовершенствовать

навыки

произношения

простым, нескучным и в тоже время эффективным

способом. А также позволяет избежать многих

ошибок при изучении, отработке и закреплении

новых звуков, конструкций, грамматических правил

и лексических единиц.

13

8