Напоминание

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Стрикаускас Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР - детский сад №12"
Населённый пункт: город Фокино, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №12» городского округа ЗАТО Фокино

«Формирование основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Стрикаускас О.М.

Воспитатель первой квалификационной категории

г. Фокино, 2024 г.

«Формирование основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики

человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово

грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать в

детском

саду,

ведь

представления

о

деньгах

и

их

применении

начинают

формироваться у детей в дошкольном возрасте. Дети уже с раннего возраста

сталкиваются с миром денег. Они как губки впитывают в себя впечатления, знания,

стили поведения окружающих взрослых. 5-6 лет – это благоприятный период

дошкольного детства, когда с помощью различных приемов и методов можно

сформировать

такие

качества

как

бережливость,

ответственность,

честность,

трудолюбие, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму,

стремлению к наживе любой ценой.

Дети должны понять, что деньги - это не смысл жизни, а инструмент, которым

нужно научиться пользоваться. Приобщая дошкольников к финансовой грамотности,

мы помогаем ему стать самостоятельным, учим ценить свой и чужой труд, отличать

истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально-адаптированными людьми,

будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не

покажутся им беспросветной трагедией.

Дошкольники и финансовая грамотность - можно сравнить эти два понятия с

морем - чем дальше от берега, тем глубже и шире.

В группе дети продолжают играть в сюжетно-ролевую игру: «Магазин»,

«Парикмахерская», «Больница», «Кафе», где практикуются в счете денег, умении дать

сдачу, дать нужное количество денег, согласно заданной цене, обсуждают проблемные

ситуации, узнают о новых профессиях, учатся договариваться.

Так отрабатываются навыки обращения с деньгами, вычислительные навыки,

коммуникативные навыки, чувство товарищества и сопереживания.

Дети продолжают играть в настольно-печатные игры, игры с мячом, командные

игры, которые проходят в виде брейн-ринга, где у детей формируется и развивается

логическое мышление, чувство товарищества и сопереживания, дидактические игры

экономического содержания.

Настольная игра «Денежка. Без сдачи» знакомит ребенка со всеми

разновидностями монет РФ и учит рациональному использованию денег. В процессе

игры ребенок отточит навыки устного счета и логического мышления. Вначале

ребенок подбирает к каждой карточке необходимое количество монеток нужного

номинала. Игра постепенно усложняется, ребенок учится сравнивать стоимость товара

с суммой, превышающей стоимость товара, которую ему дает взрослый –покупатель

покупает товары , а потом и сам продает и дает сдачу.

(Просмотр видеоигры)

В рамках проекта познакомили детей с деньгами разных стран мира.

На начальном этапе работы над проектом планировалось организовать

экскурсию в банк города, однако благодаря продуктивной работе госпабликов (пост

«Формирование финансовой грамотности у детей» от 29.01.2024), работники

Примсоцбанка узнали о проводимом проекте по финансовой грамотности в нашем

ДОУ и сами явились инициаторами экскурсии в банк для детей нашей группы.

Информация о данной экскурсии также была освещена на официальных сайтах

учреждения 09.02.2024г.

Дети познакомились с профессиями кассира и инкассатора,

раскрыли тайну внутренностей банкомата – узнали, как в нем появляются

деньги,

узнали, как правильно снимать и класть деньги на карту,

какие есть специальные машинки для счета и проверки денежных купюр.

В конце экскурсии детям загадывали загадки, отвечая на которые дети

опирались на полученные знания. Приятным бонусом для детей стали подарки на

каждого ребенка.

В группе проводятся экономические викторины, загадывание загадок, загадок-

добавлялок, объяснение значения пословиц и поговорок, например:

Денег куры не клюют

Деньги любят счет.

Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Деньги на ветер бросать.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

С деньгами мил, без денег постыл

Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности - экономические

задачи. Необходимо не только дать правильный ответ, но и обосновать его.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или

подгнившие

3. Где дороже стоит бутылка лимонада в пустыне или на севере

4. В двух магазинах продают огурцы: В одном магазине по 100 рублей за кг.,в другом-

по 120 рублей за кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее.

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 рублей за кг. К концу недели она

потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал.

Посоветуйте, что делать зайцам.

Пониманию

многих

экономических

явлений,

развитию

познавательного

интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в

значительной степени способствует сказка.

Сказка – это литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.

Любая сказка (народная или авторская) несет в себе большой образовательный и

воспитательный потенциал.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется

у него на многие годы. В любой сказке есть экономическая составляющая. Предлагаю

в этом убедиться.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя.

(колобок)

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда (репка)

3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом

копыта (золотая антилопа)

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из

драгоценного металла и что это за металл (курочка Ряба, золото)

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий

статус в обществе (Кот в сапогах)

6. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его братьям (три

поросенка)

7. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя (лисичка со

скалочкой)

8. Герои какой сказки, благодаря рациональному разделению труда, имели выгоду в

совместном сосуществовании (теремок)

9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли

получить доход (Вершки и корешки)

10. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать

выгодную покупку к своим именинам (Муха-Цокотуха)

11. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить

награду (Морозко, Крошечка -Хаврошечка, Царевна-лягушка)

Мы экранизировали с детьми сказку «ТЕРЕМОК на новый лад». Герои этой

сказки необычные звери - они предприниматели. Медведь – бизнесмен, торгующий

медом собственного производства и осуществляющий товарообмен (бартер) на

автомобили. Мышка работает в фирме «Вкусно и точка», Лиса –предприниматель-

парикмахер, Ежик – портной, Лягушка – торгует бытовой техникой. Один Волк не

любит работать и хочет добыть деньги обманным путем. Звери предлагают ему занять

должность охранника в теремке, чтобы жить и трудиться вместе.

Также продолжается работа с родителями - они принимают активное участие в

создании предметно-пространственной среды: изготовили банкомат, распечатали

купюры, изготовили дидактические игры, помогали в приобретении настольных игр,

атрибутов к сказке.

(Просмотр фрагментов сказки на видео)