Авторы: Журавлева Галина Константиновна, Мишина Алина Валериевна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж " Мещерский филиал
Населённый пункт: п.Мещерское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конкурс "Моя профессия-акушерка"
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж»
Мещерский филиал
Методическая разработка
конкурса
«Моя будущая профессия –
акушерка»
по профессиональному модулю
ПМ 01 Медицинская и медико-социальная
помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности,
родов, послеродового периода.
по специальности 31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка
для студентов II курса
подготовила преподаватель Журавлева Г.К.
п. Мещерское
Мир ежедневно пополняется,
Всё у младенца впереди.
С рук акушерки начинаются
И наши судьбы и пути.
Идём ли мы по стрелке компаса
Иль направляем путь реки,
Штурмуем ли просторы космоса -
Всё с лёгкой, всё с её руки.
И нет профессий человечнее
На всех шести материках,
Когда лежит всё человечество
У акушерки на руках!
Профессии прекрасней не сыскать,
Она нужна в любое время века
Стать акушеркой - значит отвечать
За появление на свете человека.
Конкурс “Моя будущая профессия – акушерка”
Девиз Акушерок: "Выход есть из любого положения".
Конкурс проводится преподавателями акушерства между двумя командами
студентов группы 2.11АК на 2 курсе по профессиональному модулю ПМ01
Медицинская и медико- социальная помощь женщине, новорожденному,
семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового
периода.
Команда состоит из 5 человек, каждую из которых возглавляет капитан.
Дата проведения: 09.12.2022г.
Время проведения: 12.30-14.00
Место проведения: кабинет 206
Цели и задачи конкурса
1.
Повысить качество подготовки акушерок.
2.
Оценить уровень знаний и умений студентов по
психопрофилактической подготовке беременных к родам
после изучения дисциплин.
3.
Усилить мотивацию будущих акушерок к освоению профессии.
4.
Пробудить интерес к акушерству и желание приобретать новые знания.
5.
Оценить умение общения будущих акушерок с пациентками.
6.
Способствовать развитию творческого потенциала будущих специалис-
тов.
7.
Внедрить новые формы обучения.
Междисциплинарные связи – сестринское дело, педиатрия,
фармакология, анатомия, информатика, психология.
Оснащение конкурса:
1.
Компьютер
2.
Мультимедийная установка
3.
Экран
4.
Указка
5.
Акушерские куклы
6.
Фантом таза
7.
Тазомер
8.
Акушерский фантом
9.
Доска, мел
10.
Папка с условиями конкурса и эталонами ответов на
ситуационные задачи, вопросы и манипуляции для членов
жюри.
11.
Методическая разработка
Формирующая цель: освоение общих и соответствующих
профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц;
ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к
родам,
обучение
мерам
профилактики
осложнений
беременности,
родов
и
послеродового периода;
ПК 1.3. Оказывать лечебно- диагностическую помощь при физиологической беременности,
родах и в послеродовом периоде;
ПК 1.4. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах;
ПК 1.5. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику
его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным;
ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача;
ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского
страхования.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе,
обществу и человеку.
ОК
12.
Организовывать
рабочее
место
с
соблюдением
требований
охраны
труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Хронокарта конкурса
№ Элементы конкурса
Время
1
Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя,
сообщение темы, цели и
планы конкурса
5 минут
2
Этапы конкурса:
1.
Название, девиз, эмблема и
приветствие команд (домашнее
задание)- жюри, соперникам и
болельщикам
2.
Конкурс «Черный ящик»
3.
Конкурс «Домашнее задание»
Презентация команды на
тему «Традиции акушерства в
разных странах мира» и
«Инновационные технологии
в акушерстве»
4.
Конкурс «До победного конца»
5.
Конкурс «Два капитана»
6.
Конкурс «Ситуация»
10 минут
15 минут
по10 минут
10 минут
10 минут
10 минут
3
Подведение итогов конкурса
10 минут
Итого
90 минут
Сценарий конкурса
1.
Конкурс «Представление команд» - название, девиз, эмблема и
приветствие команд жюри, соперникам и болельщикам. Каждая
команда представляет название своей команды, девиз, эмблему
и приветствие.
2.
Конкурс «Черный ящик» - игроки команд поочередно извлекают из
черного ящика предметы и рассказывают об их применении в
медицинской практике.
3.
Конкурс «Домашнее задание» команда представляет
презентацию по заранее выбранной теме «Традиции
акушерства в разных странах мира»,«Развитие плода и
антенатальная охрана», «Инновационные технологии в
акушерстве» и т.д.
4.
Конкурс «До победного конца». Командам дается один общий
вопрос, на который они поочередно дают ответы.
5.
Конкурс «Два капитана»: капитаны команд отвечают на вопросы по
акушерству.
6.
Конкурс «Ситуация». Статистам из каждой команды заранее дается
задание и они играют роль пациентки в задаче. Члены команды
решают ситуационную задачу и выполняют манипуляции к ней.
Представители команд готовятся 5 минут, после чего отвечают на
задания к ситуационной задаче и выполняют манипуляцию.
Жюри конкурса:
1.
Колесникова Е.М. – зав.УВР Мещерского филиала
2.
Колесникова Л.Г. - преподаватель акушерства и гинекологии.
3.
Егорова Н.В.-преподаватель профессиональных модулей.
Участники конкурса
Команда №1 и №2 из студентов группы 2.11 АК.
Гости-студенты других групп и преподаватели.
Актеры-статисты в конкурсе «Ситуация»:
бригадиры -студентки группы 2.11АК
Подведение итогов конкурса
Этапы конкурса оценивает жюри.
Максимальная оценка этапов конкурса:
1.
Конкурс «Представление команд».
Название, девиз, эмблема и приветствие команд - 5 баллов
-
содержание приветствия – 1 балл
-
артистизм – 1 балл
-
эмблема – 1 балл
-
девиз – 1 балл
-
название – 1 балл
2.
Конкурс «Черный ящик» - 5 баллов 1 правильный и полный ответ- 1
балл
Точность и быстрота ответа – 1 балл
3.
Конкурс домашнее задание «Презентация по теме» - по 5 баллов
-
Раскрытие темы – 1балл
-
Дизайн – 1 балл
-
Подача материала – 1 балл
-
Содержание – 1балл
-
Техническая часть (грамматика) – 1 балл
4.
Конкурс «До победного конца» - 4 балла
-
количество данных ответов – 1 балл
-
правильность ответов – 1 балл
-
быстрота ответов – 1 балл
-
точность формулирования – 1 балл
5.
Конкурс «Два капитана» - 4 балла (1 балл за каждый правильный
ответ)
6.
Конкурс «Ситуация». Решение ситуационных задач и выполнение
манипуляции - 5 баллов
-
точность формулировки диагноза - 1 балл
-
выполнение манипуляции – 1 балл
-
правильный ответ на 2 и 3 задания задачи – по 1 баллу
- артистизм – 1 балл
ЦМК приняло решение:
1.
Членам команды, занявшей 1 место, обьявляется благодарность.
2.
Членов команды-победительницы освободить от д/з по
производственной практике по ПМ01 Медицинская и медико-
социальная помощь женщине, новорожденному, семье при
физиологическом течении беременности, родов, послеродового
периода при условии своевременной сдачи всех отчетных
документов, отличных оценок по работе во время производственной
практики в родильном доме и отсутствия задолженностей по МДК
этого модуля.
3.
Члены жюри конкурса имеют право на особое мнение для
дополнительного освобождение от дифференцированного
зачета, участвовавших в конкурсе членов другой команды.
Протокол конкурса
№ Название этапа конкурса
Команда№1
Команда №2
1
Конкурс «Представление
команд» - 5 баллов
-содержание приветствия – 1 балл
-артистизм – 1 балл
-эмблема – 1 балл
-девиз – 1 балл
-название – 1 балл
2
Конкурс «Черный ящик» - 5
баллов
-
точность и быстрота ответа
3
Домашнее задание
«Презентация по теме» - 5
баллов
- содержание и раскрытие темы – 2
балла
- дизайн – 1 балл
- подача материала – 1 балл
4
Конкурс «До победного конца»
- 4 балла
- количество данных ответов – 1 балл
- правильность ответов – 1 балл
- быстрота ответов – 1 балл
-точность формулирования – 1 балл
5
Конкурс «Два капитана» - 4
балла
(
1 балл за каждый правильный ответ)
6
Конкурс «Ситуация».
5 баллов
- точность формулировки диагноза –
1 балл
-выполнение манипуляции – 1 балл
- правильный ответ на 2 и 3 задания
задачи – по 1 баллу
- артистизм – 1 балл
7
Подведение итогов конкурса
Инструкция к проведению
конкурсов
Конкурс «Черный ящик»
Правила:
Из черного ящика поочередно члены команд извлекают предмет и называя его,
рассказывают о применении в медицинской практике (влагалищное зеркало, акушерский
стетоскоп, измерительная лента, маска защитная, контейнер для предметного стекла, чашка
Петри, тарелка для определения группы крови, пробирка стерильная со средой для бак.посева,
поильник, инструменты.
Конкурс «До победного конца»
Правила:
1)
Капитаны команд тянут жребий для определения той команды, которая первая
будет отвечать на вопрос.
2)
Команды получают один общий вопрос, на который существует много ответов.
3)
Команда, получившая в жеребьевке право отвечать первой, дает только один ответ.
4)
Затем отвечает вторая команда (снова только один ответ).
5)
Затем первая и так до тех пор, пока какая-то из команд не сможет ответить.
6)
Побеждает команда, давшая последний правильный ответ (учитывается то,
какая команда начала первой – т.е. возможна «ничья» – если команды дали
одинаковое количество ответов)
Вопрос для конкурса «До победного конца»- Как победить страх и боль в родах?
Конкурс «Два капитана»
Правила:
1)
Капитаны тянут жребий, чтобы определить, кто будет отвечать первым.
2)
Капитаны по очереди отвечают на вопросы.
3)
Если капитан одной из команд не знает ответа на вопрос, то может
ответить капитан другой команды, за что получает дополнительный балл.
Эталоны ответов
К конкурсу «До победного конца»
Вопрос: Как победить страх и боль в родах?
Ответы:
Правильное дыхание (глубокий вдох и длинный выдох или поверхностное дыхание
на остроте болевых ощущений)
Пение, гудение в момент схватки
Массаж
Использование точек естественного обезболивания (передневерхние ости
подвздошных костей, массаж стопы, углы ромба Михаэлиса, Кисть руки:
между указательным и большим пальцем)
Психологическая подготовка – нет страха – меньше боль.
Смена положение тела (приседание, наклоны, упор на руки, положение на
коленях упором на локти и др.)
Использование фитбола
Партнер в родах (партнерские роды)
Водные процедуры (душ, ванная)
Умение расслабиться во время схватки (заранее готовиться к родам)
Умение отдыхать между схватками
Прослушивание музыки, успокаивающих шумов (шум моря, дождя)
Ароматерапия
Мысленное общение с рождающимся ребенком
Уверенность в своих силах, в благополучном исходе
Эталоны ответов
К конкурсу «Два капитана»
1.
Вопрос: Укажите размеры плоскости входа в малый таз (нарисовать)
Ответ: прямой размер 11 см, поперечный 13 см, два косых 12 см
2.
Вопрос: Укажите размеры плоскости выхода из малого таза (нарисовать)
Ответ: прямой 9,5-11,5 см, поперечный 10 см
3.Вопрос: Какова в норме общая прибавка массы тела во время беременности? (изобразить)
Ответ: 10-12 кг
4.Вопрос: Как называется отношение спинки плода к боковым стенкам матки? (изобразить)
Ответ: Позиция.
5.Вопрос: Как называется отношение спинки плода к передней и задней стенкам матки?
(изобразить) Ответ: Вид
6. Вопрос: Как называется отношение крупной части плода ко входу в малый таз?
(нарисовать)
Ответ: Предлежание
7.Вопрос: Как называется отношение продольной оси матери к продольной оси плода?
(нарисовать) Ответ: Положение
8. Вопрос: Как называется повышение частоты сердечных сокращений (ЧСС) плода по
сравнению с базальным ритмом? (изобразить)
Ответ: Акцелерации
9.Вопрос: Как называется понижение частоты сердечных сокращений плода по сравнению с
базальным ритмом? (нарисовать)
Ответ: Децелерации
10.Вопрос: Что такое Признак Снегирева?
Ответ: Признак беременности. Мягкая беременная матка под влиянием
механического раздражения во время двуручного исследования уплотняется и
сокращается. После прекращения раздражения матка вновь приобретает мягкую
консистенцию.
11.Вопрос: Что такое симптом Горвица-Гегара?
Ответ: Беременная матка при исследовании мягкая, размягчение особенно выражено в
области перешейка. Пальцы обеих рук при двуручном исследовании
соприкасаются в области перешейка почти без сопротивления . Признак характерен для
ранних сроков беременности и четко определяется через 6—8 нед от начала
последней менструации.
12.Вопрос: С какого срока начинают измерение высоты стояния дна матки?
Ответ: с 16 недель беременности.
13.Вопрос: Информацию о чем дает нам измерение окружности живота?
Ответ: О количестве вод, размере плода, количестве плодов, положение плода.
14.Вопрос: Особенности измерения АД у беременных?
Ответ: На обеих руках, после отдыха, в положении сидя удобно, рука на уровне
груди.
15.Вопрос: Особенности выслушивания сердцебиения плода?
Ответ: соответственно предлежанию и позиции плода. Например, при головном
предлежании первой позиции – слева, ниже пупка.
Выслушивается с помощью акушерского стетоскопа, при этом рукой стетоскоп не
придерживается, сравнить с пульсом женщины, при ритмичном выслушивают 30
секунд умножают на два и нормальная ЧСС 120-160 уд/мин, ритмичное ясное.
При многоплодной беременности сердцебиение выслушивается в двух разных
местах и между ними – зона тишины.
Эталоны ответов
К конкурсу «Ситуация»
Задача №1
09 декабря Елена Н, 20 лет, медсестра по образованию, не замужем. Обратилась на
прием в женскую консультацию в связи с задержкой менструации, тошнотой в
утренние часы, пристрастие к острым блюдам, раздражительность, частые
мочеиспускания. Последняя менструация 10.10.2022. Молодая женщина расстроена и в
растерянности, не уверена в сохранение беременности. Прием в этот день вела
акушерка.
Задания:
1. Предположительный диагноз.
2. Проблемы пациентки и решение этих проблем – в разъяснительной беседе
с пациенткой.
3. Тактика акушерки.
4. Продемонстрируйте выполнение манипуляции: пельвиометрия.
Эталон ответа к ситуационной задаче.
1. Беременность 8 недель. Присутствуют сомнительные признаки: тошнота,
раздражительность, учащенное мочеиспускание, пристрастие к острым блюдам и
вероятные признаки беременности: задержка менструации.
2. Объяснить причину тошноты, пристрастия к острой пище, учащенного
мочеиспускания, дать рекомендации по питанию и потреблению жидкости, объяснить о
вреде аборта и о возможных последствиях.
3. Собрать анамнез. Измерить АД, пульс, вес, рост, пельвиометрия, осмотр в
зеркалах, мазки на бактериоскопическое исследование, ПЦР, цитологию,
бимануальное
исследование. Выписать направления на: анализ крови на группу и резус фактор,
клинический анализ крови, анализ мочи, кровь на сифилис, ВИЧ, гепатиты В, С,
биохимический анализ крови, кровь на сахар, свертываемость, УЗИ в 11-12 нед,
биохимический скрининг. Консультация специалистов: лор, окулист, стоматолог,
терапевт, другие специалисты по необходимости.
4. Пельвиометрия - измерения параметров большого таза
Производят
тазомером.
Это
форма
циркуля,
из
двух
ветвей,
заканчивающихся
пуговками. Ветви соединены шкалой в см.
Измерения производятся в положении на спине. Обследуемая женщина лежит на твердой
кушетке со сведенными разогнутыми ногами. Встать лицом к обследуемой беременной
женщине, пуговки тазомера держать между большим и указательным пальцами, а 3 и 4
пальцами найти опознавательные костные точки, на которых установить пуговки тазомера.
1.
Distanсia spinarum – расстояние между переднее верхними остями подвздошных костей
с двух сторон, норма 25-26 см.
2.
Distanсia
cristarum
–
расстояние
между
наиболее
удаленными
участками
гребней
повздошных костей, норма 28-29 см
3.
Distanсia trochanterica – расстояние между большими вертелами бедренных костей,
норма 30-31 см.
Измерения в положении на боку. Беременная поворачивается на бок, нижнюю ногу
сгибает под прямым углом, верхняя вытянута.
4.
Conjugata externa – расстояние между серединой
верхнего края симфиза и
надкрестцовой ямкой ( углубление между остистым отростком V поясничного и
I
крестцового позвонков), норма 20-21 см.
Эталоны ответов
К конкурсу «Ситуация» Задача №2
09 декабря Мария пришла на очередной прием в женскую консультацию, прием ведет
акушерка. Последняя менструация у Марины 10 мая 2022г. Состояние
удовлетворительное. Матка нормального тонуса. Высота дна матки равна 30 см,
окружность живота - 90 см. При выполнении приемов Леопольда, выявлено: в дне матки
определяется крупная мягкая часть плода, над входом в малый таз крупная плотная
баллотирующая часть плода.
Сердцебиение плода ясное, ритмичное 130 уд/мин слева ниже пупка.
Задания:
1. Диагноз, обоснование
2. Дата предполагаемого срока родов, как рассчитывать.
3. Какая документация оформляется на данном сроке беременности и какие
обследования назначит акушерка?
4. Приемы Леопольда-Левицкого.
Эталон ответа к ситуационной задаче.
1. Беременность 30 недель. Продольное положение, головное предлежание, 1 позиция.
2. 17 февраля. Срок родов определяют по формуле Негеля: первый день
последней менструации минус 3 месяца плюс 1 неделя.
3. Обменная карта, родовой сертификат, декретный отпуск.
УЗИ, анализ крови, анализ мочи, кровь на сифилис, ВИЧ, гепатиты. Бактериоскопическое
исследование. Консультация терапевта.
4.Приемы Леопольда-Левицкого. Подготовительный период: беременная лежит на
спине. Встать справа от нее лицом к лицу.
1.
Первый
прием
наружного
акушерского
исследования:
ладони
обеих
рук
располагаются на дне матки. пальцы рук сближаются, осторожными надавливанием
вниз определяются уровень стояния дна матки, по которому судят о сроке
беременности. Первым приемом определяется часть плода, находящаяся в дне
матки.
2.
Второй прием наружного акушерского исследования: Обе руки со дна матки
перемещаются книзу до уровня пупка и располагаются на боковых поверхностях
матки. Пальпация частей плода производится постепенно правой и левой рукой.
Левая рука лежит спокойно на одном месте, пальцы правой руки скользят по левой
боковой поверхности матки и ощупывают обращенную сюда часть плода. Правая
рука лежит спокойно на стенке матки, а левой ощупывают части плода, обращенные
к правой стенке матки. При продольном положении плода с одной стороны
прощупывается спинка, с другой мелкие части плода.
3.
Третий прием наружного акушерского исследования: Встать справа лицом к лицу
беременной. Одну руку положить немного выше лонного сочленения так, чтобы
большой палец находился на одной стороне, а четыре остальных - на другой стороне
нижнего
сегмента
матки.
Медленными
и
осторожным
движением
пальцы
погружаются вглубь и охватывают предлежащую часть.
4.
Четвертый прием наружного акушерского исследования: Встать справа лицом к
ногам беременной, Ладони обеих рук расположить на нижнем сегменте матки
справа и слева, концы пальцев доходят до симфиза. Вытянутыми пальцами
осторожно проникнуть вглубь по направлению к полости таза и концами пальцев
определить предлежащую часть и отношение ее ко входу в малый таз (прижата,
малым сегментом, большим сегментом).
Анекдоты для проведения перерыва между конкурсами
1)Новая акция от роддома. Роди двойню и получи третьего в подарок!
2)- Поздравляем! У Вас только что родился ребенок!
-
Пол ребенка?
-
Нет, целый!
3)
Собрались как-то три друга. Один и говорит:
-
Читала моя беременная жена книжку "Два капитана" - родились два пацана.
Второй говорит:
-
Да, да, да, моя тоже беременной читала "Трех мушкетеров" - три сорванца
родились.
Третий побледнел и попросил воды.
-
Что с тобой? Плохо, что ли?
-
Жена на девятом месяце. Читает "Али-баба и сорок разбойников"...
4)
Блондинка в аптеке:
—
Дайте мне пожалуйста, тест на беременность.
—
А вам тот, что дороже или то, что надежнее?
—
Мне все равно, главное, чтобы он был отрицательный.
5)
Поздравляю, у вас двойня.
-
О какое совпадение: я владелец фирмы "Два орла"!
Ко второму отцу:
-
А у вас тройня.
-
О, и снова совпадение: я владелец фирмы "Три орешка".
Третий отец заметно побледнел, акушерка ему:
-
Вам плохо?
-
Я владелец фирмы "Семь гномов"
6)
Женщина выбегает на трассу и суетливо голосует такси. Наконец-то одно
останавливается.
-
В роддом! - выкрикивает женщина.
И чуть позже:
-
Да не гоните так, я там работаю.
7)
— У моей соседки 25 детей!
—
Она что, мать—героиня?
—
Нет, просто работает акушеркой в роддоме, а зарплату выдают продукцией.
8)
Знаете, какими бывают роды? Преждевременными, нормальными, поздними и
неожиданными. Преждевременные роды - это роды за два месяца... до свадьбы.
Нормальные роды - это роды через... два месяца после свадьбы. Поздние роды - это
роды через десять месяцев... после развода. И неожиданные роды - это когда
рожает... теща.
9)
Акушер принимает роды у женщины, которая должна родить близнецов. Первый
ребенок появляется на свет без проблем. Акушер берет его на руки, легкий шлепок по
попе - и новорожденный кричит. Но вот второй ребенок никак не рождается.
Проходит час, два… Акушер говорит акушерке, что ему пора идти обедать, и уходит. Сразу
же после его ухода, высовывается ручка второго ребенка и показывает ей знак подойти. Она
подходит. Затем высовывается головка, и ребенок спрашивает
шепотом:
-
Ну что, ушел этот, который по попе бьет?