Автор: Пороникова Марина Андреевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Тимоновский УВК"
Населённый пункт: ЛНР, Троицкий м.о. с.Тимоново
Наименование материала: Классный час
Тема: "Терроризм угроза обществу"
Классный час: "Терроризм – угроза обществу" в 2-4 классах
Цели:
объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
совершенствование у школьников знаний о терроризме;
основ безопасности в ЧС;
формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи:
1.
Изучить правила поведения при теракте;
2.
Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
3.
Формирование умения работать в группах.
Оборудование:
видеомагнитофон,
телевизор,
мультимедийный проектор,
плакаты с надписями “Терроризм-уроза общества”, “Война против беззащитных”,
магнитная доска,
заготовки для памяток.
(Вначале учащиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске,
Москве, Беслане, США).
Ход беседы
Учитель. Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться
достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в
заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами
терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последнее десятилетие
крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и
Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время
представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1
города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их
родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172
ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…
Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого
является
размах
терроризма,
приобретающий
сегодня
поистине
всемирный
характер.
Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей
стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной
территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью
доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху
терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки
Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.
Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом:
“Терроризм-угроза обществу”. В наше беседе принимает участие представитель Нарымского
отряда МЧС (Ф.И.О.)
- Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести
в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.
Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического
уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя
якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской
революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор
понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.
В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911
году был убит агентом охранки председатель Совета министров
П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5
тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы,
жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким.
Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года,
который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные
террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её
территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991
году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было
ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России
было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?
Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные
убийства
неугодных
лиц.
Жертвами
их
стали
и
становятся
журналисты,
депутаты
Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…
Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население
России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах
городов.
Учитель. В чем же сущность терроризма?
Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью
подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и
экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза
применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для
достижения определенных политических, социальных или экономических целей.
Типы современного терроризма:
Националистический
Религиозный
Политический
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего,
против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность,
заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
•
1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.
Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали
многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых
можно выделить:
12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320
получили ранения;
5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;
5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.
9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы
двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.
Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема.
Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке
Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек,
объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида
(Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.
Учащиеся на магнитной доске вывешивают плакаты:
Только в 2000 году в мире было совершено
423 террористических акта
405 человек погибли
И 791 получили ранение!
За десять лет совершено
6500 актов международного терроризма, от которых
погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!
Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях
угрозы террористических актов.
(Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно
проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления
людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и
гражданскую бдительность.)
Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный
предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не
трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться
прибытия милиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в
комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить
возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в
правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не
получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь,
выполнять все распоряжения спасателей).
Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не
допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения,
помнить - спецслужбы начали действовать).
РЕФЛЕКСИЯ.
По итогам беседы, учащимся дается такое задание.
“Ситуация”.
“Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши
действия).
“Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия). Учащиеся
предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.
Группа учащихся “Эксперты” (руководитель: представитель МЧС, курирует участников группы,
действия учащихся по выходу из данных “ситуаций”)
Группам учащихся выдаются карточки.
“Закончи предложения, текст” Например:
Карточка №1 “При террористических актах может…”
Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………
Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”
Помни:……………..
Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”
Вы должны:…………………………………..
Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”
Ваши действия: …………………………..
Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”
Вам необходимо:
Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв”
Ваши действия…………………
Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?
(Ответы учащихся)
Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России обусловлен общественными
противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны.
Важнейшей
предпосылкой
эффективной
борьбы
с
терроризмом
наряду
с
мерами
правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам,
правильно себя вести в условиях этой опасности.