Автор: Королькова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Школа имени Пабло Неруды "
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: "Осенний пейзаж".
Рисование «Осенний пейзаж».
Цель: Создание условий для знакомства детей с сезонными изменениями в
природе через изобразительную деятельность.
Задачи:
1) Закреплять навык рисования ладошкой и пальцами.
2) Закреплять знания сезонных изменений природы.
3) Знакомить с новыми понятиями «листопад», «пейзаж».
4) Повторять знакомые цвета и учить их сочетать.
5) Развивать чувство композиции.
6) Развивать мелкую моторику рук.
7) Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
8) Формировать любовь к окружающей природе.
9) Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Материалы и оборудование:
— гуашь (жёлтая, красная, коричневая)
— альбомные листы с готовым фоном (голубое небо, оранжевая земля)
— блюдца для краски на каждом столе
— картина с изображением осеннего леса
— вырезанные листики из цветной бумаги по количеству детей в коробочке
— влажные салфетки.
Предварительная работа:
— наблюдения с детьми за деревьями и осенними листьями на прогулке;
— просматривание иллюстраций, альбомов по теме «осень»;
— чтение стихотворений и народного фольклора про «осень»;
— слушание классической музыки и пение песен об осени;
— фотовыставка «Золотое время» — выставка фото детей на прогулках и во
время игр и образовательной деятельности в детском саду в осенний период.
Ход занятия:
Дети сидят на коврике в кружочке, перед ними стоит мольберт с
иллюстрацией.
— Ребята, давайте посмотрим на картину и вспомним, что мы с вами знаем
об этом времени года. Скажите, какое время года изображено на картине? (-
Осень) А как вы об этом узнали, почему вы решили, что это осень? (-на
деревьях жёлтые листья) Правильно, ребята, это осенний лес, видите как
много деревьев.
Воспитатель читает стихотворение «Наступила осень» (А. Ерикеев).
— Листья висят на деревьях на веточках и лежат на земле, а когда листья
падают с деревьев, говорят «на улице листопад».
— Я сегодня, когда пришла в детский сад, нашла одну интересную
коробочку, она совсем не простая в ней подарки осени – «золотые листочки».
Воспитатель достаёт открытую коробочку с листьями из цветной бумаги.
— Давайте вместе поиграем с листочками? (дети соглашаются, воспитатель
раздаёт по одному листочку, дети встают на ноги)
Проводится подвижная игра «Листопад».
После подвижной игры дети с листьями в руках садятся на коврик в
кружочек.
— Листья очень лёгкие и поэтому когда на них дует ветер, они падают на
землю, давайте подуем на наши листики и посмотрим, как они падают.
Положите листочек на ладошку и тихонько подуйте на него. (Дети
выполняют условия игры, проделывая это действие несколько раз)
— Вот как наши листики далеко летят, посмотрите на картину, на земле
много листьев и под деревьями и там где деревьев нет. А вы знаете, как
называется картина, на которой изображена природа: деревья, цветы, река?
Такая картина называется «пейзаж». Это осенний лес и значит осенний
пейзаж, такие картины рисуют художники в мастерских. А вы хотите
превратиться в маленьких художников и нарисовать осенний пейзаж? (- Да)
Дети рассаживаются за столы, на которых для каждого ребёнка лежит
альбомный лист с готовым фоном, баночки с красной и жёлтой гуашью, в
блюдцах на каждом столе разведена коричневая гуашь, влажные салфетки
для рук.
Воспитатель объясняет ход работы, показывая пример способом «рука в
руке», помогая детям вспомнить уже знакомую технику рисования
ладошкой. Дети, обмакнув ладошку в коричневой краске, ставят отпечатки на
листе, так чтобы получились кустики (пальцы вверх, основание ладошки на
оранжевом фоне) – 2-3 отпечатка. Дети вытирают руки салфеткой. Затем
воспитатель показывает, как нарисовать листики. Обмакнув пальчик в
баночку с красной или жёлтой краской, ребёнок ставит отпечаток пальчика,
получая изображение листика. Воспитатель напоминает, что листья могут не
только лежать на земле или висеть на ветках, листья могут падать и
кружиться в воздухе, напоминает как дети дули на листики и как они падали,
поэтому листьями можно заполнять все пространство рисунка. Когда дети
закончили работу, снова вытирают руки салфеткой.
По окончанию работы проводится пальчиковая игра: «Осенью».
— Посмотрите, какие красивые у нас получились рисунки, вы настоящие
художники и мне было очень приятно рисовать вместе с вами. Все
художники, когда заканчивают свою работу, отправляют картины ни
выставку, давайте тоже устроим выставку в нашей группе, чтоб все знали,
что у нас тоже есть художники. (Дети соглашаются)