Автор: Гарифуллина Айгуль Мидхатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад села Загородный
Населённый пункт: Стерлитамакский район, село Загородный
Наименование материала: учебная программа
Тема: Мир глазами детей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад № 94»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
ПРОГРАММА
по обучению детей 4 – 6 лет по живописи
«Мир глазами детей»
Составила:
Гарифуллина А.А.
Стерлитамак 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цель и задачи
Методы и приемы
Тематическое план (средняя группа)
Перспективный план
Тематическое план (старшая группа)
Перспективный план
Шкала уровней
Примерный комплект художественных материалов, инструментов и
оборудования
Список литературы
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всем известно, что готовность ребенка к школе определяется его
всесторонним развитием. Одно из важных задач всестороннего развития
является формирование творческой личности ребенка.
Для раскрытия детского творчества большое внимание оказывает
изобразительная деятельность, значение которой с точки зрения многолетней
практики педагогов, неоценимо. У детей формируется мыслительная
деятельность, глазомер, координация движений, художественный вкус, а
также осуществляется нравственное воспитание ребенка, воспитывается
дружелюбие, коммуникативность, чувство коллективизма, партнерские
отношения, взаимопомощь, сопереживание, умение радоваться достигнутому
результату за себя и за других. Умело созданная педагогом развивающая
среда дает возможность ребенку проявить самостоятельность при выборе
композиции, сюжета, художественных материалов и средств художественно-
образной выразительности. В процессе систематической работы у ребенка
вырабатывается оригинальность, вариативность, увлеченность, уверенность в
своих силах, эмоциональная открытость, раскрепощенность и повышается
самооценка.
В чем же актуальность данной программы? Дома дети заняты
компьютерными играми и в детском саду чаще всего изобразительная
деятельность не является приоритетным направлением в работе педагогов.
Предлагаемая программа поможет в организации дополнительных занятий,
проводимых во 2 половине дня, рассчитана на 4-6 летних детей (с учетом их
физических и психических особенностей), продолжительность занятий 25-30
минут, количество 2 раза в неделю, всего 32 занятия. В приложение к
программе указаны примерные пальчиковые игры и упражнения, которые
согласуются с темой и художественным образом.
Основная
цель
программы
–
направленное
и
последовательное
воспитание у детей эстетической культуры в целях
формирования
эстетического отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к
пониманию ценности художественной деятельности.
2. Способствовать проявлению у детей желания познавать искусство и
осваивать изобразительную деятельность.
3. Способствовать становлению позиции художника – творца, поддерживать
проявление
самостоятельности,
инициативности,
индивидуальности,
активизировать творческие проявления детей.
4. Стимулировать умение детей создавать работы по собственному замыслу,
стремление создавать выразительный оригинальный образ, планировать
деятельность, достигать качественного результата.
5. Побуждать детей к адекватной, самостоятельной и объективной оценке
результатов художественной деятельности (своей и других детей).
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
1.
Наглядные
- показ, демонстрация, рассматривание репродукций
картин, алгоритмов, наблюдения.
2.
Словесные
- художественное слово, беседа, вопрос - ответ, проблемные
вопросы, сочинительство, обсуждение, поощрение, анализ.
3.
Игровые
- пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные и
малоподвижные игры, сюрпризный момент, метод эмпатии.
4.
Практические
- упражнения, опыты, творческое
экспериментирование, моделирование, индивидуальная деятельность,
использование мультимедиа, компьютерные игры, экскурсия в
картинную галерею, организация необычных выставок детского
творчества.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(средняя группа)
Тема
Название
Кол-во занятий
Знакомство
с
работой студии
Вводное занятие
«Раскрась картинку»
1
Рисование
предметное
«Солнышко лучистое»
«Яблоко»
«Зонтик и дождик»
«Плюшевый мишка»
4
Рисование
по
представлению
«Падают, падают листья»
«Грибы на поляне»
«Вот какие ножки у сороконожки»
3
Рисование
декоративное
«Бочонок для меда»
(башкирские орнаменты)
«Лошадка» (дымка)
«Украсим платье для мамы»
«Красивая тарелочка»
«Перчатки для зайчат»
«Свитер для прогулки»
«Украсим кружку узором»
«Красивый ковер»
(растительный узор)
8
Нетрадиционное
рисование
«Цыпленок и одуванчик»
(тычок)
«Консервируем яблоки»
(штампы)
«Дерево» (рисование ладошкой)
«Цветы
на
поляне»
(по
мокрой
бумаге)
«Вот ежик – ни головы, ни ножек»
(рисование штрихом)
7
«Самолет и облака»
(рельефный трафарет)
«Цветы для мамы»
(мятая бумага)
Рисование
сюжетное
«Утенок плавает в пруду»
«Золотая рыбка»
«Домик для куклы»
«Автобус едет по дороге»
«Плывет, плывет кораблик»
«Котенок на лугу»
«В лесу родилась елочка»
«Веселый снеговик»
«Божья коровка на лугу»
9
Рисование по
замыслу
«Картинки для наших шкафчиков»
1
Всего:
32
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Тема
Цель
Материал
Тема: «Зонтик и
дождик».
Вызвать у детей эмоциональный
отклик, формировать умение
закрашивать, не выходя за границы
рисунка предложить дополнить
рисунок изображением дождя в виде
штрихов, воспитывать интерес к
окружающему миру.
Контурное
изображение
зонтика,
восковые мелки,
фломастеры.
«Солнышко
Лучистое».
Совершенствовать умение рисовать
округлые замкнутые формы, закрепить
навыки рисования кистью и красками:
вести по ворсу кисть, промывать,
Бумага белая,
акварельные
краски, кисти
мягкие,
набирать краску; развивать
эстетическое восприятие.
салфетки.
Рисование
пальчиками»
Кружка».
Расширить знакомство детей со
способом рисования пальчиками,
закрепить представление о форме,
расположении и размере частей
кружки, углубить из знания о посуде,
совершенствовать изобразительные
навыки и умения, моторику рук.
Контурное
изображение
кружки,
гуашевые
краски,
салфетки.
Рисование
восковыми
мелками с
использованием
рельефного
трафарета
«Самолет».
Упражнять детей в расположении
изображения на листе, рисовании
восковыми мелками, силе нажима при
рисовании, развивать моторику рук,
зрительный контроль за движением
руки; активизировать у детей
проявление эстетического отношения к
окружающему миру.
Листы
плотной
бумаги,
рельефные
трафареты
самолета,
восковые мелки.
«Падают, падают
листья».
Формировать умение рисовать дерево
простейшим способом: ствол и крона,
закрепить приём «примакивания»
кисти создавая образ осенних листьев,
использовать теплые в рисунке
(красный, желтый, оранжевый),
развивать эмоциональный отклик на
проявление красоты в окружающем
мире.
Бумага белая,
акварельные
краски, кисти,
салфетки.
«Яблоко».
Развивать умение рисовать предмет
круглой формы, располагая рисунок
крупным планом в центре места,
продолжать закреплять умение
закрашивать краской, не заходить за
Бумага белая,
акварельные
краски, кисти,
салфетки.
контур рисунка, создавать
выразительный образ предмета.
«Вот какие ножки
у сороконожки».
Формировать умение рисовать
сороконожку в виде кружочков,
соединенных между собой в цепочку,
прорисовать ножки в виде
вертикальных линий, развивать чувство
формы и ритма, поддерживать
стремление создавать выразительный
образ.
Бумага
белая,
цветные
карандаши,
восковые мелки,
фломастеры.
Рисование
восковыми
мелками и
акварелью
«Плывет, плывет
кораблик».
Формировать умение изображать
кораблик, передавая особенности
строения и внешнего вида, располагать
изображение в центре места, упражнять
в различении и назывании цветов,
совершенствовать навык работы с
восковыми мелками и акварелью,
развивать мелкую моторику пальцев
рук, зрительно-двигательную
координацию.
Бумага белая,
акварельные
краски,
восковые
мелки,
салфетки.
«Цветы для
мамы»
нетрадиционная
техника
рисования.
Развивать умение рисовать цветы,
используя нетрадиционную технику
(сжатая в комочек бумага), упражнять в
приеме примакивания комочка бумаги
к месту и получать интересный оттиск
образа
цветка, развивать творчество,
воображение, стимулировать желание
делать приятные подарки близким.
Гуашевые
краски, бумага
сжатая в
комочек,
восковые
мелки, листы
белой бумаги.
Рисование
Продолжать формировать у детей
умение изображать грибы, передавая
Бумага белая,
восковыми
мелками и
акварелью «Грибы
на полянке».
особенности их строения и внешнего
вида, располагать изображения цветов,
совершенствовать навык работы с
восковыми мелками и акварелью,
развивать мелкую моторику пальцев
рук, интерес к изобразительной
деятельности.
широкие кисти,
восковые
мелки,
акварельные
краски,
салфетки .
«Вот ёжик- ни
головы, ни
ножек»-
рисование
штрихом.
Развивать умение изображать образ
ёжика, прорисовать иголки короткими
прямыми линиями, побуждать детей
обогащать рисунок дополнительными
акцентами по своему желанию(елочка,
грибок, травка, солнышко),
воспитывать эстетическое отношение к
окружающему миру.
Тонированная
бумага в
зеленый цвет,
простые и
цветные
карандаши.
«Красивый
ковер».
Упражнять в рисование прямых
горизонтальных и вертикальных линий,
а также простейших узоров: кружочки,
точки, волнистые линии, вызвать
интерес детей к проявлению красоты в
окружающем мире, поддерживать
желание к самостоятельному
творчеству.
Бумага белая,
акварельные
краски,
салфетки.
«Цыплята и
одуванчики»
нетрадиционное
рисование.
Формировать умение создавать
монохромные композиции на цветном
фоне, обогатить возможности
модульного рисования- создать образы
цыплят и одуванчиков приёмом
«приманивания» (пальчиком, ватной
палочкой), развивать чувство цвета,
формы, мелкую моторику рук.
Бумага белая,
тычки,
гуашевые
краски,
восковые
мелки.
«Котенок».
Развивать умение рисовать котенка,
передавая его характерные
особенности внешнего вида (форму,
соотношение частей, цвет),
совершенствовать технику рисования
карандашом, зрительный контроль за
движениями рук, расширять умения и
навыки изображения, стимулировать и
поддерживать творчество детей.
Бумага белая,
цветные
карандаши,
фломастеры,
восковые
мелки.
«Красивая
тарелочка».
Развивать у детей интерес к
изобразительной деятельности,
продолжать знакомить их с разными
техниками и материалами,
совершенствовать изобразительные
умения и навыки, ориентировку на
месте, моторику рук, уточнить знания
детей о посуде, упражнять в рисование
узоров по кругу.
Бумага белая в
форме
круга,
краски,
кисти,
салфетки.
«Яблоко- спелое,
красное, сладкое»
(Нетрадиционное
рисование-
штампом).
Формировать умение рисовать яблоко
нетрадиционным способом- штампом,
показать возможность изображения
половинки яблока, а внутри зернышки,
развивать способность передавать
характерные особенности
художественного образа, потребность в
достижение качественного образа,
потребность в достижении
качественного результата, воспитывать
художественный вкус.
Бумага белая,
гуашевые
краски, штампы
из картофеля,
салфетки.
«Перчатки для
Вызвать желание нарисовать и
украсить перчатки для зайчат,
Бумага белая,
зайчат».
формировать точные графические
умения аккуратно и уверенно обводить
кисть руки, удерживая карандаш, не
отрывая его от бумаги;
совершенствовать технические навыки:
точность, ритмичность, плавность,
силу нажима карандаша; поощрить
самостоятельность и активность,
элементы творчества в выборе средств
выразительности.
цветные
карандаши,
восковые
мелки,
фломастеры,
штампы.
«Золотая рыбка».
Формировать умение рисовать рыбку
передавая её характерные особенности
(голова, туловище, хвост, плавники) и
передавать признаки необычности,
сказочности, применяя различные
средства выразительности- цвет,
движение, линию, форму; развивать
технические навыки владения
карандашом, совершенствовать
моторику.
Восковые
мелки, кисти,
салфетки.
«Елочка большая
и маленькая».
Развивать умение рисовать елочки
разной высоты, передавать
особенности их строения (прямой
ствол, наклонные ветки),
совершенствовать умение пользоваться
гуашевыми красками, проводить узкие
и широкие линии (концом кисти),
прививать интерес к окружающему
миру, умение оценивать результат
деятельности (своей, других детей),
поощрять стремление детей к
Гуашевые
краски,
салфетки.
совершенствованию навыков
рисования.
«Оденем куклу на
прогулку»
(украшение
силуэта шапочки
узором).
Формировать умение рисовать узор в
определенной последовательности,
чередуя прямые волнистые линии,
точки, кольца по цвету, величине,
развивать чувство ритма, побуждать к
творческой активности,
самостоятельности и инициативности
детей, воспитывать отзывчивость;
желание помочь игрушечным
персонажем.
Бумажные
силуэты
шапочек,
восковые
мелки,
фломастеры,
цветные
карандаши.
«Дерево»
(Нетрадиционное
рисование
ладошкой).
Помочь детям увидеть, что ладошка
может быть похожа на дерево и
воплотить воображение в рисунке,
закрепит графические умения
аккуратно обводить кисть руки на
бумаге карандашом,
совершенствовать навыки
закрашивания цветными карандашами.
Бумага белая,
простой
карандаш,
цветные
карандаши,
восковые
мелки.
«Лошадка»
Дымковская
роспись.
Познакомить детей с дымковской
росписью; дать представление о том,
что образы и узоры, и элементы взяты
человеком из природы, окружающего
мира, совершенствовать технические
навыки рисования концом кисти
большие и маленькие круги, точки,
мазки; чередовать узор, располагая его
вдоль туловища, шеи, ног
вертикальными рядами.
Дымковская
игрушка-
лошадка,
краски, мягкие
кисти,
салфетки,
силуэты
лошадок из
бумаги.
Развивать умение рисовать предметы
«Веселый
снеговик»
круглой формы, создавая образ
веселого снеговика, украшая его
нарядной шапочкой и шарфиком,
прививать инициативность, интерес к
экспериментированию, умение
самостоятельно выбирать средства
выразительности.
Бумага белая,
цветные
карандаши,
восковые
мелки,
фломастеры,
иллюстрации к
сказке.
«Плюшевый
мишка»
Побуждать детей создавать
выразительной образ игрушечного
мишки, учитывая пропорции строения;
познакомить с приёмом закрашивания
жесткой кистью, развивать мелкую
моторику, прививать интерес к
изобразительному искусству.
Белая бумага,
простой
карандаш,
краски, кисть
жесткая,
салфетки.
«Бочонок для
мёда»
(декоративное
рисование)
Познакомить детей с башкирским
декоративным орнаментом: ромб,
крест, полоски, зубчики, формировать
умение располагать простейшие
орнаменты на силуэте бочонка,
развивать чувство ритма, цвета,
воспитывать интерес к народной
культуре»
Силуэт бочонка,
краски,
кисти
мягкие,
салфетки.
«Цветы
на
полянке»
Рисование
по
мокрой бумаге.
Познакомить детей с новым приемом
рисования красками по мокрому листу,
развивать зрительно-двигательную
координацию, совершенствовать
изобразительные умения и навыки у
детей, воспитывать эмоционально-
эстетические чувства.
Плотные
альбомные
листы,
вода,
губки,
кисти
мягкие,
краски,
салфетки.
Формировать умение рисовать утенка,
«Утенок плавает в
пруду»
отражая характерные особенности
(голова, туловище, клюв и т.д.),
развивать чувство цвета, формы,
композиции; развивать желание
вносить в рисунок свои дополнения,
обогащая его содержание (солнышко,
облака), воспитывать
самостоятельность, уверенность,
инициативность).
Бумага белая,
гуашевые
краски,
восковые мелки,
кисти, салфетки.
«Украсим платье
для мамы»
Продолжать формировать умение
рисовать декоративные элементы
создавая красивые узоры: завитки,
волнистые и прямые линии, точки,
цветы, а также использовать в работе
готовые печатки, соблюдая ритм,
композицию рисунка, развивать
чувство цвета, воспитывать любовь к
дорогому человеку.
Силуэты
платьев,
восковые мелки,
цветные
карандаши,
печатки,
фломастеры.
«Божья коровка
на лугу»
Формировать умение передавать
характерные особенности лесной
поляны: сочная трава, цветы,
насекомые, упражнять в закрашивание
предметов, побуждать вносить
обогащая его содержание, прививать
интерес к природе, передавать в
рисунке своё настроение.
Бумага белая,
краски, кисти,
салфетки.
«Домик для
куклы»
Побуждать детей рисовать домик для
куклы, изображая его в форме
треугольника и квадрата, продолжать
совершенствовать навыки
закрашивания, самостоятельно
Бумага
белая,
краски,
кисти
мягкие,
салфетки,
выбирать цвет и вносить в рисунок
свои дополнения, развивать мелкую
моторику.
восковые мелки.
«Картинки для
наших
шкафчиков»
(рисование по
замыслу)
Создать условия для самостоятельного
творчества- рисовать предметную
картинку и обрамить в рамочку,
закрепить умение регулировать силу
нажима на карандаш, формировать
потребность в достижении
качественного результата, поощрять
стремление детей к
совершенствованию умений, прививать
интерес к изобразительному
творчеству.
Бумага
тонированная,
белая, краски,
карандаши,
восковые
мелки,
фломастеры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(старшая группа)
Тема
Название
Кол-во занятий
Диагностика
Картинки про лето
«Радуга-дуга»
2
Натюрморт
«Корзина с грибами»
«Дары осени»
«Подсолнухи»
«Астры в вазе»
«Ветка рябины»
«Еловая ветка»
6
Пейзаж
«Деревья в лесу»
«Золотые березки»
8
«Осень»
«Кто под дождиком промок?»
«Елочка красавица»
«Снежная семья»
«Зимний пейзаж»
«Новогодняя сказка»
Птицы
«Стайка воробышков»
«Летят перелетные птицы»
«Сказочная птица»
3
Нетрадиционное
рисование
«Разноцветные зонтики»
«Цвет неба»
«Листопад»
«Семья ежиков»
4
Декоративное
рисование
«Солнышко»
«Наш аквариум»
«Морозные кружева»
«Чудо-снежинки»
«Корона для Снегурочки»
5
Рисование человека
«Снегурочка»
«Веселый клоун»
2
Итоговое
Творческое рисование
«Осень»
«Новогодняя открытка»
2
Всего:
32
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Тема занятия
Задачи
Материал
«Картинки про
лето»
Создавать условия для отражения в
рисунке
летних
впечатлений.
Выявить
уровень
развития
цветные
(диагностика)
художественных
способностей,
владения
графическими
навыками,
наличие
творческого
воображения.
Подводить к описанию изображений
на рисунках.
карандаши
«Радуга-дуга»
(диагностика)
Уточнить знания детей о различных
свойствах красок, совершенствовать
технику
рисования
акварельными
красками (радуга), закрепить знания о
теплой и холодной цветовой гамме,
воспитывать
умение
и
желание
достигать желаемого результата в
своих работах.
акварельные
краски
«Корзина с
грибами»
(натюрморт)
Познакомить
детей
с
названием
жанра
живописи,
формировать
умение
создавать
«натюрморт»
композицию из грибов в корзине,
закреплять
представления
об
особенностях внешнего вида грибов,
развивать
чувство
формы
и
композиции, воспитывать интерес к
природе.
восковые
карандаши
«Дары осени»
(натюрморт)
Вызвать интерес к рассматриванию и
созданию
натюрмортов
многокрасочных,
красивых,
ярких;
способствовать
умению
детей
самостоятельно
определять
содержание
натюрморта,
его
композицию,
цветовую
гамму
предметов, закрепить название жанра
живописи «натюрморт», воспитывать
цветные и
восковые
карандаши
эстетическое отношение к природе в
окружающем мире.
«Подсолнухи»
Стимулировать
стремление
детей
создавать
выразительный
оригинальный
образ,
стараясь
достичь
качественного
результата,
развивать
умение
правильно
передавать
в
рисунке
строение
растения:
стебель,
листья,
сердцевина,
лепестки;
расширять
знания о значении этого растения для
человека.
акварельные
краски
«Астры в вазе»
(натюрморт)
Развивать умение детей изображать
предметы
с
натуры,
передовая
типичные
характерные
признаки
предметов, пропорции и взаимное
расположение
частей,
применяя
различные средства выразительности
–
цвет,
форму;
поддерживать
проявления
индивидуальности
ребенка,
воспитывать
умение
радоваться своим работам и работам
товарищей.
восковые
карандаши
«Ветка рябины»
(натюрморт)
Совершенствовать
умения
детей
создавать
изображение
с
натуры,
устанавливая
пропорциональные
отношения, и передовая их в работе,
передавать характерные особенности
строения листа рябины, развивать
умение подбирать сочетание красок
для создания выразительного образа,
акварельные
краски, ватные
палочки.
самостоятельно оценивать качество
выполненной работы.
«Разноцветные
зонтики»
(декоративное)
Стимулировать детей для создания
декоративного изображения в круге,
полукруге,
используя
ритм,
симметрию;
развивать
мелкую
моторику,
чувство
цвета,
формы,
композиции; творческие способности
детей.
пастель
«Цвет неба»
Инициировать
смешивание
детьми
красок
синей
и
белой
с
целью
получения оттенков, придумывая к
ним
интересные
образные
выражения,
упражнять
в
новом
способе изображения облаков свечой,
развивать
самостоятельность,
аккурат-ность, поощрять проявление
индивидуальности детьми.
гуашь, свечи
«Листопад»
Способствовать
умению
детей
отображать
в
рисунках
явления
природы, упражнять в новом способе
рисования
«по
–
мокрому»,
«пятнами»,
закреплять
названия
теплых тонов, воспитывать умение
качественно оценивать свои работы и
работы товарищей.
акварельные
краски,
силуэты
листьев,
простые
карандаши
«Семья ёжиков»
Способствовать
стремлению
детей
создать
выразительный
образ
при
изображении
животных
разного
размера.
упражнять
в
рисовании
кисточкой
разными
способами,
акварельные
краски,
кисточка
с
мягким ворсом
расширять знания детей о жизни
животных
в
лесу,
воспитывать
аккуратность, самостоятельность.
и
кисточка
с
жестким
ворсом
«Деревья»
(прорисовка
простым
карандашом)
Упражнять
детей
в
рисовании
лиственных
деревьев,
передавая
характерные особенности строения
ствола и кроны (березка, дубочек,
ивушка),
развивать
технические
навыки
рисования
простым
карандашом,
совершенствовать
изобразительные
умения,
воспитывать
терпеливость,
самостоятельность.
простые
карандаши
«Золотые
березки» (пейзаж)
Вызвать
у
детей
интерес
к
изображению
осенней
березки
по
мотивам лирических стихотворений,
формировать умение сочетать разные
изобразительные
техники
для
передачи характерных особенностей
золотой
кроны
и
стройного
белоснежного
ствола
с
тонкими
гибкими ветками, развивать чувство
цвета и композиции.
восковые
карандаши,
гуашь
«Осень в нашем
парке» (пейзаж)
Активизировать
и
продолжать
развивать
умение
детей
самостоятельно определять замысел
будущей
работы,
планировать
последовательность
выполнения,
доводить работу до конца, применять
разнообразные техники и материалы,
воспитывать
умение
адекватно
фломастеры,
простые
карандаши,
акварельные
краски,
восковые
карандаши
оценивать работы детей и свою.
«Кто под
дождиком
промок?»
Вызвать
интерес
к
созданию
выразительных образов (промокшие
под дождем животные), формировать
умение
продумывать
композицию
своего рисунка, используя, передний
и
задний
план,
дополнять
изображение
главных
образов
дополнительными
деталями:
грибочки, листочки, цветы, тучки,
зонтики,
насекомые
и
т.
д.,
воспитывать чувство сострадания к
животным.
пастель,
простые
карандаши
«Стайка
воробышков»
Совершенствовать
умение
детей
создавать изображение по памяти,
устанавливать
пропорциональные
отношения, передавать их в работе,
закреплять
навыки
раскрашивания
клюющих
воробышков
слабым
нажимом
карандаша
и
штрихами
разного характера, побуждать детей
обогащать содержание рисунка, внося
в него дополнения.
простой
карандаш,
фломастеры,
цветные
карандаши
«Летят
перелётные
птицы»
Создать ситуацию для изображения
эпизодов
из
знакомой
сказки,
передавать
несложные
движения
(утки
летят),
изменяя
статичное
положение частей тела (приподнятые
крылья), поощрять детей в желании и
умении воплощать в художественной
форме
свои
эстетические
восковые
карандаши,
фломастеры
переживания.
«Сказочная
птица»
Развивать
умение
детей
при
изображении
сказочного
образа
передавать
признаки
необычности,
сказочности,
применяя
различные
средства
выразительности
–
цвет,
движение,
форму,
упражнять
в
использовании
кисточек
разной
величины,
различные
цвета
и
оттенки, воспитывать аккуратность,
любовь и бережное отношение к
птицам.
акварельные
краски, кисти
разного
размера
«Солнышко»
(декоративное)
Продолжать
упражнять
детей
работать с сухой пастелью, развивать
цветовое
восприятие,
умение
замечать изменение цвета в природе,
создавать
различные
оттенки
желтого, воспитывать умение видеть
красоту окружающей природы.
пастель
«Нарисуй
картинку про
осень»
Совершенствовать
умение
детей
самостоятельно придумывать сюжет
рисунка,
определяя
главное
и
второстепенное, обратить внимание
на
композиционное
и
цветовое
решение,
развивать
эстетический
вкус,
воспитывать
любовь
к
окружающей природе.
по выбору
«Наш аквариум»
Продолжать
знакомить
детей
с
основными
свойствами
акварели,
упражнять, в умении передавать в
рисунке
не
только
формы
акварельные
краски,
пастель,
изображаемых
предметов,
но
и
пластику,
характер
движения
с
помощью
прорисовывания
мелких
деталей,
воспитывать
умение
адекватно
оценивать
выполненную
работу.
фломастеры,
гелевые ручки
«Морозные
кружева»
(декоративное)
Создать ситуацию для свободного
творческого
применения
разных
декоративных элементов (точка, круг,
завиток,
волнистая
линия…),
совершенствовать технику рисования
концом
кисти,
развивать
мелкую
моторику, активизировать творческие
проявления детей.
гуашь
«Чудо –
снежинки»
Формировать умение детей строить
узор
из
центра,
симметрично
располагать
элементы
узора
на
лучевых осях, использовать в узоре
разнообразные
прямые,
округлые
линии…, умело пользоваться кистью
(рисовать
концом,
вей
кистью,
свободно
двигать
в
разных
направлениях),
развивать
эстетический вкус, умение замечать
красоту явлений зимней природы.
гуашь нежных,
светлых
оттенков
«Еловая ветка с
игрушками»
Продолжить
работу
по
совершенствованию
техники
рисования с натуры, формировать
умение
детей
определять
размер
изображения
по
отношению
к
размеру листа, воспитывать интерес к
пастель
изобразительной деятельности.
«Корона для
Снегурочки»
(декоративное)
Создавать условия для украшения
головного
убора
декоративной
росписью,
развивать
умение
подбирать
гармоничные
цветосочетания
и
строить
узор,
чередуя
декоративные
элементы,
воспитывать художественный вкус.
фломастеры,
акварельные
краски (по
выбору)
«Снегурочка»
Совершенствовать
стремление
создавать
в
рисунке
образы
сказочных
героев,
используя
определенную
цветовую
гамму,
добиваться
соответствия
сюжета
рисунка
определенному
моменту
литературного
произведения,
закрепить название цветов холодной
гаммы,
воспитывать
интерес
к
изобразительному искусству.
гуашь,
восковые
карандаши
«Весёлый клоун»
Формировать
умение
детей
изображать
фигуру
человека
в
движении,
показывать
изменения
внешнего вида в связи с передачей
несложных
движений,
подбирать
контрастное
цветосочетание
в
соответствии
с
содержанием
и
характером
образа,
закреплять
приемы правильного закрашивания
изображения,
воспитывать
умение
радоваться своему творчеству.
цветные
карандаши,
простой
карандаш
«Новогодняя
Поддерживать
стремление
детей
изображать любимый объект разными
акварельные
ёлочка»
способами, развивать чувство цвета,
формы,
композиции,
глазомер,
технические навыки работы кистью,
вызвать
в
детях
положительное,
радостное настроение и эмоции.
краски
«Снежная семья»
Вызвать
желание
изображать
сказочных
персонажей,
соблюдая
пропорциональные
и
пространственные
отношения,
упражнять
в
свободном
владении
кистью, закрепить цвета холодной
гаммы,
развивать
фантазию
и
воображение.
гуашь,
фломастеры
«Зимний пейзаж»
Развивать у детей познавательный
интерес,
чуткость
к
восприятию
красоты зимнего пейзажа, обогащать
словарь
образной
лексикой,
упражнять
в
композиционном
освоении всего пространства листа,
воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
восковые
карандаши,
пастель
«Удивительная
новогодняя
сказка»
Углублять
представления
детей
о
зимнем
времени
года,
расширять
знания о праздниках, упражнять в
создании рисунка по предложенному
произведению,
вызвать
положительные радостные эмоции.
акварельные
краски, пастель
«Новогодняя
поздравительная
открытка»
Вызвать у детей желание создавать
нарядную
композицию,
самостоятельно
использовать
свои
умения,
формировать
умение
на выбор
придумывать композицию открытки,
украшать
открытку
«снежной
рамкой»,
воспитывать
самостоя-
тельность,
аккуратность,
желание
приносить радость своим близким.
ШКАЛА УРОВНЕЙ - СРЕДНЯЯ ГРУППА
Средний
.
Ребенок имеет представление о процессе создания изображения,
этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и
инструментах.
Владеет
техническими,
изобразительными
навыками
и
умениями, но создаваемый образ маловыразителен. Во время выполнения
работы иногда обращается за помощью к педагогу. Самостоятельно
оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей.
Высокий
.
Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом
включается в образовательные ситуации эстетической направленности,
любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и
самостоятельно. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего
мира и искусства
различает формы, размеры, цвета. Ребенок обладает
достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и
умениями, позволяющими создавать выразительные и интересные образы.
Проявляет
самостоятельность
и
творческую
инициативу.
В
процессе
собственной деятельности стремится создать выразительные и интересные
образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует
материалы.
ШКАЛА УРОВНЕЙ - СТАРШАЯ ГРУППА
Средний . Ребенок проявляет мало интереса к красоте в окружающем мире и
искусстве; в процессе восприятия произведений искусства не обращает
внимание на средства выразительности, рисует более охотно при поддержке
взрослого; творчества не проявляет, не испытывает удовлетворения от
полученного результата.
Высокий - ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в
окружающем миру и искусстве; проявляет исследовательское поведение,
инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе усвоения
искусства, обращает внимание на средства выразительности(цвет, линию,
ритм, композицию…), проявляет самостоятельность в процессе
продумывания и создания художественного образа, демонстрирует высокую
техническую грамотность, проявляет аккуратность и бережное отношение к
материалу.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ:
-
Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, А3
-
Кисти разных размеров
-
Краски гуашевые
-
Краски акварельные
-
Цветные и простые карандаши
-
Фломастеры
-
Пастель
-
Ватные палочки
-
Восковые мелки
-
Штампики
-
Трафареты
-
Аудиозаписи
-
М/медиа
-
Мольберты
-
Репродукции картин, иллюстрации
-
Алгоритмы поэтапного рисования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Климова Е.П. «Художественно – эстетическое развитие.
Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие
речи», Волгоград: Учитель, 2007.
2.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятия, методические рекомендации.
Старшая группа», М. «Карапуз-дидактика», 2007.
3.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятия, методические рекомендации.
Подготовительная группа», М. «Карапуз-дидактика», 2007.
4.
Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду:
Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре –
самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии», М.
«Карапуз», 2009.
5.
Павлова О.В. «Изобразительная деятельность и художественный
труд. Подготовительная группа: комплексные занятия», Волгоград:
Учитель, 2011.
6.
Павлова О.В. «Изобразительная деятельность и художественный
труд. Старшая группа: комплексные занятия», Волгоград: Учитель,
2010.
7.
Рыжова Н.В. «Развитие творчества детей 5 – 6 лет с ОНР», М. ТЦ
Сфера, 2009.
8.
Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников: Пособие для родителей и педагогов», М.
«Издательство АСТ», 2001.
9.
Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7
лет народным искусством», М. Мозаика – Синтез, 2005.
10.Штейнле Н.Ф. «Изобразительная деятельность. Разработк4а занятий.
Подготовительная группа», Волгоград, ИТД «Котофей», 2009.
Приложение
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Котик, котик, попляши!
Да хвостиком помаши!
Спрячь свои царапки
В мягонькие лапки.
* * *
Вот семечки!
Вот хлеба крошки!
Не бойтесь!
Клюйте из ладошки!
Но утки крошек не хотят,
На пруд ведут своих утят.
* * *
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Подбежать и потрясти
В теплом дождике кусты.
* * *
Захрустела льдинка,
А под ней вода.
Падает снежинка –
Легкая звезда.
* * *
Травка - муравка
Со сна поднялась,
Птица – синица
За зерно взялась,
Зайки – за капусту,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
* * *
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз – два – три – четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался странный звон –
Убежали мышки вон.
* * *
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи,
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
* * *
Листья падают, летят,
И шуршат, и шелестят,
В капюшонах застревают
И в кармашках у ребят.
Дети листья собирают
И букеты составляют.
Мамам отнесут букеты,
Теплой осени приветы.
* * *
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
- А что в кузовочке?
- Лесные грибочки.
Грибочки – груздочки
Для сына, для дочки.
* * *
Две больших сосны
Стояли рядом,
А меж ними
Елочка росла.
Две сосны
Подружку укрывали,
Чтоб вершинку
Ветры не сломали,
Чтоб красивой
Елочка была.
* * *
Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке.
Ой, солнышко – батюшка,
Угоди, угоди,
А землица – матушка,
Уроди, уроди.
* * *
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять!
* * *
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
* * *
Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели, посидели
И дальше полетели.
* * *
Улетела птица – мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки – птицы
Мамины гостинцы.
* * *
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!
* * *
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
* * *
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат – шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Ш-ш-ш.
* * *
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
* * *
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки!
* * *
Шарик мой воздушный,
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик, вернись!
* * *
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!
* * *
Снеговик на весну обижается,
Снеговик от тепла простужается,
У него, если нету мороза,
Капельки падают с носа.
* * *
Дуб растет в лесу могучий
Выше елки, выше тучи.
Ветер желуди сбивает,
Их зайчонок собирает.
Гладкие, блестящие,
В дело подходящие.
* * *
Вот она, елочка наша!
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех зеленей и пышней!
* * *
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом,
Налево сад,
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол –
Совсем неплохо вышел!