Автор: Пантюхова Валерия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО Г. Краснодар "Детский сад №178 "Солнечный круг"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего
дошкольного возраста
Фундаментом
умственного
воспитания
является
сенсорное
развитие, которое способствует обогащению чувственного опыта
ребенка и формированию представлений о качествах и свойствах
окружающих предметов.
Процесс познания мира у маленьких детей существенно отличается
от того, как это делают взрослые. Если взрослые опираются на
логику и ум, то дети младшего дошкольного возраста познают мир
через эмоции и ощущения. Активность ребенка в познании
проявляется, прежде всего, в развитии восприятия, формировании
символического
мышления
и
осмысленной
предметной
деятельности.
Вопросы сенсорного воспитания актуальны в настоящее время, так
как дошкольный возраст является сенситивным периодом для
развития способностей. Упущенные возможности в этот период
сложно восполнить в будущем. Профессор Н. М. Щелованов
справедливо
называл
дошкольный
возраст
"золотой
порой"
сенсорного
воспитания,
поэтому
важно
предоставить
детям
максимум возможностей для обогащения их чувственного опыта.
Познание начинается с ощущений и восприятия, и чем богаче эти
ощущения,
тем
более
полным
и
разносторонним
будет
представление ребенка об окружающем мире. Успех умственного,
физического,
эстетического
и
экологического
воспитания
во
многом определяется уровнем сенсорного развития детей, то есть
тем, насколько хорошо они видят, слышат и осязают окружающее.
Чувственное познание внешнего мира – это важнейший этап в
развитии познавательной деятельности ребенка, необходимая
основа для его интеллектуального роста.
💡
Одним из эффективных
методов сенсорного воспитания являются дидактические игры и
упражнения, которые позволяют вовлекать детей в активную
практическую
и
интеллектуальную
деятельность,
а
также
способствуют их нравственному и эстетическому развитию.
Содержание сенсорного воспитания включает в себя развитие
умения различать звуки и вслушиваться в них, развитие речевого
слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального слуха
(умение различать высоту звуков, воспринимать ритм). Также
сенсорное
развитие
предполагает
формирование
тактильной
чувствительности
–
умения
определять
свойства
предметов
(гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, легкий, тяжелый,
холодный, теплый и т.д.) и правильно их называть.
Воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного
возраста реализуется в различных видах деятельности, таких как
игра, труд и обучение. Известно, что внимание детей младшего
дошкольного
возраста
отличается
кратковременностью
и
неустойчивостью,
а
мышление
носит
наглядно-действенный
характер. Поэтому в своей работе мы делаем акцент на игровую
деятельность. Именно дидактическая игра, включающая элементы
новизны, яркости, динамизма и неожиданности, становится для
малышей
средством,
стимулирующим
их
активность
и
способствующим развитию сенсомоторных навыков и интеллекта.
Ребенок, осваивающий сенсорный опыт без целенаправленного
руководства со стороны взрослых, часто идет путем проб и ошибок.
Использование
дидактических
игр
позволяет
детям
легче
и
быстрее усваивать признаки и свойства предметов.
В своей работе мы стремимся:
Научить детей различать основные цвета.
Познакомить их с формой и величиной предметов.
Сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Развивать
любознательность,
наблюдательность
и
творческие
способности.
Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Дидактические
игры
можно
включать
практически
в
любую
образовательную деятельность. Их целесообразно сопровождать
стихами,
потешками
и
загадками,
что
помогает
детям
эмоционально
воспринимать
и
осознавать
игровые
образы,
понимать
их
эстетический
характер
и
развивать
образное
мышление и воображение.
В процессе дидактических игр решаются следующие задачи:
Вызвать у детей интерес к ярким образам предметов, создаваемых
с помощью различных форм.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Формировать умение ориентироваться в различных свойствах
предметов, таких как цвет, форма и количество.
Развивать зрительную координацию, познавательный интерес,
мелкую моторику, образное воображение и чувство прекрасного.
Формировать
осознанное
отношение
к
порядку
выполнения
заданий,
а
также
способность
действовать
самостоятельно,
используя дидактические карточки с изображением предметов.
Воспитывать бережное отношение к игровым материалам.
Сенсорное
развитие
играет
важную
роль
в
формировании
когнитивных,
эмоциональных
и
моторных
навыков
ребенка.
Поэтому своевременная диагностика и коррекция сенсорных
нарушений являются важной задачей для специалистов в области
образования.
Взаимодействие
с
родителями
и
обучение
их
методам поддержки сенсорного развития в домашних условиях
позволяют создать полноценную сенсорную среду для ребенка.