Напоминание

Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Губайдуллина Танзиля Гависовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №153 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста

«Без

памяти

мы

оставались

бы

существами

одного

мгновения.

Наше

прошедшее было бы недоступно для будущего. Настоящее бесследно исчезало

бы в прошлом». Это высказывание принадлежит известному ученому С.Л.

Рубинштейну и очень точно отражает огромную роль памяти как психического

процесса, без которого невозможно становление человеческой личности.

Детская психика в процессе своего развития не всегда успевает справляться

с

тем

объёмом

информации,

который

обрушивается

на

ребёнка

уже

в

дошкольные

годы.

Важнейшая

особенность

психической

деятельности

заключается

в

том,

что

отражение

внешних

воздействий,

закрепляясь

в

сознании,

постоянно

используется

в

дальнейшем

поведении.

Образы

окружающего мира не пропадают бесследно, а накапливаются, закрепляются и

образуют

разнообразные

связи.

Постепенное

усложнение

поведения

происходит именно благодаря накоплению такого индивидуального опыта.

Чтобы этот опыт не стал для ребёнка непосильной ношей, крайне важно

своевременно

и

грамотно

вооружить

его

механизмом,

позволяющим

оперативно

справляться

с

поступающими

данными,

систематизировать

и

применять их.

Память – это важнейшее психическое свойство, во многом определяющее

развитие индивидуальных личностных качеств.

Память человека не остаётся неизменной, она развивается на протяжении

жизни. С раннего детства этот процесс идёт по нескольким направлениям. Во-

первых, постепенно начинают функционировать аффективная (эмоциональная)

и механическая (двигательная) память, которые со временем дополняются и

замещаются

логической

и

образной.

Во-вторых,

непосредственное

запоминание преобразуется в опосредованное, предполагающее активное и

осознанное использование для запоминания и воспроизведения различных

мнемотехнических

приёмов

и

инструментов.

В-третьих,

непроизвольное

запоминание, преобладающее в раннем детстве, к старшему дошкольному

возрасту сначала дополняется, а затем и преобразуется в произвольное. Кроме

того,

сами

средства-стимулы

для

запоминания

также

развиваются

по

определённой

закономерности:

от

внешних

(например,

узелки

на

память,

зарубки,

использование

предметов,

записи)

к

внутренним

(речь,

чувства,

ассоциации,

представления,

мысли).

Центральная

роль

в

формировании

внутренних

средств

запоминания

принадлежит

речи,

которая

из

средства

общения постепенно превращается во внутренний инструмент мышления.

У дошкольников память по темпам развития опережает другие психические

процессы, происходит интенсивное накопление информации, формирование

необходимых для жизни умений и навыков. Помочь ребёнку справиться с этим

потоком, научить его приёмам запоминания и припоминания – важнейшая

задача взрослых. От того, насколько успешно ребёнок научится накапливать,

анализировать,

систематизировать

и

использовать

информацию,

зависит

развитие его способностей, успешность будущего обучения и, как следствие,

его дальнейшая самореализация.

Поэтому

для

эффективного

развития

детей

педагогу

необходимо

из

обширного материала отбирать игры, подходящие для конкретной группы

воспитанников, и включать их в свою работу.

Для развития произвольной памяти старших дошкольников я использую

следующие игры:

1. «Кто как выглядит»

(Развитие зрительной памяти)

Выбирается

ведущий-судья.

Игроки

делятся

на

две

команды.

Первая

команда внимательно наблюдает за внешним видом игроков второй. Вторая

команда на время выходит, а затем возвращается. Задача первой команды –

определить, что изменилось в облике игроков (новая заколка, расстёгнутая

пуговица, изменённая причёска, другой значок или обувь и т.п.). За каждый

верный

ответ

игрок

получает

балл.

Побеждает

набравший

наибольшее

количество баллов.

2. «Слова»

(Развитие логической и слуховой памяти, совершенствование запоминания)

Ребёнку предлагаются для запоминания пары слов (8-10), имеющие между

собой смысловую связь (например, «ужин – обед», «спичка – пожар»). После

однократного прочтения ребёнок должен их воспроизвести. Можно устроить

соревнование. Для развития механической памяти используются пары слов без

очевидной связи («огурец – игла», «горох – сито»). Рекомендуется использовать

знакомые ребёнку слова.

3. «Продуктовая база»

Выбираются

«директор

базы»

и

«директор

магазина».

Остальные

«продавцы».

«Директор

базы»

сообщает

«продавцу»

список

продуктов

(например:

«мороженое,

колбаса

"Докторская",

сыр

"Голландский",

чай

"Индийский",

молоко,

масло»).

«Продавец»

должен

запомнить

и

точно

передать список «директору магазина». Записывать нельзя. За каждый верно

названный продукт – балл. Побеждают набравшие больше баллов.

4. «Серая кошка, белая мышь»

Выбирается

ведущий.

Остальные

по

очереди

называют

различных

животных, птиц, рыб, растения, добавляя к названию характерный признак

(например,

«серая

кошка»,

«белая

мышь»,

«чёрная

ворона»).

Ведущий

фиксирует ответы. Затем каждый игрок по памяти воспроизводит все названные

варианты с признаками. За каждый правильный ответ

– балл. Побеждает

набравший наибольшее количество баллов.

5. «Кто лучше знает сказки»

Ведущий

называет

сказку

(например,

«Буратино»).

Игроки

должны

вспомнить и назвать как можно больше её героев (Мальвина, Пьеро, Карабас-

Барабас и др.). За каждого названного персонажа – балл. После нескольких

сказок подводятся итоги. Побеждает самый эрудированный.

6. «Кукольный домик»

(Развитие зрительной, моторной памяти и памяти на расположение)

На столе обустраивается кукольная комната с мебелью и предметами быта.

Ребёнок участвует в расстановке и запоминает её. Затем он выходит, а ведущий

вносит изменения в обстановку. Вернувшись, ребёнок должен определить, что

именно изменилось.

7. «Радуга»

(Развитие зрительной памяти, запоминание цвета и пространственного

расположения)

На столе в определённой последовательности выкладываются разноцветные

бумажные полоски (не более семи). Ребёнок запоминает порядок. Затем он

отворачивается,

а

ведущий

меняет

местами

некоторые

полоски.

Задача

восстановить исходную последовательность. Игра доступна даже тем, кто ещё

не знает названий цветов.

8. «Цифровые ряды»

(Развитие механической и слуховой памяти)

Детям зачитываются ряды цифр, постепенно увеличивающиеся в длине

(сначала 2 цифры, затем 3, 4, 5 и т.д.). Задача – повторить каждый ряд в точности

после прослушивания. Побеждает тот, кто сможет верно воспроизвести самый

длинный ряд.

9. «Что пропало?»

(Развитие зрительной памяти)

На

столе

выставляются

10-12

различных

предметов

(ластик,

кукла,

карандаш, кубик, ручка и др.). Дети в течение 30 секунд их рассматривают,

затем отворачиваются. Сначала ведущий убирает несколько предметов, и дети

должны назвать, чего не стало. Во второй раз ведущий меняет предметы

местами, а дети должны восстановить первоначальное расположение.

10. «Алфавит»

(Развитие механической и зрительной памяти)

Ведущий пишет на доске или листе ряд букв в определённом порядке.

Игроки

в

течение

минуты

запоминают

последовательность,

а

затем

воспроизводят

её

на

своём

листе.

За

каждую

верно

указанную

букву

в

правильной позиции

начисляется балл. Побеждает

участник с наилучшим

результатом.