Автор: Томилина Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Эммаусская школа - интернат"
Населённый пункт: н.п. Эммаусская школа - интернат
Наименование материала: конспект внеклассного мероприятия
Тема: "Русская Гжель. Синяя сказка"
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Эммаусская школа-интернат»
«Русская Гжель. Синяя сказка»
(интегрированное занятие)
Составила: Томилина Т.М.
Цель:
Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать
развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своим
и руками создавать красоту.
Задачи:
Воспитывать чувство уважения к мастерам народного творчества.
Формировать умения детей оформлять плоскость элементами узора
гжельской росписи, выполняя работу в разной технике. Развивать чувство
композиции.
Закреплять представления детей о народных промыслах.
Развивая у детей интерес к народному декоративно-прикладному
искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию
прекрасного.
Развивать речь детей, мелкую моторику рук, чувство ритма, пластики.
Действие происходит в классе. Выставка детских работ. Стоят столы, на
которых приготовлены художественные принадлежности для
практической работы. Присутствуют участники и зрители, воспитатели,
гости.
Послушайте стихотворение Е. Винокурова (слушают стихотворение
«Гжель» в аудиозаписи)
Ведущий: Сегодня я предлагаю вам, ребята, познакомиться со
сказочной деревенькой Гжель, с её мастерами. Закройте на минуточку свои
глазки ( гаснет свет), наше путешествие начинается:
На экране интерактивной доски показ слайдов «Гжель» - презентация.
Слайд 2: В некотором царстве, в некотором государстве, стоит деревенька
Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера.
Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое
показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и
придумали.
Слайд 3: Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и
решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской
различных оттенков. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек,
полосочек, сеточек.
Слайд 4: Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде синее-
синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Стал
каждый мастер свое умение показывать.
Слайд 5:
Один слепил кувшин, да необычный - на крышке петушок
красуется.
Слайд 6: Другой квасник вылепил, да не один, а все разные. Уж до чего они
хороши!
Слайд 7: Еще один мастер посмотрел, подивился, и свое придумал. Сделал
масленку. На ней добрый молодец отдыхает после трудов с котиком
ласковым.
Слайд 8: Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше
придумал. Слепил он сахарницу в виде петушка- золотого гребешка. Смотрит
петушок,
голову
вытянул,
вот-вот
закукарекает!
Дивная
получилась
сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры.
Слайд 9: Лепили гжельские мастера фигурки животных и птиц.
Слайд 10: Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая: то в
виде тарелки расписной, то как теремок сказочный. Снизу доверху цветами в
цветах красочных.
Слайд 11: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом
отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и
мастерство волшебное достойно восхищения.
Ведущий: Некоторые мастера на своих работах указывали свое имя, чтобы
потомки знали, чья это работа. Вот так и повелось, что каждый мастер своим
мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил,
чтобы они хорошими мастерами были.
И среди вас найдётся немало умелых ребят, которые многое умеют делать.
Ребята выучили стихи про гжель, которые сейчас расскажут.
Снежно - белая посуда,
Расскажи нам, ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела!
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Синенький цветочек,
Синенький листочек,
Это роза гжельская,
А не василёчек.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель.
Белое поле, цветок голубой,
Как хорошо мне рядом с тобой.
Синяя речка, берёза бела…
До чего же ты, «Гжель», хороша!
Ведущий:
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Нежная, звонкая «Гжель»!
Ведущий обращает внимание на красивую вывеску около стенда. На стенде
выставлены работы детей, выполненные на уроках изо и технологии.
(Звучит тихая народная мелодия.)
Ведущий: Приглашаю вас посетить выставку.
Посмотрите,
как
красиво
вокруг!
Мы
словно
попали
в
зимнюю
сказку! Сколько здесь разных предметов!
Какое настроение вызывает у вас гжельская роспись?
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
А сейчас давайте познакомимся с юными мастерами.
Из зала выходят 3 (4) детей в фартуках.
Ведущий: Вы художники-ребятки, отгадайте-ка загадки:
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
(Самовар)
Суп, салат, пюре, котлетки
Подают всегда в…
(Тарелке)
А на чай и простоквашку
Подставляй, дружочек -
(Чашку)
Красивый и праздничный этот сосуд.
И если в квартиру цветы принесут,
То тут же обрежут и сразу
Поставят заботливо в …
(Вазу)
Чтоб жажду быстро утолить,
Его за горло должен ты схватить!
(Кувшин)
(Дети отгадывают загадки)
Игра «Собери кувшин»
Ведущий. Давайте разделимся на две команды. Каждая получит пазлы
«Гжель». Будем собирать кувшины. Посмотрим, какая команда быстрее
справится с заданием.
Ведущий. Давайте внимательно рассмотрим выставку Гжельских изделий.
(Рассматривают, какую посуду чаще расписывают мастера, какими узорами
расписывают.)
А теперь каждый из вас выберет карточку с буквой. Если попалась буква
«В», то вы будете расписывать вазу, «Ч», то будете расписывать чайник или
чашку, если буква «С», то будете расписывать сахарницу, если «Т», то
тарелку, если буква «К», то распишете кувшин. (Дети делятся на группы)
А сейчас мы превратимся в маленьких мастеров – художников с волшебной
кистью и отправимся на фабрику гжельской росписи выберем себе посуду
для росписи. (Дети выбирают приготовленные шаблоны посуды из белой
бумаги)
Показ с объяснениями.
Гжельская роспись рисуется сразу кистью без предварительного рисунка
карандашом, при этом кисть необходимо держать тремя пальцами
Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу
кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю
снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять
возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А
лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются
наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую
все остальные линии.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Самостоятельная деятельность детей
Приступим к работе. А поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель»
(исполняет Надежда Филатова)
В процессе работы осваивать специфику гжельской росписи, закрепляют и
совершенствуют приемы рисования.
Итог работы.
Работы выставляются на выставку.
ІҮ. Рефлексия «Цветик-многоцветик»
Какое настроение у вас после занятия? Выберите для себя лепесток, цвет
которого наиболее подходит к цвету вашего настроения.
Посмотрите, сколько разных цветов в нашем цветике - многоцветике
встретилось, но сегодня мы только с двумя из этих цветов встретились –
голубым и синим. А сколько их всего в разных видах росписи? И не
сосчитать. Но с ними мы познакомимся на других занятиях.
(Затем все лепестки собираются в один общий цветок)
Ребята, вы все хорошо постарались. Чтобы вы могли еще потренироваться в
росписи «Гжель», дарю вам раскраски.
(Дети получают раскраски на тему «Гжельская роспись»)
Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь.
Говорим всем: «До свиданья! До счастливых новых встреч!»