Автор: Данилов Максим Максимович
Должность: учитель труда и обизр
Учебное заведение: МБОУ "Шеинская СОШ-И им. М.Н.Анисимова
Населённый пункт: село Шея Сунтарский улус Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Чороон-символ богатства"
Муниципальное образовательное общеобразовательное учреждение
Шеинская средняя общеобразовательная школа-интернат им. М.Н.Анисимова
ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧОРООН»
( 5 – 11 классы)
Учитель: Данилов Максим Максимович
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта
общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает
личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его
творческого потенциала.
Направленность программы кружка «Чороон»:
1.
развитие творческих способностей детей;
2.
развитие креативного мышления;
3.
формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся
неповторимостью, оригинальностью.
Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный
материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять
сведения по работе с древесиной, металлом, картоном, а также по работе с другими
материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Актуальность
программы в том, что на современном этапе есть необходимость в
развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению
эффективности
труда.
Правильно
поставленная
работа
кружка
имеет
большое
воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и
гордости за свой труд, уважение к труду других.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что
она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.
Цель программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к
техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
1.
развитие
личностных
качеств
(активности,
инициативности,
воли,
любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и
образно-логического
мышления,
речи)
и
творческих
способностей
(основ
творческой
деятельности
в
целом
и
элементов
технологического
и
конструкторского мышления в частности);
2.
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о
взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов,
энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и
проектов;
3.
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение
видеть
положительные
и
отрицательные
стороны
технического
прогресса,
уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой
деятельности предшествующих поколений;
4.
овладение
детьми
элементарными
обобщенными
технико-технологическими,
организационно – экономическими знаниями;
5.
расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их
представление о профессиональной деятельности людей в различных областях
культуры, о роли техники в жизни человека.
Отличительные особенности данной программы кружка от уже существующих в том,
что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного
образования: 11-17 лет.
Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий:
Всего в год 34 занятия (68 часов).
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи
с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое
мышление, творческие способности;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией
Способы проверки: организация проектов, выставок работ.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах и выставках на школьном, районном
уровнях.
Содержание программы кружка «Чороон»
1.Тема занятия:
«Вводное занятие. Материалы и инструменты». Безопасность труда и
правила поведения в мастерской. Подготовка к выпиливанию.
Теория:
Материалы и инструменты сфере обработки конструкционных
материалов.
Практическая
часть:
Знакомство с видами материалов и инструментов. Безопасность
труда(приемы безопасной работы инструментами).
Подготовка к выпиливанию лобзиком (выпиловочный столик,
струбцина, лобзик, пилки, ключи. Способ закрепления и пиления.
2.Тема занятия:
«Графические знания и умения. Перенос силуэтов». Анализ изделий
из древесины и фанеры.
Теория:
Графические знания и умения.
Практическая
часть:
Составление чертежей, эскизов, технических рисунков будущих
изделий.
Теория:
Перенос силуэтов.
Практическая
часть:
Перенос силуэтов на фанеру с помощью копировальной бумаги.
Анализ изделий из древесины и фанеры .
3.Тема занятия:
«Чтение чертежей и выпиливание элементов чертежа.» Изготовление
деталей.
Теория:
Виды графической документации. Разметочные линии.
Практическая
часть:
Выполнение элементов чертежа. Чтение чертежей. Анализ чертежа и
сборочного чертежа. Изготовление деталей изделий.
Способы
обработки:
Ручная ( лобзики, ножовки , стамески, рашпили). Соблюдение
техники безопасности при работе с режущими инструментами
4.Тема занятия:
«Составление плана изготовления изделия. Работа с планом и
заготовками».
Теория:
Последовательность изготовления изделий.
Практическая
часть:
Работа по чертежам и эскизам. Работа с заготовками.
Способы
обработки:
Ручная ( лобзики, ножовки , стамески, рашпили). Соблюдение
техники безопасности при работе с режущими инструментами
5.Тема занятия:
«Приемы работы лобзиком, выжигателем, ножовкой, стамеской».
Практическая
часть:
Выпиливание. Выжигание. Пиление. Обработка заготовок стамеской.
Способы
обработки:
Ручная ( выжигатели, лобзики, ножовки , стамески).
6.Тема занятия:
«Перенос силуэтов. Разметка и резание заготовок ножовкой».
Теория:
Приемы переноса силуэтов на заготовки. Способы разметки
заготовок и приемы пиления.
Практическая
часть:
Перенос силуэтов на фанеру и разметка заготовок из древесины.
Способы
обработки:
Ручная (пиление).
7.Тема занятия:
«Приемы пиления лобзиком. Резание заготовок ножовкой».
Теория:
Повторение приемов пиления лобзиком и ножовкой.
Практическая
часть:
Пиление лобзиком и резание заготовок ножовкой.
Способы
обработки:
Ручная (пиление)
8.Тема занятия:
«Приемы пиления лобзиком деталей из фанеры и древесины».
«Подготовка деталей из древесины».
Теория:
Повторение темы пиления лобзиком. Способы обработки заготовок
из древесины
Практическая
часть:
Пиление лобзиком. Работа рашпилем, наждачной шкуркой.
Способы
обработки:
Ручная (пиление, обработка рашпилем, наждачной шкуркой).
9.Тема занятия:
«Выпиливание деталей из фанеры»
Теория:
Повторение о способах выпиливания деталей лобзиком.
Практическая
часть:
Выпиливание деталей изделий.
Способы
обработки:
Ручная (выпиливание).
10.Тема занятия:
«Основы развития творческих способностей. Выпиливание деталей
из фанеры, зачистка и подготовка деталей изделия».
Теория:
. Повторение приемов выпиливания лобзиком, способы зачистки
деталей и подготовка их к сборке.
Практическая
часть:
Выпиливание деталей из фанеры, зачистка и подготовка их к сборке.
Способы
обработки:
Ручная (пиление, зачистка) .
11.Тема занятия:
« Изготовление деталей из древесины и фанеры.
Теория:
Практическая
часть:
Изготовление деталей из фанеры и древесины.
Способы
обработки:
Ручная (пиление ножовкой, лобзиком).
12.Тема занятия:
«Изготовление деталей из фанеры и древесины».
Теория:
Способы изготовления деталей из фанеры и древесины.
Практическая
часть:
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы
обработки:
Ручная ( пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и обработка
наждачной шкуркой).
13.Тема занятия:
«Изготовление шаблонов». «Соединение заготовок».
Теория:
Назначение шаблонов.
Практическая
часть:
Изготовление шаблонов для художественной обработки изделий.
Способы
обработки:
Ручная (разметка, пиление, строгание, сверление и обработка
шлифовальной шкуркой).
14.Тема занятия:
«Изготовление деталей изделий».
Теория:
Анализ научно-фантастического произведения.
Практическая
часть:
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы
обработки:
Ручная (пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и стамеской).
15.Тема занятия:
«Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины».
Теория:
Повторение о роли научно-фантастического произведения в развитии
творческих способностей у учащихся.
Практическая
часть:
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы
обработки:
Ручная (пиление, строгание, сверление и обработка деталей
наждачной шкуркой).
16.Тема занятия:
«Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины».
Теория:
Повторение о способах обработки изделий и изготовление их из
конструкционных материалов.
Практическая
часть:
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы
обработки:
Ручная(пиление, строгание, сверление и отделка деталей наждачной
шкуркой, рашпилем).
17.Тема занятия:
«Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Теория:
Повторение о способах обработки конструкционных материалов.
Практическая
часть:
Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы
обработки:
Ручная (пиление, строгание, сверление и отделка наждачной
шкуркой, рашпилем.
18.Тема занятия:
«Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры».
Теория:
Выжигание как способ отделки деталей изделий из фанеры и
древесины.
Практическая
часть:
Выжигание контуров и силуэтов на деталях. Выпиливание деталей
заготовок.
Способы
обработки:
Ручная (пиление, выпиливание и выжигание).
19.Тема занятия:
Отработка приёмов работы на деревообрабатывающем станке.
Теория:
Точение деталей изделий «от простого к сложному».
Практическая
часть:
Точение древесины наружных поверхностей.
Способы
обработки:
Чистовая обработка ( напильником и наждачной шкуркой) .
20.Тема занятия:
Точение конических поверхностей.
Теория:
Отделка деталей изделий и подготовка к сборке.
Практическая
часть:
Отрезка заготовок.
Способы
обработки:
Обработка торцевых поверхностей
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
№
п/п
Тема занятий
Количество
часов
Дата
План
Факт
1
Вводное занятие. Материалы инструменты.
2
06.09
2
Безопасность труда и правила поведения в
мастерских.
2
13.09
3
Графические знания и умения перенос силуэтов.
2
20.09
4
Анализ изделий из древесины и фанеры.
2
27.09
5
Чтение чертежей и выполнение элементов чертежа.
2
04.10
6
Чтение чертежей и выполнение элементов чертежа.
2
11.10
7
Составление технологической карты изготовление
деталей.
2
18.10
8
Составление технологической карты изготовление
деталей.
2
25.10
9
Приемы работы лобзиком, выжигателем, ножовкой,
стамеской.
2
08.11
10
Приемы работы лобзиком выжигателем, ножовкой,
стамеской.
2
15.11
11
Перенос силуэтов, разметка и пиление заготовок
ножовкой.
2
22.11
12
Перенос силуэтов, разметка и пиление заготовок
ножовкой.
2
29.11
13
Приемы пиление лобзиком. Резание заготовок
ножовкой.
2
06.12
14
Приемы пиление лобзиком. Резание заготовок
ножовкой.
2
13.12
15
Приемы пиление лобзиком деталей из древесины.
2
20.12
16
Приемы пиление лобзиком деталей из фанеры.
2
27.12
17
Подготовка деталей из древесины.
2
10.01
18
Выпиливание деталей из фанеры.
2
17.01
19
Выпиливание деталей из фанеры, зачистка и
подготовка деталей изделия.
2
24.01
20
Изготовление деталей из дерева.
2
31.01
21
Изготовление деталей из фанеры.
2
07.02
22
Изготовление деталей из дерева.
2
14.02
23
Изготовление деталей из фанеры.
2
21.02
24
Основы развития творческих способностей.
2
28.02
25
Изготовление шаблонов.
2
07.03
26
Изготовление шаблонов.
2
14.03
27
Соединение заготовок из древесины.
2
21.03
28
Соединение заготовок из древесины.
2
04.04
29
Соединение деталей из фанеры.
2
11.04
30
Соединение деталей из фанеры.
2
18.04
31
Приемы выжигания силуэтов из фанеры.
2
25.04
32
Приемы выжигания силуэтов из фанеры.
2
02.05
33
Сборка изделий из фанеры.
2
16.05
34
Сборка изделий из древесины.
2
23.05
Итого
68