Автор: Стрикаускас Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР - детский сад №12"
Населённый пункт: город Фокино, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №12» городского округа ЗАТО Фокино
«Формирование основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Стрикаускас О.М.
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Фокино, 2024 г.
«Формирование основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики
человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово
грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать в
детском
саду,
ведь
представления
о
деньгах
и
их
применении
начинают
формироваться у детей в дошкольном возрасте. Дети уже с раннего возраста
сталкиваются с миром денег. Они как губки впитывают в себя впечатления, знания,
стили поведения окружающих взрослых. 5-6 лет – это благоприятный период
дошкольного детства, когда с помощью различных приемов и методов можно
сформировать
такие
качества
как
бережливость,
ответственность,
честность,
трудолюбие, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму,
стремлению к наживе любой ценой.
Дети должны понять, что деньги - это не смысл жизни, а инструмент, которым
нужно научиться пользоваться. Приобщая дошкольников к финансовой грамотности,
мы помогаем ему стать самостоятельным, учим ценить свой и чужой труд, отличать
истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально-адаптированными людьми,
будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не
покажутся им беспросветной трагедией.
Дошкольники и финансовая грамотность - можно сравнить эти два понятия с
морем - чем дальше от берега, тем глубже и шире.
В группе дети продолжают играть в сюжетно-ролевую игру: «Магазин»,
«Парикмахерская», «Больница», «Кафе», где практикуются в счете денег, умении дать
сдачу, дать нужное количество денег, согласно заданной цене, обсуждают проблемные
ситуации, узнают о новых профессиях, учатся договариваться.
Так отрабатываются навыки обращения с деньгами, вычислительные навыки,
коммуникативные навыки, чувство товарищества и сопереживания.
Дети продолжают играть в настольно-печатные игры, игры с мячом, командные
игры, которые проходят в виде брейн-ринга, где у детей формируется и развивается
логическое мышление, чувство товарищества и сопереживания, дидактические игры
экономического содержания.
Настольная игра «Денежка. Без сдачи» знакомит ребенка со всеми
разновидностями монет РФ и учит рациональному использованию денег. В процессе
игры ребенок отточит навыки устного счета и логического мышления. Вначале
ребенок подбирает к каждой карточке необходимое количество монеток нужного
номинала. Игра постепенно усложняется, ребенок учится сравнивать стоимость товара
с суммой, превышающей стоимость товара, которую ему дает взрослый –покупатель
покупает товары , а потом и сам продает и дает сдачу.
(Просмотр видеоигры)
В рамках проекта познакомили детей с деньгами разных стран мира.
На начальном этапе работы над проектом планировалось организовать
экскурсию в банк города, однако благодаря продуктивной работе госпабликов (пост
«Формирование финансовой грамотности у детей» от 29.01.2024), работники
Примсоцбанка узнали о проводимом проекте по финансовой грамотности в нашем
ДОУ и сами явились инициаторами экскурсии в банк для детей нашей группы.
Информация о данной экскурсии также была освещена на официальных сайтах
учреждения 09.02.2024г.
Дети познакомились с профессиями кассира и инкассатора,
раскрыли тайну внутренностей банкомата – узнали, как в нем появляются
деньги,
узнали, как правильно снимать и класть деньги на карту,
какие есть специальные машинки для счета и проверки денежных купюр.
В конце экскурсии детям загадывали загадки, отвечая на которые дети
опирались на полученные знания. Приятным бонусом для детей стали подарки на
каждого ребенка.
В группе проводятся экономические викторины, загадывание загадок, загадок-
добавлялок, объяснение значения пословиц и поговорок, например:
Денег куры не клюют
Деньги любят счет.
Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Деньги на ветер бросать.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
С деньгами мил, без денег постыл
Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности - экономические
задачи. Необходимо не только дать правильный ответ, но и обосновать его.
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или
подгнившие
3. Где дороже стоит бутылка лимонада в пустыне или на севере
4. В двух магазинах продают огурцы: В одном магазине по 100 рублей за кг.,в другом-
по 120 рублей за кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее.
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 рублей за кг. К концу недели она
потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал.
Посоветуйте, что делать зайцам.
Пониманию
многих
экономических
явлений,
развитию
познавательного
интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в
значительной степени способствует сказка.
Сказка – это литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.
Любая сказка (народная или авторская) несет в себе большой образовательный и
воспитательный потенциал.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется
у него на многие годы. В любой сказке есть экономическая составляющая. Предлагаю
в этом убедиться.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя.
(колобок)
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда (репка)
3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом
копыта (золотая антилопа)
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из
драгоценного металла и что это за металл (курочка Ряба, золото)
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий
статус в обществе (Кот в сапогах)
6. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его братьям (три
поросенка)
7. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя (лисичка со
скалочкой)
8. Герои какой сказки, благодаря рациональному разделению труда, имели выгоду в
совместном сосуществовании (теремок)
9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли
получить доход (Вершки и корешки)
10. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать
выгодную покупку к своим именинам (Муха-Цокотуха)
11. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить
награду (Морозко, Крошечка -Хаврошечка, Царевна-лягушка)
Мы экранизировали с детьми сказку «ТЕРЕМОК на новый лад». Герои этой
сказки необычные звери - они предприниматели. Медведь – бизнесмен, торгующий
медом собственного производства и осуществляющий товарообмен (бартер) на
автомобили. Мышка работает в фирме «Вкусно и точка», Лиса –предприниматель-
парикмахер, Ежик – портной, Лягушка – торгует бытовой техникой. Один Волк не
любит работать и хочет добыть деньги обманным путем. Звери предлагают ему занять
должность охранника в теремке, чтобы жить и трудиться вместе.
Также продолжается работа с родителями - они принимают активное участие в
создании предметно-пространственной среды: изготовили банкомат, распечатали
купюры, изготовили дидактические игры, помогали в приобретении настольных игр,
атрибутов к сказке.
(Просмотр фрагментов сказки на видео)