Автор: Догузова Майя Тенизовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Гуфтинская СОШ
Населённый пункт: г. Цхинвал Республика Южная Осетия
Наименование материала: статья
Тема: "Роль стихотворного материала в обучении школьников различным видам речевой деятельности"
13
8
РОЛЬ СТИХОТВОРНОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Догузова Майя Тенгизовна
Описание:
Использование поэзии способствует развитию
основных
коммуникативных
умений
чтения,
аудирования, говорения, причем последнее чаще
всего выступает в форме обсуждения содержания
поэтического произведения, которое может вызвать
настоящую
дискуссию
в
группе,
поскольку
проблемы,
затрагиваемые
в
поэтических
произведениях универсальны, носят жизненный
характер, не всегда предполагают однозначное
решение.
Таким
образом,
поэзия
способствует
обучению основным видам речевой деятельности и
позволяет использовать нешаблонные, творческие
типы
упражнений.
При
этом
происходит
достижение цели обучения.
Однако, ясно, что эффективность использования
образов поэзии в значительной степени зависит от
правильно
организованной
последовательности
работы
с
ними
и
выбора
упражнений,
стимулирующих
мыслительную
деятельность
обучающихся и способствующих развитию у них
мотивации.
Приемы
работы
над
поэтическим
текстом могут быть разными и зависеть как от этапа
обучения, так и от той цели, которую ставит перед
собой учитель. При этом одновременно могут быть
реализованы многие задачи, такие, как обучение
13
9
грамматике, фонетике, лексике и переводу. Чтение
стихов их декламация и перевод делают занятия
иностранным
языком
более
содержательными,
мотивационно направленными и повышают интерес
к изучению предмета.
Интенсивному
запоминанию
поэтического
текста
способствует
использование
визуальной
опоры в виде иллюстраций, картинок, рисунков.
Часто,
особенно
на
младшем
этапе,
урок
начинается с фонетической зарин ки. Вместо
отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот
или
иной
звук,
учитель
предлагает
классу
специально отобранные стихи и рифмовки. Затем и
течение
2—3
уроков
необходимо
повторять
стихотворение или рифмовку, кор ректировать
произношение звуков.
Для решения вопросов, связанных с обучением
произношению,
больниц
значение
имеет
сравнительный
анализ
фонологической
базы
изучаемого
и
родного
языков.
При
обучений
произношению основная задача состоит в том........
бы развить речевой слух учащихся. Эта задача
может быть решена только при рациональном
сочетании имитаций с объяснениями. Процесс
имитации распадается в свою очередь на два этапа:
1.
Слушание
образца
(в
речи
учителя
или
магнитофонной записи).
2.
Воспроизведение образца.
Особенно важную роль играет этот вид работы
при
изучении
грамматики
.Неограниченные
13
8
возможности при работе с рифмованными стихами
для отработки грамматических правил позволяют:
1.
Не
только
заинтересовать
учащихся
творческой деятельности ,
но и
привлечь к
активному участию в выполнении упражнений –
формируется внутренняя мотивация школьников,
которая в дальнейшем может обернутся глубоким
интересом к изучению языка в целом.
2.
Креативный подход к грамматике позволяет
избавить от скучного, бесполезного зазубривания
правил-инструкций и, наоборот, развивает память,
мышление, творческие способности учащихся.
Обучение
фонетической
и
грамматической
стороне речи тесно связано с обучением лексике. В
отличие
от
грамматики,
которая
отражает
отношения между классами слов и всегда обобщает,
лексика индивидуализирует высказывание, придает
ему конкретный смысл. На интересующем нас
лексическом
уровне
функционируют
такие
единицы, как: слова, фразеологические и другие
устойчивые словосочетания, клише, этикетные и
речевые формулы. Многие методисты рекомендуют
разбивать стихотворный материал на «темы» для
постепенного усвоения учащимися лексического
материала. В конечном счете использование поэзии
при обучении лексики позволяет сформировать
навыки:
1)
правильно выбирать слова, словосочетания в
соответствии с коммуникативным намерением;
2)
правильно сочетать слова в синтагмах и
13
9
предложениях;
3)
владеть лексико-смысловыми и лексико-
тематическими ассоциациями;
4)
узнавать
и
понимать
изученные
слова,
словосочетания в речевом потоке, графическом
тексте;
5)
раскрывать
значения
слов
с
помощью
контекста;
Давая
ученикам
коммуникативные
задания,
можно не только подвести их к восприятию темы,
но и цели урока. Можно использовать рифмовки
как lead
-in, так как от тематической рифмовки
легко построить «мостик» к теме урока с помощью
наводящих вопросов.
Итак, исходя из выше изложенного, можно
сделать вывод'.
1.
Использование учителем поэзии на уроках
может помочь созданию и поддержанию особого
климата и, следовательно, повышению у учащихся
мотивации.
2.
Метод работы с поэтическими произведениями
на уроках английского языка уникален тем, что
позволяет в условиях неязыковой среды сохранить
и
усовершенствовать
навыки
произношения
простым, нескучным и в тоже время эффективным
способом. А также позволяет избежать многих
ошибок при изучении, отработке и закреплении
новых звуков, конструкций, грамматических правил
и лексических единиц.
13
8