Напоминание

"Внедрение принципов бережливых технологий на уроках физики как инструмент формирования инженерного мышления в соответствии с ФГОС"

Автор: Родионова Людмила Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №33
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение принципов бережливых технологий на уроках физики как инструмент формирования инженерного мышления в соответствии с ФГОС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Внедрение принципов бережливых технологий на уроках физики как инструмент

формирования инженерного мышления в соответствии с ФГОС

Аннотация: в статье представлена методика интеграции принципов бережливого

производства (Lean) в учебный процесс на уроках физики. Рассматривается, как через

организацию практических работ и проектную деятельность можно сформировать у

учащихся 7-9 классов компетенции, востребованные в современной промышленности, в

рамках требований обновленного ФГОС. Предлагаются конкретные инструменты: 5С для

организации рабочего места, картирование потока создания ценности для анализа

лабораторной работы, метод кайдзен для улучшения экспериментальных установок.

Ключевые слова: ФГОС, физика, бережливые технологии, Lean, инженерное

мышление, метапредметные результаты, проектная деятельность, практико-

ориентированное обучение.

Актуальность: почему «бережливость» на уроке физики?

Стратегия развития российской промышленности сегодня неразрывно связана с

внедрением бережливых технологий. Эти принципы - не просто корпоративная культура

для заводов, это определенный тип мышления: системный, рациональный, нацеленный на

постоянное улучшение и устранение потерь. Задача современной школы, в контексте

требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам, - формировать именно

такое мышление.

Урок физики, с его обязательной практической составляющей, - это идеальная

учебная модель производственного процесса. Здесь есть цель (измерить величину,

проверить закон), материалы и оборудование (ресурсы), последовательность операций

(технология) и результат (продукт). Превращая этот процесс из формального выполнения

инструкции в осмысленную деятельность по его оптимизации, мы воспитываем будущих

инженеров, технологов и ученых, мыслящих категориями эффективности и качества.

Метапредметный потенциал бережливых технологий

Интеграция Lean-подхода позволяет достичь следующих метапредметных

результатов:

- Регулятивные УУД: умение планировать деятельность с учетом оптимизации времени и

ресурсов, прогнозировать результаты, вносить коррективы в процесс.

- Познавательные УУД: развитие системного мышления, анализ причинно-следственных

связей (почему эксперимент не удался? где были потери времени?), выдвижение гипотез

по улучшению.

- Коммуникативные УУД: работа в команде по четко распределенным ролям, культура

конструктивной обратной связи, совместный поиск решений.

Практическая реализация: от теории к школьной практике

Система работы, рассчитанная на интеграцию в темы 7-9 классов:

Этап 1. Введение инструмента 5С на каждом уроке.

Это основа основ. Мы не просто «готовимся к работе», а организуем рабочее место по

принципам 5С:

1. Сортировка: на столе только необходимое для данной конкретной работы. Лишние

учебники, телефоны убраны.

2. Соблюдение порядка: каждый предмет (динамометр, линейка, брусок) имеет свое

постоянное, логичное и подписанное место на подносе или в контейнере.

3. Содержание в чистоте: по окончании работы учащиеся обязаны оставить стол в

идеальном порядке.

4. Стандартизация: все группы организуют свои рабочие зоны по единому, принятому в

классе стандарту.

5. Совершенствование: поощряются предложения от детей, как можно улучшить

организацию пространства или хранения оборудования.

Результат: повышается культура труда, сокращается время на подготовку и уборку,

снижается количество поломок оборудования.

Этап 2. Лабораторная работа как поток создания ценности.

Рассмотрим на примере классической работы «Измерение КПД наклонной плоскости» (8

класс).

Традиционный подход: ученики получают готовую инструкцию, выполняют ее шаг за

шагом, получают (часто - неверный) результат и забывают.

Подход с элементами Lean: перед началом работы мы вводим понятие «потока создания

ценности». Задача учащихся - не просто выполнить измерения, а провести их максимально

эффективно, минимизируя «потери».

Ход работы:

1. Картирование: учащиеся в группах рисуют схему своих действий: «установить

плоскость», «измерить длину», «взять брусок», «измерить силу» и т.д.

2. Анализ потерь: после первой попытки проведения эксперимента учитель задает

вопросы: «Где вы теряли время? Были ли движения без результата (например, поиск

груза)? Была ли неправильно собрана установка, что привело к браку (неверным данным)?

Пришлось ли вам переделывать замеры?».

3. Непрерывное улучшение: Группы предлагают способы оптимизации своего

«потока»: подготовить все грузы заранее, сделать шаблон для измерения высоты,

назначить ответственного за запись данных, чтобы остальные не отвлекались.

4. Повторение эксперимента: Работа выполняется второй раз, но по улучшенной,

собственноручно разработанной технологии.

5. Сравнение и рефлексия: Учащиеся сравнивают время выполнения, точность и

воспроизводимость результатов до и после улучшений. Они на собственном опыте видят

ценность организации труда.

Этап 3. Проект «Оптимизация школьного пространства»

Это итоговый проект, объединяющий знания по физике и принципы бережливости.

Задача: выявить потери (энергии, времени, материалов) в школьном пространстве и

предложить физически и экономически обоснованные решения.

Примеры проектных тем:

- «Разработка мер по снижению тепловых потерь в кабинете физики».

- «Анализ эффективности освещения в рекреации и предложения по его оптимизации».

- «Организация потока движения учащихся на перемене для снижения травмоопасности и

потери времени».

Выход проекта: ученики представляют не просто доклад, а «паспорт улучшения»,

включающий физические расчеты, карту процессов «как есть» и «как должно быть»,

оценку ресурсов для внедрения и ожидаемый эффект.

Ожидаемые образовательные результаты:

- предметные: более глубокое понимание физических законов через призму их

практического применения для решения реальных задач.

- метапредметные: сформированность навыков проектирования деятельности,

анализа и оптимизации процессов, работы в команде.

- личностные:

1) Формирование инженерного и рационального типа мышления.

2) Воспитание ответственности за результат своего труда и бережного отношения к

ресурсам.

3) Развитие инициативности и способности видеть возможности для улучшения в

окружающей среде.

Заключение

Бережливые технологии - это не модное слово, а действенный педагогический

инструмент. Они позволяют наполнить практическую часть курса физики глубоким

смыслом, выходящим далеко за рамки учебного предмета. Превращая лабораторную

работу в полигон для отработки навыков эффективной деятельности, мы не просто

выполняем требования ФГОС. Мы готовим кадровый резерв для страны - мыслящее,

инициативное поколение, способное не только усваивать знания, но и применять их для

реального преобразования и совершенствования жизни вокруг себя. И начинается этот

путь с грамотно организованного школьного стола.