Автор: Голубева Елена Гелиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №120" г. Сыктывкара
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В мире профессий"
Непосредственно образовательная деятельность
по познавательному развитию
«В мире профессий»
(для детей подготовительной группы)
Цель: Расширение у дошкольников знаний и представлений о профессиях взрослых.
Задачи:
Образовательные:
закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия»;
совершенствовать грамматический строй речи;
закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия
труда.
Развивающие:
расширять знания детей о профессиях;
подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать, не перебивая сверстников;
развивать интерес детей к разным профессиям в процессе совместной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать эмпатию во время выполнения заданий;
воспитывать доброе и уважительное отношение к труду людей разных профессий.
Предварительная работа.
1.
Беседа с дошкольниками о разных профессиях и о профессиях родителей.
2.
Рассматривание иллюстративных картин на тему «Профессии», просмотр
презентаций.
3.
Чтение стихотворений, загадок, пословиц о труде и профессии людей.
4.
Чтение художественной литературы: В.Маяковский «Кем быть?», С.Михалков «А
что у вас?», «Дядя Степа», Дж .Родари : «Чем пахнут ремесла?», К.И.Чуковский
«Айболит» и др.
5. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Поликлиника», «Супермаркет», «Ателье»,
«Библиотека», «Детский сад», «Семья», «Автозаправка» и др.
6. Проведение дидактических игр: «Отгадай профессию», «Определи по предмету
профессию», «Добавь словечко», речевая игра «Назови профессию».
7. Настольная развивающая игра «Профессии».
8. Экскурсии по детскому саду «Знакомимся с профессиями».
Оборудование.
1.
«Подарим гостям хорошее настроение» - солнышки с улыбками.
2.
Иллюстративные картинки о профессиях в детском саду – на мольберте.
3.
Словесные игры: «Доскажи словечко», «Кому принадлежит фраза?», «Я начинаю, а
вы заканчиваете».
4.
Презентация- игра; «Угадай, какая профессия у человека».
5.
Предметы для демонстрации профессий «строителя», «доктора», «пожарного»,
«повара».
6.
Одежда и сумка с письмами и газетами для Почтальона Печкина.
7.
Раскраски с изображением разных профессий, цветные карандаши для
самостоятельной деятельности.
Ход деятельности:
Организационный момент
Воспитатель: (встречая детей).
«С добрым утром! С новым днём!
С ярким солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!».
-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (ответы детей).
-А я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я каждый день жду
встречу с вами, всех вас люблю и, конечно, люблю наш детский сад, нашу группу, свою
работу.
-Ребята, а вы знаете, как называется моя профессия? (ответы)
-Кто знает, почему она так называется? (ответы).
-Правильно дети, воспитатель должен много уметь и знать, чтобы каждый день для детей
был интересным. Чтобы дети узнавали что-то новое. Чтобы вы росли веселыми, умными,
добрыми детьми.
-Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей и все они тоже по профессии воспитатели.
А как вы думаете у них сегодня хорошее настроение? (ответы). А давайте им подарим на
весь день свои улыбки и хорошее настроение. (Дети дарят гостям подарки «солнышки» с
улыбками).
Вводная беседа
Воспитатель: Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия?
Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь, и за который получает
зарплату (деньги).
Профессия означает работу, занятие или дело. Каждый взрослый человек ходит на работу
и выполняет там определённые обязанности : повар готовит блюда, продавец продаёт
товар, строитель строит дома ит.д
Воспитатель: ребята, а давайте с вами вспомним, люди каких профессий трудятся в нашем
детском саду, чтобы нам с вами было здесь комфортно. (Дети называют профессии и
говорят, чем эти люди занимаются)
Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь, входит Почтальон Печкин.
Почтальон Печкин: Здравствуйте! Это «Детский сад №120»? Группа №6? Значит, я не
ошибся! Я – почтальон Печкин. Принес вам письмо.
Почтальон Печкин: Можно я присяду? Я так устал! На улице уже сыро и холодно, на
велосипеде не поездишь, приходится ходить пешком. Ребята, а вы знаете, что делают
почтальоны? (ответы детей)
А мне ужасно надоело разносить письма, посылки, газеты и журналы. Люди уже давно
пользуются интернетом и электронной почтой. И вообще, мне кажется, что моя профессия
не очень нужная. Может быть, вы поможете мне выбрать другое занятие? Что-нибудь более
полезное и важное?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Печкину, какие профессии бывают, чем
занимаются люди на своей работе, может сможем помочь Печкину разобраться в вопросах.
Словесная игра «Доскажи словечко».
В школе учит нас (учитель),
А дворец возвёл (строитель),
Вам лекарство даст … (аптекарь),
Булку испечёт вам … (пекарь),
Привезёт домой … (шофёр),
В школе у дверей … (вахтёр),
Вам укол назначит… (врач),
Скрипку в руки взял… (скрипач),
Снимок сделает … (фотограф),
В космос мчится (космонавт),
Самолётом правит (лётчик),
Трактор водит… (тракторист),
Электричку - … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В жаркой кузнице - … (кузнец),
Кто всё знает - молодец!
Все профессии важны, все профессии нужны! Главное – нужно хорошо выполнять
любимую работу!
Воспитатель: Ребята, по инструментам можно узнать, какая у человека профессия?
Игра «Угадай, какая профессия у человека» (на экране презентация)
- Весы, прилавок, товар - … (продавец);
- Каска, шланг, вода - … (пожарный);
- Сцена, роль, грим - … (артист);
- Читальный зал, книги, читатель - … (библиотека);
- Ножницы, ткань, швейная машина - … (портной);
- Плита, кастрюля, вкусное блюдо - … (повар);
- Поле, пшеница, урожай - … (фермер, колхозник);
- Доска, мел, учебник - … (учитель);
- Руль, колёса, дорога - … (водитель);
- Маленькие дети, прогулки, игры - … (воспитатель);
- Топор, пила, гвозди - … (плотник);
- Кирпичи, цемент, новый дом - … (строитель);
- Краски, кисти, побелка - … (маляр);
- Болезнь, таблетки, белый халат - … (врач);
- Ножницы, фен, модная причёска - … (парикмахер);
- Корабль, тельняшка, море - … (моряк);
- Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик)
Воспитатель; О профессиях существует, очень много рассказов, стихов, пословиц, загадок.
Перед вами демонстрационные картинки. Вам необходимо подумать и подобрать
пословицу к одной из картинок и объяснить, почему вы так решили?
(Дети подбирают к картинкам пословицы о труде и о тружениках)
- Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Умелые руки не знают скуки.
- Работе время, а потехе час.
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Почтальон Печкин: Я полностью с вами согласен, молодцы! А скажите, пожалуйста, для
чего здесь разложено так много разных предметов?
Воспитатель; Это для следующего задания. Сейчас ребята разделятся на группы
(предлагается мешочек с кружочками четырёх цветов) и будут демонстрировать какую-
либо профессию, а остальные должны назвать, что это за профессия.
Те дети, у которых синий цвет демонстрируют профессию повара: у кого жёлтый цвет-
доктора, зелёный цвет – строителя, красный – пожарного.
Воспитатель: Ребята, а можем мы узнать профессию человека по фразе, которую он чаще
использует для своей работы?
Игра: «Кому принадлежит фраза?»
Почтальон Печкин: Дети, а можно я с вами поиграю в эту игру? Я буду произносить
фразу, а вы называете профессию и показываете из набора картинку с этой профессией,
согласны?
Скажите, человек какой профессии мог сказать такую фразу.
- Как вас подстричь? Челку покороче? (парикмахер)
- Дети, здравствуйте, откройте учебник на странице 4. (учитель)
- Несите кирпичи и цемент (строитель)
- Сегодня я буду рисовать пейзаж (художник)
- Откройте рот и скажите а-а-а-а. (врач)
- Какие пуговицы вам пришить на эту блузку, черные или белые? (портной)
- Сколько килограммов картошки вам взвесить? (продавец)
Почтальон Печкин: Ребята, как вы думаете, какая профессия самая важная, главная без
которой люди не смогли бы ни за что обойтись? (высказывания детей)
Воспитатель: давайте мы с вами подумаем и скажем, что бы случилось, если бы на земле
не было бы людей разных профессий (поваров, врачей и т. д.) Готовы?
1.
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»:
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т. д
Воспитатель подводит детей к выводу, что все профессии важны – все профессии нужны.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а вы уже решили, кем вы хотите быть, когда вырастете. (Ответы
детей полным предложением - Я хочу быть…, потому что….)
- А что-же вам нужно будет делать, чтобы стать тем, кем вы хотите быть? (ответы детей).
- Правильно, надо, очень много знать, многому научиться.
- А как вы думаете, учиться легко? (ответы детей)
- Надо быть очень упорным, чтобы добавиться своей цели. Не зря у русского народа есть
такая пословица: «Ученье и труд все перетрут». Значит: «Учение и труд помогут вам стать
тем, кем вы хотите быть».
Рефлексия.
Мы с вами так и не смогли определить, какая же профессия самая важная, потому что они
все нужны. И профессия почтальона тоже важна и нужна людям. Кто же будет носить
людям письма, газеты и журналы, извещения на посылки, если не будет почтальонов?
Почтальон Печкин. Хорошо, вы меня убедили. Остаюсь работать почтальоном, тем более
это у меня очень хорошо получается!
Воспитатель. Печкин, а где же наше письмо?
Почтальон Печкин. Ой, совсем забыл, вот же оно! Я с вами тут задержался, а ведь у меня
полная сумка писем и газет, которые надо отнести людям. Они меня ждут, я должен
спешить!
А вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы ваша мечта сбылась, и вы выбрали себе дело по
душе, когда вырастете. До свидания! Пишите письма!
Переход к другому виду деятельности
Воспитатель: Давайте откроем письмо, которое принес нам Печкин. Здесь раскраски с
изображением людей разных профессий. Выбирайте понравившуюся профессию.
Предлагаю раскрасить их, а потом отослать работы нашему знакомому почтальону
Печкину, думаю, он будет рад.