Напоминание

"Чороон-символ богатства"

Автор: Данилов Максим Максимович
Должность: учитель труда и обизр
Учебное заведение: МБОУ "Шеинская СОШ-И им. М.Н.Анисимова
Населённый пункт: село Шея Сунтарский улус Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Чороон-символ богатства"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное общеобразовательное учреждение

Шеинская средняя общеобразовательная школа-интернат им. М.Н.Анисимова

ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЧОРООН»

( 5 – 11 классы)

Учитель: Данилов Максим Максимович

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта

общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего

образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает

личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его

творческого потенциала.

Направленность программы кружка «Чороон»:

1.

развитие творческих способностей детей;

2.

развитие креативного мышления;

3.

формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся

неповторимостью, оригинальностью.

Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный

материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять

сведения по работе с древесиной, металлом, картоном, а также по работе с другими

материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.

Актуальность

программы в том, что на современном этапе есть необходимость в

развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению

эффективности

труда.

Правильно

поставленная

работа

кружка

имеет

большое

воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и

гордости за свой труд, уважение к труду других.

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что

она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.

Цель программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к

техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи:

1.

развитие

личностных

качеств

(активности,

инициативности,

воли,

любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и

образно-логического

мышления,

речи)

и

творческих

способностей

(основ

творческой

деятельности

в

целом

и

элементов

технологического

и

конструкторского мышления в частности);

2.

формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о

взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов,

энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и

проектов;

3.

воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение

видеть

положительные

и

отрицательные

стороны

технического

прогресса,

уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой

деятельности предшествующих поколений;

4.

овладение

детьми

элементарными

обобщенными

технико-технологическими,

организационно – экономическими знаниями;

5.

расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их

представление о профессиональной деятельности людей в различных областях

культуры, о роли техники в жизни человека.

Отличительные особенности данной программы кружка от уже существующих в том,

что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребенка.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного

образования: 11-17 лет.

Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа.

Продолжительность занятий:

Всего в год 34 занятия (68 часов).

Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам

самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и

материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой

деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой

деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов

выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении

коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи

с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом

информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с

исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в

основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое

мышление, творческие способности;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных

материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми

функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего

жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией

Способы проверки: организация проектов, выставок работ.

Формы подведения итогов: участие в конкурсах и выставках на школьном, районном

уровнях.

Содержание программы кружка «Чороон»

1.Тема занятия:

«Вводное занятие. Материалы и инструменты». Безопасность труда и

правила поведения в мастерской. Подготовка к выпиливанию.

Теория:

Материалы и инструменты сфере обработки конструкционных

материалов.

Практическая

часть:

Знакомство с видами материалов и инструментов. Безопасность

труда(приемы безопасной работы инструментами).

Подготовка к выпиливанию лобзиком (выпиловочный столик,

струбцина, лобзик, пилки, ключи. Способ закрепления и пиления.

2.Тема занятия:

«Графические знания и умения. Перенос силуэтов». Анализ изделий

из древесины и фанеры.

Теория:

Графические знания и умения.

Практическая

часть:

Составление чертежей, эскизов, технических рисунков будущих

изделий.

Теория:

Перенос силуэтов.

Практическая

часть:

Перенос силуэтов на фанеру с помощью копировальной бумаги.

Анализ изделий из древесины и фанеры .

3.Тема занятия:

«Чтение чертежей и выпиливание элементов чертежа.» Изготовление

деталей.

Теория:

Виды графической документации. Разметочные линии.

Практическая

часть:

Выполнение элементов чертежа. Чтение чертежей. Анализ чертежа и

сборочного чертежа. Изготовление деталей изделий.

Способы

обработки:

Ручная ( лобзики, ножовки , стамески, рашпили). Соблюдение

техники безопасности при работе с режущими инструментами

4.Тема занятия:

«Составление плана изготовления изделия. Работа с планом и

заготовками».

Теория:

Последовательность изготовления изделий.

Практическая

часть:

Работа по чертежам и эскизам. Работа с заготовками.

Способы

обработки:

Ручная ( лобзики, ножовки , стамески, рашпили). Соблюдение

техники безопасности при работе с режущими инструментами

5.Тема занятия:

«Приемы работы лобзиком, выжигателем, ножовкой, стамеской».

Практическая

часть:

Выпиливание. Выжигание. Пиление. Обработка заготовок стамеской.

Способы

обработки:

Ручная ( выжигатели, лобзики, ножовки , стамески).

6.Тема занятия:

«Перенос силуэтов. Разметка и резание заготовок ножовкой».

Теория:

Приемы переноса силуэтов на заготовки. Способы разметки

заготовок и приемы пиления.

Практическая

часть:

Перенос силуэтов на фанеру и разметка заготовок из древесины.

Способы

обработки:

Ручная (пиление).

7.Тема занятия:

«Приемы пиления лобзиком. Резание заготовок ножовкой».

Теория:

Повторение приемов пиления лобзиком и ножовкой.

Практическая

часть:

Пиление лобзиком и резание заготовок ножовкой.

Способы

обработки:

Ручная (пиление)

8.Тема занятия:

«Приемы пиления лобзиком деталей из фанеры и древесины».

«Подготовка деталей из древесины».

Теория:

Повторение темы пиления лобзиком. Способы обработки заготовок

из древесины

Практическая

часть:

Пиление лобзиком. Работа рашпилем, наждачной шкуркой.

Способы

обработки:

Ручная (пиление, обработка рашпилем, наждачной шкуркой).

9.Тема занятия:

«Выпиливание деталей из фанеры»

Теория:

Повторение о способах выпиливания деталей лобзиком.

Практическая

часть:

Выпиливание деталей изделий.

Способы

обработки:

Ручная (выпиливание).

10.Тема занятия:

«Основы развития творческих способностей. Выпиливание деталей

из фанеры, зачистка и подготовка деталей изделия».

Теория:

. Повторение приемов выпиливания лобзиком, способы зачистки

деталей и подготовка их к сборке.

Практическая

часть:

Выпиливание деталей из фанеры, зачистка и подготовка их к сборке.

Способы

обработки:

Ручная (пиление, зачистка) .

11.Тема занятия:

« Изготовление деталей из древесины и фанеры.

Теория:

Практическая

часть:

Изготовление деталей из фанеры и древесины.

Способы

обработки:

Ручная (пиление ножовкой, лобзиком).

12.Тема занятия:

«Изготовление деталей из фанеры и древесины».

Теория:

Способы изготовления деталей из фанеры и древесины.

Практическая

часть:

Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.

Способы

обработки:

Ручная ( пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и обработка

наждачной шкуркой).

13.Тема занятия:

«Изготовление шаблонов». «Соединение заготовок».

Теория:

Назначение шаблонов.

Практическая

часть:

Изготовление шаблонов для художественной обработки изделий.

Способы

обработки:

Ручная (разметка, пиление, строгание, сверление и обработка

шлифовальной шкуркой).

14.Тема занятия:

«Изготовление деталей изделий».

Теория:

Анализ научно-фантастического произведения.

Практическая

часть:

Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.

Способы

обработки:

Ручная (пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и стамеской).

15.Тема занятия:

«Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины».

Теория:

Повторение о роли научно-фантастического произведения в развитии

творческих способностей у учащихся.

Практическая

часть:

Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.

Способы

обработки:

Ручная (пиление, строгание, сверление и обработка деталей

наждачной шкуркой).

16.Тема занятия:

«Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины».

Теория:

Повторение о способах обработки изделий и изготовление их из

конструкционных материалов.

Практическая

часть:

Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.

Способы

обработки:

Ручная(пиление, строгание, сверление и отделка деталей наждачной

шкуркой, рашпилем).

17.Тема занятия:

«Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.

Теория:

Повторение о способах обработки конструкционных материалов.

Практическая

часть:

Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.

Способы

обработки:

Ручная (пиление, строгание, сверление и отделка наждачной

шкуркой, рашпилем.

18.Тема занятия:

«Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры».

Теория:

Выжигание как способ отделки деталей изделий из фанеры и

древесины.

Практическая

часть:

Выжигание контуров и силуэтов на деталях. Выпиливание деталей

заготовок.

Способы

обработки:

Ручная (пиление, выпиливание и выжигание).

19.Тема занятия:

Отработка приёмов работы на деревообрабатывающем станке.

Теория:

Точение деталей изделий «от простого к сложному».

Практическая

часть:

Точение древесины наружных поверхностей.

Способы

обработки:

Чистовая обработка ( напильником и наждачной шкуркой) .

20.Тема занятия:

Точение конических поверхностей.

Теория:

Отделка деталей изделий и подготовка к сборке.

Практическая

часть:

Отрезка заготовок.

Способы

обработки:

Обработка торцевых поверхностей

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности

п/п

Тема занятий

Количество

часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. Материалы инструменты.

2

06.09

2

Безопасность труда и правила поведения в

мастерских.

2

13.09

3

Графические знания и умения перенос силуэтов.

2

20.09

4

Анализ изделий из древесины и фанеры.

2

27.09

5

Чтение чертежей и выполнение элементов чертежа.

2

04.10

6

Чтение чертежей и выполнение элементов чертежа.

2

11.10

7

Составление технологической карты изготовление

деталей.

2

18.10

8

Составление технологической карты изготовление

деталей.

2

25.10

9

Приемы работы лобзиком, выжигателем, ножовкой,

стамеской.

2

08.11

10

Приемы работы лобзиком выжигателем, ножовкой,

стамеской.

2

15.11

11

Перенос силуэтов, разметка и пиление заготовок

ножовкой.

2

22.11

12

Перенос силуэтов, разметка и пиление заготовок

ножовкой.

2

29.11

13

Приемы пиление лобзиком. Резание заготовок

ножовкой.

2

06.12

14

Приемы пиление лобзиком. Резание заготовок

ножовкой.

2

13.12

15

Приемы пиление лобзиком деталей из древесины.

2

20.12

16

Приемы пиление лобзиком деталей из фанеры.

2

27.12

17

Подготовка деталей из древесины.

2

10.01

18

Выпиливание деталей из фанеры.

2

17.01

19

Выпиливание деталей из фанеры, зачистка и

подготовка деталей изделия.

2

24.01

20

Изготовление деталей из дерева.

2

31.01

21

Изготовление деталей из фанеры.

2

07.02

22

Изготовление деталей из дерева.

2

14.02

23

Изготовление деталей из фанеры.

2

21.02

24

Основы развития творческих способностей.

2

28.02

25

Изготовление шаблонов.

2

07.03

26

Изготовление шаблонов.

2

14.03

27

Соединение заготовок из древесины.

2

21.03

28

Соединение заготовок из древесины.

2

04.04

29

Соединение деталей из фанеры.

2

11.04

30

Соединение деталей из фанеры.

2

18.04

31

Приемы выжигания силуэтов из фанеры.

2

25.04

32

Приемы выжигания силуэтов из фанеры.

2

02.05

33

Сборка изделий из фанеры.

2

16.05

34

Сборка изделий из древесины.

2

23.05

Итого

68