Автор: Кочанова Людмила Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: город Саров Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыка употребления пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с помощью Умного Зеркала Artic Me"
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР С ПОМОЩЬЮ УМНОГО
ЗЕРКАЛА ARTIC ME
Введение
Формирование пространственных представлений и их вербального
обозначения является одной из ключевых задач речевого и
когнитивного развития в дошкольном возрасте. Усвоение системы
пространственных предлогов (таких как «в», «на», «под», «над»,
«около», «между», «перед», «за») составляет базис для понимания и
построения логико-грамматических конструкций, развития связной
речи, а в дальнейшем – для успешного освоения письма и чтения. Для
детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) этот процесс сопряжен со
значительными трудностями, обусловленными несформированностью
не только речевых, но и высших психических функций:
пространственного гнозиса, зрительно-моторной координации,
слухового восприятия и внимания. Традиционные методы коррекции,
зачастую опирающиеся на статичный дидактический материал, не
всегда обеспечивают необходимый уровень мотивации,
интерактивности и обратной связи, что замедляет процесс
автоматизации речевого навыка.
В этом контексте инновационные технологии, в частности,
интерактивное оборудование с элементами дополненной реальности,
открывают новые возможности для логопедического воздействия.
Одним из таких инструментов является «Умное Зеркало Artic Me» –
специализированный программно-аппаратный комплекс,
предназначенный для коррекции речевых нарушений. Его
уникальность заключается в совмещении функции зеркала с
интерактивным дисплеем, на котором в реальном времени
проецируются образовательные игры и задания, реагирующие на
действия пользователя. Актуальность данного исследования
заключается в теоретическом обосновании и разработке методики
применения Умного Зеркала Artic Me для преодоления
специфического дефицита в усвоении пространственных предлогов у
старших дошкольников с ТНР. Цель работы – выявить потенциал и
определить эффективные направления использования данного
гаджета в формировании исследуемого навыка. Объект исследования
– процесс формирования навыка употребления пространственных
предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Предмет
исследования – методика использования Умного Зеркала Artic Me как
средства коррекции данного нарушения.
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
пространственных представлений и предлогов у детей с ТНР
1.1. Психолингвистические аспекты усвоения системы
пространственных предлогов
Пространственные предлоги представляют собой замкнутую
служебную лексико-грамматическую систему, отражающую отношения
между объектами в пространстве. Их усвоение ребенком происходит в
строгой последовательности, тесно связанной с этапами
сенсомоторного и когнитивного развития. Первыми усваиваются
предлоги с конкретным, «осязаемым» значением («в» – как
помещение внутрь, «на» – как контакт с поверхностью), затем –
обозначающие более абстрактные пространственные отношения
(«перед», «за», «между»). Для правильного употребления предлога
ребенок должен:
1. адекватно воспринять пространственную ситуацию;
2. выделить релевантные признаки (контакт, нахождение
выше/ниже, впереди/сзади);
3. соотнести эти признаки с определенной языковой единицей;
4. грамматически правильно встроить ее в речевую конструкцию.
Этот процесс требует слаженной работы зрительного и
кинестетического анализаторов, пространственного мышления и
слухо-речевой памяти. Нарушение любого из этих звеньев, что
типично для ТНР, приводит к стойким аграмматизмам: пропуску
предлогов, их замене на более простые или фонетически сходные
(«на стуле» вместо «под стулом»), неправильному падежному
управлению.
1.2. Специфика пространственно-речевых нарушений у старших
дошкольников с ТНР
У детей с ТНР (в рамках ОНР II-III уровня) дефицит в употреблении
предлогов носит системный характер. Он обусловлен следующими
факторами:
•
Недоразвитие пространственного гнозиса и праксиса. Дети
затрудняются в анализе расположения объектов относительно
себя и друг друга, в воспроизведении заданных поз и движений в
пространстве. Это создает когнитивную основу для речевого
дефекта.
•
Сужение объема и снижение точности слухового
восприятия. Трудности различения звуков речи
распространяются и на служебные слова, которые часто
находятся в безударном положении и произносятся слитно с
знаменательными словами.
•
Недостаточная сформированность импрессивной
речи. Непонимание или неточное понимание значений
предлогов препятствует их активному использованию.
•
Низкий уровень развития произвольного внимания и
памяти. Дети с трудом удерживают в памяти сложную речевую
инструкцию, содержащую пространственные указания.
•
Мотивационный дефицит. Многократное повторение и
закрепление речевого материала традиционными методами
быстро приводит к пресыщению и снижению познавательной
активности.
Таким образом, коррекционная работа должна быть не только
речевой, но и когнитивной, с обязательной опорой на полисенсорное
восприятие и двигательную активность ребенка.
1.3. Традиционные и инновационные подходы в логопедической
работе над предлогами
Традиционная методика включает этапы: уточнение понимания
значения предлогов на невербальном уровне (действия с предметами
по инструкции), дифференциация предлогов в импрессивной речи,
отработка в экспрессивной речи с использованием игр с реальными
предметами, картинок, схем. Эти методы остаются
фундаментальными, однако имеют ограничения в степени
индивидуализации, темпа предоставления обратной связи и создания
«эффекта погружения».
К инновационным подходам относят применение интерактивных
досок, планшетов, специализированных компьютерных программ. Их
преимущества – в игровой форме, интерактивности, возможности
мультимедийной подачи информации (звук, анимация). Однако они
часто лишены важного компонента – связи цифрового действия с
реальным движением и образом самого ребенка. Умное Зеркало Artic
Me, являясь гибридной технологией, устраняет этот разрыв, помещая
ребенка в центр цифровой интерактивной среды, что теоретически
может усилить коррекционный эффект за счет повышения уровня
вовлеченности, самовосприятия и непосредственности обратной
связи.
Глава 2. Умное Зеркало Artic Me как инструмент логопедической
коррекции: потенциал для работы с пространственными
предлогами
2.1. Технические и методические возможности устройства
Умное Зеркало Artic Me представляет собой зеркальную поверхность
с встроенным сенсорным экраном, камерой и системой распознавания
движений и речи. Его ключевые особенности для логопедической
работы:
1. Эффект присутствия и саморефлексии. Ребенок видит
одновременно свое отражение и наложенные на него или рядом
с ним виртуальные объекты. Это создает прямую, интуитивно
понятную связь между собственным телом и учебной задачей,
усиливая осознанность действий.
2. Технология захват движения. Система отслеживает движения
ребенка в реальном времени, позволяя ему взаимодействовать с
виртуальными элементами без дополнительных контроллеров –
просто руками, головой, всем телом.
3. Интерактивные сценарии и геймификация. Программное
обеспечение содержит набор готовых игровых сценариев,
которые можно адаптировать под конкретные задачи. Механика
игры (получение очков, переход на новый уровень,
анимационные поощрения) служит мощным внешним
мотиватором.
4. Мультисенсорная обратная связь. Ребенок получает
немедленный отклик на свое действие не только в визуальной
форме (изменение картинки), но и в аудиальной (одобрительные
звуки, речевая инструкция, озвучение правильного предлога).
5. Функция записи и анализа. Логопед может записать сеанс для
последующего анализа эффективности действий ребенка и
точности его речевых реакций.
2.2. Преимущества применения Умного Зеркала для
формирования пространственных понятий
Применительно к задаче формирования предлогов, Artic Me
предлагает уникальные преимущества по сравнению со статичными
средствами:
•
Динамическое моделирование пространственных
отношений. Ребенок не просто наблюдает картинку с мячом
«НА» столе, а сам может виртуально «положить» объект в
нужное место, управляя его движением на экране. Связь между
двигательным актом, зрительным образом и речевым
сопровождением становится максимально плотной.
•
Отработка предлогов в контексте собственного тела. Сам
ребенок, его отражение становится точкой отсчета. Задания типа
«Встань ПЕРЕД зеркалом», «Подними руки НАД головой»,
«Спрячь руки ЗА спиной», которые считываются камерой,
делают абстрактное значение предлога осязаемым и личностно
значимым.
•
Возможность отработки сложных квазипространственных
значений. В игровой форме можно отрабатывать переносные
значения предлогов («в радости», «на стене висит картина»),
используя анимационные метафоры.
•
Автоматизация слухо-моторной связи. Быстрая реакция
системы побуждает ребенка давать речевой ответ одновременно
или сразу после двигательного действия, что способствует
закреплению устойчивой связи между перцептивным образом,
движением и словом.
•
Индивидуализация темпа и сложности. Логопед может гибко
настраивать параметры игры: скорость появления объектов,
количество дистракторов, паузу для речевого ответа, что
позволяет учитывать индивидуальные возможности ребенка с
ТНР.
Глава 3. Методика формирования навыка употребления
пространственных предлогов с использованием Умного Зеркала
Artic Me
3.1. Этапы и содержание коррекционной работы
Работа с использованием инновационного инструмента должна быть
встроена в общую систему логопедического воздействия и проходить
следующие этапы.
Подготовительный этап. Цель: развитие невербальной основы
пространственных представлений – зрительно-пространственного
восприятия, координации «глаз-рука», понимания инструкций.
Используются игры в зеркале без сложной графики: следить за
движущимся по экрану объектом, повторять позы за виртуальным
персонажем, дотронуться до возникающих в разных частях экрана
значков. Формируется навык взаимодействия с устройством.
Основной этап. Отработка понимания и употребления предлогов.
1. Работа с предлогами места («в», «на», «под»,
«у»). Используется игровой сценарий «Комната». Ребенок видит
свое отражение на фоне виртуальной комнаты. По инструкции
логопеда («Положи мяч НА стол») он совершает движение,
чтобы расположить виртуальный мяч правильно. Система
распознает точность расположения и дает обратную связь.
Затем роли меняются: логопед перемещает объект, а ребенок
должен сказать, где он находится. Ключевое условие –
обязательное речевое сопровождение действий.
2. Дифференциация оппозиционных предлогов («над»/«под»,
«перед»/«за»). Включается игра «Лабиринт» или «Помести
правильно». На экране появляются два объекта (например,
облако и цветок). Задача: расположить бабочку НАД цветком, но
ПОД облаком. Физическое движение руки для точного
позиционирования закрепления понимания тонких различий.
3. Отработка предлогов с отвлеченным значением и в
словосочетаниях. Сценарий «Волшебная картина». Ребенок
может «помещать» себя или персонажей в разные сцены («Я В
лесу», «Птица сидит НА ветке», «Солнце НАД домом»). Это
создает контекст для простого фразообразования.
4. Автоматизация в спонтанной речи и связном
высказывании. Используются интерактивные истории. Ребенок
управляет персонажем, перемещая его по сцене согласно
сюжету, который он сам или с помощью логопеда комментирует
(«Лисичка зашла ЗА дерево, потом выглянула ИЗ-ЗА дерева и
побежала К реке»).
Заключительный этап. Цель: перенос навыка в реальную
коммуникацию. Здесь Умное Зеркало используется как рефлексивный
инструмент. Логопед и ребенок разыгрывают перед зеркалом сценку с
реальными предметами (кубик, машинка). Затем просматривают
запись, анализируя, правильно ли были использованы предлоги в
речи.
3.2. Принципы построения занятий и позиция логопеда
Работа с технологией не должна становиться самоцелью. Основные
принципы:
•
Принцип дополнения, а не замещения. Умное Зеркало –
эффективное дополнение к традиционным играм с реальными
предметами, а не их полная замена.
•
Принцип коммуникативной направленности. Все задания
должны провоцировать речевую реакцию. Логопед активно
комментирует действия, задает вопросы, создает проблемные
ситуации («Ой, а куда же он спрятался?»).
•
Принцип постепенного усложнения. От однозначных
инструкций с одним предлогом – к комплексным с двумя-тремя
пространственными указаниями. От отработки изолированно – к
использованию в свободной игре.
•
Принцип положительного подкрепления. Система поощрений
в программе должна быть настроена так, чтобы отмечать даже
приблизительные успехи, особенно на начальных этапах.
Позиция логопеда трансформируется из инструктора в фасилитатора,
организатора интерактивной среды и внимательного наблюдателя,
который корректирует ход игры и речевую продукцию ребенка.
Заключение
Применение Умного Зеркала Artic Me в работе по формированию
навыка употребления пространственных предлогов у старших
дошкольников с ТНР представляет собой перспективное направление
современной коррекционной педагогики. Его потенциал обусловлен
способностью технологии создавать уникальную полисенсорную,
интерактивную среду, в которой моторное действие, зрительный
образ, слуховое восприятие и речевая продукция ребенка
интегрируются в единый, мотивированный игровой процесс. Это
позволяет преодолеть ключевые дефициты, характерные для детей с
ТНР: низкую произвольность, слабость слухо-речевой памяти,
трудности пространственного анализа и синтеза.
Разработанная методика, предполагающая последовательное
прохождение от подготовительного этапа к автоматизации и переносу
навыка, демонстрирует, как инновационный инструмент может быть
органично встроен в структуру традиционного логопедического
занятия, значительно повышая его эффективность за счет усиления
наглядности, обратной связи и мотивационного компонента. Важно
подчеркнуть, что успех коррекции обеспечивается не самим гаджетом,
а его грамотным методическим применением, основанным на
понимании психофизиологических механизмов нарушения и четком
определении дидактических задач каждого этапа работы.
Таким образом, Умное Зеркало Artic Me можно рассматривать как
высокоэффективное средство активизации компенсаторных
возможностей ребенка с ТНР, способствующее не только
преодолению аграмматизмов в речи, но и общему развитию
пространственного мышления, внимания и когнитивной активности,
что в совокупности создает прочную основу для последующего
школьного обучения и социальной адаптации.