Напоминание

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пантюхова Валерия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО Г. Краснодар "Детский сад №178 "Солнечный круг"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего

дошкольного возраста

Фундаментом

умственного

воспитания

является

сенсорное

развитие, которое способствует обогащению чувственного опыта

ребенка и формированию представлений о качествах и свойствах

окружающих предметов.

Процесс познания мира у маленьких детей существенно отличается

от того, как это делают взрослые. Если взрослые опираются на

логику и ум, то дети младшего дошкольного возраста познают мир

через эмоции и ощущения. Активность ребенка в познании

проявляется, прежде всего, в развитии восприятия, формировании

символического

мышления

и

осмысленной

предметной

деятельности.

Вопросы сенсорного воспитания актуальны в настоящее время, так

как дошкольный возраст является сенситивным периодом для

развития способностей. Упущенные возможности в этот период

сложно восполнить в будущем. Профессор Н. М. Щелованов

справедливо

называл

дошкольный

возраст

"золотой

порой"

сенсорного

воспитания,

поэтому

важно

предоставить

детям

максимум возможностей для обогащения их чувственного опыта.

Познание начинается с ощущений и восприятия, и чем богаче эти

ощущения,

тем

более

полным

и

разносторонним

будет

представление ребенка об окружающем мире. Успех умственного,

физического,

эстетического

и

экологического

воспитания

во

многом определяется уровнем сенсорного развития детей, то есть

тем, насколько хорошо они видят, слышат и осязают окружающее.

Чувственное познание внешнего мира – это важнейший этап в

развитии познавательной деятельности ребенка, необходимая

основа для его интеллектуального роста.

💡

Одним из эффективных

методов сенсорного воспитания являются дидактические игры и

упражнения, которые позволяют вовлекать детей в активную

практическую

и

интеллектуальную

деятельность,

а

также

способствуют их нравственному и эстетическому развитию.

Содержание сенсорного воспитания включает в себя развитие

умения различать звуки и вслушиваться в них, развитие речевого

слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального слуха

(умение различать высоту звуков, воспринимать ритм). Также

сенсорное

развитие

предполагает

формирование

тактильной

чувствительности

умения

определять

свойства

предметов

(гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, легкий, тяжелый,

холодный, теплый и т.д.) и правильно их называть.

Воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного

возраста реализуется в различных видах деятельности, таких как

игра, труд и обучение. Известно, что внимание детей младшего

дошкольного

возраста

отличается

кратковременностью

и

неустойчивостью,

а

мышление

носит

наглядно-действенный

характер. Поэтому в своей работе мы делаем акцент на игровую

деятельность. Именно дидактическая игра, включающая элементы

новизны, яркости, динамизма и неожиданности, становится для

малышей

средством,

стимулирующим

их

активность

и

способствующим развитию сенсомоторных навыков и интеллекта.

Ребенок, осваивающий сенсорный опыт без целенаправленного

руководства со стороны взрослых, часто идет путем проб и ошибок.

Использование

дидактических

игр

позволяет

детям

легче

и

быстрее усваивать признаки и свойства предметов.

В своей работе мы стремимся:

Научить детей различать основные цвета.

Познакомить их с формой и величиной предметов.

Сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Развивать

любознательность,

наблюдательность

и

творческие

способности.

Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Дидактические

игры

можно

включать

практически

в

любую

образовательную деятельность. Их целесообразно сопровождать

стихами,

потешками

и

загадками,

что

помогает

детям

эмоционально

воспринимать

и

осознавать

игровые

образы,

понимать

их

эстетический

характер

и

развивать

образное

мышление и воображение.

В процессе дидактических игр решаются следующие задачи:

Вызвать у детей интерес к ярким образам предметов, создаваемых

с помощью различных форм.

Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.

Формировать умение ориентироваться в различных свойствах

предметов, таких как цвет, форма и количество.

Развивать зрительную координацию, познавательный интерес,

мелкую моторику, образное воображение и чувство прекрасного.

Формировать

осознанное

отношение

к

порядку

выполнения

заданий,

а

также

способность

действовать

самостоятельно,

используя дидактические карточки с изображением предметов.

Воспитывать бережное отношение к игровым материалам.

Сенсорное

развитие

играет

важную

роль

в

формировании

когнитивных,

эмоциональных

и

моторных

навыков

ребенка.

Поэтому своевременная диагностика и коррекция сенсорных

нарушений являются важной задачей для специалистов в области

образования.

Взаимодействие

с

родителями

и

обучение

их

методам поддержки сенсорного развития в домашних условиях

позволяют создать полноценную сенсорную среду для ребенка.