Напоминание

"Организация событийных мероприятий в процессе патриотического воспитания дошкольников с ОНР".

Автор: Крысина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: "Патриотическое воспитание дошкольников с ТНР".
Тема: "Организация событийных мероприятий в процессе патриотического воспитания дошкольников с ОНР".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сохранение традиций и духовно-нравственных ценностей в детском саду: путь

к формированию личности

Россия — многонациональная страна, на территории которой проживает более 190

народов. У каждого региона есть богатое историческое прошлое, уникальные обычаи и

традиции, которые составляют уникальное культурное наследие всей страны.

В Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных

российских духовно-нравственных ценностей» подчёркивается важность сохранения

традиционных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение

граждан, передающихся из поколения в поколение. Эти ценности лежат в основе

гражданской

идентичности

и

единого

культурного

пространства,

укрепляют

общественное единство и находят своё отражение в духовном, историческом и

культурном развитии многонационального народа России.

К традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы

человека; патриотизм и гражданственность; служение Отечеству и ответственность за его

судьбу; высокие нравственные идеалы; крепкая семья; созидательный труд; приоритет

духовного над материальным; гуманизм, милосердие и справедливость; коллективизм,

взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений;

единство народов России.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на

разностороннее развитие ребёнка в дошкольном возрасте с учётом возрастных и

индивидуальных особенностей. Основой программы являются духовно-нравственные

ценности российского народа и национально-культурные традиции.

Опыт

работы

детского

сада

компенсирующего

вида,

где

большинство

воспитанников – дети с общим недоразвитием речи (ОНР), подтверждает необходимость

применения особых методов и подходов в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральная адаптированная программа подчёркивает

важность индивидуального подхода, предусматривающего адаптацию содержания и

методов обучения с использованием специальных способов подачи информации.

Таким образом, образовательный процесс организован так, чтобы информация

была не только доступной, но и интересной детям. Для этого используются разнообразные

формы

взаимодействия:

занятия,

беседы,

просмотры

видеоматериалов,

выставки,

викторины, экскурсии, а также совместные мероприятия с семьями воспитанников.

Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников — залог успеха в работе с

детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Главное здесь — открытость, уважение к

семейным ценностям и традициям, их учёт в образовательном процессе.

В группах реализуются разные формы взаимодействия: праздники, экскурсии,

волонтёрские и психологические акции, выставки, совместные творческие мероприятия с

родителями

сбор

фотографий,

тематические

проекты,

подготовка

угощений.

Информация о событиях регулярно публикуется в соцсетях и на официальном сайте

детсада.

Семья — это опора и источник безусловной любви, поддержка в радости и

трудностях. Для формирования у детей бережного отношения к своей семье и укрепления

родителей и детей в группе прошла интерактивная выставка семейных фотографий

«Счастливы вместе». Рассматривая фото, дети испытывали радость, а народные

пословицы помогали глубже понять ценности доброты, взаимопомощи и уважения.

Совместно с психологом на тренингах по песочной терапии родители и дети

проживали позитивные жизненные ситуации — отдых, походы, поездки. Семьи активно

участвовали в акциях «Мосты понимания», «Мамочка, любимая моя», «Здравствуй друг»,

что укрепляло их связи и поддерживало душевный настрой.

Особое внимание уделялось уважению к старшему поколению через проект

«Бабушка — мой лучший друг!». Выставка «Золотые руки наших бабушек», совместное

приготовление рецептов и творческие занятия с бабушками и внуками подарили много

тепла и радости. Итогом стал праздник «Вместе веселей» с чаепитием, письмами и

признаниями в любви.

Регулярная акция «Сказки перед сном» создает уют и помогает детям через добрые

истории учиться заботе, послушанию и уважению к близким.

Такое плодотворное взаимодействие с семьями формирует прочные нравственные

основы, поддерживает эмоциональную стабильность и развивает ребёнка всесторонне.

Акция «День добрых дел», стала настоящим уроком доброты и взаимопомощи. На

утреннем круге мы вместе с детьми обсуждали, что же такое добро. Ребята пришли к

важному выводу: сделать добро может каждый — достаточно просто захотеть. Помочь

друзьям в детском саду или дома, поддержать добрым словом, обратить внимание на тех,

кто нуждается — все это проявления добрых поступков.

Наш общий добрый шаг — уход за растениями в фойе детского сада. Дети с

большим увлечением протирали листья, опрыскивали их, рыхлили землю и мыли

поддоны. Работая вместе, они учились договариваться, слушать советы друг друга и

взрослых, проявляя заботу и ответственность. Мотивация проста и важна: помочь

взрослым, поддержать растения и создать красоту и порядок вокруг себя.

Эти добрые дела дети продолжили и дома — родители создавали условия для

развития навыков самостоятельности и участия в хозяйственных заботах. Родители

делились в соцсетях фотографиями своих маленьких помощников, а дети с радостью

рассказывали в группе о своих добрых поступках.

Поддерживая стремление детей приносить пользу, мы видим, как такие действия

формируют у малышей патриотизм созидателя — любовь и заботу о своей малой Родине,

ощущение ответственности за будущее страны и уверенность в её процветании.

В рамках проекта ДОУ «Подари добро птицам — сохрани экосистему родного

города!» к Дню Волонтёра мы познакомили детей с важностью волонтёрства. Совместно с

родителями ребята приняли участие в акции «Покормите птиц зимой» на территории

Дзержинского Дендрария. Они мастерили кормушки и готовили корм, чтобы поддержать

птиц в холодное время года. Цель мероприятия — пробудить в детях гуманизм, любовь к

природе и своей малой Родине, а также осознание важности добровольческого движения.

22 апреля, в День Матери Земли, с детьми провели беседу о бережном отношении к

природе: говорили о рациональном использовании ресурсов и раздельном сборе мусора.

Работа на садовом участке стала для детей живым примером заботы о земле.

Также в рамках патриотического воспитания при поддержке родителей дети

познакомились с Днями воинской славы России. Родители предоставили материалы о

родственниках, участниках Великой Отечественной войны, что сделало познание истории

Родины особенно трогательным и близким для малышей.

Все эти мероприятия не просто знакомят детей с добром, природой и историей, но

и формируют у них чувство ответственности, сопричастности к своему краю и стране,

воспитывая будущих граждан с активной жизненной позицией.

На занятии по знакомству с окружающим миром дети с большим интересом

слушали рассказ воспитателя и смотрели слайды презентации о подвиге жителей

блокадного Ленинграда, а также о тех, кто обеспечил прорыв и снятие блокады города.

Особой

гордостью

для

ребят

стало,

когда

Миша

Кузнецов

продемонстрировал

фотографию своего прадедушки, награждённого орденом Красной звезды за подвиг на

Ленинградском фронте.

В рамках утреннего круга, посвящённого Дню полного освобождения Ленинграда в

1944 году, дети слушали запись с голосом диктора центрального радио, который сообщал

о победе наших бойцов. Они смотрели слайды презентации и вспоминали своих

родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Позитивные эмоции,

которые вызвали эти события, нашли отражение в творческих индивидуальных работах на

тему «Наши защитники». В честь героев, спасших мир от войны, дети вырезали бумажные

салюты.

На спортивном развлечении «Аты-баты, шли солдаты», проведённом в преддверии

Дня защитника Отечества, ребята поздравили своих пап стихами, песнями и подарками,

сделанными своими руками. Это совместное мероприятие способствовало воспитанию

уважения к защите Родины, приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни и

развитию положительных эмоций от занятий физкультурой.

Участие в акциях «Окна Победы», «Рисуем Победу» и «Читаем о Победе» помогло

детям проявить первую социальную активность, приняв участие в значимых для нашей

страны событиях, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Рассказ о героях, в честь которых названы улицы родного города Дзержинска — Ситнове

В.Е., Самохвалове М.А., Галкине В.А., — познакомил детей с яркими примерами подвига

наших земляков.

Приобщая воспитанников к героическим страницам истории, мы формируем у них

чувство гордости за свою страну и народ.

Познавая культуру и обычаи родного края, дети учатся ценить место, где они

родились и выросли. Эта любовь к малой Родине формируется через знакомство с

уникальными традициями, особенностями быта и культурным наследием.

Посещение музея авторской игрушки «Растяпинская забава» в городе Дзержинске

Нижегородской

области

стало

еще

одним

мероприятием

в

рамках

работы

по

патриотическому воспитанию. Его создатель и руководитель, Василий Владимирович

Корнеев, провёл живой и увлекательный экскурс в историю села Растяпино — места,

откуда вырос современный город Дзержинск. Экспонаты музея — фигурки людей и

животных, стопки фотографий предков, предметы быта — погрузили детей в атмосферу

прошлого. Ярким моментом стала игра на балалайке Владимира Васильевича, под

которую ребята весело пустились в пляс.

Миниатюрные керамические игрушки, вылепленные руками Виктора Васильевича

и его учеников, изображают сцены из жизни растяпинцев: охоту, рыбалку, зимние забавы.

Эти уникальные работы помогают сохранить память о культуре и традициях нашего края.

Родители

воспитанников

главные

заказчики

нашей

работы.

Благодаря

сотрудничеству с социальными, образовательными и медицинскими учреждениями мы

создаём условия для всестороннего развития ребёнка. Такое сетевое взаимодействие

усиливает воспитательный эффект и укрепляет связь поколений.

В 2024–2025 учебном году в нашей группе продолжилась работа по изучению

культурного наследия России и мира в целом в рамках Всероссийского проекта

«Культурный Кот», начатая годом ранее педагогами вместе с воспитанниками и их

родителями.

Ежегодно 18 апреля во всём мире отмечают Международный день памятников и

исторических мест — день сохранения памяти о своей исторической Родине. Этот девиз

напоминает нам, что без прошлого нет будущего.

В преддверии этой даты дети с родителями и воспитателями посетили городской

краеведческий музей. Экскурсовод рассказала ребятам о том, как раньше называлась

местность, где сегодня находится Дзержинск, кто здесь жил и чем занимался.

Дети увидели исторические предметы быта и услышали увлекательные рассказы о

людях разных эпох, благодаря чему лучше узнали историю своего края.

Праздник Всемирного дня пирога пришёл к нам из США, хотя пироги с

разнообразными начинками и тестом пекут и любят во всех уголках мира. На Руси пироги

издавна считаются символом гостеприимства и семейного уюта. Провели весёлую

викторину «Угадай сказку, где есть пороги», которая помогла ребятам вспомнить

любимые сказочные истории. Завершилось мероприятие дружным чаепитием — пироги

испекли родители, и угощение получилось особенно вкусным и душевным.

Тесное взаимодействие детских садов с семьями воспитанников имеет решающее

значение. Уважение и поддержка семейных традиций создают доверительную атмосферу

и помогают интегрировать воспитание духовно-нравственных ценностей в повседневную

жизнь ребёнка. Регулярно организуются праздники, выставки, творческие проекты с

участием родителей, а для укрепления связи с обществом и популяризации опыта

педагоги активно взаимодействуют с социальными сетями и официальными сайтами

учреждений.

В итоге, системное сочетание национально-культурных традиций, современных

педагогических подходов и учёта семейных ценностей формируют у детей прочную

основу духовно-нравственного воспитания. Это способствует гармоничному развитию

личности, формированию чувства принадлежности к своей стране, народу и культуре.