Напоминание

Пособие для диагностики речи

Авторы: Баязитова Анна Андреевна, Волкова Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 1 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Гаджиево, Мурманская область
Наименование материала: Комплексная методика обследования речи дошкольников 2-7 лет
Тема: Пособие для диагностики речи







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Комплексная методика обследования речи дошкольников (2-7 лет)

Пособие предназначено для исследования состояния общего и речевого

развития детей 2-7 лет (в том числе дети с тяжелыми нарушениями речи),

позволяющее

выявить

недоразвитие

речи,

а

также

проследить

динамику

развития

речи.

Диагностика

представлена

в

виде

развёрнутой

сюжетной

картинки, которая отображает речевой материал для всех диагностируемых

возрастов, листа со словами – квазиомонимами, серии сюжетных картинок и

речевых карт по возрастам: младшая группа, средняя группа, старшая группа,

подготовительная группа и карта диагностики выпускника детского сада.

Визуальную опору для всех вопросов, встречающихся в ходе диагностики,

можно найти на развёрнутой сюжетной картине.

Пособие

разработано

в

соответствии

с

основной

образовательной

программой дошкольного образования и отвечает требованиям федеральным

образовательным

стандартам

и

ФОП

дошкольного

образования,

а

также

нормативно- правовым документам.

Методика проведения обследования ребенка включает: исследование

фонетической

стороны

речи,

фонематического

анализа

и

синтеза,

лексической стороны речи, грамматического строя и слоговой структуры,

понимания речи и развития связной речи, состояния общего звучания речи,

строения артикуляционного аппарата, мимики и моторики.

Предназначено

для

логопедов,

дефектологов,

а

также

воспитателей

дошкольных образовательных учреждений.

При

исследовании

общего

состояния

звучания

речи,

строения

артикуляционного аппарата и моторики отмечается наличие аномалий

губ, зубов, прикуса, твердого и мягкого неба, языка и подъязычной связки;

отмечается

состояние

общей

моторики,

объема

выполняемых

движений,

темпа и активности.

Звукопроизношение

отмечается

наличием

или

отсутствием

в

речи

ребенка звуков, их автоматизация и умение их дифференцировать.

Диагностика

лексического

строя

речи

состоит

из

исследования

экспрессивной

и

импрессивной

речи,

проверки

глагольного

словаря,

номинативного,

предметного,

словаря

признаков,

антонимов,

синонимов,

называния предмета по описанию, называния предмета и его частей.

Исследование

грамматического

строя

речи

это

проверка

способности

ребенка

образовывать

форму

множественного

лица

имен

существительных,

употребление

существительных

в

косвенных

падежах,

согласование

имен

существительных

с

именами

прилагательными,

использование предлогов, навыки словообразования и словоизменения.

Диагностика

фонематических

процессов.

Исследование

фонематического анализа и синтеза предполагает выделение начального и

конечного звука, составление слов из звуков, определения количества слогов

в

слове

и

слов

в

предложении.

Способность

дифференцировать

слова

квазиомонимы, отличающихся звуками, схожими по звучанию.

Диагностика слоговой структуры включает выявление особенностей

произношения

многосложных

слов,

слов

со

стечением

согласных

и

ритмической

организации

речи

ребёнка.

Нарушения

слоговой

структуры

слова

проявляются

искажением

слогового

состава

слов:

пропусками,

перестановками, заменой или добавлением слогов.

Диагностика

понимания

речи

способности

ребенка

дать

полный

ответ

на

вопрос

взрослого,

уловив

из

контекста

причинно-следственные

связи.

Исследование связной речи проверяет способность ребенка составить

описательный рассказ по сюжетной картинке.

Логопедическое

заключение

определяет

уровень

сформированности

речи (уровни речевого развития общего недоразвития речи, I-IV), а также

специфика

речевого

нарушения

(алалия,

ринолалия,

дизартрия),

даются

рекомендации

по

развитию

компонентов

речи

из

всех

разделов

речевой

карты.

младшая группа

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ФИ ребёнка_____________________________________________________________________группа___________________

Общее звучание речи

__________________________________________________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата

__________________________________________________________________________________________________________

Мимическая и артикуляционная моторика

__________________________________________________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

Б

П

Т

Д

К

Г

Х

В

Ф

М

Н

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

(если затрудняется назвать самостоятельно, логопед показывает, спрашивая «что это?»)

Назови фрукты

Назови транспорт

Назови овощи

Назови части собаки

(голова, хвост, лапы)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Мяу-мяу

Му-му

Ту-ту

Тук-тук

Гав-гав

Кап-кап

Бе-бе

Фыр-фыр

Номинативный словарь (назови детенышей)

Антонимы (скажи наоборот)

у кошки

у лисы

узкий

(ствол)

Прямая

(дорога)

у собаки

у ежихи

высокая

(гора)

Поднимаются

(птицы)

Глагольный словарь (кто что делает?)

птица

собака

корова

рыба

змея

парашютист

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Покажи на картинках

Бочка-почка зуб-суп крыса-крыша день-тень

Шапка-жабка кочка- точка класс-глаз плач-плащ

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

1 класс

2 класс

3 класс

Стеч. согл.

Небо

Собака

Дом

Птица

Туча

Радуга

Дуб

Окно

Киви

Овощи

Кот

Мост

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

(если затрудняется назвать, логопед просит показать)

Что круглое и светит?_______________________________________________________________________________________

Что плывёт по реке? _______________________________________________________________________________________

Чем можно ловить рыбу? ___________________________________________________________________________________

Что съедобное? ___________________________________________________________________________________________

Покажи кота, который на доме ____ в доме ____ под домом ____ за домом ____ около дома____

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Что делает мальчик? ______________________________________________________________________________________

Что делает девочка? ______________________________________________________________________________________

Какого цвета поезд? ______________________________________________________________________________________

Что делает собака? _______________________________________________________________________________________

Что делает корова? ________________________________________________________________________________________

Заключение

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

«____» ___________ 20__ г. Учитель-логопед ________________ (___________________)

подпись

средняя группа

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ФИ ребёнка_____________________________________________________________________группа___________________

Общее звучание речи

__________________________________________________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата

__________________________________________________________________________________________________________

Мимическая и артикуляционная моторика

__________________________________________________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

с с' з з' ц ш ж ч'

щ л

л'

р

р'

Др.

звуки

лексика

грамматика

ф

онем

.

слух

с

лог

.

структура

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Корова, свинья, овца –

это…

Назови фрукты

Назови овощи

Назови диких животных

Номинативный словарь (назови детенышей)

Антонимы (скажи наоборот)

у кошки

у лисы

у коровы

узкий

(ствол)

Прямая

(дорога)

у свиньи

у собаки

у ежихи

высокая

(гора)

Поднимаются

(птицы)

Глагольный словарь ( Кто что делает?)

птица

собака

корова

рыба

змея

парашютист

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Преобразование ед. числа во множественное

дом

окно

вагон

кот

овца

дерево

Согласование с числительными

1 дом

2 _____________

5 ____________

1 овца

2 _____________

5 ____________

1 окно

2______________

5_____________

1 окунь

2______________

5_____________

Согласование падежных окончаний

вопрос

лиса

ёжик

олень

вопрос

лиса

ёжик

олень

И

У тебя есть (кто?)

В

Поглажу (кого?)

Р

У них нет (кого?)

Т

Гуляю (с кем?)

Д

Корм даю (кому?)

П

Рассказ (о ком?)

Согласование имён существительных с прилагательными. Назови какого цвета

банан ____________________ платье _______________________поезд _____________________

Согласование местоимений с существительным. Поиграем в «жадину»

мой дом__________________ моя лодка ____________________ мое ведро_________________

Образование уменьшительно-ласкательных форм

дом

птица

дерево

туча

лиса

лес

Согласование с предлогами. Где кот?

в

на

за

под

около

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Покажи на картинках

Бочка-почка зуб-суп крыса-крыша день-тень

Шапка-жабка кочка- точка класс-глаз плач-плащ

Звуковой анализ

Есть ли звук Р в слове? Корова, капуста, лодка, помидор. ________________________

Назови первый звук в слове Облако, сова. _______________________________

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

мостик

самолёт

капуста

велосипед

огород

вертолёт

птица

пастбище

Собака пьёт из миски.

Девочка едет на велосипеде.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Что плывёт по реке? ________________________________________________________________________________________

Где можно спрятаться от дождя? _____________________________________________________________________________

Кто летит к солнцу?_________________________________________________________________________________________

Зачем мальчик взял ведро? __________________________________________________________________________________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Опиши собаку. Какая она?

__________________________________________________________________________________________________________

Составление простых предложений по сюжетной картинке

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Заключение

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

«____» ___________ 20__ г. Учитель-логопед ___________________ (___________________)

подпись

старшая группа

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ФИ ребёнка_____________________________________________________________________группа___________________

Общее звучание речи

__________________________________________________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата

__________________________________________________________________________________________________________

Мимическая и артикуляционная моторика

__________________________________________________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

с с' з з' ц ш ж ч'

щ л

л'

р

р'

Др.

звуки

лексика

грамматика

ф

онем

.

слух

с

лог

.

структура

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Назови домашних

животных

Тарелка, кастрюля, чашка

– это…

Назови овощи

Назови диких животных

Назови фрукты

Назови транспорт

Номинативный словарь (назови детенышей)

у кошки

у коровы

у свиньи

у ежихи

у лисы

у собаки

Глагольный словарь (кто что делает?)

птица

змея

корова

девочка

рыба

собака

парашютист

мальчик

Антонимы (скажи наоборот)

узкий

(ствол)

прямая

(дорога)

высокая

(гора)

поднимаются

(птицы)

тяжёлая (лодка)

медленно (ёжик)

Синонимы (скажи по-другому)

лётчик

(пилот)

будка

(конура)

собака

(пёс)

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Преобразование ед. числа во множественное

дом

окно

вагон

кот

овца

дерево

Согласование с числительными

1 дом

2 _____________

5 ____________

1 овца

2 _____________

5 ____________

1 окно

2______________

5_____________

1 окунь

2______________

5_____________

Согласование падежных окончаний

вопрос

лиса

ёжик

олень

вопрос

лиса

ёжик

олень

И

У тебя есть (кто?)

В

Глажу (кого?)

Р

У них нет (кого?)

Т

Гуляю (с кем?)

Д

Корм даю (кому?)

П

Рассказ (о ком?)

Согласование имён существительных с прилагательными. Назови какого цвета

банан ____________________ платье _______________________поезд _____________________

Согласование местоимений с существительным. Поиграем в «жадину»

мой дом__________________ моя лодка ____________________ мое ведро_________________

Образование уменьшительно-ласкательных форм

дом

птица

дерево

лодка

туча

лиса

лес

вагон

Согласование с предлогами. Где кот?

в

на

за

из-за

под

из-под

около

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Покажи на картинках

Бочка-почка зуб-суп крыса-крыша день-тень

Шапка-жабка кочка- точка класс-глаз плач-плащ

Звуковой анализ

Назови первый звук в слове: облако ____апельсин ____урожай ____избушка ____

Назови последний звук в слове: кот____ дом____ нос____

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

мостик

самолёт

капуста

велосипед

огород

вертолёт

птица

пастбище

Из туннеля выезжает поезд.

Парашютист прыгает с парашютом.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Что плывёт по реке? ________________________________________________________________________________________

Где можно спрятаться от дождя? _____________________________________________________________________________

Кто летит к солнцу?_________________________________________________________________________________________

Зачем мальчик взял ведро? __________________________________________________________________________________

Где был парашютист до того, как прыгнул? ____________________________________________________________________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Составление рассказа по сюжетной картинке

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Заключение

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

«____» ___________ 20__ г. Учитель-логопед _________________ (___________________)

подпись

подготовительная группа

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ФИ ребёнка_____________________________________________________________________группа___________________

Общее звучание речи

__________________________________________________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата

__________________________________________________________________________________________________________

Мимическая и артикуляционная моторика

__________________________________________________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

с с' з з' ц ш ж ч'

щ л

л'

р

р'

Др.

звуки

лексика

грамматика

ф

онем

.

слух

с

лог

.

структура

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Яблоко, груша, банан — это

Тарелка, кастрюля, чашка

– это…

Сова, ласточка, воробей —

это

Назови диких животных

Свинья, корова, овца — это

Назови транспорт

Номинативный словарь (назови детенышей)

у кошки

у коровы

у свиньи

у ежихи

у лисы

у овцы

Глагольный словарь (Кто что делает?)

птица

собака

корова

девочка

рыба

змея

парашютист

мальчик

Антонимы (скажи наоборот)

узкий

(ствол)

прямая

(ж/д)

высокая

(гора)

поднимаются

(птицы)

тяжёлая (

лодка

)

медленно

(ёжик)

Синонимы (скажи по-другому)

лётчик

(пилот)

будка

(конура)

собака

(пёс)

Предметный словарь (Объясни значение слов)

Велосипед

Удочка

Назови предмет по описанию

Как называется дом, в котором живёт собака?

Что светит и греет?

Как называется место, где учат детей?

Предмет и его части

Дом (крыша, стены, окна, двери, труба)

Самолёт (крыло, нос, иллюминатор, хвост)

Дерево (корни, ствол, листья, плоды, ветви)

Словарь признаков

Лимон какой?

Лиса какая?

Поезд какой?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Преобразование ед. числа во множественное

дом

окно

вагон

кот

овца

дерево

Согласование с числительными

1 овца

2 _____________

5 ____________

1 окунь

2 _____________

5 ____________

1 вагон

2______________

5_____________

1 гриб

2______________

5_____________

Согласование падежных окончаний

вопрос

лиса

ёжик

олень

вопрос

лиса

ёжик

олень

И

У тебя есть (кто?)

В

Глажу (кого?)

Р

У них нет (кого?)

Т

Гуляю (с кем?)

Д

Корм даю (кому?)

П

Рассказ (о ком?)

Образование уменьшительно-ласкательных форм

дом

гнездо

ёж

лес

кот

дерево

лодка

сова

Согласование с предлогами. Где кот?

в

на

за

из-за

под

из-под

около

Образование прилагательных

Притяжательные прилагательные

Из кирпича

Это Петя. Удочка чья?

Из металла

Это Даша. Шарики чьи?

Из дерева

Хвост чей? (лисий)

Из камня

Колючки чьи? (ежовые)

Из резины

Из шёлка

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Покажи на картинках

Бочка-почка зуб-суп крыса-крыша день-тень

Шапка-жабка кочка- точка класс-глаз плач-плащ

Звуковой анализ и синтез

Назови все звуки в слове ДОМ

Составь слово из звуков К О Т

Языковой анализ и синтез

Определи количество слов в предложении: Девочка едет на велосипеде. ______ Около дома рос высокий дуб. _______

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

дымоход

велосипед

вертолёт

парашютист

Парашютист готовится к прыжку.

Ягнёнок сбежал с пастбища.

Под горой железнодорожный туннель.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

На чём можно добраться до того берега? ______________________________________________________________________

Где можно спрятаться от дождя? _____________________________________________________________________________

Зачем мальчик взял ведро? __________________________________________________________________________________

Где был парашютист до того, как прыгнул? ____________________________________________________________________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Составление рассказа по сюжетной картинке (Почему лодка пустая? Расскажи)

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Воспроизведение последовательности картинок

__________________________________________________________________________________________________________

Заключение

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

«____» ___________ 20__ г. Учитель-логопед ___________________ (___________________)

подпись

ДИАГНОСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА

ФИ ребёнка_____________________________________________________________________группа___________________

Общее звучание речи

__________________________________________________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата

__________________________________________________________________________________________________________

Мимическая и артикуляционная моторика

__________________________________________________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

с с' з з' ц ш ж ч'

щ л

л'

р

р'

Др.

звуки

лексика

грамматика

ф

онем

.

слух

с

лог

.

структура

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Назови признак и действие предмета:

предмет

признак

действие

поезд

собака

девочка

воробей

Четвёртый лишний:

выделение лишнего

объяснение

Капуста, помидор, груша, лук.

Дуб, камыш, берёза, ель.

Овца, корова, лиса, свинья.

Самолёт, ласточка, сова, воробей.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Образование относительных прилагательных по речевому образцу:

Суп из картофеля - картофельный

Сок из винограда - виноградный

Туннель из камня - каменный

из моркови

из яблока

лодка из дерева

из томата

из апельсина

дом из кирпича

из капусты

из груши

ведро из металла

из лука

из лимона

шарик из резины

Образование сложных слов с двумя основами по речевому образцу:

У зайца длинные уши, значит он длинноухий.

У совы большие глаза, значит она…

У девочки тёмные волосы, значит она…

У дома два этажа, значит он…

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Придумать по картинке предложение с определённым предлогом (на, в), сказать, для чего нужен данный

предмет.

Где удочка?

(у мальчика в руках)

Для чего нужна удочка?

Где весло?

(на лодке)

Для чего нужно весло?

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

черепица

велосипедист

вертолётчик

парашютист

Парашютист готовится к прыжку.

Ягнёнок сбежал с пастбища.

Под горой железнодорожный туннель.

ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Сколько слов в предложении? Назови последнее слово в предложении.

У оленя большие рога. ______________________________________________________________________________________

Около дома рос высокий дуб. ________________________________________________________________________________

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Дифференциация звуков:

Бочка-почка зуб-суп крыса-крыша день-тень

Шапка-жабка кочка- точка класс-глаз плач-плащ

Составить схему слова:

КОТ

ШАРИК

ГРИБ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Прочитай слова и придумай по ним рассказ:

РЫБАК ВЕДРО ОКУНЬ

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Заключение

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

«____» ___________ 20__ г. Учитель-логопед Баязитова А.А. (___________________)

подпись