Автор: Крохмаль Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №18
Населённый пункт: г.о. Донецк, ДНР
Наименование материала: разработка урока
Тема: Разработка урока "ОМОНИМЫ" 5 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18 городского округа Донецк» Донецкой Народной Республики
Автор: учитель русского языка и литературы Крохмаль Елена Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Разработка урока
ОМОНИМЫ
Цель урока
сформировать у обучающихся понятие об омонимах
Задачи урока:
обучающая
развить умение находить омонимы в тексте, научить
отличать омонимы и многозначные слова, формировать
умение использовать омонимы в речи и определять
виды омонимов, обогащать словарный запас учащихся;
развивающая
развитие внимания, критического мышления, навыков
анализировать, сравнивать и обобщать, формировать
логические цепочки;
воспитательная
воспитание интереса и уважения к родному языку;
развитие
коммуникативных
навыков,
создание
благоприятной
атмосферы
уважения,
активное
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе.
Тип урока
урок «открытия нового знания»
Методы урока
комбинированные
Формы урока
групповые, парные, коллективные формы обучения,
контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом
этапе, ИКТ-технологии.
Оборудование
ноутбук, карточки
ХОД УРОКА
I Мотивация учебной деятельности
Слово учителя: добрый день, ребята отгадайте такую загадку:
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)
Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее
настроение на весь день. Сегодня на нашем уроке я предлагаю вам стать
наблюдателями, исследователями и свидетелями одного интересного языкового
явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополнится
новыми русскими словами. Но для этого придётся потрудиться.
II Актуализация опорных знаний
1. Блиц - опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.
С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? (Лексикология)
А что изучает лексика? (Словарный состав языка)
Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово)
А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?
(Толковый словарь является нашим незаменимым помощником при изучении
родного языка).
2. Слово учителя:
предлагаю инсценировку рассказа Н.Сладкова
«Овсянка» (две обучающиеся читают по ролям).
Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку!- добавила Надя.
-И я люблю!-сказала Оля.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная ? Как это с молоком?
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
Слово учителя:
Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?
Почему девочки долго не понимали друг друга?
(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица),
произошла путаница слов)
О какой овсянке идёт речь?
Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?
Можно назвать эти слова многозначными? Почему?
Вывод:
1.
Два предмета названы двумя разными словами.
2.
Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению,
не имеют ничего общего в значении.
2
3.
Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.
Слово учителя: что же это за слова? Разгадайте ребус (количество и
месторасположение запятых обозначает, столько букв слова вначале или в
конце необходимо опустить для получения результата).
,,
,,,
Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «Омонимы».
III Работа с возникшими затруднениями
Слово учителя: ребята, давайте проведем лингвистический эксперимент.
На экране ноутбука вы увидите слова. Ваша задача - записать эти слова.
Объяснить, что вы представляете себе, когда читаете их.
1 группа записывает слова из первого столбика, 2 группа – из второго, 3
группа – из третьего.
При объяснении значений слов пользуйтесь фразой-помощником:
Когда я читаю слово…., я представляю себе…..
Ключ (дверной,
инструмент, родник)
Ласка (внимание,
хищное животное)
Норка (отверстие в
земле, зверек)
Кол (оценка, заостенная
палка)
Лук (оружие, растение)
Союз (объединение,
часть речи)
Лавка (скамейка,
магазин)
Мир (отсутствие
войны, земной шар)
Язык (орган во рту,
средство общения)
Роман (имя мужчины,
жанр произведения)
Лист (листок дерева,
лист бумаги)
Дробь (свинцовые
шарики для ружья,
число в математике)
Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-
разному? При этом вы все правы. Хотите узнать ответы на эти вопросы?
«Омос» – одинаковый; «онима» - имя, в целом – имеющий одинаковое
звучание.
Омонимы
—
это
слова,
одинаковые
по
написании
или
произношению, но различные по значению
IV Первичное закрепление знаний.
Слово учителя:
ребята, предлагаю вам
написать предложения или
словосочетания со словами скосил, косяк, коса
1) Скосил траву. – Скосил глаза.
2) Косяк лошадей. – Косяк двери.
3) Заплетал косу. – Точил косу. – Песчаная коса.
Физкультминутка. А мы, я вижу, немного притомились.
Поднимает руки класс – это «раз»
3
Повернулась голова – это «два»
Руки вниз, вперед смотри – это «три»
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»
С силой их к плечам прижать – это «пять»
И за парту надо сесть – это «шесть».
V Углубление знаний
Слово
учителя:
ребята, омонимы
очень
разнообразны.
Например,
звучащие одинаково слова могут относиться к разным частям речи. У Пушкина
прочтем:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
Здесь совпали в звучании два слова (по калачу) и одно (поколочу), хотя в
написании
они
разные.
В
этом
случае
перед
нами омофоны (от
греческого омос —
одинаковый
и фоне —
звук),
их
еще
называют
фонетическими омонимами.
Омонимия может проявляться и в каких-либо формах слов, например, в
стихах Я. Козловского :
Снег сказал: - Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
Такие
слова
называются
омоформами
или
грамматическими
омонимами.
Ученые-лингвисты
ещё
выделяют
омографы
–
графические
омонимы - слова, которые пишутся одинаково, но различаются при
произношении. Явление это можно наблюдать в словах замок и замок.
Омонимы,
омофоны
и
омоформы
очень
любимы
писателями-
юмористами, потому что они помогают создавать более яркие образы, шутки и
так называемые каламбуры – игра слов.
VI Закрепление знаний
Слово учителя: задание для групп - определить тип омонимов (на экране
ноутбука). В помощь вам пригодится таблица «Типы омонимов»
Вид
Сходство
Различие
Примеры
Омографы
Одинаково пишутся
Различное ударение и
значение
ЗамОк - зАмок
Омофоны
Совпадение в
звучании
Пишутся по-разному
Гулял в лесу –
встретил лису
Омоформы
Совпадает
написание в
некоторых формах
Разные начальные
формы
Лечу (лечить) –
лечу (лететь)
4
1.
Рыбачка
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Так и знайте: сама
Я поймаю сома!
2.
Кумушки
Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки –
Сорок сорок. (Я. Козловский)
3.
Петя мечтает
…Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было! (Б. Заходер)
Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?
Проверка (1 – омофоны; 2 – омографы; 3 – омоформы;)
Слово учителя: молодцы! А теперь ответьте на шуточные вопросы:
1. Каким ключом нельзя открывать двери? (гаечный)
2. Какую ноту кладут в суп? (соль)
3. Из какого крана нельзя брать воду? (подъемный)
4. Из каких ноготков не соберешь букета? (остриженных с руки)
VII Рефлексия деятельности
Слово учителя:
чтобы знанья были впрок, нужно подвести итог.
Фронтальный опрос.
Что нового вы узнали на уроке?
Что называют омонимами?
В чём отличие омонимов от многозначных слов?
Назовите виды омонимов.
Что вызвало особенные затруднения? Где можно применить полученные
знания?
Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? Какую бы вы поставили
себе оценку?
VIII Домашнее задание
Чтобы лучше усвоить полученные знания, определите виды омонимов:
1. Говорит Попугай Попугаю:
- Я тебя, Попугай, попугаю!
Отвечает ему Попугай:
- Попугай, Попугай, попугай!
5
2. Говорили тиграм львы:
- Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
3.Отца спросила дочка:
«Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволОчка»,
И «прОволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я почитала Атлас,
Но есть ведь и атлАс?»
6