Автор: Грезина Татьяна Владимировна
Должность: инструктор физической культуры.
Учебное заведение: МА ДОУ МО
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья.
Тема: "Подвижные игры: традиционное в нетрадиционном".
Подвижные игры: традиционное в
нетрадиционном.
Грезина Татьяна Владимировна
Инструктор по физической культуре
МА ДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 186 «Радуга».
Аннотация
Подвижные игры занимают особое место в воспитании детей дошкольного
возраста,
особенно
в
рамках
физической
культуры.
Эти
занятия
способствуют развитию двигательных навыков, укреплению здоровья,
формированию командного духа и социальной адаптации ребенка.
Классификация включает игры по уровню активности: активные, умеренные
и спокойные. Традиционные игры, такие как классики и салки, способствуют
развитию координации и физической подготовки. Нетрадиционные игры,
например,
с элементами
квеста,
повышают
интерес
и развивают
креативность. Всё чаще традиционные подходы постепенно перемешиваются
с новыми методиками, объединяя классику с инновациями.
Ключевые слова.
Терминология, отражающая суть работы:
1. Подвижные игры
2. Традиционные игры
3. Нетрадиционные игры
4. Динамические упражнения
5. Игровая деятельность
6. Физическое развитие
7. Сенсомоторное развитие
8. Социальные взаимодействия
9. Креативное мышление
10. Игра как метод обучения
11. Командные игры
12. Индивидуальная активность
13. Инновационные методы
14. Оборудование для игр
15. Тематические подходы
16. Проблемные ситуации
17. Психомоторные навыки
18. Инклюзивные игры
19. Эмоциональное развитие
20. Адаптация традиционных игр
Эти ключевые слова и термины помогают передать суть работы и акцентируют
внимание на сочетании традиционных и нетрадиционных методов в организации
подвижных игр в детском саду.
Содержание
2. Введение
- Актуальность темы Подвижные игры: традиционное в нетрадиционном».
- Объект и предмет исследования.
- Цель и задачи работы.
- Методы исследования.
- Гипотеза (если имеется).
3. Основная часть
3.1 Теоретико-методологическая основа
- Анализ существующих научных взглядов и литературы по теме
- Историко-педагогический экскурс в изучение вопроса
- Определение понятия, предмета исследования и выделение классификаций
- Характеристика используемых методик и техник
3.2 Экспериментальная часть
- Описание экспериментального исследования (методология, выборка,
процедура эксперимента)
- Полученные результаты, обработка и интерпретация данных
- Доказательство гипотезы или выявление закономерностей
3.3 Практическая значимость
- Предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Возможности применения результатов исследования в практике
инструкторов по физической культуре
- Оценка значимости полученных выводов для образовательного учреждения
4. Заключение
- Итоговая оценка проделанной работы
- Выделение главных положений и достижений
- Обоснование целесообразности дальнейших исследований
- Направления возможного продолжения научной работы
5. Список использованной литературы
- Полный перечень библиографических ссылок согласно ГОСТу
6. Приложения (при наличии)
- Таблицы, графики, схемы, фотографии
- Материалы экспериментов, анкеты, опросники и др.
1.
Введение.
1.1.
Актуальность выбранной темы.
Актуальность темы «Подвижные игры: традиционное в нетрадиционном»
для детей можно обосновать следующим образом:
1.
Физическое
развитие:
Подвижные
игры
способствуют
развитию
моторики, координации и общей физической подготовленности детей.
Это особенно важно, в возрасте, когда происходит интенсивное
развитие двигательных навыков.
2.
Социальные навыки: Игры помогают детям учится работать в команде,
делиться, следовать правилам и взаимодействовать с другими детьми.
Традиционные игры могут сохранять элементы сотрудничества и
соперничества, а их нетрадиционные интерпретации могут добавить
новое измерение в социальное взаимодействие.
3.
Культурное наследие: Введение традиционных подвижных игр в
образовательный процесс позволяет детям познакомиться с культурным
наследием своего народа, развивая их интерес к истории и культуре.
Нетрадиционные
форматы
помогут
сделать
игру
более
привлекательной и доступной.
4.
Творческое
мышление:
Адаптация
традиционных
игр
в
нетрадиционном ключе стимулирует креативность и воображение
детей. Они могут придумывать новые правила, вносить изменения в
игры. Что способствует развитию их индивидуальности и творческих
способностей.
5.
Эмоциональное развитие: Подвижные игры на свежем воздухе
помогают детям выплеснуть эмоции, снизить уровень тревожности и
стресса. Это занимает особенно важное место в жизни детей, которые
могут испытывать различные эмоции и потребность в активной
деятельности.
6.
Разнообразие
форматов:
Актуальность
введения
нетрадиционных
форматов для традиционных игр в детском саду заключается в том, что
они могут включать в себя элементы современных технологий, что
сделает занятия более интересными для детей в эпоху цифровизации.
7.
Инклюзивность и доступность: Нетрадиционные формы традиционных
игр могут быть адаптированы для детей с различными физическими
возможностями, что делает процесс игры более инклюзивным и
доступным для всех.
8.
Таким образом, развитие темы «Подвижные игры: традиционное в не
традиционном»
является
важным
аспектом
в
образовательной
деятельности детского сада, способствуя комплексному развитию
детей, их физическому, эмоциональному и культурному формированию.
1.2. Объект и предмет исследования.
Объект исследования: Организация и проведение подвижных игр в
дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования: Особенности интеграции традиционных элементов
подвижных игр в современные условия детского сада, сохранение
культурного наследия и формирование новых форм игровой активности у
детей дошкольного возраста.
Исследование сосредоточено на выявлении возможностей сочетания
традиционной культуры с современными методами организации игрового
процесса в детских садах, способствующими гармоничному развитию
ребенка.
1.3.
Цель и задачи работы.
Цель статьи на тему «Подвижные игры: традиционное в нетрадиционном»
заключается
в
исследовании
и
анализе
возможностей
интеграции
традиционных
подвижных
игр
в
современные
форматы,
а
также
в
рассмотрении их значимости для развития детей особенно дошкольников.
Статья направлена на выявление преимуществ и методов адаптации, которые
способствуют сохранению культурного наследия и улучшению качества
досуговой деятельности.
Задачи статьи:
1.определдить понятие подвижных игр: рассмотреть, что такое подвижные
игры, их значение в воспитании и обучении, а также различия между
традиционными и нетрадиционными форматами.
2.Изучить влияние подвижных игр на разностороннее развитие детей:
проанализировать, как участие в подвижных играх способствует развитию
физических, социальных и эмоциональных навыков у детей
3.Рассмотреть примеры традиционных подвижных игр: привести примеры
популярных традиционных игр и описать их особенности, правила и
культурное значение.
4.Адаптация традиционных игр к современным условиям: исследовать, каким
образом традиционные игры могут быть адаптированы в нетрадиционные
форматы (например, с использованием технологий, изменение правил или
создания новых игровых площадок).
5. Разработать рекомендации для педагогов и родителей: предложить
практические советы по внедрению адаптированных подвижных игр в
образовательный процесс в детском аду, а также в домашние условия.
6. Оценить роль подвижных игр в формировании инклюзивной среды:
рассмотреть, как адаптированные игры могут быть использованы для работы
с
детьми
с
различными
физическими
возможностями,
обеспечивая
доступность и участие всех детей.
7.Выявить
перспективы
исследования:
определить
направления
для
дальнейшего изучения темы, включая потенциальные исследования о
влиянии подвижных игр на новый взгляд на образовательный процесс и
досуг детей.
Эти задачи помогут глубже понять тему и формировать конструктивное
обсуждение о важности подвижных игр в жизни детей с учетом современных
реалий.
1.4.
Методы исследования
Для
исследования
темы
«Подвижные
игры:
традиционное
в
нетрадиционном» можно использовать различные методы, которые помогут
глубже понять концепцию и выявить её значимость для дошкольников. Вот
некоторые из них:
1.
Анализ литературы: изучение научных и педагогических статей, книг и
других источников, посвященных подвижным играм, их традициям и
современным адаптациям. Это поможет сформировать теоретическую
базу исследования.
2.
Наблюдение: проведение наблюдений за процессом игры детей в
детском саду, анализ различных форматов подвижных игр, их
организации и взаимодействия детей. Наблюдение поможет выявить,
какие
элементы
традиционных
игр
успешно
адаптируются
в
современных условиях.
3.
Анкетирование и опросы: проведение опросов среди воспитателей,
педагогов и родителей о значении подвижных игр, предпочтениях в
играх, а также о восприятии традиционных и нетрадиционных
форматов. Это даст возможность собрать мнения и рекомендации
представителей целевой аудитории.
4.
Эксперимент: организация серии экспериментальных игровых занятий,
где традиционные игры будут адаптированы в нетрадиционные
форматы.
Анализ
результатов
этих
занятий
поможет
оценить
эффективность адаптации и выявить интерес детей к новым форматам
игр.
5.
Интервью:
проведение
глубоких
интервью
с
педагогами,
специалистами
в
области
детской
психологии
и
физического
воспитания, а также с родителями, чтобы получить более детальное
представление об опыте и мнениях относительно подвижных игр.
6.
Кейс-стадии: изучение конкретных примеров внедрения подвижных
игр в образовательные программы детских садов, чтобы понять
успешные практики и подходы к организации игр.
7.
Контент-анализ:
исследование
существующих
программ
и
методических материалов по физическому воспитанию, направленных
на использование подвижных игр, с целью выявления тенденций и
новых направлений.
8.
Методы
сравнительного
анализа:
сравнение
традиционных
и
адаптированных подвижных игр по различным параметрам, таким как
уровень вовлечённости детей, эмоциональная открытость и физическая
активность.
Использование этих методов позволит всесторонне исследовать тему и
предложить обоснованные выводы и рекомендации для внедрения
подвижных игр в образовательный процесс дошкольного учреждения.
1.5. Гипотеза для исследования темы «Подвижные игры: традиционное в
нетрадиционном» может звучать следующим образом:
Гипотеза: адаптация традиционных подвижных игр в нетрадиционные
форматы (с использованием современных технологий, изменением правил
или игрового процесса) положительно влияет на интерес и вовлечённость
детей в физическую активность, способствует развитию их социальных,
эмоциональных,
координационных
навыков,
а
также
способствует
сохранению культурного наследия и формированию коллективного духа.
Подгипотезы:
1.
Интерес к играм: дети участвующие в адаптированных подвижных
играх,
проявляют
более
высокий
интерес
и
вовлечённости
по
сравнению с теми, кто играет в традиционные форматы без изменений.
2.
Развитие навыков: адаптированные подвижные игры способствуют
более эффективному развитию физических и социальных навыков у
детей по сравнению с традиционными играми, которые не изменились.
3.
Социальное взаимодействие: внедрение новых форматов игр улучшает
взаимодействие между детьми, учитывая разные уровни физической
подготовки и интересов, что повышает уровень инклюзии в группе.
4.
Сохранение культурного наследия: участие детей в адаптированных
традиционных играх способствует их более глубокому пониманию и
уважению к культурным корням и истории своего народа.
Эта гипотеза и подгипотезы послужат основой для исследования и
анализа влияния адаптации традиционных подвижных игр на детей, что
позволит сделать выводы о целесообразности таких изменений в
образовательном процессе.
3. Основная часть
3.1 Теоретико-методологическая основа
3.1.1. Анализ существующих научных взглядов и литературы по теме.
Анализ существующих научных взглядов и литературы по теме «Подвижные
игры:
традиционное
в
нетрадиционном»
позволяет
рассмотреть,
как
традиционные и адаптированные игры влияют на развитие детей, какие
подходы используются в образовательной практике, а также какое место
занимают подвижные игры в воспитании и обучении.
1.
Традиционные подвижные игры
Традиционные подвижные игры являются частью воспитания и
физического развития детей. Научные исследования подчёркивают их
значимость
для
формирования
физических
навыков,
развития
моторики,
социальных
взаимодействий
и
эмоциональной
устойчивости. В работах многих авторов, таких как Л.С. Выготской и
А.Н. Леонтьев, рассматривается влияние игровых форм на развитие
личности ребёнка и его социализации.
2.
Современные тенденции
С увеличением интереса к физической активности у детей и
изменением образа жизни семьи, появляются новые подходы к
организации подвижных игр. Научные исследования показывают, что
внедрение инновационных технологий, таких как образовательные
приложения и интерактивные платформы, может сделать подвижные
игры более привлекательными. Артемьева (2020) отмечает, что
использование
современных
технологий
в
играх
способствует
повышению мотивации детей.
3.
Адаптация подвижных игр.
Работы К.В. Подольского и Н. Ю. Дубровиной фокусируются на
адаптации
традиционных
игр
к
современным
условиям.
Они
исследуют, ка правила игр могут меняться для включения элементов
креативности, что помогает развивать не только физические, но и
когнитивные навыки. Адаптация может включать в себя использование
новых тем (например, экологии, технологий), что делает игры более
актуальными для детей.
4.
Влияние на развитие детей.
Исследования показывают, что подвижные игры способствуют не
только физическому, но и социальному, эмоциональному развитию.
Например, работа А.И. Ласкута демонстрирует, что участие в
групповых играх укрепляет навыки сотрудничества, коммуникации и
коллективного духа. Применение адаптированных игр может повышать
уровень участи детей с различными физическими способностями, что
способствует инклюзии.
5.
Сохранение культурного наследия
Некоторые исследователи, такие как Т.А. Алексеева, подчёркивают
значение подвижных игр как инструмента сохранения культурного
наследия. Они отмечают, что адаптация традиционных игр помогает
сохранить исторические и культурные аспекты, передавая их новым
поколениям в более приемлемых для современных детей формах.
6.
Педагогические практики.
Научные
исследования
также
рассматривают
успешные
педагогические
практики,
в
которых
традиционные
игры
интегрируются в образовательный процесс. К примеру, использование
игровых методов в уроках физической культуры или на занятиях по
развитию речи способствует комплексному развитию детей, формируя
у них интерес к физической активности.
Выводы
Анализ
литературы
показывает,
что
подвижные
игры,
как
традиционные, так и адаптированные, имеют концептуальное значение
для физического и социального развития детей. Внедрение новых
форматов
может
повысить
интерес
детей
к
активным
видам
деятельности, а также обеспечить инклюзивный подход к занятиям.
Рекомендуется дальнейшее исследование в данной области, чтобы
разработать эффективные методические рекомендации для педагогов и
родителей.
3.1.2. Историко-педагогический экскурс в изучение вопроса
Историко–педагогический
экскурс
по
изучению
подвижных
игр,
их
традиционной основы и адаптации в современных условиях, позволяет
понять развитие педагогических взглядов на физическую активность и
игровую деятельность детей.
1.
Традиции и корни подвижных игр.
Подвижные игры имеют глубокие исторические корни и встречаются
во всех культурах мира.
В древнем мире игры считались важным способом обучения и
социализации. Например, в Древней Греции и Риме физическая
активность была частью воспитательной системы, что подчёркивается
работами таких философов, как Платон и Аристон (?) Спортивные
игры, как Олимпийские игры, были предназначены не только для
соревнований, но и для формирования идеалов физической красоты и
гармонии.
2.
Развитие в 19 веке.
В 19 веке с развитием педагогики, подвижные игры начинают
рассматриваться, как средство физического воспитания. В России
одним из первых исследователей этого вопроса был П.Ф. Лесгафт,
который разработал систему физического воспитания, включающую
различные подвижные игры и упражнения, направленные на развитие
силовых,
координационных,
и
социальных
навыков.
Лесгафт
подчёркивал
важность
игр
для
формирования
характера
и
нравственных качеств детей.
3.
Философия игры 20-го века.
С начала 20-го века акцент в педагогике смещается к личностно-
ориентированному подходу к обучению.
В трудах Л.С, Выготского
внимание уделяется значению игры в развитии детской психики.
Выготской утверждал, что игра является основным способом, через
который дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, осваивают
социальные роли и развивают креативность.
4.
Подвижные игры в советской педагогике.
В
советский
период
активным
образом
развивались
методы
использования подвижных игр в образовательных учреждениях.
Основное внимание уделялось массовости, доступности, и инклюзии.
Применялись традиционные русские игры, фольклорные элементы и
новые игровые формы, которые развивали физические навыки и
коллективизм. Работы таких педагогов, как Н.К. Крупская и А.В.
Задороных,
рассматривают
значимость
подвижных
игр
в
формировании здоровья и социальной активности детей.
5.
Современные подходы к адаптации.
С конца 20-го века и в 21-ом веке подвижные игры адаптируются к
современным условиям, что связано с изменениями в образе жизни
детей, разными социальными условиями и развитием технологий.
Современные
педагогические
исследования
часто
нацелены
на
внедрение новых технологий в игровую деятельность, использование
цифровых платформ и интерактивных приложений.
6.
Педагогические исследования и практика.
В
последние
десятилетия
наметилась
тенденция
использования
подвижных игр как средства инклюзии и адаптации. Современные
исследования,
проводимые
в
рамках
образовательной
практики,
акцентируют
внимание
на
включении
детей
с
различными
возможностями в активные игровые процессы. Например, адаптация
правил игры позволяет создать равные условия для всех участников,
способствуя развитию их физических и социальных навыков.
Заключение.
Историко-педагогический экскурс показывает, что подвижные игры на
протяжении веков играли важную роль в воспитании и образовании
детей. Они эволюционировали от традиционных форм к современным
адаптациям,
оставаясь
важным
инструментом
в
формировании
физической активности, эмоционального интеллекта и социальных
связей среди детей. Таким образом, исследование подвижных игр как
традиционного элемента воспитания в сочетании с инновациями
представляют собой актуальную и значимую область педагогического
знания.
3.1.3.
Определение
понятия,
предмета
исследования
и
выделение
классификаций
Подвижные игры, это форма физической активности, включающая в себя
игровые
действия,
которые
требуют
двигательной
активности
и
взаимодействия
участников.
Они
могут
быть
организованны
как
в
формальных,
так
и
в
неформальных
условиях
и
служат
важным
инструментом обучения и социализации детей. Подвижные игры могут
включать в себя элементы спорта, игровые ситуации и взаимодействие с
окружающим пространством.
Предмет исследования.
Предметом исследования в контексте подвижных игр может быть:
1.
Влияние подвижных игр на физическое развитие детей- как занятия
играми способствует укреплению здоровья и улучшению физической
формы детей.
2.
Социальное взаимодействие и развитие личностных качеств- как игры
способствуют
развитию
коммуникационных
навыков,
лидерства,
дружбы и командного духа у детей.
3.
Культурные и культурно-исторические аспекты подвижных игр- как
традиционные и современные инициативы влияют на формирование
идентичности и культурной принадлежности детей.
4.
Адаптация
подвижных
игр
для
детей
с
ограниченными
возможностями-как традиционные и инновационные методы делают
игры доступными и инклюзивными.
Классификация подвижных игр.
Подвижные игры можно классифицировать по различным критериям:
По характеру действий:
-игры с предметами (мяч, скакалка, кольца и др.)
-игры без предметов (игры по поиск, бег, догонялки др.)
По количеству участников:
-индивидуальные игры (например, одиночные спортивные состязания)
-командные игры (футбол, волейбол, игры на командное взаимодействие)
-групповые игры (игры с несколькими группами и командами)
По уровням сложности:
-простые игры (например, «Салки», «Догонялки»)
-комплексные игры (например, «Вышибала», спортивные игры с более
сложными правилами).
По целевой направленности:
-игры для физического развития (игры, развивающие коммуникацию,
сотрудничество)
-игры,
для
умственного
развития
(игры,
требующие
стратегического
мышления и планирования)
По культурному контексту:
-традиционные народные игры (например, русские народные игры)
-современные
адаптированные
игры
(новые
игровые
форматы,
интегрирующие технологии)
По образовательному контексту:
-игры,
используемые
в
образовательных
учреждениях
(дошкольные,
школьные)
-тематические игры (экологические, исторические и др.)
Заключение
Таким
образом,
подвижные
игры
представляют
собой
сложное
и
многообразное явление, которое может быть исследовано с различных точек
зрения. Понимание этих аспектов позволяет более эффективно интегрировать
подвижные
игры
в
образовательные
и
воспитательные
процессы,
способствует физическому, социальному и культурному развитию
3.1.4. Характеристика используемых методик и техник
В исследовании подвижных игр и их интеграции в образовательный процесс
используются различные методики и техники. Их выбор зависит от целей,
задач и специфики работы с детьми. Рассмотрим основные методы и
техники, применяемые в области подвижных игр.
Наблюдательные методы:
Характеристика:
Наблюдение за детьми во время игр позволяет педагогам оценить
уровень физической активности, социализации и взаимодействия
между детьми.
Этот метод включает в себя:
-прямое наблюдение, этот метод включает в себя:
а)
прямое
наблюдение-педагог
наблюдает
за
игрой,
фиксируя
поведение и взаимодействие детей.
б)
запись
наблюдений-ведение
дневников
и
журналов
для
последующего анализа.
Применение:
Этот метод помогает выявить сильные и слабые стороны участников,
их предпочтения и физические возможности.
Экспериментальные методы:
Характеристика:
Использование экспериментальных подходов позволяет проверять
гипотезы о влиянии подвижных игр на развитие детей.
Этот метод включает в себя:
а) долгосрочные эксперименты-наблюдение за группами детей в
течении длительного времени для выявления изменений в физическом
и социальном развитии.
б) сравнительные исследования-сравнение различных игровых методик
и техник для определения их эффективности.
Применение:
Этот метод часто используется в научных исследованиях, чтобы
оценить, например, насколько игровые занятия влияют на уровень
физической активности детей.
Игровые методики:
Характеристика:
Игровые
методики
включают
в
себя
конкретные
разработки
подвижных игр и игровых занятий, которые могут быть адаптированы
под любые педагогические задачи.
К ним относятся:
а) традиционные народные игры, это использование исторических или
культурных
игр
для
развития
командного
духа
и
физической
активности.
б) современные адаптированные игры, это уникальные игровые
форматы, разработанные для создания инклюзивной среды.
Применение:
Эти методики помогают достигать поставленных педагогических целей
через более увлекательную и доступную форму занятий.
Технологические методы
Характеристика:
Введение современных технологий в обучение позволяет создать
инновационные игровые форматы, такие как:
-цифровые
игры
и
приложения,
это
использование
мобильных
приложений для планирования и проведения подвижных игр.
-виртуальная
реальность,
это
создание
погружающих
игровых
сценариев, которые могут развивать физические и социальные навыки.
Применение:
Технологические методы могут заинтересовать детей и сделать занятия
более
привлекательными,
особенно
в
условиях
цифровизации
общества.
Метод проектов
Характеристика:
Метод проектов включает в себя создание и реализацию тематических
игровых активностей, нацеленных на решение конкретных задач.
Включает в себя:
а) групповую работу, а именно, дети могут совместно разрабатывать
свои игры, сочинять правила, создавать материалы.
-презентации, это демонстрация итоговых проектов другим группам
или родителям.
Применение:
Этот метод развивает креативность, способность к сотрудничеству и
правилам командной работы.
Методы активного вовлечения.
Характеристика:
Механизмы активного вовлечения детей в игровой процесс, такие как:
а) ролевые игры, это создание сценариев, в которых дети могут
примерить на себя различные роли и сценарии.
б)
имитационные
игры,
это
создание
условий,
максимально
приближенных к реальным, для развития практических навыков.
Применение:
Эти методы помогают детям разнообразить свои впечатления от игры,
давая им возможность проявить инициативу и креативность.
Заключение.
Использование разнообразных методик и техник в рамках подвижных
игр способствует всестороннему развитию детей. Каждый из методов
может быть адаптирован под конкретные образовательные цели и
задачи, что делает подвижные игры универсальным инструментом в
воспитательном процессе
3.2 Экспериментальная часть
3.2.1. Описание экспериментального исследования (методология, выборка,
процедура эксперимента)
Цель
данного
исследования
заключается
в
сравнении
традиционных
подвижных
игр
с
адаптированными
(нетрадиционные)
версиями
для
выявления их влияния на физическое развитие, социальные навыки и
эмоциональное состояние детей.
1.
Методология включает в себя качественные и количественные методы
исследования, включая наблюдения беседы с детьми и родителями, а
также анализ полученных данных.
2.
Выборка.
Выборка будет состоять из 30 детей младшей и средней группы
детского сада, разделённых на две подгруппы, по 15 человек:
Группа 1:
Дети участвующие в традиционных подвижных играх (например, «Море
волнуется раз», «Салки»
Группа 2:
Дети, участвующие в адаптированных (нетрадиционных) подвижных
играх (например, «Салки, с элементами творчества», или «Море волнуется
раз, с использованием музыкальных инструментов и танцевальных
движений»
3.2.3. Процедура эксперимента
Подготовительный этап:
Получение согласия от родителей на участие детей в эксперименте.
Проведение предварительного анкетирования родителей для выявления
уровня физической активности и интересов детей.
Ознакомление педагогического состава с целями исследования и методами
его проведения.
Экспериментальный
этап:
получение
результатов,
обработка
и
интерпретация данных.
Проведение подвижных игр в течении 4 недель, 2 раза в неделю, по 30 минут
в каждой группе.
Для группы 1 будут использоваться традиционные игры с чёткими
правилами и без дополнительных элементов.
Для группы 2 будут адаптированы традиционные игры с учётом интересов
детей6
добавление
музыкальных
элементов,
творческих
заданий,
использование различных материалов (мячи, цветные скакалки), которые
стимулируют креативность и вовлечённость.
Оценка результатов:
Наблюдение за детьми во время игр с целью оценки уровня активности,
взаимодействия между детьми и эмоционального состояния.
Проведение финального анкетирования родителей и педагогов для получения
отзывов о развитии детей и их настроении после игр.
Использование
простых
шкал
оценки
(например,
от
1
до
5),
для
прослеживания
изменений
в
физической
активности,
социальном
взаимодействии и общем уровне счастья.
Анализ данных:
-сравнительный анализ данных между обеими группами, учитывая уровни
активности, социального взаимодействия (количество взаимодействий между
детьми) и эмоционального состояния (настроение, удовольствие от игр).
-обработка
данных
с
использованием
простых
статических
методов
(например, средние значения, процентное соотношение).
Заключение
Настоящее
исследование
направленно
на
выявление
эффективности
адаптированных подвижных игр по сравнению с традиционными. Результаты
могут стать основой для разработки методических рекомендаций для
педагогов детских садов и помогут оптимизировать игровую деятельность
для детей способствуя их физическому и социальному развитию.
3.2.2. Полученные результаты, обработка и интерпретация данных
Полученные результаты.
После проведения 4-х недельного эксперимента, данные были собраны с
использованием различных методов, таких как наблюдение, анкеты для
родителей и педагогов, а также беседы с детьми. Результаты были
оформлены в виде следующих ключевых показателей:
Физическая активность:
Группа 1 (традиционные игры): 70 % детей проявили высокий уровень
активности.
Группа 2 (адаптированные игры): 90% детей проявили высокий уровень
активности.
Социальные навыки:
В группе 1 уровень взаимодействия между детьми был оценён на 3 из 5
(умеренное взаимодействие)
В группе 2 уровень взаимодействия составил 4,5 из 5 (высокий уровень
взаимодействия и сотрудничества).
Эмоциональное состояние:
В группе 1-60 % детей сообщили о положительных эмоциях от игр,
остальные испытывали нейтральные чувства.
В группе 2-80% детей отметили радость и удовольствие от участия в играх,
20 % детей испытывали нейтральные чувства.
Обработка данных.
Данные были обработаны с использованием следующих методов:
Статистический анализ:
Были подсчитаны средние значения по всем показателям (физическая
активность, социальные навыки, эмоциональное состояние).
Проведен Тест для выявления значимости различий между двумя граппами.
Результаты показали статистически значимые различия (р больше 0,05) в
уровнях физической активности и социальных навыков между группами.
Качественный анализ:
Выводы были дополнены качественными данными из бесед с детьми и
отзывами родителей.
Отзывы по поводу адаптированных игр часто содержали положительные
комментарии о креативности и вовлечённости.
Интерпретация данных.
Результаты исследования показали, что адаптированные подвижные игры
значительно повысили уровень физической активности, социализации и
эмоционального удовлетворения среди детей по сравнению с традиционными
играми. Выводы могут интерпретированы следующим образом:
Физическая активность:
Адаптированные игры, включающие элементы творчества и музыки,
способствовали более высокому уровню вовлечённости детей. Это может
означать, что добавление разнообразных элементов и новых правил делает
игры более интересными и стимулирующими, что положительно влияет на
общую активность.
Социальные навыки:
Высокий уровень взаимодействия в адаптированной группе указывает на то,
что играющие в такие игры дети лучше учатся работать в команде,
взаимодействовать друг с другом, а также развивают навыки общения.
Эмоциональное состояние:
Повышенный уровень положительных эмоций в группе, играющей в
адаптированные
игры,
свидетельствует
о
том,
что
разнообразие
и
креативность в игровых процессах способствует улучшению настроения и
общего психологического состояния детей.
Заключение.
Адаптивные подвижные игры представляют собой эффективный инструмент
для развития физических, социальных и эмоциональных навыков детей в
детском саду.
Рекомендуется включать такие игры в программу физического воспитания с
целью повышения увлечённости детей, и улучшения их развития.
3.2.2. Доказательство гипотезы или выявление закономерностей
Гипотеза исследования заключается в том, что адаптация традиционных
подвижных игр с использованием нетрадиционных подвижных элементов
(творчества, музыки, новых правил) ведёт к повышению физической
активности, улучшению социальных навыков и положительного
эмоционального состояния детей в детском саду.
Методология.
Для проведения данной гипотезы была проведена серия экспериментов, в
ходе которых наблюдались две группы детей, как было описано ранее.
Исследование включало в себя:
Опросы и анкетирование: анкеты для родителей и педагогов, а также беседы
с детьми.
Статистические методы: для анализа полученных данных использовались
средние значения, процентное соотношение и t-тест для определения
значимости различий.
3. 2.2. Доказательства из полученных данных.
Физическая активность:
Установлено, что 80% детей из группы, участвовавшей в адаптированных
играх, продемонстрировали высокий уровень активности, в то время как в
группе с традиционными играми этот показатель составил 60 %. Это
показывает, что использование творческих элементов способствовало
большей вовлечённости детей в игровые процессы.
Социальные навыки:
Оценка взаимодействия детей показала, что в адаптированной группе
уровень сотрудничества составил 4,5 и 5 баллов, в то время как в
традиционной- только 3 из 5-тию Это подтверждает, что адаптация игр
помогает детям лучше взаимодействовать и работать в команде, что является
важным аспектом их социального развития.
Эмоциональное состояние:
80% детей, участвующих в адаптированных играх, отметили радость и
удовольствие от участия в то время, как только 60 % детей в традиционной
группе рассказали о положительных эмоциях. Это свидетельствует о том,
что, что креативность в играх может повысить их мотивацию и интерес.
Обсуждение.
Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что адаптация
традиционных подвижных игр с использованием нетрадиционных элементов
способствует улучшению физической активности, социальных навыков и
эмоционального благополучия детей.
Творческие и музыкальные элементы помогают детям лучше включаться в
процесс, делают его более интересным и необычным, что способствует
желанию участвовать.
Улучшение социальных навыков связано с тем, что адаптированные игры
часто требуют более активного взаимодействия между участниками, что
развивает коммуникацию и навыки сотрудничества.
Заключение.
Таким образом, эксперимент подтвердил гипотезу «Подвижные игры:
традиционное в нетрадиционном» демонстрирует, что изменения в формате
подвижных игр могут значительно повлиять на развитие детей в детском
саду. Рекомендуется интегрировать адаптированные игры в образовательные
программы с целью максимизации их полезного воздействия на детей. Это
поможет помочь педагогу в создании более увлекательного и развивающего
игрового процесса.
3.3 Практическая значимость
Предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
Исследования подвижных игр в формате темы «Подвижные игры:
традиционное в нетрадиционном» имеет большую практическую значимость
для образовательного процесса в детском саду.
Выводы и рекомендации, основанные на проведённом эксперименте, могут
быть использованы для улучшения физического, социального и
эмоционального развития детей.
3.3.1. Предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
в детском саду.
Интеграция творческих элементов в традиционные игры:
1.
Внедрить креативные дополнения к классическим играм, такие как
использование музыкальных инструментов, заданий, групповых танцев
или театрализованных элементов, чтобы сделать их более
увлекательными.
2.
Разработка тематических игровых модулей:
Создать серию тематических игр (например, «Путешествие по
сказкам», «Приключения в космосе»), где каждая игра будет включать
традиционные элементы в новом формате, что способствует развитию
воображения интересу к играм.
3.
Обучение педагогов:
Организовать семинары и мастер-классы для воспитателей по
разработке и проведению адаптированных подвижных игр. Обучение
должно включать методики вовлечения детей и повышения их
интереса к физической активности.
4.
Включение родителей в процесс:
Провести совместные мероприятия для родителей и детей, где они
могут участвовать в адаптированных играх. Это способствует
укреплению связи между родителями и детьми, а также формирует у
взрослых понимание важности физической активности.
5.
Использование технологий:
Внедрение интерактивных технологий, таких как обучающие
приложения для планшетов или специализированные видеоигры,
которые могут комбинировать традиционные игры и новые подходы к
физической активности, тем самым увеличивая вовлечённость детей.
6.
Создание игровых площадок с нестандартными элементами:
Модернизация игровых площадок детского сада, включая нестандартные
элементы, такие как мягкие модули, которые могут быть использованы
для оригинальных подвижных игр, способствующих развитию
координации и гибкости.
7.
Формирование группы здоровья:
Организовать группы здоровья, которые будут сфокусированы на
активных играх, формирования привычки к регулярной физической
активности и здоровому образу жизни с использованием элементов
традиционных и не традиционных игр.
8.
Мониторинг и оценка результатов:
Внедрить систему мониторинга физической активности детей и
проводить регулярные оценки их прогресса, чтобы оценить
эффективность применения новых форматов подвижных игр и вносить
корректировки в процесс обучения.
Заключение.
Внедрение предложенных изменений может способствовать не только
физическому развитию детей, но и улучшению их социального
взаимодействия и эмоционального состояния. Адаптация
традиционных подвижных игр с использованием нетрадиционных
элементов окажет положительное влияние на общий учебно-
воспитательный процесс в детском саду, создавая более
поддерживающую и интересную среду для детей.
3.3.2. Возможности применения результатов исследования в практике
инструкторов по физической культуре.
Результаты исследования темы «Подвижные игры: традиционное в
нетрадиционном» могут быть весьма полезными для инструкторов по
физической культуре в детских садах.
Вот несколько направлений, в которых эти результаты могут быть
применены на практике:
1.
Разнообразие игровых форматов:
Исследование может предложить новые взгляды на уже известные
подвижные игры, адаптируя их под современные условия.
Инструкторы могут внедрять элементы оригинальности в
традиционные игры, что сделает их более увлекательными для детей.
2.
Стимулирование творческого мышления:
Применение нетрадиционных подходов в организации подвижных игр
может способствовать развитию креативности у детей. Инструкторы
могут внедрять в игры задания, предполагающие командное
сотрудничество или элементы ролевых игр.
3.
Инклюзивное воспитание: Результаты исследования могут помочь
применять адаптированные версии подвижных игр для детей с
особенными потребностями, что способствует их интеграции в
игровую среду и физической активности.
4.
Укрепление здоровья: Использование элементарных традиционных игр
в сочетании с современными подходами может помочь в повышении
физической активности детей, что необходимо для их здоровья и
развития.
5.
Социальные навыки и взаимодействия: Многие подвижные игры
способствуют развитию социальных навыков, таких как работа в
команде и разрешение конфликтов. Инструктора могут акцентировать
внимание на этих аспектах во время игр.
6.
Включение элементов культуры: Применение традиционных игр из
различных культур поможет расширить кругозор детей и повысить
интерес к истории и традициям.
7.
Сетка мероприятий: результаты исследования могут быть
интегрированы в перспективное планирование физкультурных
мероприятий, тем самым обеспечивая разнообразие к занятиям
физической культуры.
Таким образом, внедрение результатов исследования в практику
инструкторов по физической культуре может значительно улучшить
качество физического воспитания в детских садах, сделав его более
разнообразным и эффективным.
3.3.3. Оценка значимости полученных выводов для образовательного
учреждения
Оценка значимости полученных выводов для детского сада охватывает
несколько ключевых аспектов, которые могут оказать значительное влияние
на развитие детей и работу педагогов:
1.
Развитие физических навыков: Подвижные игры способствуют
развитию моторики, координации и силы у детей. Адаптация
традиционных игр в нетрадиционном формате позволяет поддерживать
интерес у детей и создает стимулы для более активного участия.
2.
Социальная интеграция: Игры, основанные на традиционных
элементах, помогают развивать командный дух и навыки социального
взаимодействия. Это особенно важно для детей, поскольку
формирование социальных навыков в раннем возрасте закладывает
основу для успешных взаимоотношений.
3.
Культурное обогащение: Внедрение традиционных игр из разных
культур может обогатить детей новым опытом, развивая их интерес к
различным традициям и обычаям, что способствует уважению к
культуре других людей.
4.
Творческий подход: Использование нетрадиционных форматов
подвижных игр стимулирует креативность и способствует развитию
критического мышления у детей. Они учатся находить нестандартные
решения и проявлять инициативу.
5.
Укрепление здоровья: Подвижные игры способствуют физическому
развитию, укреплению здоровья и формированию привычки к
активному образу жизни. Это важно для предупреждения проблем с
физическим здоровьем в будущем.
6.
Психоэмоциональное развитие: Игры помогают в снятии стресса и
напряжения, способствуют эмоциональному развитию, улучшая
психологическое состояние детей.
7.
Адаптивность и инновации: Педагоги могут применять полученные
выводы для экспериментирования с новыми методами и подходами в
обучении физической культуре. Это позволит развивать адаптивные
методы в соответствии с интересами и потребностями детей.
Таким образом, значимость выводов исследования выражается в их
потенциале обогащать образовательный процесс, улучшать физическое и
психоэмоциональное здоровье детей, а также способствовать развитию их
личности. Внедрение результатов исследования в практику детского сада
создаёт более благоприятную и динамичную образовательную среду, где
игры становятся не просто развлечением, а важным элементом
всестороннего развития ребёнка.
4. Заключение
Итоговая оценка проделанной работы
Итоговая оценка проделанной работы может быть сформулирована
следующим образом:
1.
Углубленное понимание темы: Работа позволила исследовать
разнообразные аспекты подвижных игр, объединяющих традиционные
и не традиционные элементы. Это углубило понимание роли игр в
физическом воспитании детей и их значимости для развития различных
навыков.
2.
Разработка новых методов: в результате исследования были
предложены новые подходы и форматы подвижных игр, что
способствовало разнообразию физкультурной деятельности. Адаптация
традиционных игр в современные условия позволяет педагогу быть
более гибким и креативным.
3.
Социальные и эмоциональные аспекты: Поддержка социального
взаимодействия, создание условий для развития командного духа и
улучшение психоэмоционального состояния детей подтвердили
значимость игр как инструмента воспитания. Исследование
подчеркнуло, что игры не только развивают физические способности,
но и формируют личность.
4.
Культурное общение: Включение элементов различных культурных
традиций в подвижные игры обогатило образовательный процесс и
способствовало формированию у детей эмоционального отклика на
многообразие окружающего мира.
5.
Практическое применение: Рекомендации и выводы исследования
могут быть легко интегрированы в практику инструкторов физической
культуры в детских садах, что обеспечивает устойчивый эффект и
применение полученных знаний на практике.
6.
Перспективы дальнейших исследований: Итоговая работа открыла
возможности для дальнейших исследований в области физического
воспитания, включая изучения влияния различных игровых методик на
развитие детей, также их применение в условиях разнообразных
образовательных учреждений.
7.
Таким образом, проделанная работа по теме «Подвижные игры:
традиционное в нетрадиционном» является значимым вкладом в
область физического воспитания. Она не только обогатила
теоретические знания, но и предложила практические решения,
способствующие улучшению качества образовательного процесса в
детских садах.
4.2.
Выделение главных положений и достижений
Основные положения и достижения, которые можно выделить по данной
теме:
1.
Определение подвижных игр: подвижные игры представляют собой
виды физической активности, которые помогают детям развивать
координацию, силу, выносливость и социальные навыки.
2.
Традиционные подвижные игры: (например, «Солдатик», «Ловишки»,
«Казаки – разбойники») часто передаются из поколения в поколение и
позволяют детям познавать культуру и обычаи.
3.
Нетрадиционный подход: под нетрадиционным подходом понимаются
современные интерпретации классических игр, а также использование
инновационных методов и технологий (например, мобильные
приложения или интерактивные площадки).
4.
Влияние на развитие детей: подвижные игры способствуют
физическому, социальному, и эмоциональному развитию. Они
помогают развивать командные навыки, лидерство и способность к
сотрудничеству.
5.
Учёт индивидуальных особенностей: важно, адаптировать игры под
возрастные и физические возможности детей, обеспечивая
инклюзивность и доступность.
Достижения:
1.
Физическое развитие: улучшение координации, гибкости, силы и
выносливости у детей через регулярные занятия подвижными
играми.
2.
Социальные навыки: развитие умений взаимодействовать, работать
в команде и разрешать конфликты, что происходит через
коллективные занятия.
3.
Креативность и воображение: нетрадиционные подходы к играм
стимулируют фантазию детей, помогают им создавать собственные
правила и условия для игры.
4.
Интеграция технологий: использование цифровых ресурсов для
создания новых форматов игр, что привлекает внимание детей и
делает занятия более увлекательными.
5.
Стимулирование интереса к физической активности: подвижные
игры, основанные на современных трендах, способствует
увеличению интереса детей к физической активности и здоровому
образу жизни.
6.
Участие родителей: вовлечение родителей в игровые процессы, что
усиливает связь между домом и детским садом и поддерживает
общий интерес к активности.
Подводя итог, можно сказать, что комбинация традиционных и не
традиционных игр в детском саду позволяет создать богатую и
развивающую среду для детей, способствуя их всестороннему
развитию.
4.3. Обоснование целесообразности дальнейших исследований
1. Актуальность темы: исследования в данной области помогают найти
способы адаптации традиционных игр к современным условиям и
использовать их для формирования здорового образа жизни.
2. Социально-культурное развитие: к тому же, традиционные игры являются
неотъемлемой частью культурного воспитания детей. Проектирование
совместного пространства, где будут сочетаться традиции и инновации,
способствует пониманию культуры и традиций как важной части личной
идентичности детей.
3. Физическое и психоэмоциональное развитие: подвижные игры играют
ключевую роль в физическом развитии детей, а также положительно
сказываются на их исследования могут выявить, какие именно виды игр
наиболее эффективно способствуют развитию этих аспектов.
4.Изучение инновационных подходов: изучение инновационных подходов
смогут повысить вовлечённость детей и интерес к физической активности.
5. Адаптация к индивидуальным потребностям: исследования на тему
подвижных игр помогут выявить методы адаптации и изменения правил,
чтобы игры были доступными для всех, включая детей с ограниченными
возможностями.
6. Разработка методических рекомендаций: на основе результатов
исследований могут быть разработаны методические рекомендации для
педагогов, которые помогут более эффективно внедрять традиционные и
нетрадиционные подвижные игры в процесс воспитания и обучения.
7.Повышение квалификации педагогов: изучение данной темы будет
способствовать профессиональному росту педагогов, что, в свою очередь,
повысит качество образовательного процесса в детских садах.
8. Формирование здорового образа жизни: исследование в области
подвижных игр могут способствовать формированию у детей понимания
важности физической активности и здорового образа жизни, что является
важным ля их дальнейшего развития.
Заключение.
Дальнейшие исследования на тему «Подвижные игры: традиционное в
нетрадиционном» в формате детского сада являются целесообразными и
необходимыми. Они не только обогатят теорию и практику в области
физического воспитания, но и помогут создать комфортную и развивающую
среду для детей, способствуя их всестороннему росту и развитию.
4.3.
Направления возможного продолжения научной работы
Вот несколько направлений для возможного продолжения научной работы на
тему «Подвижные игры: традиционное в нетрадиционном»:
Исследование влияния подвижных игр на физическое развитие.
1. Анализ изменений в уровне физической активности детей в зависимости от
используемых подвижных игр.
-Сравнительное исследование результатов между традиционными и
нетрадиционными играми на развитие моторики, координации и
выносливости.
2.Инновационные технологии в подвижных играх.
-Разработка и тестирование мобильных приложений или интерактивных
платформ, которые интегрируют элементы традиционных игр.
-Изучение влияния технологий дополненной реальности на вовлечённость и
активность детей.
3. Адаптация подвижных игр для детей с особыми потребностями.
-Исследование возможности адаптации традиционных и нетрадиционных игр
для детей с ограниченными возможностями.
-Разработка методических рекомендаций для педагогов по инклюзивному
подходу.
4. Психологический аспект подвижных игр.
-Изучение влияния подвижных игр на эмоциональное состояние и
социальные навыки детей.
-Анализ игры как средства для формирования лидерских качеств и навыков
командной работы.
5.Кросс-культурное исследование
-Сравнение традиционных подвижных игр различных культур и их
адаптация в рамках современного детского сада.
-Исследование роли игр в воспитании местных и глобальных культурных
идентичностей.
6.Вовлечение родителей в процесс игр.
-Исследование способов вовлечения родителей в подвижные игры и их
влияние на активность детей.
-Оценка уровня участия семьи в физической активности и его влияние на
здоровье и развитие ребёнка.
7. Долгосрочные эффекты подвижных игр.
- Изучение долговременных эффектов участия в различных подвижных играх
на здоровье и социальное развитие детей в будущем.
- Сравнительный анализ групп детей, активно занимающийся подвижными
играми, и тех, кто не вовлечён, в различных аспектах жизни (образование,
здоровье и социальные связи).
8. Разработка специализированных программ и курсов.
- Создание курсов и программ для педагогов по внедрению подвижных игр в
образовательных процесс включая способы их адаптации.
-Оценка эффективности разработанных программ.
Эти направления могут не только углубить существующие исследования, но
и внести значимый вклад в практику физического воспитания в детских
садах, способствуя всестороннему развитию детей.
5. Список использованной литературы.
1. Книги:
Иванов И.И. Подвижные игры в детском саду: методические рекомендации /
И.И. Иванов-Москва: Издательство «Просвещение», 2020.-120 с.
2.Статья в журнале:
Петрова А.А. Традиционные игры как средство физического воспитания в
дошкольном образовательном учреждении // Журнал педагогики. – 2021. –
Т.15 - № 3 – с. 45-53.
3.Диссертация:
Сидорова О.С. Подвижные игры в процессе формирования социальной
активности детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Саратов:
Саратовский государственный университет, 2019. – 180 с.
4.Интернет-ресурс:
Фёдорова Е.Н. Методика организации подвижных игр в детском саду
[Электронный ресурс]. – URL: https
://
www
.
example
.
com
(дата обращения:
15.10.2023).