Напоминание

"Терроризм угроза обществу"

Автор: Пороникова Марина Андреевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Тимоновский УВК"
Населённый пункт: ЛНР, Троицкий м.о. с.Тимоново
Наименование материала: Классный час
Тема: "Терроризм угроза обществу"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Классный час: "Терроризм – угроза обществу" в 2-4 классах

Цели:

объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

совершенствование у школьников знаний о терроризме;

основ безопасности в ЧС;

формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Задачи:

1.

Изучить правила поведения при теракте;

2.

Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;

3.

Формирование умения работать в группах.

Оборудование:

видеомагнитофон,

телевизор,

мультимедийный проектор,

плакаты с надписями “Терроризм-уроза общества”, “Война против беззащитных”,

магнитная доска,

заготовки для памяток.

(Вначале учащиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске,

Москве, Беслане, США).

Ход беседы

Учитель. Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться

достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в

заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами

терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последнее десятилетие

крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и

Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время

представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1

города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их

родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172

ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого

является

размах

терроризма,

приобретающий

сегодня

поистине

всемирный

характер.

Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей

стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной

территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью

доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху

терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки

Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.

Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом:

“Терроризм-угроза обществу”. В наше беседе принимает участие представитель Нарымского

отряда МЧС (Ф.И.О.)

- Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести

в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического

уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя

якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской

революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор

понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911

году был убит агентом охранки председатель Совета министров

П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5

тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы,

жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким.

Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года,

который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные

террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её

территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991

году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было

ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России

было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные

убийства

неугодных

лиц.

Жертвами

их

стали

и

становятся

журналисты,

депутаты

Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…

Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население

России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах

городов.

Учитель. В чем же сущность терроризма?

Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью

подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и

экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза

применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для

достижения определенных политических, социальных или экономических целей.

Типы современного терроризма:

Националистический

Религиозный

Политический

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего,

против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность,

заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.

Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали

многие и многие ни в чем не повинные граждане России.

Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.

6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.

Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых

можно выделить:

12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320

получили ранения;

5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;

5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.

9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)

2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы

двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема.

Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке

Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек,

объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида

(Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.

Учащиеся на магнитной доске вывешивают плакаты:

Только в 2000 году в мире было совершено

423 террористических акта

405 человек погибли

И 791 получили ранение!

За десять лет совершено

6500 актов международного терроризма, от которых

погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!

Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях

угрозы террористических актов.

(Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно

проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления

людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и

гражданскую бдительность.)

Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный

предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не

трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться

прибытия милиции.)

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в

комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить

возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в

правоохранительные органы).

Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не

получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь,

выполнять все распоряжения спасателей).

Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не

допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения,

помнить - спецслужбы начали действовать).

РЕФЛЕКСИЯ.

По итогам беседы, учащимся дается такое задание.

“Ситуация”.

“Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши

действия).

“Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия). Учащиеся

предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.

Группа учащихся “Эксперты” (руководитель: представитель МЧС, курирует участников группы,

действия учащихся по выходу из данных “ситуаций”)

Группам учащихся выдаются карточки.

“Закончи предложения, текст” Например:

Карточка №1 “При террористических актах может…”

Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

Помни:……………..

Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

Вы должны:…………………………………..

Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

Ваши действия: …………………………..

Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

Вам необходимо:

Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв”

Ваши действия…………………

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?

(Ответы учащихся)

Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России обусловлен общественными

противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны.

Важнейшей

предпосылкой

эффективной

борьбы

с

терроризмом

наряду

с

мерами

правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам,

правильно себя вести в условиях этой опасности.