Автор: Рахимова Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №153 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья
Эффективность закладывания основ экологической культуры у детей
старшего
дошкольного
возраста
напрямую
связана
с
организацией
и
использованием
специально
созданной
предметно-развивающей
среды.
Учитывая
преобладание
наглядно-образного
и
наглядно-действенного
мышления в этом возрасте, такая среда становится источником обогащения
личного опыта и знаний об окружающем мире.
Созданное в группе пространство включает несколько функциональных
зон:
«Кладовая Лесовичка»: включает коллекции шишек, семян, плодов,
гербарии, а также натуральные экспонаты – старые гнёзда, перья, причудливые
коряги, чучело вороны, коллекции открыток и тематические игрушки.
Исследовательская лаборатория: оснащена микроскопом, глобусом,
картой Челябинской области с отображением флоры и фауны, календарём
погоды,
экологическими
знаками,
лупами,
измерительными
приборами,
ёмкостями для опытов, уличным и комнатным термометрами, кормушкой для
птиц,
инвентарём
для
ухода
за
растениями,
формами
для
льда.
Имеются
разнообразные
материалы
для
экспериментирования:
галька,
песок,
глина,
земля,
магниты,
деревянные
и
металлические
предметы,
пластмассовые
элементы, сахар, соль, мука.
Живой уголок: состоит из нескольких секций:
o
«Водная зона» с аквариумом, где обитают рыбки, улитки, водные
растения и болотная черепаха.
o
«Зона пустыни» со степной черепахой.
o
«Зона растений» с комнатными цветами.
o
«Зона теплиц» для выращивания зелени (лук, чеснок), рассады
цветов, овощей (томаты, перец), а также овса и салата для кормления черепах.
«Библиотека» – книжный уголок с соответствующей литературой.
«Картинная
галерея» с
репродукциями
пейзажей,
натюрмортов,
фотографиями, открытками и панно.
«Зона релаксации» для игр с песком и водой.
«Выставка» детских поделок из природного материала и творческих
работ.
«Игровая зона» для настольно-печатных игр.
Ключевое преимущество такого уголка природы – его доступность для
детей. Это позволяет им самостоятельно выбирать занятия по интересам, а
педагогу – выстраивать образовательный процесс с учётом индивидуальных
особенностей
каждого
ребёнка,
организовывая
длительные
наблюдения
за
живыми объектами, уход за ними и их выращивание.
Предметная среда помогает детям осознать:
1.
Принципиальное
отличие
живых
организмов
(растений
и
животных) от неживых предметов.
2.
Многообразие
животного
мира
и
различные
формы
его
взаимодействия со средой обитания.
3.
Неразрывную связь живого организма с условиями внешней среды.
4.
Особенности
приспособления
живых
существ
к
конкретным
элементам среды обитания.
В рамках работы разработаны перспективный план по формированию
экологической культуры, тематическое планирование встреч с родителями,
экологический
паспорт
дошкольного
учреждения,
а
также
методические
рекомендации для сотрудников и семей воспитанников.
Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ осуществляется
через весь педагогический процесс и включает следующие направления:
1.
Циклы наблюдений в уголке природы: за обитателями аквариума,
черепахами, комнатными растениями, за ростом зелени на подоконнике, за
срезанными ветками, за выращиванием корма для животных.
2.
Наблюдения
в
естественной
среде:
за
птицами
на
участке,
за
строительством гнёзд, за первоцветами, насекомыми, за цветущими растениями
в клумбах.
3.
Работа с календарём погоды.
4.
Трудовая деятельность в природе.
5.
Поисково-исследовательская деятельность.
6.
Участие в подкормке зимующих птиц.
7.
Рассматривание
дидактических
картинок,
иллюстраций,
репродукций о природе.
8.
Проведение экспериментов.
9.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
10.
Использование игровых обучающих ситуаций и дидактических,
словесных, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
11.
Сенсорное обследование объектов природы.
12.
Рассказы воспитателя, беседы, чтение художественной литературы
природоведческого характера.
13.
Проведение экологических досугов и праздников.
14.
Создание самодельных книг на экологические темы.
15.
Просмотр тематических слайд-шоу.
16.
Целевые прогулки на природу (по экологической тропе).
Познание
окружающего
мира
наиболее
эффективно
происходит
в
разнообразных
видах
деятельности:
игровой,
познавательно-
исследовательской, трудовой, коммуникативной, музыкально-художественной,
продуктивной, а также через восприятие художественной литературы.
Циклы наблюдений способствуют формированию у детей более полных
представлений о флоре и фауне. Результаты наблюдений дети фиксируют
доступными
им
способами.
Они
учатся
замечать
природные
явления
и
устанавливать
между
ними
причинно-следственные
связи
(например,
что
крупные снежные хлопья предвещают оттепель, а дождь при солнце может
привести к появлению радуги). Дети узнают народные приметы: большое
количество мошкары – к теплу, громкий щебет воробьёв – к оттепели.
Знакомство
с
миром
птиц
включает
различение
зимующих
(ворона,
сорока, воробей, голубь) и перелётных (снегирь, синица, свиристель, дрозд)
видов, наблюдение за птичьими следами на снегу.
В уголке природы дети учатся ухаживать за аквариумными рыбками и
черепахами, их поощряют помогать взрослым в заботе о питомцах.
Наблюдая за насекомыми, дети сравнивают их способы передвижения
(полёт, прыжки, ползание), узнают об особенностях их сезонной жизни и
местах обитания (муравейники, ульи), о важной роли насекомых в поддержании
природного баланса.
Расширяются знания о растениях: деревьях, кустарниках, травянистых
растениях, представителях лугов, лесов и садов, лесных ягодах и грибах,
комнатных
растениях.
Дети
знакомятся
с
вегетативными
способами
размножения растений. Углубляются представления о необходимых для жизни
растений
условиях,
о
взаимосвязях
в
окружающем
мире.
Формируется
понимание того, что человек – часть природы. В совместной деятельности со
взрослыми дети усваивают нормы культурного поведения в природе и социуме,
правила безопасности.
В группе ведётся календарь природы для ежедневного отслеживания
погодных явлений, что помогает закреплять знания о временах года и частях
суток.
Для создания более целостного представления о мире природы дети
знакомятся с пейзажами известных художников (И. Левитана, В. Серова, И.
Шишкина, И. Грабаря), с творчеством анималистов (Е. Чарушина, В. Ватагина)
и иллюстраторов (Ю. Васнецова, Е. Рычаева, И. Билибина, Т. Мавриной), а
также
с
мастерами
декоративно-прикладного
искусства,
черпающими
вдохновение в природе (лепка из глины, резьба по камню, работа с соломкой и
деревом).
Музыка, близкая и понятная детям с ранних лет, также служит средством
экологического
воспитаения.
Дети
слушают
песни
о
природе,
животных,
временах
года,
воплощают
образы
в
танце
(снежинки,
бабочки,
звери).
Способствуют эмоциональному восприятию и классические произведения (А.
Вивальди «Весна», С. Прокофьев «Дождь и радуга», Г. Свиридов «Дождь»).
Художественная
литература
помогает
формировать
эстетическое
отношение к действительности, учит понимать и ценить природу.
Знакомство с домашними и дикими животными, их повадками, питанием,
подготовкой
к
зиме
и
средой
обитания
способствует
формированию
практических навыков ухода за обитателями живого уголка и пониманию
ответственности человека за них.
Закрепление
знаний
происходит
через
рассматривание
иллюстраций,
рассказы
детей,
чтение,
отгадывание
загадок,
беседы,
театрализованные
постановки. Игры-драматизации, где дети имитируют животных, способствуют
речевому развитию, формированию коммуникативных навыков, активизации
психических процессов и созданию положительного эмоционального фона.
Дидактическая игра облекает обучающую задачу в привлекательную для
ребёнка форму. В работе использовались такие игры, как «Что лишнее?»,
«Хозяюшка»,
«Детки
на
ветке»,
«Зоологическое
домино»,
«Вершки
—
корешки», «Где чей дом?» и другие.
Опытно-исследовательская деятельность даёт детям естественнонаучные
представления. Они наблюдают за жизненным циклом растений, за таянием
снега в тепле, учатся делать выводы. В доступной форме обсуждается проблема
мусора, формируется желание поддерживать чистоту и понимание, что чистота
– залог здоровья. Дети учатся вторично использовать бросовый и природный
материал для творчества. Изучаются свойства песка, глины, земли, камней,
воды и воздуха, их значение в жизни человека и природы. Устанавливаются
связи
между
погодой,
растительным
миром
и
жизнью
людей.
Даются
начальные представления о космосе.
Трудовая
деятельность
развивает
у
детей
ответственность,
умение
доводить
дело
до
конца,
работать
в
коллективе,
договариваться.
Дети
участвуют в выращивании рассады, подготовке семян и земли к посадке,
пересадке растений в грунт,
уходе за ними (полив, рыхление, прополка),
наблюдают за цветением и сбором семян.
Формируются навыки культурного поведения в природе, расширяются
представления о правильном взаимодействии с растениями и животными. Дети
учатся одеваться по погоде, осознают важность здорового образа жизни.
В течение года проводилась коррекционная работа (индивидуальная и
фронтальная),
направленная
на
компенсацию
отклонений
в
психическом
развитии, коррекцию поведения и развитие внимания.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Работа с родителями является важным направлением в формировании
экологической
культуры
и
строится
как
непрерывный
процесс.
Была
разработана система сотрудничества, включающая определённое содержание,
методы, формы работы и создание условий для общения детей с природой.
На основе анкетирования определялись актуальные темы для встреч,
учитывался образовательный уровень и психологический климат в семье. Для
родителей был оформлен экологический стенд со статьями, стихами, загадками,
приметами,
словесными
играми.
В
статьях
поднимались
проблемы
экологического
воспитания,
приводились
интересные
факты
о
природе,
информация об экологической ситуации в городе, рекомендации по ЗОЖ,
советы по изготовлению поделок.
Информация
в
уголке
для
родителей
стимулировала
их
общение
с
педагогами. Давались краткие рекомендации, например, обращать внимание
детей
на
красоту
природы
во
время
прогулок,
что
развивает
кругозор,
любознательность и мышление без специально отведённого времени.
Проводились беседы и консультации на темы: «Войди в природу другом»,
«Взаимосвязь в природе», «Дидактические игры в экологическом воспитании»,
«Зелёная аптека», «Пожар – беда леса», «Сбережём воду», «Поможем птицам
зимовать» и другие.
На
консультации
по
использованию
художественной
литературы
родителям советовали предварительно читать книги самим, чтобы избежать
заучивания стихов, пропагандирующих неправильное поведение в природе
(сбор букетов, ловля насекомых и животных). Рекомендовалось делать с детьми
зарисовки, рассматривать иллюстрации.
Эффективной формой работы стал круглый стол «Воспитание доброты к
природе», который начинался с прослушивания записей рассказов детей о
своих питомцах. Беседы с родителями проводились дифференцированно: для
тех, чьи дети проявляют жестокость, и для тех, чьи дети равнодушны.
Родители активно участвовали в утренниках, развлечениях, выставках,
экологических акциях, экскурсиях, помогали в оснащении группы (живой
уголок, дидактические игры, литература).
Одной из результативных форм работы стал выпуск газеты «Лесовичок»
(1 раз в квартал) с правилами поведения в природе, призывами, фотографиями,
описанием
сезонных
изменений.
Регулярно
обновлялось
содержание
педагогических ширм.
Традиционным
стало
участие
семей
в
природоохранных
акциях
и
изготовлении
листовок
в
защиту
природы.
Проводились
тематические
родительские собрания.
Использовались домашние задания для детей и родителей: наблюдения,
зарисовки
впечатлений,
заготовка
природного
материала,
изготовление
поделок, гербариев, кормушек.
Анкетирование родителей помогло выявить наиболее предпочтительные
формы
взаимодействия
(консультации,
дни
открытых
дверей,
совместные
конкурсы), которые стали чаще использоваться в работе.
Таким образом, взаимодействие с семьями направлено на приобщение их
к экологическим проблемам и вовлечение в совместную с детским садом
работу.
Главная
цель
–
достичь
не
только
взаимодействия,
но
и
взаимопонимания.
Результаты
работы
показали
положительную
динамику
в
уровне
сформированности социально-экологических представлений у детей. Родители
осознали важность этой работы в семье в тесном контакте с дошкольным
учреждением.
Взаимосвязь со специалистами
В
работе
использовался
интегрированный
подход,
предполагающий
взаимодействие с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, музыкальным
руководителем,
инструктором
по
физическому
воспитанию
и
родителями.
Перспективное
планирование
экологического
воспитания
тесно
связано
с
годовым
планом
учителя-дефектолога,
а
планирование
праздников
и
развлечений – с темами экологического цикла.