Напоминание

"Осеннее путешествие в лес"

Автор: Бижова Оксана Анатольевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад N8
Населённый пункт: Новочеркасск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Осеннее путешествие в лес"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной

группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Осеннее путешествие в лес»

Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Цель занятия:

Коррекционно-образовательные:

Уточнять и закреплять произношение звуков [С] и [Ш] в словах, предложениях.

Упражнять в дифференциации звуков [С] – [Ш] на слух и в произношении.

Формировать умение подбирать прилагательные к существительным, образовывать

притяжательные прилагательные.

Обогащать и активизировать словарь по темам «Осень», «Лес», «Дикие животные».

Формировать связную речь, умение составлять описательные рассказы.

Закреплять знания об осенних изменениях в природе и жизни животных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

Развивать речевое дыхание.

Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.

Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: Развитие всех компонентов устной речи (лексико-грамматическая

сторона, фонематический слух, связная речь, звуковая культура речи).

Познавательное

развитие:

Расширение

представлений

об

окружающем

мире

(природа, животные).

Физическое развитие: Развитие крупной и мелкой моторики, координация движений,

формирование правильного дыхания.

Художественно-эстетическое развитие:

Использование наглядности, элементов

игры.

Социально-коммуникативное

развитие:

Формирование

навыков

общения,

сотрудничества, самостоятельности.

Оборудование:

Картины с изображением осеннего леса, диких животных (лиса, белка, заяц, ёж,

медведь).

Предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (сова, сорока, слон, сыр, сани, стол;

шапка, шуба, шишка, шары, шляпа, мышка).

Символы звуков [С] (насос) и [Ш] (змея).

Искусственные осенние листья (красные, желтые, оранжевые).

Корзинка, шишки, каштаны.

Зеркала по количеству детей.

Дыхательный тренажёр «Листопад» (бумажные листья, подвешенные на ниточках).

Магнитофон, аудиозапись «Звуки осеннего леса» и легкая музыка.

Кольца Луллия с секторами «Кто чем питается в лесу?».

Пластилин, дощечки для лепки.

Ход занятия:

Логопед:

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в

увлекательное путешествие в осенний лес. Но сначала давайте разомнёмся и

подготовим наш язычок к работе.

Артикуляционная гимнастика (с зеркалами) (3 мин)

Логопед: Сначала подготовим наши губы и язычок к лесным приключениям.

«Улыбка – Трубочка» (для губ)

«Качели» (язык вверх-вниз)

«Часики» (язык влево-вправо)

«Маляр» (язык по нёбу)

«Лошадка» (щёлканье языком)

«Вкусное варенье» (облизываем губы)

Логопед: Молодцы! Язычок готов!

Логопед: Вот мы и оказались на лесной опушке (включается аудиозапись «Звуки

осеннего леса»). Посмотрите, как красиво вокруг! Кругом разноцветные листья. Это

осень-художница постаралась. Подул ветерок, и начался листопад.

Дыхательная

гимнастика: Дети дуют на подвешенные бумажные листья, стараясь сдуть их одним

долгим выдохом.

Логопед: Осенью в лесу много разных звуков. И мы с вами послушаем, как шипит

змейка [Ш-Ш-Ш] и как песенка водички льётся [С-С-С].

Логопед: Когда услышите звук [С] – поднимите синий кружок (или хлопайте в

ладоши), когда услышите звук [Ш] – поднимите красный кружок (или топайте

ногами).

Звуковой ряд: С, Ш, С, Ш, А, У, С, Ш, О, Ш, С…

Слоговой ряд: СА, ША, СО, ШО, СУ, ШУ, ШИ, СЫ…

Слова: Сушка, шишка, сок, шум, сумка, шуба, слон, шмель, Саша, суши.

Логопед: Молодцы! А теперь давайте посмотрим, какие подарки приготовила нам

осень в лесу. Отгадайте загадки:

Рыжая плутовка, хитрая воровка.

Хвост пушистый, мех золотистый. (Лиса)

С ветки на ветку, быстрый, ловкий, шустрый зверёк.

Он запасает орехи и грибы на зиму. (Белка)

Логопед: (Показывает картинки лисы и белки). В словах "лиса" и "белка" есть звуки

[С] и [Ш]? Посмотрите на другие картинки. (Показывает картинки: сова, шишка,

сорока, шуба).

Логопед: Разложите картинки в два домика: в первый домик – слова со звуком [С], во

второй домик – слова со звуком [Ш].

Дети раскладывают картинки, проговаривая слова и выделяя нужный звук.

Логопед: Устали сидеть? Предлагаю вам, превратится в лесных зверей!

Зайка прыгает по лесу, (Прыжки на двух ногах)

Мышка спряталась под ёлку. (Приседают, прячутся)

Быстро бегает лисица, (Бег на месте, плавные движения руками)

Белка скачет по вершинам. (Прыжки, имитируя лазанье)

Мишка косолапый ходит, (Идут вразвалку)

Ёжик колет всех иголкой. (Руки согнуты в локтях, кисти имитируют колючки).

Логопед: Мы продолжаем путешествие. В лесу живут разные животные.

Шубка лисы – (чья?) лисья шубка.

Хвост белки – (чей?) беличий хвост.

Грибок ежа – (чей?) ежиный грибок.

Нора лисы – (чья?) лисья нора.

Дупло белки – (чьё?) беличье дупло.

След волка – (чей?) волчий след.

Лапы медведя – (чьи?) медвежьи лапы.

Логопед: Ребята, выберете одного животного и расскажем о нём.

Логопед: (Выбирает картинку, например, лисы). Расскажите, какая лиса? Что она

умеет делать? (Лиса – хитрая, рыжая, пушистая. У неё длинный пушистый хвост,

острые ушки. Она ловко охотится за мышами и зайцами. Живёт в норе.)

Логопед: Наше путешествие подходит к концу, и нам пора собираться домой. Но из

леса нельзя уходить без подарков. Предлагаю слепить для наших гостей осенние дары

леса. Что можно найти в лесу осенью? (Грибы, шишки, ягоды).

Логопед: Сегодня мы слепим грибы или шишки.

Дети лепят из пластилина грибы/шишки.

Логопед: Молодцы, ребята! Какие замечательные осенние дары у вас получились!

Логопед: Какое задание было самым интересным? А какое самым сложным?

Логопед: Вы сегодня большие молодцы, были внимательными, активными и

дружными. Спасибо за занятие! До свидания!

---