Напоминание

Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Рахимова Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №153 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников

с ограниченными возможностями здоровья

Эффективность закладывания основ экологической культуры у детей

старшего

дошкольного

возраста

напрямую

связана

с

организацией

и

использованием

специально

созданной

предметно-развивающей

среды.

Учитывая

преобладание

наглядно-образного

и

наглядно-действенного

мышления в этом возрасте, такая среда становится источником обогащения

личного опыта и знаний об окружающем мире.

Созданное в группе пространство включает несколько функциональных

зон:

«Кладовая Лесовичка»: включает коллекции шишек, семян, плодов,

гербарии, а также натуральные экспонаты – старые гнёзда, перья, причудливые

коряги, чучело вороны, коллекции открыток и тематические игрушки.

Исследовательская лаборатория: оснащена микроскопом, глобусом,

картой Челябинской области с отображением флоры и фауны, календарём

погоды,

экологическими

знаками,

лупами,

измерительными

приборами,

ёмкостями для опытов, уличным и комнатным термометрами, кормушкой для

птиц,

инвентарём

для

ухода

за

растениями,

формами

для

льда.

Имеются

разнообразные

материалы

для

экспериментирования:

галька,

песок,

глина,

земля,

магниты,

деревянные

и

металлические

предметы,

пластмассовые

элементы, сахар, соль, мука.

Живой уголок: состоит из нескольких секций:

o

«Водная зона» с аквариумом, где обитают рыбки, улитки, водные

растения и болотная черепаха.

o

«Зона пустыни» со степной черепахой.

o

«Зона растений» с комнатными цветами.

o

«Зона теплиц» для выращивания зелени (лук, чеснок), рассады

цветов, овощей (томаты, перец), а также овса и салата для кормления черепах.

«Библиотека» – книжный уголок с соответствующей литературой.

«Картинная

галерея» с

репродукциями

пейзажей,

натюрмортов,

фотографиями, открытками и панно.

«Зона релаксации» для игр с песком и водой.

«Выставка» детских поделок из природного материала и творческих

работ.

«Игровая зона» для настольно-печатных игр.

Ключевое преимущество такого уголка природы – его доступность для

детей. Это позволяет им самостоятельно выбирать занятия по интересам, а

педагогу – выстраивать образовательный процесс с учётом индивидуальных

особенностей

каждого

ребёнка,

организовывая

длительные

наблюдения

за

живыми объектами, уход за ними и их выращивание.

Предметная среда помогает детям осознать:

1.

Принципиальное

отличие

живых

организмов

(растений

и

животных) от неживых предметов.

2.

Многообразие

животного

мира

и

различные

формы

его

взаимодействия со средой обитания.

3.

Неразрывную связь живого организма с условиями внешней среды.

4.

Особенности

приспособления

живых

существ

к

конкретным

элементам среды обитания.

В рамках работы разработаны перспективный план по формированию

экологической культуры, тематическое планирование встреч с родителями,

экологический

паспорт

дошкольного

учреждения,

а

также

методические

рекомендации для сотрудников и семей воспитанников.

Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ осуществляется

через весь педагогический процесс и включает следующие направления:

1.

Циклы наблюдений в уголке природы: за обитателями аквариума,

черепахами, комнатными растениями, за ростом зелени на подоконнике, за

срезанными ветками, за выращиванием корма для животных.

2.

Наблюдения

в

естественной

среде:

за

птицами

на

участке,

за

строительством гнёзд, за первоцветами, насекомыми, за цветущими растениями

в клумбах.

3.

Работа с календарём погоды.

4.

Трудовая деятельность в природе.

5.

Поисково-исследовательская деятельность.

6.

Участие в подкормке зимующих птиц.

7.

Рассматривание

дидактических

картинок,

иллюстраций,

репродукций о природе.

8.

Проведение экспериментов.

9.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

10.

Использование игровых обучающих ситуаций и дидактических,

словесных, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

11.

Сенсорное обследование объектов природы.

12.

Рассказы воспитателя, беседы, чтение художественной литературы

природоведческого характера.

13.

Проведение экологических досугов и праздников.

14.

Создание самодельных книг на экологические темы.

15.

Просмотр тематических слайд-шоу.

16.

Целевые прогулки на природу (по экологической тропе).

Познание

окружающего

мира

наиболее

эффективно

происходит

в

разнообразных

видах

деятельности:

игровой,

познавательно-

исследовательской, трудовой, коммуникативной, музыкально-художественной,

продуктивной, а также через восприятие художественной литературы.

Циклы наблюдений способствуют формированию у детей более полных

представлений о флоре и фауне. Результаты наблюдений дети фиксируют

доступными

им

способами.

Они

учатся

замечать

природные

явления

и

устанавливать

между

ними

причинно-следственные

связи

(например,

что

крупные снежные хлопья предвещают оттепель, а дождь при солнце может

привести к появлению радуги). Дети узнают народные приметы: большое

количество мошкары – к теплу, громкий щебет воробьёв – к оттепели.

Знакомство

с

миром

птиц

включает

различение

зимующих

(ворона,

сорока, воробей, голубь) и перелётных (снегирь, синица, свиристель, дрозд)

видов, наблюдение за птичьими следами на снегу.

В уголке природы дети учатся ухаживать за аквариумными рыбками и

черепахами, их поощряют помогать взрослым в заботе о питомцах.

Наблюдая за насекомыми, дети сравнивают их способы передвижения

(полёт, прыжки, ползание), узнают об особенностях их сезонной жизни и

местах обитания (муравейники, ульи), о важной роли насекомых в поддержании

природного баланса.

Расширяются знания о растениях: деревьях, кустарниках, травянистых

растениях, представителях лугов, лесов и садов, лесных ягодах и грибах,

комнатных

растениях.

Дети

знакомятся

с

вегетативными

способами

размножения растений. Углубляются представления о необходимых для жизни

растений

условиях,

о

взаимосвязях

в

окружающем

мире.

Формируется

понимание того, что человек – часть природы. В совместной деятельности со

взрослыми дети усваивают нормы культурного поведения в природе и социуме,

правила безопасности.

В группе ведётся календарь природы для ежедневного отслеживания

погодных явлений, что помогает закреплять знания о временах года и частях

суток.

Для создания более целостного представления о мире природы дети

знакомятся с пейзажами известных художников (И. Левитана, В. Серова, И.

Шишкина, И. Грабаря), с творчеством анималистов (Е. Чарушина, В. Ватагина)

и иллюстраторов (Ю. Васнецова, Е. Рычаева, И. Билибина, Т. Мавриной), а

также

с

мастерами

декоративно-прикладного

искусства,

черпающими

вдохновение в природе (лепка из глины, резьба по камню, работа с соломкой и

деревом).

Музыка, близкая и понятная детям с ранних лет, также служит средством

экологического

воспитаения.

Дети

слушают

песни

о

природе,

животных,

временах

года,

воплощают

образы

в

танце

(снежинки,

бабочки,

звери).

Способствуют эмоциональному восприятию и классические произведения (А.

Вивальди «Весна», С. Прокофьев «Дождь и радуга», Г. Свиридов «Дождь»).

Художественная

литература

помогает

формировать

эстетическое

отношение к действительности, учит понимать и ценить природу.

Знакомство с домашними и дикими животными, их повадками, питанием,

подготовкой

к

зиме

и

средой

обитания

способствует

формированию

практических навыков ухода за обитателями живого уголка и пониманию

ответственности человека за них.

Закрепление

знаний

происходит

через

рассматривание

иллюстраций,

рассказы

детей,

чтение,

отгадывание

загадок,

беседы,

театрализованные

постановки. Игры-драматизации, где дети имитируют животных, способствуют

речевому развитию, формированию коммуникативных навыков, активизации

психических процессов и созданию положительного эмоционального фона.

Дидактическая игра облекает обучающую задачу в привлекательную для

ребёнка форму. В работе использовались такие игры, как «Что лишнее?»,

«Хозяюшка»,

«Детки

на

ветке»,

«Зоологическое

домино»,

«Вершки

корешки», «Где чей дом?» и другие.

Опытно-исследовательская деятельность даёт детям естественнонаучные

представления. Они наблюдают за жизненным циклом растений, за таянием

снега в тепле, учатся делать выводы. В доступной форме обсуждается проблема

мусора, формируется желание поддерживать чистоту и понимание, что чистота

– залог здоровья. Дети учатся вторично использовать бросовый и природный

материал для творчества. Изучаются свойства песка, глины, земли, камней,

воды и воздуха, их значение в жизни человека и природы. Устанавливаются

связи

между

погодой,

растительным

миром

и

жизнью

людей.

Даются

начальные представления о космосе.

Трудовая

деятельность

развивает

у

детей

ответственность,

умение

доводить

дело

до

конца,

работать

в

коллективе,

договариваться.

Дети

участвуют в выращивании рассады, подготовке семян и земли к посадке,

пересадке растений в грунт,

уходе за ними (полив, рыхление, прополка),

наблюдают за цветением и сбором семян.

Формируются навыки культурного поведения в природе, расширяются

представления о правильном взаимодействии с растениями и животными. Дети

учатся одеваться по погоде, осознают важность здорового образа жизни.

В течение года проводилась коррекционная работа (индивидуальная и

фронтальная),

направленная

на

компенсацию

отклонений

в

психическом

развитии, коррекцию поведения и развитие внимания.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Работа с родителями является важным направлением в формировании

экологической

культуры

и

строится

как

непрерывный

процесс.

Была

разработана система сотрудничества, включающая определённое содержание,

методы, формы работы и создание условий для общения детей с природой.

На основе анкетирования определялись актуальные темы для встреч,

учитывался образовательный уровень и психологический климат в семье. Для

родителей был оформлен экологический стенд со статьями, стихами, загадками,

приметами,

словесными

играми.

В

статьях

поднимались

проблемы

экологического

воспитания,

приводились

интересные

факты

о

природе,

информация об экологической ситуации в городе, рекомендации по ЗОЖ,

советы по изготовлению поделок.

Информация

в

уголке

для

родителей

стимулировала

их

общение

с

педагогами. Давались краткие рекомендации, например, обращать внимание

детей

на

красоту

природы

во

время

прогулок,

что

развивает

кругозор,

любознательность и мышление без специально отведённого времени.

Проводились беседы и консультации на темы: «Войди в природу другом»,

«Взаимосвязь в природе», «Дидактические игры в экологическом воспитании»,

«Зелёная аптека», «Пожар – беда леса», «Сбережём воду», «Поможем птицам

зимовать» и другие.

На

консультации

по

использованию

художественной

литературы

родителям советовали предварительно читать книги самим, чтобы избежать

заучивания стихов, пропагандирующих неправильное поведение в природе

(сбор букетов, ловля насекомых и животных). Рекомендовалось делать с детьми

зарисовки, рассматривать иллюстрации.

Эффективной формой работы стал круглый стол «Воспитание доброты к

природе», который начинался с прослушивания записей рассказов детей о

своих питомцах. Беседы с родителями проводились дифференцированно: для

тех, чьи дети проявляют жестокость, и для тех, чьи дети равнодушны.

Родители активно участвовали в утренниках, развлечениях, выставках,

экологических акциях, экскурсиях, помогали в оснащении группы (живой

уголок, дидактические игры, литература).

Одной из результативных форм работы стал выпуск газеты «Лесовичок»

(1 раз в квартал) с правилами поведения в природе, призывами, фотографиями,

описанием

сезонных

изменений.

Регулярно

обновлялось

содержание

педагогических ширм.

Традиционным

стало

участие

семей

в

природоохранных

акциях

и

изготовлении

листовок

в

защиту

природы.

Проводились

тематические

родительские собрания.

Использовались домашние задания для детей и родителей: наблюдения,

зарисовки

впечатлений,

заготовка

природного

материала,

изготовление

поделок, гербариев, кормушек.

Анкетирование родителей помогло выявить наиболее предпочтительные

формы

взаимодействия

(консультации,

дни

открытых

дверей,

совместные

конкурсы), которые стали чаще использоваться в работе.

Таким образом, взаимодействие с семьями направлено на приобщение их

к экологическим проблемам и вовлечение в совместную с детским садом

работу.

Главная

цель

достичь

не

только

взаимодействия,

но

и

взаимопонимания.

Результаты

работы

показали

положительную

динамику

в

уровне

сформированности социально-экологических представлений у детей. Родители

осознали важность этой работы в семье в тесном контакте с дошкольным

учреждением.

Взаимосвязь со специалистами

В

работе

использовался

интегрированный

подход,

предполагающий

взаимодействие с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, музыкальным

руководителем,

инструктором

по

физическому

воспитанию

и

родителями.

Перспективное

планирование

экологического

воспитания

тесно

связано

с

годовым

планом

учителя-дефектолога,

а

планирование

праздников

и

развлечений – с темами экологического цикла.