Автор: Журавлева Наталья Павловна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ДНР "ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ"
Населённый пункт: г. Донецк
Наименование материала: Методическая разработка для преподавателей и студентов СПО
Тема: Современная система профессионального образования: роль мультимедийных технологий
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СПО
по теме:
«Современная система профессионального
образования:
роль мультимедийных технологий»
Разработала:
преподаватель высшей категории
Журавлева Наталья Павловна
Донецк, 2025
1
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………….3
2. Основная часть. Роль мультимедийных технологий в
системе профессионального образования………………………….…….3
2.1. Мультимедийные технологии как средство повышения
эффективности обучения…………………………….…………….…..3
2.2. Достоинства и особенность мультимедийной
технологии……..……………………………………………………….5
2.3. Электронные учебники как современное средство
обучения…………………………………………………………….….6
2.4. Мультимедиа презентации в системе профессионального
образования……………………………………………..……………....7
2.5. Использование искусственного интеллекта в работе педагогов……9
3. Заключение……………………………………………..…………………12
4. Список использованных источников…………………..………………..13
2
Введение
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к
современному специалисту, призванному решать сложные задачи в профессиональной
области. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на
традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые
подходы
к
организации
учебного
процесса,
опирающиеся
на
прогрессивные
информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии.
Современный преподаватель должен уметь адаптироваться к условиям рыночной
экономики, быть гибким в своей профессиональной деятельности. Он должен быть
знаком с новейшими технологиями, уметь пользоваться компьютером, базами и
банками данных, обобщающими весь мировой опыт. Мультимедийные средства
обучения
являются
перспективным
и
высокоэффективным
инструментарием,
позволяющим предоставить массу информации в большем объеме, чем традиционные
источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст,
графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той
последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия
конкретного контингента обучающихся. Сам термин образован из слов "мульти" -
много, и "медиа" - среда, носитель, средства сообщения (информации). Актуальность
применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем,
что
на
современном
этапе
нашего
общественного
развития
происходит
информатизация общества в целом. В настоящее время широкое распространение
глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний
день стали уже неотъемлемой частью жизни. Мультимедийные технологии — одно из
наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий,
используемых в учебном процессе.
Мультимедийные технологии как средство повышения
эффективности обучения
В настоящее время использование мультимедиа технологий значительно повышает
качество
учебного
процесса,
а также,
эффективно
влияет
на
познавательную
мотивацию студентов.
Мультимедиа-технологии - это одно из перспективных
направлений информатизации учебного процесса.
Мультимедиа
технология
обладает
такими
качествами
как
гибкость,
интерактивность, интеграция различных типов мультимедийной учебной информации,
поэтому мультимедиа является довольно полезной и продуктивной образовательной
технологией. Использование мультимедиа технологий в системе профессионального
образования обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным
обучением:
допускает использование цветной графики, анимации, звукового
сопровождения, гипертекста;
допускает возможность постоянного обновления;
допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-
элементов, например, задание для самостоятельных работ и тестов;
допускает возможность нелинейность прохождения материала
благодаря множеству гиперссылок.
Применение мультимедийных технологий в процессе профессионального образования:
1. Мультимедийные продукты, разрабатываемые преподавателями в
соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин:
- курсы лекций, учебные пособия;
- учебные презентации;
- учебные фильмы, видео уроки.
3
2. Электронные мультимедийные учебники со встроенной системой
самоконтроля, энциклопедии, словари, атласы географические и т.д.
3. Интерактивное дистанционное обучение посредством мультимедийных
обучающих программ.
4. Внедрение виртуального обучения при наличии кейсов на базе
дистанционного образования.
Для достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное
восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в
конкретную социокультурную среду, используется мультимедиа оборудование это:
мультимедиа проектор, интерактивные доски и компьютеры, обеспечивающего выход в
Интернет.
Использование интерактивных досок совместно с электронными пособиями
способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более
эффективным
и привлекательным,
а также,
позволяет
визуализировать
пространственные и абстрактные модели, экономит время и существенно повышает
качество обучения.
В процессе повышения качества образования необходимыми условиями являются:
хорошо
оборудованные
компьютерные
классы
и
мультимедийные
–
интерактивные поточные аудитории;
высококвалифицированные преподаватели и обслуживающий персонал;
свободный доступ учащихся и преподавателей к качественным учебникам и
профессиональной литературе, к современным электронным материалам и
дополнительной информации;
способность человека преобразовывать полученные знания и навыки
в образовании, в стройную систему этических, культурных и профессиональных
ценностей, а также способность использовать эту систему в различных сферах
интеллектуальной и практической деятельности.
Достоинства и особенность мультимедийной технологии.
Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить,
обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как
текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие
возможности
мультимедиа,
которые
активно
используются
в
представлении
информации:
возможность хранения большого объема самой разной информации на одном
носителе
(до
20
томов
авторского
текста,
около
2000
и
более
высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее
интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа")
при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации
произведений искусства и уникальных исторических документов;
возможность
сравнения
изображения
и
обработки
его
разнообразными
программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными
целями;
возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом
визуальном материале "горячих слов (областей)", по которым осуществляется
немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том
числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого
аудио-сопровождения,
соответствующего
статичному
или
динамичному
визуальному ряду;
4
возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д.,
функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;
возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки
образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины
графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее
композиции) и т.д.;
возможность подключения к глобальной сети Internet;
возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и
звуковыми редакторами, картографической информацией);
возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в
продукте информации (режим "карман" или "мои пометки");
возможность "запоминания пройденного пути" и создания "закладок" на
заинтересовавшей экранной "странице";
возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-
шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по
продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в
состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню
(укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в
любой точке доступа.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет
сделать
урок
более
интересным
и
динамичным,
создать
иллюзию
соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких
представлений о прошлом.
Электронные учебники как современное средство обучения.
В электронном учебнике можно эффективно использовать все многообразие
мультимедийных технологий.
Во-первых, текст электронного учебника можно сделать ярким, красочным, с
выделением шрифта по начертанию, цвету, размеру, виду представления (обычный
полужирный курсив, с подчеркиванием). Имеются богатые возможности сформировать
в едином стиле текст и математические формулы, с использованием множества
различных алфавитов (кириллица, латиница, греческий и др.), специальных символов,
пиктограмм.
Во
-
вторых,
легко
создать
различные
графические
изображения
(рисунков,
фотографий, таблиц, графиков любой формы, гистограмм, трехмерных изображений).
Все это возможно анимировать, т.е. привести в движение, изменить форму.
В-третьих, можно использовать фоновое звуковое сопровождение или звук-сигнал при
обращении к определенному блоку информации, рисунку, кнопке управления и др.
Можно вставлять звуковые клипы в автономном или интерактивном режиме,
озвучивать динамические процессы.
В-четвертых, столь же многообразно можно использовать видеоклипы, в том числе
видеоматериал, подготовленный для нужд образования и прошлые годы и сохраненный
на магнитных носителях и фотопленках.
В-пятых, мультимедийные технологии позволяют использовать анимацию, “оживить”
картинки, тексты, и другие объекты учебника. Эта технология дает возможность
демонстрировать экспериментальные работы по предметам в виртуальном виде,
“проявить” невидимые или провести опасные для жизни демонстрации опыта.
5
Мультимедиа презентации в системе
профессионального образования.
Мультимедийные презентации широко используются в системе профессионального
образования.
Формат интерактивных презентаций позволяет интегрировать в
презентацию звук, видео файлы, анимацию, интерфейс (систему меню - управления),
трехмерные объекты и любые другие элементы без ущерба к качеству. Неоспоримое
достоинство презентаций - возможность внедрения в них фактически любых форматов
- Power Point презентаций, презентаций PDF, Flash презентации и видео презентаций.
Презентации Power Point необходимы для оптимизации учебного процесса, именно
поэтому в настоящее время широко используются. Удобная слайдовая структура и
возможность разместить достаточный объем графической и текстовой информации,
также
обеспечивает
возможность
успешного
использования
мультимедийных
презентаций Power Point при проведении выставочных мероприятий.
В состав данного вида презентаций включается графические объекты типа
диаграмм, организационных структур, фотографий и схем. Возможность наложения
звуковых
эффектов
и
внедрения
небольших
видеороликов
обеспечивается
использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука. Power Point -
презентационная
программа,
входящая
в
пакет
Microsoft
Office.
Наличие
русскоязычной версии позволяет успешно работать с текстами на русском языке.
Встроенная поддержка Интернета позволяет сохранять презентации в формате HTML,
однако анимированные компоненты требуют установки специального дополнения
Power Point Animation Player.
Flash презентация — это возможность создания презентации единим файлом, без
папок и загрузки дополнительных документов, также присутствует возможность
установить автозапуск презентации при загрузке диска. Более того - Flash презентации
позволяют не только создавать интересные ролики, но и оснащать презентацию меню -
интерфейсом, позволяющим самостоятельно управлять презентацией. Еще один
огромный плюс презентаций на основе flash — это относительно небольшой вес
презентации.
Еще одной разновидностью презентационных технологий можно назвать 3D
презентации, то есть презентации, оформленные в трехмерной графике (3D анимации).
Отличительной чертой данных презентаций является возможность показать объект, со
всех сторон (в трехмерном изображении), сконцентрировав внимание аудитории только
на нем. В остальном они могут также легко дополняться всеми элементами, присущими
презентациям.
Существуют следующие способы создания презентации:
с помощью мастера автосодержания, предлагающего выбрать в качестве исходного
материала презентацию с определенным типовым содержанием и оформлением.
Мастер
автосодержания
представляет
несколько
образцов
презентаций
на
различные темы;
на основе предлагаемого шаблона оформления, определяющего его композицию,
но не включающего содержание;
используя пустую презентацию, или, иначе говоря, создавая документ с нуля.
Способ создания презентации при помощи Мастера автосодержания можно считать
самым легким, но самым стандартизированным.
Создание презентации на основе Шаблона оформления (Power Point) предлагает
два вида шаблонов - Шаблоны презентаций и Шаблоны оформления. Эти шаблоны
содержат наиболее подходящие и принятые для каждой тематики стандарты и служат
основой
для
создания
стандартных
типов
презентаций.
Они
созданы
профессиональными дизайнерами и служат для придания слайдам презентации
единообразного эстетического оформления. Каждый из шаблонов имеет определенную
6
цветовую гамму, фон, стилистику, содержит разнообразные графические элементы и
специальные эффекты.
Использование искусственного интеллекта в работе педагогов
Нейросети (искусственный интеллект, ИИ) используются в работе педагогов для
автоматизации рутинных задач, персонализации обучения и предоставления обратной
связи обучающимся. Эти технологии помогают педагогам в разных аспектах:
подготовке к урокам, проверке работ, адаптации материалов и предоставлении
обратной связи.
Подготовка к урокам
Генерация планов уроков на основе ИИ. Достаточно указать группу, предмет и тему
урока — нейросеть сгенерирует детальный план с тайминговой разбивкой.
Генерация идей для уроков — нейросети могут предложить нестандартные подходы к
объяснению
материала,
создать
сценарии
для
ролевых
игр
или
предложить
интерактивные форматы занятий.
Календарно-тематическое планирование — ИИ-инструменты помогают в составлении
долгосрочных планов обучения, учитывая образовательные стандарты и требования
программы.
нейросети не заменяют педагога, а являются лишь инструментом, который позволяет
повысить эффективность образовательного процесса. Педагог должен критически
оценивать результаты работы нейросети и вносить необходимые коррективы.
Проверка работ
Автоматизация
проверки
домашних
заданий —
нейросеть
быстро
оценивает
правильность решения задач, выявляет типичные ошибки учащихся и предлагает
рекомендации по улучшению материала. Например:
Пошаговая проверка решений — нейросеть анализирует каждый шаг, написанный
учеником, и находит, где именно была допущена ошибка (в вычислениях, в
преобразовании выражения или в применении формулы).
Генерация комментариев к возможным ошибкам — это ускоряет подготовку, но при
этом остаётся необходимость финального просмотра со стороны преподавателя.
Адаптация материалов
Персонализация
обучения —
нейросети
анализируют
данные
об
обучающемся
(предыдущие успехи, интересы, предпочтения) и предлагают персонализированные
рекомендации и адаптированные задания. Например:
Адаптация сложности заданий — если обучающийся легко справляется с заданиями,
система предложит более сложные упражнения, если возникают трудности —
предоставит дополнительные пояснения или тренировочные материалы.
Генерация уникальных задач с учетом уровня знаний обучающихся — нейросеть
создает задачи, которые соответствуют уровню данного субъекта обучения.
Обратная связь.
Мгновенное исправление ошибок — нейросети предоставляют обратную связь по
выполненным заданиям, указывая на ошибки и давая рекомендации по улучшению.
Мониторинг прогресса — нейросети отслеживают прогресс ученика в изучении
материала и своевременно уведомляют учителя о возможных проблемах или успехах.
Умные рекомендации — нейросети предлагают рекомендации по материалам и
задачам, основываясь на предыдущих успехах и предпочтениях ученика.
Использование нейросетей должно быть частью комплексного подхода к оптимизации
образовательного процесса, включающего не только технологические инновации, но и
профессиональное мастерство педагогов.
Для педагогов для сокращения времени при подготовке к занятиям хорошим
помощником выступают нейросети для работы с текстом и для создания презентаций.
7
Нейросети для работы с текстом — это модели на базе искусственного интеллекта
(ИИ), способные генерировать осмысленный текст в заданном формате. Они создают
новые текстовые материалы на основе существующей информации, которую собирают
из открытых источников. Нейросеть изучает большие объёмы данных, анализирует их
и
выявляет
закономерности
построения
различных
текстов.
Используя
эту
информацию, она учится самостоятельно создавать осмысленные и правдоподобные
текстовые материалы, а не просто копировать уже имеющиеся куски текста. Чтобы
нейросеть сгенерировала текст, нужно задать ей промпт — запрос или инструкцию, в
которой описаны чёткие требования к результату. В запрос можно включить пожелания
к стилю, объёму, формату, содержанию и другим параметрам будущего текста. Также
можно указать контекст — любую дополнительную информацию, которая поможет
модели дать более точный ответ.
Выбор нейросети зависит от задачи, тематики и сложности текста, а также от языка,
на котором он должен быть написан. Большинство моделей лучше всего работает на
английском, но можно найти варианты и для генерации на русском языке.
Некоторые нейросети для работы с текстами:
Chat GPT — чат-бот от OpenAI, используется для написания статей, рерайта, генерации
идей и ответов на вопросы.
Giga Chat — российская нейросеть от Сбера, обученная на русскоязычных и
зарубежных источниках, подходит для создания текстов, перевода и рерайта.
Yandex GPT 5 Pro — русскоязычная языковая модель от Яндекса с улучшенными
возможностями обработки текста, генерации контента и решения задач.
Нейросети для презентаций — это AI-сервисы, которые автоматически генерируют
структуру, тексты и дизайн слайдов на основе темы, введённой пользователем. Они
решают задачи:
Генерация контента — создание текста для слайдов на основе введённой
информации или заданной тематики.
Дизайн слайдов — автоматический подбор шаблонов, шрифтов, изображений и
других визуальных элементов в зависимости от контента.
Генерация изображений — создание или подбор изображений, подходящих под тему
презентации.
Оптимизация и улучшение структуры — помощь в организации и логической
последовательности материалов, улучшение читаемости и восприятия презентации.
Некоторые бесплатные нейросети для презентаций:
Gamma — поддерживает оформление слайдов, документов и лендингов. Для старта
нужно
выбрать
тему
—
ИИ
предложит
черновой
план,
который
можно
отредактировать. Дизайн подбирается вручную или автоматически.
Slide Point — онлайн-сервис, который позволяет создать презентацию с помощью
нейросети по теме или на основе загруженного файла.
Slides AI — плагин для Google Slides, который превращает любой текст в готовую
презентацию. Нейросеть автоматически разбивает текст по разделам, адаптирует стили
и помогает с визуальной композицией.
Заключение
Использование мультимедиа технологий в системе профессионального
образования
изменяет
соотношение
методов,
форм,
средств
обучения,
весь
методический аппарат. Это приводит к изменению объема и содержания учебного
материала; углублению предметной сферы, путем моделирования или имитации
явлений
и
процессов
с
помощью
диалогового
взаимодействия,
компрессии
информации,
логической
и
стилистической
обработки;
использованию
инструментальных программных средств, с целью развития логического, наглядного-
8
образного
мышления,
а
также
формированию
вербально-коммуникативных
и
практических умений.
Тенденция развития современных образовательных технологий напрямую связана с
гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации
личности.
Мультимедиа
является
исключительно
полезной
и
плодотворной
образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности,
гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а
также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся,
способствовать повышению их мотивации. Мультимедиа-средства могут применяться
в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься людьми с
различными психолого-возрастными особенностями восприятия и обучения: некоторые
обучающиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством
восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видеофильмов. Использование
качественных мультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения гибким
по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их
индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам». По мнению многих
специалистов,
новые
информационные
образовательные
технологии
на
основе
компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.
Список использованных источников.
1. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие / А.А. Андреев. - М.:
Логос, 2003. - 73с.;
2. Андресен Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс:
[пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. - 2 - е изд. ; испр. и доп. - М.:
Дрофа, 2007. - 221с.;
3. Вицентий А. В. Мультимедиа технологии. Аппаратные средства и методы
отображения визуальной информации — Мурманск : Лань, 2019. — 101 с.;
4. Жук Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа: учебное пособие для вузов
— Москва: Лань, 2021. — 208 с.;
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для
высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. -
188с.;
6. Катунин Г. П. Основы мультимедийных технологий — Новосибирск : Лань, 2021. —
784 с.;
7. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном
процессе / С.П. Новиков // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 32 - 38.
9