Автор: Матвеенко Наталья Геннадьевна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МКОУ "КСОШ №1 им.В.Крохина"
Населённый пункт: пгт.Коренево
Наименование материала: Эссе-Презентация
Тема: "Изобразительное искусство-двигатель развития общества"
Нужен ли урок ИЗО в школе?
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поговорить о своем уроке. Уроке
изобразительного
искусства.
Насколько
он
важен
не
только
в
жизни
ребенка, но и в нашем обществе?
Придя работать в школу, я столкнулась с проблемой непринятия урока
ИЗО как необходимой дисциплины, не только родителями, но и коллегами:
«ИЗО не важный предмет, не все дети умеют рисовать…». Однако хочу
заметить, что не все дети умеют четко излагать свою мысль, не умеют
красиво писать. А это все потому, что в детстве не все рисовали, не было
развито творческое мышление, ребенок не развивал мелкую моторику, не
формировалось эстетическое восприятие окружающего мира, ребенок не
учился самовыражаться.
Именно изобразительное искусство - это первый шаг к всестороннему
развитию человека. Давайте ознакомимся с презентацией, где от истоков
до современности показано, что
ИЗО - двигатель развития общества.
Изобразительное
искусство-двигатель
развития общества
Учитель ИЗО
Матвеенко Наталья Геннадьевна
МКОУ «КСОШ №1 им.В.Крохина»
Кореневского района Курской области
ЗАБЫВАЯ ИСТОКИ,
МЫ РАСТВОРЯЕМСЯ В БУДУЩЕМ
Матвеенко Наталья
Рисование (изобразительная деятельность) тесно связана со всеми видами деятельности: игровой, познавательно-
исследовательской, с восприятием художественной литературы и с музыкой. Это позволяет обогащать образное содержание
детского творчества, развивать мышление и воображение.
Связь проявляется в разных формах: через игровые приёмы, использование нетрадиционных техник рисования, работу с
образами литературных произведений и музыку.
Рисование (изобразительное искусство) важно для развития личности и общества. Оно помогает передавать эмоции,
развивать творческие способности, формировать культурную идентичность и сохранять наследие.
Значение рисования для личности
Эмоциональное самовыражение. Рисование позволяет передать чувства и переживания, которые иногда трудно выразить
словами. Это развивает эмоциональный интеллект и эмпатию.
Развитие творческих способностей. Стимуляция воображения, создание уникальных образов и сюжетов помогают
формировать творческое мышление.
Развитие мелкой моторики. Рисование требует точных и координированных движений рук, что укрепляет мышцы кистей и
пальцев.
Развитие долговременной памяти и логического мышления. Когда человек рисует, он задействует сразу несколько
когнитивных процессов: вспоминает образы, которые видел ранее, обращает внимание на мелкие детали,
сосредотачивается на завершении рисунка.
Развитие умения ясно выражать мысли. Процесс обсуждения рисунков стимулирует развитие словарного запаса, формирует
связную речь и укрепляет коммуникативные навыки.
Значение рисования для общества
Формирование культурной идентичности. Рисование отражает исторические события, традиции, верования и ценности,
передавая их из поколения в поколение. Например, работы русских художников, таких как Иван Айвазовский, Илья Репин
или Василий Кандинский, вдохновляют людей по всему миру, рассказывая о богатстве русской культуры.
Сохранение наследия. Художники создают картины, которые выставляют в музеях. Люди, посещая их, получают
эстетическое удовольствие и расширяют кругозор.
Эстетическое обогащение. Знакомство с искусством различных эпох и культур способствует расширению кругозора и
повышению уровня культурной осведомлённости.
Любая буква или
иероглиф - прежде всего
изображение. Любые
линии – это своего рода
абстракция. Буква ведет
свою родословную от
рисунка. В глубокой
древности всю
информацию обозначали
рисунками. Потом
рисунки превратились в
первые буквенные
символы, которые и
стали основой написания
современных букв.
Рисование появилось раньше, чем
русский язык.
Наскальные рисунки,
обнаруженные в пещерах по всему
миру, свидетельствуют о том, что
уже десятки тысяч лет назад люди
умели изображать окружающий
мир и делиться своими
наблюдениями и мыслями.
Общевосточнославянский язык,
который также называют
древнерусским, сформировался
приблизительно в VI–VII веках, а
просуществовал до XIV века. На
территории Древней Руси первые
книги появились в XI веке, вскоре
после принятия христианства в 988
году.
Рисование появилось раньше
литературы.
Учёные относят возраст самых
древних произведений
изобразительного искусства к
сороковому тысячелетию до нашей
эры. Это пещерная живопись —
изображения людей и животных,
оставленные первобытными людьми
на стенах пещер, где они проживали.
Литература же, например, китайская,
возникла позже: по некоторым данным,
«Книга перемен» написана в 21 веке до
нашей эры, а первые образцы
древнекитайской поэзии восходят
корнями к 12 веку до нашей эры.
Рисование и возникновение первой буквы
(буквицы, инициала) связаны с историей
письменности. История возникновения буквицы
тесно связана с историей письменности, и
рисование может быть частью изучения этого
процесса
Древние системы письма
Пиктография — письмо рисунками, где каждый
символ означал один предмет. Единицы такого
письма — пиктограммы — сначала
выцарапывались, а затем рисовались на
стенах пещер, скалах, камнях.
Идеографическое письмо — система, где
символы обозначали конкретные объекты и
абстрактные понятия. Например, символ
солнца мог означать не только само светило,
но и день, тепло или время.
Протосинайская письменность — первый
настоящий алфавит, появившийся на Ближнем
Востоке около 1700 года до н. э.. Он состоял из
30 символов, каждый из которых обозначал
определённый звук.
Рисование (рисунок) важно в конструктивных
искусствах, например, в архитектуре и дизайне.
Рисунок — инструмент для визуализации и
коммуникации идей, а также для развития творческого
мышления и пространственно-графического
воображения.
Роль
рисования
в
конструктивных
искусствах
проявляется
в
разных
аспектах,
например,
в
формировании
профессионального
мышления
архитектора
или
в
освоении
принципов
конструктивного рисунка в дизайне.
Архитектура
Выражение творческого замысла. Рисунок помогает зафиксировать
идею, ещё не ставшую готовой постройкой, и дать представление о
конечном результате. Например, в эскизах архитектор может найти
точные пропорции и соотношения элементов здания.
Развитие пространственного мышления. Рисование архитектурных
сооружений как моделей развивает объёмно-пространственное
мышление будущих архитекторов.
Изучение конструктивно-художественной логики построения.
Например, рисование архитектурных деталей помогает изучить
логику конструктивно-художественной сущности этих форм.
Рисование важно для понимания алгебры и геометрии, так как
оно способствует развитию образного мышления, необходимого
для работы с формулами.
Некоторые аспекты важности рисования в контексте
точных наук
Закрепление представлений о геометрических фигурах. В
процессе рисования у детей закрепляются знания о форме,
размерах
предметов,
их
пространственном
размещении
и
количестве.
Развитие
умения
сравнивать,
сопоставлять,
считать,
соизмерять.
Занятия
рисованием
способствуют
развитию
интеллекта,
наблюдательности,
памяти,
мышления,
воображения.
Помощь в понимании математических функций. В результате
регулярной практики рисования ученики начинают понимать,
зачем
нужны
дроби
и
математические
функции,
видят
их
образный, прикладной смысл.
Обучение
смотреть
на
любой
предмет
со
всех
сторон.
Натренированный ум может посмотреть на любую проблему как
на объект для картины: клякса или неправильный штрих могут
стать новым интересным элементом, который не был задуман
заранее.
Таким образом, рисование не только развивает творческие
навыки, но и помогает в освоении точных наук.
Рисунки могут быть важны в изучении
химии и физики, так как помогают раскрыть
и усвоить материал, дополнить текст,
расширить учебную информацию. Работа с
иллюстрациями включает умения
составлять рассказ по рисунку, находить
нужную информацию, сравнивать
изображённые объекты или процессы.
Кроме того, есть связь между химией и
живописью, например, в использовании
цвета как средства выразительности. С
помощью цвета художники могут выразить
определённую идею, передать настроение.
В то же время химики вдохновлялись
живописными воплощениями красоты и
гармонии при создании новых веществ и
открытии элементов.
Таким образом, рисование и химия могут
быть связаны и играть важную роль в
образовательном процессе. Можно
провести параллели и с другими
дисциплинами, где рисование играет
немаловажную роль.
Люди спорят: «Что появилось раньше – курица или яйцо?». Ответ на
этот вопрос я не знаю, но я уверена, что изобразительное искусство
появилось раньше любой дисциплины и дало толчок для развития
общества.
P.s:
Рука художника еще всесильней
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль.
Пастернак Борис Леонидович (1890 — 1960) —
русский поэт, писатель