Автор: Крысина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: "Патриотическое воспитание дошкольников с ТНР".
Тема: "Организация событийных мероприятий в процессе патриотического воспитания дошкольников с ОНР".
Сохранение традиций и духовно-нравственных ценностей в детском саду: путь
к формированию личности
Россия — многонациональная страна, на территории которой проживает более 190
народов. У каждого региона есть богатое историческое прошлое, уникальные обычаи и
традиции, которые составляют уникальное культурное наследие всей страны.
В Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и
укреплению
традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» подчёркивается важность сохранения
традиционных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение
граждан, передающихся из поколения в поколение. Эти ценности лежат в основе
гражданской
идентичности
и
единого
культурного
пространства,
укрепляют
общественное единство и находят своё отражение в духовном, историческом и
культурном развитии многонационального народа России.
К традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы
человека; патриотизм и гражданственность; служение Отечеству и ответственность за его
судьбу; высокие нравственные идеалы; крепкая семья; созидательный труд; приоритет
духовного над материальным; гуманизм, милосердие и справедливость; коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений;
единство народов России.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на
разностороннее развитие ребёнка в дошкольном возрасте с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей. Основой программы являются духовно-нравственные
ценности российского народа и национально-культурные традиции.
Опыт
работы
детского
сада
компенсирующего
вида,
где
большинство
воспитанников – дети с общим недоразвитием речи (ОНР), подтверждает необходимость
применения особых методов и подходов в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральная адаптированная программа подчёркивает
важность индивидуального подхода, предусматривающего адаптацию содержания и
методов обучения с использованием специальных способов подачи информации.
Таким образом, образовательный процесс организован так, чтобы информация
была не только доступной, но и интересной детям. Для этого используются разнообразные
формы
взаимодействия:
занятия,
беседы,
просмотры
видеоматериалов,
выставки,
викторины, экскурсии, а также совместные мероприятия с семьями воспитанников.
Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников — залог успеха в работе с
детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Главное здесь — открытость, уважение к
семейным ценностям и традициям, их учёт в образовательном процессе.
В группах реализуются разные формы взаимодействия: праздники, экскурсии,
волонтёрские и психологические акции, выставки, совместные творческие мероприятия с
родителями
—
сбор
фотографий,
тематические
проекты,
подготовка
угощений.
Информация о событиях регулярно публикуется в соцсетях и на официальном сайте
детсада.
Семья — это опора и источник безусловной любви, поддержка в радости и
трудностях. Для формирования у детей бережного отношения к своей семье и укрепления
родителей и детей в группе прошла интерактивная выставка семейных фотографий
«Счастливы вместе». Рассматривая фото, дети испытывали радость, а народные
пословицы помогали глубже понять ценности доброты, взаимопомощи и уважения.
Совместно с психологом на тренингах по песочной терапии родители и дети
проживали позитивные жизненные ситуации — отдых, походы, поездки. Семьи активно
участвовали в акциях «Мосты понимания», «Мамочка, любимая моя», «Здравствуй друг»,
что укрепляло их связи и поддерживало душевный настрой.
Особое внимание уделялось уважению к старшему поколению через проект
«Бабушка — мой лучший друг!». Выставка «Золотые руки наших бабушек», совместное
приготовление рецептов и творческие занятия с бабушками и внуками подарили много
тепла и радости. Итогом стал праздник «Вместе веселей» с чаепитием, письмами и
признаниями в любви.
Регулярная акция «Сказки перед сном» создает уют и помогает детям через добрые
истории учиться заботе, послушанию и уважению к близким.
Такое плодотворное взаимодействие с семьями формирует прочные нравственные
основы, поддерживает эмоциональную стабильность и развивает ребёнка всесторонне.
Акция «День добрых дел», стала настоящим уроком доброты и взаимопомощи. На
утреннем круге мы вместе с детьми обсуждали, что же такое добро. Ребята пришли к
важному выводу: сделать добро может каждый — достаточно просто захотеть. Помочь
друзьям в детском саду или дома, поддержать добрым словом, обратить внимание на тех,
кто нуждается — все это проявления добрых поступков.
Наш общий добрый шаг — уход за растениями в фойе детского сада. Дети с
большим увлечением протирали листья, опрыскивали их, рыхлили землю и мыли
поддоны. Работая вместе, они учились договариваться, слушать советы друг друга и
взрослых, проявляя заботу и ответственность. Мотивация проста и важна: помочь
взрослым, поддержать растения и создать красоту и порядок вокруг себя.
Эти добрые дела дети продолжили и дома — родители создавали условия для
развития навыков самостоятельности и участия в хозяйственных заботах. Родители
делились в соцсетях фотографиями своих маленьких помощников, а дети с радостью
рассказывали в группе о своих добрых поступках.
Поддерживая стремление детей приносить пользу, мы видим, как такие действия
формируют у малышей патриотизм созидателя — любовь и заботу о своей малой Родине,
ощущение ответственности за будущее страны и уверенность в её процветании.
В рамках проекта ДОУ «Подари добро птицам — сохрани экосистему родного
города!» к Дню Волонтёра мы познакомили детей с важностью волонтёрства. Совместно с
родителями ребята приняли участие в акции «Покормите птиц зимой» на территории
Дзержинского Дендрария. Они мастерили кормушки и готовили корм, чтобы поддержать
птиц в холодное время года. Цель мероприятия — пробудить в детях гуманизм, любовь к
природе и своей малой Родине, а также осознание важности добровольческого движения.
22 апреля, в День Матери Земли, с детьми провели беседу о бережном отношении к
природе: говорили о рациональном использовании ресурсов и раздельном сборе мусора.
Работа на садовом участке стала для детей живым примером заботы о земле.
Также в рамках патриотического воспитания при поддержке родителей дети
познакомились с Днями воинской славы России. Родители предоставили материалы о
родственниках, участниках Великой Отечественной войны, что сделало познание истории
Родины особенно трогательным и близким для малышей.
Все эти мероприятия не просто знакомят детей с добром, природой и историей, но
и формируют у них чувство ответственности, сопричастности к своему краю и стране,
воспитывая будущих граждан с активной жизненной позицией.
На занятии по знакомству с окружающим миром дети с большим интересом
слушали рассказ воспитателя и смотрели слайды презентации о подвиге жителей
блокадного Ленинграда, а также о тех, кто обеспечил прорыв и снятие блокады города.
Особой
гордостью
для
ребят
стало,
когда
Миша
Кузнецов
продемонстрировал
фотографию своего прадедушки, награждённого орденом Красной звезды за подвиг на
Ленинградском фронте.
В рамках утреннего круга, посвящённого Дню полного освобождения Ленинграда в
1944 году, дети слушали запись с голосом диктора центрального радио, который сообщал
о победе наших бойцов. Они смотрели слайды презентации и вспоминали своих
родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Позитивные эмоции,
которые вызвали эти события, нашли отражение в творческих индивидуальных работах на
тему «Наши защитники». В честь героев, спасших мир от войны, дети вырезали бумажные
салюты.
На спортивном развлечении «Аты-баты, шли солдаты», проведённом в преддверии
Дня защитника Отечества, ребята поздравили своих пап стихами, песнями и подарками,
сделанными своими руками. Это совместное мероприятие способствовало воспитанию
уважения к защите Родины, приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни и
развитию положительных эмоций от занятий физкультурой.
Участие в акциях «Окна Победы», «Рисуем Победу» и «Читаем о Победе» помогло
детям проявить первую социальную активность, приняв участие в значимых для нашей
страны событиях, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Рассказ о героях, в честь которых названы улицы родного города Дзержинска — Ситнове
В.Е., Самохвалове М.А., Галкине В.А., — познакомил детей с яркими примерами подвига
наших земляков.
Приобщая воспитанников к героическим страницам истории, мы формируем у них
чувство гордости за свою страну и народ.
Познавая культуру и обычаи родного края, дети учатся ценить место, где они
родились и выросли. Эта любовь к малой Родине формируется через знакомство с
уникальными традициями, особенностями быта и культурным наследием.
Посещение музея авторской игрушки «Растяпинская забава» в городе Дзержинске
Нижегородской
области
стало
еще
одним
мероприятием
в
рамках
работы
по
патриотическому воспитанию. Его создатель и руководитель, Василий Владимирович
Корнеев, провёл живой и увлекательный экскурс в историю села Растяпино — места,
откуда вырос современный город Дзержинск. Экспонаты музея — фигурки людей и
животных, стопки фотографий предков, предметы быта — погрузили детей в атмосферу
прошлого. Ярким моментом стала игра на балалайке Владимира Васильевича, под
которую ребята весело пустились в пляс.
Миниатюрные керамические игрушки, вылепленные руками Виктора Васильевича
и его учеников, изображают сцены из жизни растяпинцев: охоту, рыбалку, зимние забавы.
Эти уникальные работы помогают сохранить память о культуре и традициях нашего края.
Родители
воспитанников
—
главные
заказчики
нашей
работы.
Благодаря
сотрудничеству с социальными, образовательными и медицинскими учреждениями мы
создаём условия для всестороннего развития ребёнка. Такое сетевое взаимодействие
усиливает воспитательный эффект и укрепляет связь поколений.
В 2024–2025 учебном году в нашей группе продолжилась работа по изучению
культурного наследия России и мира в целом в рамках Всероссийского проекта
«Культурный Кот», начатая годом ранее педагогами вместе с воспитанниками и их
родителями.
Ежегодно 18 апреля во всём мире отмечают Международный день памятников и
исторических мест — день сохранения памяти о своей исторической Родине. Этот девиз
напоминает нам, что без прошлого нет будущего.
В преддверии этой даты дети с родителями и воспитателями посетили городской
краеведческий музей. Экскурсовод рассказала ребятам о том, как раньше называлась
местность, где сегодня находится Дзержинск, кто здесь жил и чем занимался.
Дети увидели исторические предметы быта и услышали увлекательные рассказы о
людях разных эпох, благодаря чему лучше узнали историю своего края.
Праздник Всемирного дня пирога пришёл к нам из США, хотя пироги с
разнообразными начинками и тестом пекут и любят во всех уголках мира. На Руси пироги
издавна считаются символом гостеприимства и семейного уюта. Провели весёлую
викторину «Угадай сказку, где есть пороги», которая помогла ребятам вспомнить
любимые сказочные истории. Завершилось мероприятие дружным чаепитием — пироги
испекли родители, и угощение получилось особенно вкусным и душевным.
Тесное взаимодействие детских садов с семьями воспитанников имеет решающее
значение. Уважение и поддержка семейных традиций создают доверительную атмосферу
и помогают интегрировать воспитание духовно-нравственных ценностей в повседневную
жизнь ребёнка. Регулярно организуются праздники, выставки, творческие проекты с
участием родителей, а для укрепления связи с обществом и популяризации опыта
педагоги активно взаимодействуют с социальными сетями и официальными сайтами
учреждений.
В итоге, системное сочетание национально-культурных традиций, современных
педагогических подходов и учёта семейных ценностей формируют у детей прочную
основу духовно-нравственного воспитания. Это способствует гармоничному развитию
личности, формированию чувства принадлежности к своей стране, народу и культуре.