Автор: Быкова Елена Викторовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ"Детский 100 сад о.в "
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект на тему " Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с творчеством АСПушкина"
Проект по ознакомления старших дошкольников с творчеством
А.С. Пушкина
Выполнила воспитатель высшей категории Быкова Е.В.
гМагнитогорск 2025г
Возраст: дети 5-6 лет.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательный, творческо-продуктивный.
Длительность: 2 недели (26.05.2025г – 08.06.2025г)
Итоговый продукт: творческая выставка по изо деятельности на тему «Сказки
АСПушкина».
Пояснительная записка
Актуальность.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души»
Современные дети — представители цифрового поколения.
Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус,
обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у
экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к
лицу. (Сьюзен Гринфилд, специалист в области физиологии мозга)
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме. Высокий уровень детской
преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками
информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители
проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко
захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения,
традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества
в будущем окажется сложной задачей. Наверстать упущенное практически невозможно.
Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном
учреждении. Поэтому, нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и
на плечи воспитателей. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ
зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача
дошкольного образования.
Решать эту задачу педагогам помогает чтение детям художественной литературы; чтение
сказок, поэзии, рассказов.
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке
ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
Огромными возможностями в воспитании детей имеет педагог, читающий детям
произведения АСПушкина.
Сказки АС Пушкина знакомят дошкольников с народным творчеством, историей и
традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов - трудолюбия,
доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и
жадности.
Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут
интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем
возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности,
как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!
Дети учатся сопереживать, понимают, что такое доброта, щедрость, сопереживать
понимают, что сопереживать вредит человеку.
Дети учатся красиво выражать свои мысли, пони мают красоту родного языка,
испытывают интерес к произведениям АСПушкина. Отличительными чертами сказок
Пушкина является их оптимизм, в них добро всегда побеждает зло. Кроме того, каждая
его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:
Например, сказка «О рыбаке и рыбке» показывает читателю, что нельзя быть
корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то
нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого
корыта.
Пушкин в своих сказках называет чувства. Современные дети не знают названия
чувств, из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть,
радость – горе... А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., а у Пушкина что ни
строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. «Поэзия Пушкина, в том числе и
его сказки, - пишет а у, - лучший воспитатель чувств». Обратим внимание на
содержащееся в сказках богатство словесных терминов, выражающих чувства в форме
существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость. Среди терминов читатель
найдёт и целую коллекцию разнообразных глаголов, передающих эмоциональное
состояния и их проявления: "вздуриться", "испугаться", "взмолиться", "дивиться",
"повиниться", "потешиться", "озлиться", "осердиться" и др. Чувства передаются автором
также посредством метафор ("грусть-тоска меня съедает"), восклицаний ("ах, и зарыдали
оба"), эпитетов ("с грустной думой на лице", "ласковое слово", "сварливая баба", "злая
доля", "изумлёнными глазами", "ободрённою душою"), сравнений ("а царица над
ребёнком, как орлица над орлёнком", "словно горькая вдовица", "выступает будто пава"),
обращений ("свет мой, зеркальце", "братцы вы мои родные", "ах ты, дитятко-девица!").
Каждое из выделенных слов и сочетаний может стать материалом для разговора с
читателями-детьми о сложной и многогранной сфере человеческих чувств...
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в
особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве
правды, победе добра над злом. Именно сказки помогают возрождать в людях духовность,
милосердие, гуманность. Чем раньше сказка коснется струн души ребенка, а не только
ума, тем больше гарантий, что «чувства добрые» возьмут в них верх над злыми.
Так что же в итоге значат для нас сказки А.С. Пушкина? Они отражают определенный
уклад жизни людей, крестьян, старинный быт, приметы, общение друг с другом. Под его
пером это не просто сказки, не литературное произведение, это - волшебный и
неповторимый мир, где оживают герои, которые воспитывают, поучают и помогают нам
по - другому взглянуть на жизнь. Именно поэтому сказки А.С. Пушкина так важны, они
учат нас верить в себя, в собственные силы, тому, что чудеса происходят не только
благодаря волшебству и колдовству - его можно творить своими руками и своим храбрым
сердцем. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память
детей, воспитывают нравственные стороны каждого читателя. Они всегда будут
интересны как взрослому, так и ребенку, и каждый сможет найти в них что-то важное для
себя.
Основания для разработки проекта;
Проведенный мониторинг среди детей и опрос родительской общественности
воспитанников нашего ДОУ показывает:
К 5- 6 годам практически у 75% детей недостаточно знаний о творчестве и
жизни великого русского классика А.С. Пушкина, они не понимают образный язык его
сказок, не умеют эмоционально откликаться на них.
70% родителей затрудняются в организации семейного чтения вообще, в том
числе сказок А.С. Пушкина
Решением данной проблемы стало создание проекта «Проект ознакомления старших
дошкольников с творчеством АС Пушкина»
Цель проекта:
Формирование интереса к классической русской литературе у
старших дошкольников через ознакомление с творчеством
А.С. Пушкина.
Задачи:
Познакомить детей с биографией великого русского поэта А.С. Пушкина;
Развивать эстетическое сознание ребёнка, приобщая его к восприятию
серьёзной высокой поэзии;
Способствовать формированию первоначальных представлений о
художественной образности и о системе выразительных средств литературы (сравнения,
метафоры, определения, эпитеты, рифмы, ритм и т.д.);
Способствовать развитию умения использовать услышанное в других видах
деятельности, развивать элементы творчества;
Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить
начатое до логического конца;
Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;
Инновационная направленность опыта состоит в изменении подходов к
содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.
Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-
ориентированным обучением. Проект позволяет интегрировать сведения из разных
областей для решения одной проблемы и применять их на практике.
Ожидаемый результат:
Группа будет пополнена дидактическим оснащением по теме «Ознакомление
дошкольников с произведениями АС Пушкина (книги, иллюстрации, игры)
У детей будет повышен интерес к сказкам А С Пушкина.
У детей пополниться словарный запас.
Разовьется мотивация красиво выражать свои мысли.
Дети начнут анализировать свои мысли, выражать эмпатию к окружающим.
Этапы реализации:
1 этап. Организационно -подготовительный.
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-
методического обеспечения.
Содержание:
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Подготовка программно-методического обеспечения
для реализации проекта.
Формы работы:
Самообразование. Анкетирование родителей и опрос детей о том, какие книги дома
читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина.
Подбор литературы, наглядного материала.
Пополнение
видеотеки
кейсом
по
данному
направлению
(фото,
иллюстрации,
презентации, аудио, мультфильмы)
Использование интернет – ресурсов.
2этап.Основной.
Цель: организация образовательной работы по ознакомлению старших дошкольников с
творчеством А.С. Пушкина.
Содержание: Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации.
Реализация проблемы через
активное внедрение продуктивной деятельности, художественного творчества в детскую
деятельность ознакомление с художественной литературой.
Приобщение к проблеме
в развивающей предметно-пространственной среде (создание условий для формирования
интереса
к
классической
художественной
литературе:
центр
творчества,
центр
продуктивной деятельности, информационные стенды, выставки)
Ознакомление в досуговой деятельности.
Решение проблемы во взаимодействии с родителями.
Формы работы:
Организованная образовательная деятельность
Беседы
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы различных жанров
Просмотр презентаций.
Игровая деятельность.
Рассматривание книг, иллюстраций, портретов А.С. Пушкина
Дидактические игры
Консультации, беседы, папки-передвижки для родителей
Слушание музыкальных произведений
Организация выставок
Досуговая деятельность.
Организованная образовательная деятельность
Речевое развитие
«Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»
«По страницам сказок А.С. Пушкина»
Художественно-эстетическое развитие
Пластилин графия «Сказка о рыбаке и рыбке»
Аппликация «Лебедь белая плывет»
Разукрашивание картинок по сказкам.
Конструирование «Град князя Гвидона»
Лепка «Белка песенки поет»
Конструирование из бумаги «Флот царя Салтана»
Беседы
Рассказ воспитателя «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости
«Твой любимый сказочный персонаж»
Этические беседы с детьми: по сказкам Конструирование из: «Не задавайся,
не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта»
«Что такое хорошо и что такое плохо в сказках Конструирование из
Беседа о зависти и злости
Формы реализации проекта в досуговой деятельности
Конкурс чтецов (отрывки из произведений А. С. Пушкина
Литературные посиделки «Там чудеса, там сказка бродит»
Формы реализации проекта в игровой деятельности
Дидактические игры
Создание подборки дидактических игр по сказкам А.С. Пушкина
«Угадай сказку по иллюстрации»
«Какой сказочный герой лишний?»
«Найди предметы из сказок Пушкина»
«Кого не стало?»
«Вспомни сказку
«Волшебные предметы»
Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»
Игра – пантомима «Изобрази ткачиху с поварихой»
Игра-задание «Придумай свой конец сказки»
Мимические этюды:
«Царица и зеркальце»
«Старуха бранит старика»
«Встреча князя Гвидона с царем Салтаном»
Речевые подвижные игры:
«Шмель»
«Подводное царство» эквиритмическая композиция (музыка К. Сен-Санса)
Игры на звукоподражание:
«Превращение князя Гвидона»
«Шум моря»
Игра-драматизация:
«У самого синего моря»
«Свет мой, зеркальце»
Формы реализации проекта
в продуктивной деятельности детей
Организация выставок детских работ
«Золотая рыбка» (пластилин графия)
«Лукоморье» (рисунки)
«Петушок» (рисунки)
Иллюстрирование отрывка из сказки «Золотая рыбка»
Формы реализации проекта посредством
музыкального образования
Слушание
Отрывок из оперы М Глинки «Руслан и Людмила»
«Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Формы работы с родителями
1.
Анкетирование
2.
Консультации
3.
Совместное пополнение развивающей предметно-пространственной среды
3 этап- Итоговый
Цель: осуществление рефлексии и определение дальнейших форм реализации проекта
Содержание: Анализ знаний и умений детей по теме проекта.
Анализ полученных знаний и
умений родителей, их интерес
к данной проблеме
Определение дальнейшей деятельности по формированию интереса к классической
русской литературе старших дошкольников
через ознакомление с творчеством А.С. Пушкина
Формы работы:
Итоговые беседы.
Развлечения, викторины. Корректировка перспективного плана.
Выявление знаний
В процессе изучения методической и педагогической литературы были обозначены
следующие критерии уровня знаний у старших дошкольников творчества А.С. Пушкина
1.
У детей появился интерес к классической художественной литературе.
2.
Сформировался необходимый минимум отображения, услышанного в
продуктивной деятельности.
3.
Ценностные качества
[2]
повысились.
Заключение
Входе реализации данного проекта образовательное пространство группы и ДОУ
пополнилось материалом согласно теме проекта. У детей повысился интерес к творчеству
А.С. Пушкина.
Список литературы:
1.
Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации
детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания
// Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.
2.
А.С. Пушкин. «Стихи и сказки» ЗАО «Издательский дом» Ридерс
Дайджест», 2002г.
3.
Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М.,
2008г.
4.
Лужкова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви
и красоте. Изд. Белый город, М., 2011г.
5.
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский
дом «Цветной мир».
6.
О.А. Воронкове «Добро пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург,
ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.
Приложение.
Фото.